Мужчина и муж

  (ст."От мужика к мужчине: почему на Руси эти слова имели разное значение",Лит-рес,2024) "На протяжении многих веков русская культура окутана слоем уникальных социокультурных норм и традиций,которые отражаются не только в языке,но и в общ-ественном сознании.Одним из любопытных аспектов этой культуры является различе-ние между понятиями «мужчина» и «мужик». Эти термины, казалось бы, синонимы,но они несут в себе нюансы,которые отражают сложное социальное и культурное поле русского общества. Ниже мы расскажем про исторические корни и семантические оттенки этих понятий,а также затронем их роль в формировании образа мужествен-ности в русской культуре.Ведь русский язык постоянно эволюционирует,и слова, которые прежде могли восприниматься как оскорбительные и пренебрежительные,в наше время могут звучать с гордостью и уважением.Кого на Руси называли мужиками. На Руси термином «мужики» пользовались для обозначения юношей и мальчиков, не имевших права голоса. Это слово в общем-то не несло негативной коннотации, так как происходило от слова «муж».Однако слово «мужи» применялось не только непос-редственно к мужьям,но и ко всем мужчинам,независимо от их семейного положения. Со временем «мужиками» стали обозначать не только мальчишек из незнатных семей, но и вообще всех неполноправных и неполноценных в физическом смысле мужчин- крепостных,душевнобольных или глухо-немых.В итоге слово «мужик» в русской куль-туре превратилось в отражение социа-льного положения человека,поскольку оно часто было неблагоприятным,термин стал ассоциироваться с негативом,хотя изнач-ально отрицательной окраски не имел.Впрочем,со временем само слово начало приоб-ретать более широкое значение,и теперь «мужи-ками» начали именовать всех негра-мотных,грубых и неряшливых мужчин из сельской местности.Это явление продолжалось практически до самой Октябрьской революции.Кого на Руси называли мужчинами? Теперь поговорим о мужчинах— полной противоположности мужиков.На Руси было при-нято называть так всеми почитаемых господ с высоким социальным статусом. Слово «мужчина» имело происхождение от двух слов — «муж» + «чин», обозначая человека с образованием,достижениями или определенным статусом в военной или на гражданской службе.Обычно так говорили о боярах,дворянах и представителях элиты.Детей двор-ян,которые еще не достигли полового созревания или получили образование,не наз-ывали мужчинами, а снисходительно прозвали недорослями.Почему все изменилось по-сле революции.После Октябрьской революции 1917 года, как известно, в стране и обществе произошли радикальные изменения. Слово мужчина стал менее уважаемым, наступила «Эпоха мужиков».Теперь каждый представитель сильного пола мог называть себя мужиком громко и с гордостью. Парадоксально, но не всем были по душе такие перемены. Например, казаки отказывались принимать статус «мужиков». Ведь воину, преданному служению,не подобало ставить себя на один уровень с обычными кресть-янами и земледельцами. Так что когда кто-то называл их так, казаки возражали: «мужики носят лапти,а казаки— лампасы».Поэтому казаков старались называть просто казаками,братцами,джигитами,мужчинами,но никак не мужиками.Уже после Октябрьской революции и Гражданской войны,на это уже перестали обращать внимание,тогда и родилось так полюбившееся многим слово— «товарищи».Иной смысл у термина «мужик» начал проявляться при Никите Хрущёве,который решил реабилитировать и амнисти-ровать тех, кто отбывал срок в лагерях при Сталине. Это слово стало своеобразным жаргоном, вытекающим из лагерной жизни. К примеру, фраза «мужики грызли тайгу», подразумевающая, что заключенные старались выжить в суровых условиях сибирских лесов.Для настоящих воров приобретение статуса «мужика» было неприемлемым.В эпоху интернета слово «мужик» может иметь разные значения в зависимости от конт-екста и интонации.Среди представителей сильного пола оно скорее будет воспри-ниматься как похвала за трудолюбие, прямоту и мужественность.Однако для женщин это слово может звучать как оскорбление,указывая на грубость,неопрятность и невоспитанность ее кавалера.Вот такие парадоксальные вещи происходят с великим и могучим русским языком.За это его и любят,не так ли?"
  (ст."Как мужчины на Руси колдовством внушали любовь",Литрес,2024) "Принято считать,что магией на Руси занимались исключительно женщины.Однако статистика судебных дел прошлых веков показывает,что мужчин за колдовство судили чаще.Проф-ессор Мичиганского университета Валери Кивельсон в своей книге «Магия отчаяния. Моральная экономика колдовства в России XVII в.» на основе сохранившихся свиде-тельств о судах провела крупномасштабное исследование русских колдовских процес-сов.Она рассмотрела это явление с политической,гендерной,классовой и возрастной сторон и попыталась найти сходства и различия с европейской охотой на ведьм. Оказывается,на Руси осуждённых за колдовство мужчин чаще всего обвиняли в при-менении или распространении рукописных заговоров.Причина выбора такого магиче-ского средства крылась в том, что мужчины были более образованны,чем женщины.На что же были направлены эти чудотворные тексты? Среди дошедших до нас документов можно найти заговоры на власть, на промысел (ими пользовались охотники, рыбаки и пастухи), на вражеское оружие (такие даже вшивались в одежду).Особую культурную ценность представляют любовные заговоры.О них подробнее и расскажем в этой ста-тье.Мужская и женская магия на Руси чётко разграничивались.Обычно женщины гада-ли,чтобы узнать свою судьбу, или с помощью чародейства «заколдовывали» мужей, чтобы те были добры к ним: не били, не пили и не гуляли. Чаще всего женщины подмешивали волшебные снадобья в еду своим супругам. Мужчины с помощью любовных заговоров хотели околдовать свою зазнобушку,чтобы стать в её глазах привлекат-ельными и желанными. И не важно был ли у неё муж или сердечный друг. К таким крайним методам мужчины прибегали в исключительных случаях, то есть когда не могли жениться (например, уже состояли в браке) или чувствовали свою ущербность.
