Неповторимый образ и традиции. Мастер и Маргарита
Жизнеописание спектакля "Мастер и Маргарита" С.Э.Алдонина Музея-Театра "Булгаковский дом" в его многообразии и множестве жизней
(06.11.2024)
Заметка
"Дление традиций"
Неповторимый и незаменимый образ
"О, как я угадал", как я угадала...
Сегодня вы могли стать свидетелем передачи славных театральных традиций, постановку с другим составом актёров, и это дало новые мысли и идеи о создании живого произведения театрального искусства и возможностей для творчества. Ещё ранее я почувствовала, что режиссёр и исполнитель главной роли Воланда решится на смену не только ролей между актёрами, но и на смену главной роли - наступления этого момента не хотелось, потому что неповторимо творчество человека и ценно как сама жизнь, и готов бесконечно наблюдать его искусство. И созданный С.Э.Алдониным образ неповторим и незаменим. Но это решение имеет высокую цель - это передача и дление традиций школы театра, той бесконечной линии жизни самого произведения театрального искусства во времени, и вот что нового из знаний открылось в сегодняшнем спектакле для творящих прекрасное искусство...
В своём анализе я не сравнивала актёскую манеру, и старалась смотреть наново, будто вижу постановку впервые. И вот те удивительные открытия, которые даёт разносторонний взгляд. Живое произведение театрального искусства - та цель, к которой устремляется созидающая деятельность его творцов. И это и режиссёрская кисть, и кисть-действие актёров и всего многообразия средств выразительности. И каково гармоничное сочетание всех составляющих в единое целое - это определённый творческий закон. А потому важно воплощение именно самого произведения, нового и прежнего, и произведения-источника. И именно поэтому сложность образа и его многосторонность раскрываются каждым актёром, и важно не стремление воплотить созданный образ, хотя это задумка творца живого произведения, но тот образ, который хранится в сердце произведения, а само оно - цель театрального искусства. Но внутри произведения образ сам - ещё одно колоссальное творение, почему и любимы не только истории, но сами жизни их героев, и вы стремитесь видеть и произведение, и актёрское мастерство, а потому столь любимо творчество человека, которое и проявляется и в создаваемом, и живёт в нём самом. Поэтому при смене ролей было приятно и слышать и видеть одновременно воплощение Изнауром Орцуевым и созданного Сергеем Эдуардовичем образа, отсылок к нему в интонациях, движениях, и это тоже верно - образ сам по себе как отдельное произведение искусства, и Сергей Эдуардович гранил этот алмаз, и вот этот огранённый алмаз передаётся к свету учеников, как и в романе "Мастер и Маргарита", чтобы грани играли, но и видеть созданный актёром образ. И здесь творческая жила - почему автор любит своих героев, и их любят другие люди. И вечен образ, но жизнь, творчество самого человека неповторимы, и так, соединяясь, они западают в душу через искусство того, кто их создаёт, и вместе - это равновесие, гармония. И вы любите как произведение, так и мастерство его творца, в созданном режиссёром образе, и храните его в памяти и стремитесь увидеть это неповторимое искусство. Создание образа - это искусство в искусстве, огромный многолетний труд, который находит отклик в самом сердце души человека, наблюдающего это искусство, которое, в свою очередь, дарит сердце человека, его создающего. Созданный режиссёром образ действительно неповторим, а потому с точностью может быть воплощён только им самим. Секретом же воплощения именно того самого образа, если ставится такая цель, может быть соединение основных черт с индивидуальностью воплощающего образ актёра и его творчеством. И в этом воплощении образ был создан с изяществом - и это сочетание мудрого режиссёрского руководства и опыта с талантами актёра, та самая непрерывная линия. И своё видение образа также было воплощено актёром, и музыка этого образа говорит на своём языке, что также верно для целей воплощения самого произведения. И, наконец, сам образ Воланда действительно, как и задумывал Михаил Афанасьевич, получается сложносоставной. И вот эта гармония живого произведения, творимого вместе, но и со своим оттенком - такого не найти в сыгранном оркестре, ни в других творческих направлениях: индивидуальное и общее - единое целое, но каждая нота, каждый оттенок цвета, каждый жест - неповторимость. И это и кисть каждого актёра, и режиссёрская рука, объединившая все штрихи и линии в едином произведении, и это мастерство.
В сегодняшней постановке также множество нюансов, живого театрального действия, живопии в деталях, например, реплика Воланда в ответ на вопрос, какой смертью умрёт Берлиоз, о том, что он сейчас заглянет в то таинственное и содержащее все ответы измерение - и сопровождающее эту реплику действие, будто он действительно успел заглянуть в те доступные ему тайны об истине. Или жест Маргариты, когда она говорит, как стала ведьмой, взяла метлу, открыла окно - и она будто открывает то невидимое окно единым взмахом рук. Это и есть живопись каждого штриха в живой картине, как, например, всегда происходит действие второго плана одновременно с основным действием, к примеру, опрос доктором поэта Рюхина об Иване Бездомном, а в это время присутствующий тут же Иван старается заглянуть в записи, которые ведёт медсестра. И радуют эксперименты с образом оперного голоса спектакля, и актёр и певец в этот раз напоминал арапа Петра Великого. Это детали, но они дополняют общее дейстие, и это полнота основного сквозного действия - к нему будто как металл к магниту притягиваются все линии. И это ещё один исток для изучения сложения гармонии живого произведения театрального искусства, каким образом в целое складываются частности и общее.
И по-новому проживается история Мастера - также индивидуальность игры в произведении. Какая сила в том, что хрупко... Мастер, вновь вспоминающий, а точнее, никогда не забывающий историю любви к роману-истине и любимой, при упоминании Иваном истории Иешуа и Понтия Пилата, будто обессиливает на глазах, но какая сила актёрского действия, и переживший борьбу за правду об истории человечества будто старится на глазах, ноги еле переставляются, и вот он уже съёживается, и затем мечется от ужасов и страхов в урочный час, или ловит каждый лист романа, свидетельства истины, которую любит, или тут же в бессилии опускает руки, и рукопись рассыпается, и это мастрество передачи смысла и мощный приём - в действии воплотить это отношение любви и испытанного в связи с романом горя. А сжигая роман, Мастер с надеждой, верой, которая ещё теплится в чуткой душе и уме, повторяет слова Иешуа о том, что смерти нет, и человечество будет смотреть на мир через чистый кристалл. И это связь героев и времён, потому что эти же слова повторяет ученик, бедный поэт Иван Бездомный, а сам актёр в этот раз вложил столько смысла в слова, как важно и какое огромное значение имело для него желание узнать обо всём от того таинственного иностранца вместо бессмысленной погони.
И это целостность произведения, и оно воплощено. Но что будет далее, этот уникальный режиссёрский замысел, будет ли это расширение театра, о чём в 2022 году я видела сон, или занятие иторией... Неповторимый образ, но живущий во множестве других жизней учеников его творца, вы жаждете видеть его неповторимое творчество, эту неповторимую жизнь и скучаете по ней. Но мы передаём наши знания, наши образы по наследству, и это то самое дление знаний, их передача, и в этом и есть бесконечно-вечное жизни, их создавшей. И каждый мог увидеть себя в разных жизнях в постанвке. И как это должно быть интересно, взгляд самих творцов произведения на себя будто со стороны, и всё вместе составляет жизненную историю о судьбах людей, о творчестве и любви, и вы всей своей душой проживаете эту жизнь, и это прекрасное искусство, которое не имеет конца...
Процветания и бесконечного дления непрерывной линии жизни!
2024, Ксения Мира
Свидетельство о публикации №224110700089