Протестанты модель бизнеса
Знать в лицо полезно. И тех, кто сегодня демонстрируется на телеэкране в Российском масштабе. Чтобы лучше понимать, что происходит вокруг.
Интересно взглянуть на наших политологов и подивиться тому, с какими недругами они ведут борьбу.
Итак, кто как именует наших врагов?
"Западные страны", "западники"...Авторы этих поименований - сразу чувствуешь - хорошо представляют себе с кем имеем дело, трезво и потому осторожно подбирают слово. "Запад" - а там кого только нет! Обобщенно, и потому точно. А потому их слушаешь, им доверяешь.
"Наши закоренелые враги англо-саксы"... А французы? От Наполеона до Макрона? А немцы с двумя войнами? Не закоренелые, а так вышло? Может и саксы не хотели,но
"так склалось".
А ещё их кровь с кровью наших императоров была смешана.И тем не менее авторы поименования наших врагов предлагают нам воспринимать историю как битву наций.
Стоило, однако, на англо-саксонской авансцене появиться индусу, неграм, евреям,сразу обнаружилась несостоятельность портрета кисти националистов.
Да и понятно, большинство стран давно многонациональные.
А последнее время на слуху объявились политологи научающие нас, что враги - это "протестантские страны", все эти капиталисты, колониалисты - "страны протестантской экономики", у них , мол, принцип "Кто больше нагребёт, тому Бог даёт".
Не думаю, чтобы это была акция адептов других конфессий. Верующий человек, католик ли, православный, вряд ли будет сеять религиозную вражду.Скорей это воины
из армии Антихриста.
Протестантизм - многочисленная ветвь христианства. Облить всех христиан грязью Антихрист не решается, а вот обгадить частично - удобный случай.
И даже на это персонально не решились -не взяли на себя ответственность, свалили грех на немецкого социолога Макса Вебера.
Нет никакой протестантской экономики. Есть евангельская модель трудовой деятельности семьи рыбаков: рыбачим вместе, а там кому как повезёт - даст Бог улов, разделим поровну. Справедливо разделим - Бог даст ещё.
А Макс Вебер (1864 - 1920) размышлял о том,как в Европе в 17 веке религиозная этика и психология протестантов, в частности кальвинистов, послужили становлению машинного производства.
Можно сказать, в экономической истории Европы - под Божьей ли рукой или по Божьей программе- сочетались два пазла хозяйственного развития - юный технический прогресс ( напр. появление ткацких станков) и финансовая и трудовая готовность протестантских общин овладеть техникой.
Протестанты в борьбе за право на жизнь своих общин, своего вероисповедания, а значит за свободу веры, пройдя через преследования и стеснения, закалились в невзгодах. В их характерах выработалась трудовая стойкость и добросовестность, аскетизм в тратах, бережливость в быту,пунктуальность в исполнении договора и данного слова, аккуратность в уплате долга по срокам, обязательный взнос в общинную кассу для совместных проектов.
Эти строгие законы были едины и для верующего, и для общины. Руководителей община избирала, и общинная касса находилась под контролем братства. На что направить сбережения (а прежде всего на взаимопомощь) решали на собраниях.
В то время как монастырские братства тратили сбережения на строительство и содержание своих сооружений, протестанты - горожане, ремесленники - храмов не строили, службу упростили,общие расходы свели к минимуму.
К тому времени, когда появилась первая техника, в их кассах накопилось достаточно денег, чтобы создать первые фабрики.
Завоевав свободу веры, протестанты затем упорным трудом завоевали место в состоятельном сословии и авторитет в политической жизни.
Молодая промышленность успешно развивалась, предприятия росли, а значит численность фабричных рабочих увеличивалась, но уже за счёт свободного найма.
В одно прекрасное время община и трудовой коллектив разошлись - каждый пошёл своим путём. Руководители предприятий больше не избирались и не контролировались собранием рабочих, фабрики перешли в частную собственность.
Примерно также в России в 19 в. общины старообрядцев внесли свой вклад в становление молодого капитализма.
И сегодня во многих странах, в том числе в России, малый бизнес, малые предприятия, артели, кооперативы строятся на тех же моральных принципах, что и протестантские - профессиональный труд, совестливость и честность,взаимопомощь, доверие, справедливость в распределении заработка.
Иное дело большая индустрия, международные концерны, фирмы, банки. Здесь никакие акционирование, арбитраж, профсоюзы не то, что не обеспечивают производственной демократии, они в принципе элементы иной системы. Формируется глобальная экономика, связи в ней быстро усложняются, управление приобретает характер больших механизмов.
В этом процессе важно удержать контроль за экономическими механизмами, не потерять ориентации на идеалы справедливости и честности, не потерять эти божественные основы человечности.
Свидетельство о публикации №224110700841