Магическая сила заговора основывалась на представлении о любви как о смертельной болезни. Все образы, входящие в структуру текста, подкрепляли это тождество. Как правило,любовь уподоблялась тоске,которая нередко персонифицировалась и воплоща-лась в образе существа без конечностей и головы,которое билось в истерике.Тоска либо придавливала своим грузом женщину,либо вселялась в неё,провоцируя припадки и ощущение замкнутости, как в гробу.Кроме этого,на женщину насылалась бессон-ница, из-за которой та не могла ни наесться, ни напиться. Она отчуждалась от родных и переставала общаться с ними и возлюбленным, если таковой у неё был. После на неё падала лихорадка,в которой женщина плавилась,как воск,или горела, как трава в печи.Некоторые исследователи видят в этом огне адское пламя,которое истязает грешника.Нередко женщину в заговоре уподобляли какому-нибудь животному, например,обезумевшей без быка корове.Все эти образы должны были подавить волю женщины и полностью подчинить её разум мужчине. Спастись от «болезни» она могла одним способом – найти его и отдаться ему. По своему ритуалу любовные заговоры больше напоминают порчи. Существует немало описаний случаев, когда человеком овладевало внезапное сильное, неподконтрольное чувство. Такие «помешательства» всегда объяснялись магическим воздействием. Если девушка вдруг сходила с ума и бредила одним мужчиной, ей говорили: «Порчу на тебя навели». После ей советовали обратиться к знахарю, который мог излечить любовный недуг.Вот пример заговора на любовь девицы из следственного дела против ротмистра Семена Васильевича Айгу-стова:«Встану раненько, взойду на высок шолом, ускричу, взвоплю своим громким голосом: Ой вы, Сотона со дьяволи со малы, со великими, вылести с окияне-моря, возмити огненую тоску мою, пойдити по белу свету, не зожигайти вы не пенья, не колодья, ни сырые деревья, ни земни тровы, зажгити у рабы по мне рабу душу. На море акияне, на острове на Буяне стоит тут мыльня, в той мыльне лежит доска, на той доске лежит тоска. Пришол я, раб имярек: Что ты, таска, тоскуешь и гарюешь? Не таскуй, таска, не гарюй, таска, поди, таска, уступи,таска,рабу имерек,чтобы она тоскавала и горевала по мне, по робу имерек; как тот огонь горит,в году и в полугоду, днем и полудни, и часу и в получасу,так бы та раба по мне,по робу, горела с белое тело,ретивае серцо, черноя печень,буйная голова з мозгом, ясными очами,черными бровями,сахарными устами. Сколь тошно,сколь горько рыбе без воды, и так бы рабу имерек тошно,горько по мне по робу и дня и полудня,и часа и полу-часа,в году и полугоду,и неделе и полнеделю,и об ветху мне и об молоду,и о пер-екрое…На што загодал,на то и стань».Несмотря на то,что церковь осуждала народное колдовство,наши предки всё равно занимались магией.Они с большой охотой покупали отдельные листки с заговорами и печатные сборники с описаниями обрядов,суеверий, примет и советами на все случаи жизни.Грамотные люди переписывали из таких сбо-рников магические тексты и зарабатывали на продаже.Если такую литературу наход-или у кого-то дома,её изымали и уничтожали.Но,как показывает история,магия была неистребима,поэтому многие документы дошли до наших дней."

  (ст."Что произойдет,если ученые вдруг найдут древнюю славянскую письменность?" ,Русичи,2024) "О том,что славяне могли иметь какую-то свою письменность еще до того,как греческий просветитель Константин(именно его мы знаем под именем Кирил-ла)придумал глаголицу,сообщают некоторые источники.В частности,есть знаменитый фрагмент из трактата о "Письменах" Черноризца Храбра:"Прежде ведь славяне не им-ели букв,но по чертам и резам читали,ими же гадали, погаными будучи".На слово "поганые" тут обижаться не следует,поскольку в те времена оно было всего лишь синонимом слова "язычник".То есть Храбр утверждал,что в дохристианские времена у славян было что-то вроде рун- ими писали,ими гадали.Ничего невозможного тут нет. Рунный вариант письменности в ту эпоху был вполне популярен у тех же скандина-вов.Могли свои аналоги рун существовать и у славян.Проблема только в том,что сл-авянских рун пока не найдено.По крайней мере не найдено нормальных артефактов, которые убедительно показали бы их существование.Есть,допустим,так называемая "Алекановская надпись"- пять странных символов на черепках горшка,найденного в раскопках под деревней Алеканово в Рязанской области.Но надо еще доказать,что это именно руны и что их нанесли именно славяне.Оба тезиса пока крайне сомните-льны.А если удастся доказать? А если найдутся еще такие артефакты? А если появя-тся в энном количестве разнообразные материальные свидетельства существования славянской письменности?Допустим, завтра вы просыпаетесь и читаете в газетах, что археологи отыскали какие-нибудь еще черепки с надписями.Или докириллическую берестяную грамоту где-нибудь в Изборске? Как отреагирует историческая наука на это?По какой-то непонятной причине популярное мнение гласит,что ученые тут же дико перепугаются и начнут спешно уничтожать все артефакты,на которых обнаружи-тся древняя письменность.Либо объявят их подделками.Либо запрут в запасниках и объявят тотальный режим молчания.А сделают это они,дескать,потому что иначе при-дется пересматривать все устоявшиеся концепции,выкидывать в помойку диссертации, терять какие-то там гранты и прочая и прочая.На самом деле все обстоит с точно-стью до наоборот. Открытие докириллической славянской письменности окажется для современных историков величайшим подарком небес.Вы представляете,какое количе-ство новых научных работ можно будет написать? Какое количество исследованийпро-вести? Сколько грантов получить? Сколько публикаций в научных журналов сделать? Да это же просто манна небесная для ученых!К теме был бы моментально прикован серьезный научный интерес,потому что сразу появился бы потенциал для десятков новых монографий,для многочисленных форумов и конференций по теме.Сформировались бы разные научные школы,продвигающие свои концепции относительно происхождения этой письменности.А сколько всего закипело бы в области междисциплинарного сотр-удничества!И,конечно,никто не будет переживать за то,что какие-то там работы прошлых лет окажутся дискредитированными.Не окажутся.Во-первых, по той простой причине, что ни один нормальный ученый никогда не делал категоричных заявлений о том, что докириллической славянской письменности не существовало.Всегда речь шла о том,что у науки нет убедительных свидетельств ее наличия.Во-вторых,в науке новые данные никогда не отменяют заслуг тех ученых,которые работали с предыду-щими вводными.Все эти заслуги никуда не деваются.Ну например,тот факт,что дино-завров теперь рисуют с перьями,а их родство с птицами полностью установлено,ни в коей мере не умаляет труды предыдущих поколений палеонтологов.В общем,если най-дется древняя славянская письменность это будет большой праздник для всех ученых .Любой,кто имеет представление об исторической науке,это понимает."

  (ст."Названия континентов: этимология",Языковедьма,2024) "Напоминаю,что мы с вами летим через огромное неизвестно что на большом каменном шаре,который посто-янно вращается.Здесь всё стабильно,а остальное,в целом,не так уж и важно.Ну и раз мы с вами здесь,давайте посмотрим,как и почему наши предки назвали разные части этого каменного шара.Европа- ну,греческое.;;;;;;[Eur;p;].Но откуда оно, никто точно не знает.Может быть,и правда совсем греческое,от ;;;;;;[eur;s]("широ-кий,большой,просторный")и ;;[;ps]("глаз").Дескать,большеглазая.И это женское имя .Второе слово,кстати,извращённый потомок праиндоевропейского *h;;k;s,как и наше "око".Впрочем, зная сколько всего у греков было негреческого, можно всерьёз рассмотреть и другой вариант, семитский. В конце концов, в колыбели цивилизации (то есть в Месопотамии) после шумеров сидели именно семиты, начиная с аккадцев, и они активно перенимали и распространяли шумерское знание в другие регионы. И под это дело могли передать грекам название Европы, которое в таком случае может происходить от чего-то вроде аккадского ;;;; [;erebu]("закат"),финикийского ;;; [ereb;]("вечер"),еврейского ;;;;;;; [ma;;r;;]("запад,закат")или арамейского ;;;;;;;;;;; [;r;;t;]("закат,вечер,канун,канун Шаббата,Пятница,Венера,Афродита").Что логично, ведь для семитов,которые жили немного восточнее,Европа находилась в той стороне, куда садилось солнце.Да и мы то направление ведь называем "западом"- туда "запа-дает" солнце.Так что если кто-то говорит про "закат Европы", то это,возможно, масло масляное.Такие дела.Азия- опять досталась нам от греков: ;;;;;; [As;;].В древнейшем варианте греческого, микенском,она выглядела так: ;;;; [a-si-wi-ja], и называли так жителей Лидии,а Лидия- Анатолия,то есть,в основном,современная Турция,то есть как раз территория к востоку от греков.Начало Азии.А дальше это, в свою очередь,подозрительно похоже на хеттское;;;[a;-;u-wa],как они называли северо-западную часть Анатолии.Вероятно,это действительно изначально было назв-анием только Анатолии,а потом,по мере открытия земель к востоку,распространило-сь на всё направление.Само слово,возможно,идёт опять от аккадского,на этот раз ;; [a-;u]("подниматься,вставать"),что было бы логично,если бы Анатолия не нахо-дилась к западу от Месопотамии,где жили аккадцы.Впрочем,возможно,аккадцы назыв-али так не Анатолию,а то,что было к востоку от них,то есть,например,Мидию или Элам.  хетты и греки уже приспособили к тому,что было актуально для них.Арктика, Антарктика- на этот раз точно греческое.Словом ;;;;;;;;[arktik;s]называли север-ные земли,а дословно это означало "медвежьи земли".Но не потому что там водятся медведи,а потому что это было направлением созвездия Большой Медведицы.Слово ;;;;;;[;rktos]означает "медведь"(тот самый корень,который у славян,балтов и гер-манцев не сохранился,видимо,из-за табуирования).Африка- на этот раз слово идёт от римлян,;frica.Оно происходит от слова ;fer,как называли жителей Карфагена (финикийского государства на территории современного Туниса).Возможно,оно проис-ходит от местного самоназвания,которое мы уже не узнаем (средневековые арабы упоминали что-то вроде "ифран"),а может,от финикийского ;;; [afar;]("пыль").А может,от берберского ;;;;[ifri]("пещера").Если верна пыльная гипотеза,то, возмо-жно,"пыльными" называли городские и чистенькие финикийцы Карфагена тех,кто жил за городом(крестьян,короче говоря).А римляне могли это слово перенять как имя вообще всех в этом регионе.Австралия- дальше пошли континенты,открытые совсем недавно,поэтому с названиями будет просто.Свежеоткрытую Австралию назвали на ла-тыни(потому что в Новое Время это ещё был основной язык науки,дипломатии и всего более или менее серьёзного)"terra austr;lis inc;gnita",то есть "южная неизвест-ная земля".Слово "auster" с латинского переводится как "юг" или "южный ветер". Оно происходит от праиндоевропейского *h;ews-("рассвет,заря").Оттуда же происхо-дит "aur;ra"(лат."рассвет,заря"),греческое ;;;[;;s](то же самое),а ещё герман-ский "восток",например,английское "east" и немецкое "Ost".Отсюда же в немецком получилась Австрия- от ;starr;hhi("Восточная Земля").То есть корень у Австралии и Австрии один,но через латынь Австралии досталось значение южное,а Австрии чер-ез германцев- восточное.Америка- ну и то,что знают все.Историю про Америго Вес-пуччи рассказывать не буду.Имя,кстати,германское,от *Haimar;ks,где *haimaz(“дом ”),а *r;ks (“король”).Отсюда все они: Генрих,Генри,Анри,Энрике."А также,снип I-M423-V6473V на территории Люксембурга,датированный 8055 л.н.и Испанский снип I-A812(датир.7144 л.н.)."
  (ст.""Белые индейцы" древнего мира.Персонажи легенд или представители высоко-развитой цивилизации?",Биосфератум,2024) "Ещё во времена конкисты,когда европей-цы объявили войну коренным жителям Америки,испанские писари старались документи-ровать легенды индейцев.В некоторых случаях они выказывали изумление относите-льно поведения местных «дикарей».Увидев белолицых захватчиков,индейцы падали на колени и начинали воспевать свои ритуальные песни.Этим пользовались европейцы, полагая,что коренные жители Америки преклоняются перед величием короля Испании.
На самом же деле, согласно летописям времён конкисты, индейцы знали множество легенд,в которых фигурировали белые индейцы или Белые боги.Когда-то с их прихода началась эпоха цивилизации индейцев.Разобщённые племена были собраны воедино,и образована могущественная империя Так называемые белые индейцы шли с Севера Аме-рики вглубь – Центральную и Южную, оставляя везде своих людей на посту правителя новых государств.Белые индейцы рассказывали невероятные вещи о дальних странах, материках,островах,морях,что указывает на их возможность путешествовать.Кроме этого именно им должны быть благодарны коренные жители Америки за знания в обла-сти астрономии,медицины,металлургии,земледелия,сведения о природных явлениях и катаклизмах.Фактически на момент появления белых индейцев здесь не существовало цивилизации.Её представляли разрозненные общины полудиких собирателей-охотников, ютившихся по 30-50 человек.Поэтому,когда началось вторжение европейцев,белоко-жих захватчиков воспринимали вначале почти как богов.Уже потом,после того,как прошёл слух о бесчинствах и преступлениях испанцев,индейцы начали защищать свои семьи и свою священную землю.Возникает справедливый вопрос: кем же являлись эти самые белые боги? Выдвигались самые разные предположения. Нужно указать, что историки относятся с неким недоверием к легендам индейцев, считая их вымыслом. Но если это не так, то нужно разбираться. И некоторые исследователи делают это весьма небезуспешно."
  (ст."Изначально предполагалось,что это были выходцы из Месопотамии или Древне-го Египта.Но по описаниям внешнего облика становилось очевидно– ребята не подхо-дят.Учитывая информацию о разносторонних знаниях, возможностях для путешествий и другие аспекты, указывающие на запредельный, по сравнению с индейцами, уровень развития, речь должна идти о представителях высокоразвитого общества.В этой связи так и напрашивается вывод,что речь идёт о выживших после катастрофы жите-лях Атлантиды.Но,опять же,белые индейцы обладали русыми или рыжими волосами,пыш-ной бородой,мощным носом,пухлыми губами,голубыми или зелёными глазами.Это описа-ние не подходит под выходцев из Атлантиды,которые,по представлениям,обладали чё-рными вьющимися волосами,карими глазами и тонкими чертами лиц.Славяне или русы – одна из версий.Да,тема о величии предков важна,но тут не нужно допускать переги-бов.Конечно,своё государство у русов на севере было и значилось,как Аркона,но скорее всего,речь не о них,а о Гиперборее.Точнее тех,кто перебрался из неё после планетарной катастрофы на материк.Групп было много,часть из них основали госуд-арства в Евразии- Аркону,Даарию,Белогорье и так далее.Можно предположить,что один из отрядов отправился через территорию Дальнего Востока по Берингову проли-ву в Северную Америку.Там они научили местных жителей природоведической культу-ре.Отсюда схожесть пантеона богов северо-американских индейцев с богами сибиря-ков и даже богами скандинавов.Все эти ветви исходили из одного корня– по всей видимости,гиперборейского.Хотя,как знать.История на подобные темы дискуссий не любит.Информации практически нет,а значит,и обсуждать якобы нечего.Проще списать всё на мифотворчество,а знания,культура и науки сами по себе накапливались и сформировались у индейцев.Хочу отметить,что гипотеза о белых индейцах действите-льно большинством историков игнорируется,как будто их и не существовало.Основ-ными источниками являются дневники испанских писарей во времена конкисты,леген-ды,рассказанные коренными жителями во время засилья англо-саксами Сев.Америки,а также пересказы потомков ацтеков и майя этнографам и путешественникам в 19-20 в. Насколько можно эти источники считать достоверными,и какова их историческая цен-ность– решайте сами."
  (ст."Змиевы валы могут быть древнее,чем мы думаем",Собеседник на скамейке,2024 ) "Само название "Змиевы валы" относит нас к какой-то сказочной реальности. Змий или Змей - это сказочный и мифический персонаж, с которым сражались русские былинные богатыри. Самый известный - это Змей Горыныч. А вот имеют ли эти Змеи отношение к Змиевым валам?По легенде,существующей с давних времен,эти валы были построены с помощью Змея,которого ранил один из богатырей в честном бою,а потом запряг его,чтобы землю вспахать.Змей прошел по земле,оставляя глубокую борозду, а рядом с бороздой образовался земляной вал.Но это всего лишь легенда.Легенда легендой,но может быть в ней есть и доля истины?Некоторые ученые считают,что древние фортификационные сооружения появились намного раньше появления Киевской Руси.Андрей Тюняев,российский писатель,поэт и журналист,считает,что эти валы проходят через всю Евразию.Он эти древние постройки называет "таинственной план-етарной стеной".Эта "таинственная" стена располагается южнее Киева,вдоль берегов Днепра и его притоков.Змиевы валы– древние укрепления,возведённые во времена так называемой Древней Руси.Эти величественные сооружения,сохранившиеся до наших дней,являются впечатляющим историческим памятником.К сожалению,до наших дней дошли лишь остатки этих сооружений,и их можно увидеть вдоль рек Вить,Красная, Стугна,Трубеж,Сула,Рось и т.д.Сохранилась лишь четверть от всей длины валов,сос-тавлявшей 5-7 тысяч км.В наше время ученые насчитывают только у Днепра 23 таких сооружения.Пара валов,расположенные поперёк течения рек Стугна и Здвиж,не могут считаться основными.Эти валы образуют девять основных линий,напоминающих огром-ный "веер" из полудуг,а "ручкой" данного "веера" является Киев.Змиевы валы под Киевом– самая протяжённая древняя оборонительная система по правому берегу Днеп-ра.Она состоит из многочисленных валов,имеющих разную высоту и длину.А валы Вол-ыни– это невысокие земляные сооружения,находящиеся в окрестностях городов Львова ,Луцка,Ровно и Тернополя.Подобные валы в Подолье– длинная земляная стена,прост-ирающаяся от середины течения Буга до центральной части Черкасс.В этом районе также можно увидеть несколько небольших валов.Также система оборонительных соор-ужений,состоящая из двух валов,находится недалеко от Переяслава-Хмельницкого(Ки-евская область).В районе Посулья стена представлена в виде широкого вала,тянуще-гося по правому побережью Сулы от устья до середины.Кроме того,существуют разве-твления вала,доходящие практически до г.Сумы.На Полтавщине– пара прерывистых ва-лов по правому побережью речек Ворсклы и Хорола.Под Харьковом есть два мощных оборонительных сооружения,которые также относятся к Змиевым валам.Они находятся возле Харькова и имеют длину 25 километров.Змиевы валы– величественные инжене-рные сооружения.Их высота достигает 10 метров.Эти валы являются свидетельством высокого уровня крепостных работ,характерных для Руси.Они были построены местн-ыми мастерами,которые не только обладали глубокими познаниями в области фортифи-кационного строительства,но и хорошо владели математикой,геометрией,а также ге-одезией.Помимо этих наук,строители этих сооружений умело пользовались картами данной местности.Для такого длительного и масштабного строительства,которое мог-ло продолжаться несколько поколений,возможно,существовали специальные школы,где обучали строительным и математическим дисциплинам.Сложно себе представить,что это всё,возможно,происходило до Рюрика или ещё раньше.В долинах рек защитные валы сделаны из песка,на возвышенностях из глины,а на водоразделах использо-вались песчаные и суглинистые материалы. Внутри валов присутствуют деревянные основания.А. Тюняев в 2012 г. в своей статье "Змиевы валы: 12 тысяч километров Великой Стены" рассказывает о том, что стена, простирающаяся на 421 километр, берёт начало от Британских островов и проходит через Европу. В давние времена она разделяла цивилизации, как считает автор, от варварских и диких народов Средиземноморья. На западе Причерноморья находились знаменитые Трояновы валы, защищавшие, по словам автора, цивилизацию Севера от набегов варваров Греции и Рима.Змиевы валы, строительство которых длилось довольно долго, на территории Руси также служили для защиты от диких племён, их общая длина превышала тысячу километров. Они начинались от восточного побережья Чёрного моря, включая Великую Абхазскую стену длиной 160 километров, а также Грузинскую и Дербентскую стены, которые в сумме составляли 43 километра.От восточного берега Каспийского моря начинался новый участок Стены- Великая Горганская стена.Её протяжённость состав-ляла 195 километров,а на востоке её ограждали пустыня Каракумы и горы Гиндукуш. На западной окраине Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая расположена пу-стыня Такла-Макан.Великая Китайская стена начинается у восточной границы пустыни и тянется на 6620 км.Эта система стен и валов была возведена вдоль узкого корид-ора между 35 и 45 градусами северной широты,а на западе она переходит в район с более высокими широтами.Один из участков стены,протяжённостью более 2400 киломе-тров,был построен перпендикулярно основной стене.Он называется Заволжский вал и служил преградой для монголоидов и тюрков,которые,в своё время,пытались проник-нуть на территорию Руси (Московии).Общая протяжённость стены составляет более 12000 км.Вместе с природными препятствиями она образует границу длиной 11000 км и простирается от Глазго в Великобритании до Пхеньяна в Корее.Стена служила защ-итой для северной цивилизации от нападений монголоидных аборигенов и их потом-ков,которые жили южнее.Кроме того,3000-километровый участок стены,известный как Заволжский вал,разделял,по мнению Андрея Тюняева,два древнерусских народа:гипер-бореев и атлантов.Стена имеет долгую историю строительства,охватывающую несколь-ко исторических периодов.Самые древние её участки были возведены в III тысячел-етии до нашей эры или ещё ранее.Они включали Заволжский вал и Змиевы валы,кото-рые служили для защиты территории,которая потом будет называться Русью.В период неолита и бронзового века,когда славянские племена начали перемещаться на восток ,юг и запад,возникла вторая очередь Стены,которая дошла до наших дней.А позже были построены участки Великой Китайской стены,завершившие строительство.Вот такая интересная информация о стене,которая такая же древняя,а может быть, даже более древняя,чем Китайская стена.Я думаю,что в глубокой древности люди были та-кими же умными и образованными,как мы,а может быть их знания были даже болееглу-бокими и обширными.У меня,когда я всё больше и больше узнаю о памятниках древн-его мира,создаётся временами впечатление,что человечество не идёт по пути прогр-есса,а пытается наверстать то,что уже раньше имело.На Земле в древности была цивилизация,и она обладала неплохими знаниями в математике,астрономии, медицине, строительстве и т.д.В наше время за последние 1000 лет невозможно найти ни одн-ого дома или постройки, которая простояла и не разрушилась бы всего за одно тысячелетие,но до сих пор можно увидеть множество архитектурных памятников древ-ности,которые имеются во многих странах.И этим памятникам не по одной тысяче лет .А построено всё было и красиво,и очень точно.Конечно,время не щадит ничего, и те древние храмы и египетские пирамиды постепенно разрушаются,но именно они нам могут рассказать,что люди в древности были мастерами своего дела и умели строить на века.Змиевы валы и остальные фортификационные сооружения,относящиеся к данно-му комплексу были построены в связи с необходимостью защищать себя от кого-то. Это огромное защитное сооружение Андрей Тюняев назвал "Великой Стеной".P.S.Кит-айцы свою "стену" называют "земляной дракон",что очень созвучно с названием"зми-евы валы".
  (ст."Марья Моревна: кем была царевна-феминистка,пленившая Кощея",артц-тобе- просто об искусстве,2024) "Марья Моревна- дева-богатырша,которую можно встретить в некоторых русских сказках.Эта героиня обладала недюжинной колдовской силой и даже сумела заковать в цепи самого Кощея Бессмертного!Марья Моревна не только красива и мудра,она с легкостью справляется с различными заданиями.На плечах хрупкой девушки держится сказочное государство! Но кем является эта неоднознач-ная героиня?Воинственная Марья Моревна присутствует во многих русских народных сказаниях,но зачастую героиня представлена под другими именами: Синеглазка,Бел-ая Лебедь Захарьевна,Усоньша-богатырша.Некоторые исследователи полагают,что Мар-ья Моревна неразрывно переплетена с другой известной героиней– Василисой Премуд-рой,однако единственное,что их объединяет– жених Иван Царевич.Встретить подобный образ девы-воительницы можно и в румынских,венгерских,немецких и итальянских ле-гендах.Такие героини берут на себя роль великих заступниц и представляют собой яркий пример жительниц матриархатного общества.Прототипом сказочной героини счи-тают Мару– богиню смерти и увядания.Описание божества совпадает с принцессой из легенд.Мара водила дружбу с Ягой,обладала волшебными силами и пленила Кощея цеп-ями.Вславянской мифологии Мара олицетворяла приход зимы,увядание природу и смер-ть(в таком случае "Моревна"- не отчество,а "матчество").Но стоит отметить,что для наших предков смерть была началом нового цикла,связанного с воскрешением пр-ироды и наступлением весны.Таким образом,Марья Моревна предстает перед нами как сильная и властная женщина,способная спасти мир.Но о родителях Марьи Морьевны ничего неизвестно.Впрочем,отчество "Моревна" наводит на мысль о том,что девушка может быть дочью Морского Царя.Или же ее отцом может быть славянский бог Мор- покровитель смерти,холода и болезней.Основные занятия Марьи Моревны– война и охрана границ собственного государства.Героиня не тратит время на женскую работу и не подыскивает себе жениха.Судьба сама находит ей супруга.Например,в сказке "Молодильные яблоки" Иван Царевич пробирается к ней в дом за волшебными фрукта-ми.А в "Марье Моревне" все тот же Иван Царевич случайно набредает на дом девушки по пути к родным сестрам.Примечательно,что в одной из историй Марья сама выбира-ет себе мужа и к тому же только после интимной близости."После двух брачных но-чей полюбился он (Иван-царевич)Марье Моревне"— гласит текст.Но Марья Моревна соглашается выйти замуж только после того,как Иван победит ее в честной схватке. Покорившись победителю,она добровольно вступает в брак и приглашает Царевича жить в свой терем.Многие исследователи считают,что образ женщины-воина в русских сказках связан с ранними битвами между Русью и половцами.Все половецкие девы были обязаны хорошо владеть мечом,а их свадебные обряды включали в себя единоб-орство между женихом и невестой.После свадьбы жизнь новоиспеченной семьи напоми-нает матриархат.Иван-царевич превращается в отчаянную домохозяйку,а Марья Море-вна отправляется на войну..Вот только едва Марья покидает дом,Иван Царевич отпи-рает дверь в чулан,где его супруга держала в плену Кощея Бессмертного.Злодей вы-рывается из заточения и похищает Марью.Иван,собравшись с духом,убивает Кощея и вызволяет супругу из плена.Может показаться,то что Марья Моревна– не женщина,а некий "полубог" в женском обличие,которому,в общем и целом,всё равно,по какому укладу живут люди.Она выбивается из ряда других героинь русских сказок и демон-стрирует то,что для девушек на Руси было невозможным."
  (ст."На берестяной грамотке из Смоленска "отменили" рунный текст",Древности нашей Ойкумены,2023) "С тех пор,как в Новгороде археологи нашли первую берестя-ную грамоту,прошло 72 года.За это время в научный оборот поступило более 1250 писем на бересте не только из Новгорода,но и из других городов России,Украины и Белоруссии.Ученые ведут грамотам строгий учет,содержат базу и не забывают даже о самых старых находках,используя их в научных работах или делая новые попытки ин-терпретации обнаруженных на них знаков.Пришла новость о еще одной попытке чтения смоленской грамоты № 11. Эта грамота была найдена в конце 1960-х годов - точная дата не установлена, поскольку ни в одном отчете о раскопках она не фигурирует. То есть, данных того времени, в каком сезоне и в каком месте она была найдена, нет. Но странного в этом тоже нет, возможно, грамота была сперва не опознана как берестяное письмо.Первая ее публикация произошла только в 1985 году, когда Авдусин, начальник Смоленской археологической экспедиции, и филолог Мельникова опубликовали статью о берестяных грамотах из раскопок 1952-1968 годов, где была упомянута лишь "стратиграфическая дата" грамоты - XII век. Однако в документах на передачу грамоты из МГУ, где грамота хранилась на кафедре археологии, в фонды Государственного Исторического музея,указан другой год находки- 1969- и написа-но,что она была найдена в раскопе IX.С текстом на ней тоже не все в порядке. Сначала Авдусин с Мельниковой интерпретировали "черты и резы" на ней как рунный текст и перевели его так:"Вискар (Висгейр?)взял(приобрел)этот участок земли". Лет 30 этот перевод ходил по популярной литературе,хотя в научных кругах едино-душно его так и не признали.В 2017 г.в публикации выплеснулся новый виток инте-реса к смоленской грамоте № 11.Сначала Мельникова подтвердила свой с Авдусиным давнишний перевод. Затем филолог-лингвист Стеблин-Каменская (она потом сменила фамилию по супругу на Pereswetoff-Morath и под ней опубликовала работу)по фото-графиям грамоты определила,что на бересте вообще нет никакого текста,тем более рун.Затем она передала фотографии лингвисту Николаеву, который,в свою очередь, прочел:"Виски-домохозяйка обвинения Оске".В сентябре в журнале "Древняя Русь. Вопросы медиевистики" появилась статья Кренке из Института археологии РАН и Каинова из ГИМа с новой интерпретацией изображенного на бересте из Смоленска. Более того,они нашли ей аналогию среди московских грамот и предложили пересмот-реть датировку.По их мнению, на бересте вообще нет текста - в этом исследователи солидарны с Пересветовой-Морат. А есть там лишь линовка. Да-да, кто-то прочертил на берестяном полотне линии, чтобы удобнее было писать. И оказалось, что это не единственная такая "пропись": в Москве в 2007 г.нашли грамоту,на которой в про-черченных линиях местами имелся текст.Кренке с Киновым также обращают внимание, что именно на московских грамотах писали поперек прожилок бересты- а именно так проведены линии на смоленской грамоте.В Новгороде же писали в направлении прожи-лок.В общем,смоленская грамота очень похожа на разлинованный "листок",готовый к написанию записки или заметки,типа московского. Поэтому и датировать ее следует не XII в.,а временем позднее,как московские грамоты,XV-XVI вв.Такие дела."

  (ст."Топ-8 интересных фактов о ведьмах",Котовски,2024) "Ведьмы издавна вызыва-ли восхищение и страх,их богатая история насчитывает столетия.Концепция колдов-ства значительно эволюционировала с течением времени- от древних языческих риту-алов до современной викки.Вот несколько самых интересных фактов о ведьмах:Факт №1: Происхождение колдовства.Колдовство уходит корнями в древние языческие рели-гии,где магия использовалась для общения с природой и богами.Слово "ведьма" про-исходит от древнеанглийского слова "wicca",означающего "колдовство" или "магия".
Факт №2: Охота на ведьм.В Средние века в Европе многие женщины подвергалисьпрес-ледованиям под обвинениями в колдовстве.Сотни тысяч людей были казнены,и часто эти обвинения основывались на предрассудках или личной неприязни.Факт №3: Нетол-ько женщины.В средневековой Европе многие ведьмы были женщинами, но среди них были и мужчины. Преследование ведьм касалось не только слабого пола, а также и тех,кто использовал магию, независимо от пола.Факт №4: Ведьмы в фольклоре.Ведьмы фигурировали в различных формах фольклора,от злых ведьм из сказок до доброжела-тельных целительниц из древних мифов.В некоторых культурах считается,что ведьмы обладают способностью исцелять,предсказывать будущее и общаться с умершими.Факт №5: Современные практики.Викка- современная языческая религия,возникшая в сере-дине 20 в.Она подчеркивает связь с природой,лунными циклами и силой магии.Викка-не верят в Тройственный закон,который гласит,что какую бы энергию вы ни направл-яли в мир,она вернется к вам в троекратном размере.Факт №6: Сила трав.Ведьмы издавна ассоциировались не только с магией,но и с природной медициной и травами. Многие современные ведьмы продолжают использовать травы в своих заклинаниях и ритуалах,веря в их способность исцелять и защищать.Факт №7: Символика метлы.
Метла - символ колдовства, часто ассоциируемый с путешествиями между мирами – как физически(в стереотипной форме полета),так и духовно.В некоторых традициях ведьмы используют метлы,чтобы избавиться от негативной энергии и очистить свои священные места.Факт №8: Ночные полеты.Хоть многие приписывают ведьмам умение летать на метле, это всего лишь стереотипное представлениеУченые считают,что подобные представления могли возникать под воздействием галлюциногенных веществ.

  (ст."Славянский хоррор: кто такая Полудница?",арт-тобе,просто об исуксстве, 2024) "Полудница- мифологический персонаж,персонификация полдня(и солнечного удара)в славянской мифологии.Образ этой героини является очень древним,о чем свидетельствует широта распространения поверий о ней.Согласно легендам,Полуд-ница- молодая красивая женщина очень высокого роста(реже- наоборот, уродливая старуха). Героиня одета в длинные белые одежды, покрывающие все тело и голову,а в руках у нее может быть коса или серп.Кроме того,Полудница могла обладать крас-ивым голосом и пела завораживающие печальные песни(здесь стоит отметить сходство с сиренами и русалками).Повстречать ее можно на поле или огороде,где она охран-яет урожай от людей(именно поэтому в мифологии Посудницу не всегда считают злым духом,ведь зона ее ответственности- рост и созревание растений).Многие народы считают, что Полудница была смертельно опасна для людей.Активность она проявляет в период от цветения до жатвы злаков,зимой же она появляется очень редко.Харак-терное время ее появления,конечно же,солнечный полдень.Для наших предков это время было сакральным и называлось "межа"- "поворот на вечер".Повстречав челове-ка,она начинала расспрашивать его о крестьянской работе.Отвечать следовало очень подробно и долго до тех пор,пока опасное время полдня миновало.У поляков даже присказка об очень приставучем и въедливом человеке:"Выспрашивает,как полуден-ица!"Не сумевших ответить Полудница убивала или же насылала солнечный удар (в этой связи можно предположить,что Полудница— олицетворение той опасности,кото-рая угрожает при чрезмерной работе на поле под открытым небом в разгар летней жары).Против жестокого духа использовали молитву,крестились или попросту убега-ли.Существовало поверье,что в полдень крестьяне должны возвращаться домой.Рабо-тать в это время,особенно жать,запрещалось.Но Полудница была опасна не только для работников,но и для детей и беременных женщин.Она могла украсть маленьких детей,оставленных без присмотра и даже заменить малыша на беса.А детей постарше она заманивала в рожь и заставляла блуждать в высоких колосьях."

  (ст."Почему в русских сказках Иванушку называют дурачком?",арт-тобе,просто об исуксстве,2024) "Пожалуй,самый известный герой русско-народных сказок- Иван-дур-ак.Но,несмотря на неказистое прозвище,этот персонаж достаточно успешен: он сам справляется со сложными задачами,обретает друзей и врагов и,как правило, женится на царевне.Но почему же его тогда нарекли дураком?..Причины зарождения образа дурака в русских сказках достоверно неизвестны.Однако у этого персонажа есть ос-обые черты,которые срослись с традицией и,в отличие от этимологии прозвища,носи-телям фольклорной традиции были очевидны.Как правило, Иванушка- младший сын.Зде-сь стоит обратиться к традициям средневековой русской семьи.Хозяйство переходило от отца к младшему сыну.Но если все братья проживали под одной крышей,то наслед-овал все старший сын,таким образом,младший лишался права наследства.Поэтому в жизни,как и в сказке,в таком случае младший сын уходил из дома.Так,малолетний изгнанник мог попасть на государственную службу.В сказке Иван-дурак получал от царя различные задачи,с которыми удачно справлялся.Популярность Иван-дурак прио-брел еще и потому,что он смешной: всё-то у него не так,как у людей.То печка сама поедет куда-то,то палки начинают колотить его недругов,то ведра сами прыгают в воду.Дураку можно все!Если в словаре Даля найти слово "юродивый",то можно обнар-ужить,что у него есть синоним- "дурачок".В какой-то степени Иванушка и является юродивым.Согласитесь,он очень странно рассуждает: если у стула четыре ноги,и у коня четыре ноги,значит,стул может бегать.Именно так поступали юродивые,когда пытались донести до людей истины, которые они постигали.К тому же,Иванушка-дура-чок еще и из народа,что вызывает дополнительную симпатию.Таким образом,и дурак, и юродивый в Древней Руси были "умными дураками": их особая форма восприятия и оценки мира отразилась в русском фольклоре.Интересна и возможность Ивана-дурака общаться с потусторонним миром.Если вспомнить,то зачастую ему помогали животные, а ведь в те времена они считались тотемами.Вспомним и печь,которую на Руси счи-тали магическим предметом.Это и центр избы,и центр мира,и связь с умершими,и кормилица,и лекарь.Иванушка без малейшего сомнения лежит именно на ней.Животные и волшебные предметы вовремя приходят Иванушке на помощь.Так он побеждает своих братьев,а также злых людей,жадность,несправедливость и так далее.Иванушка-дура-чок почти всегда – мнимый дурак. Чаще всего он достаточно находчив,проницателен и решителен. Вероятно, именно эта скрытая мудрость персонажа и стала причиной, по которой его называют дураком.Этот факт является выражением сквозной идеи ска-зок: важное в человеке скрыто,и судить героя нужно не по ярлыкам,а по поступкам.
Негативные коннотации слово "дурак" обрело уже в XVIII веке. Во многом это было обусловлено появлением на Руси карточной игры "Дурак". Со временем слово стало оскорбительным высказыванием,обозначающим умственно неполноценного человека.Даже в сказках гордое имя Иван-Дурак,сменилось снисходительным Иванушка-дурачок."

  (ст."Загадочная птица Сирин: кем была сладкоголосая вестница смерти?",арт-тобе,просто об исуксстве,2024) "Сирин- райская птица-дева из средневековой книж-ной мифологии,образ которой восходит к древнегреческим сиренам.В западноевропей-ских легендах Сирин является воплощением несчастной души,а в русских легендах Сирин,спускаясь из рая на землю,очаровывает людей своим пением.Сирин— птица,не-сущая на своих крыльях тоску и печаль,чем предупреждала людей,к которым являла-сь,о скорой кончине.Доподлинно неизвестно,почему именно ей отвели роль предвест-ницы бед и несчастий,ведь рождена она была в подобии рая– древнеславянском дох-ристианском Ирии.О ее прародителях ничего не известно,но исследователи склонны считать,что родителями девы-птицы были представители божественного пантеона.Сог-ласно другим сказаниям местом её обитания было сказочное Лукоморье,где рос изве-стный по пушкинским сказкам дуб-великан.Именно на его ветвях и свили свои гнёзда девы-птицы.Птица Сирин обладала прекрасным чарующим голосом.О чём же пела эта мифическая дева? Из некоторых легенд можно узнать,что основной темой её песнопе-ний был утерянный рай.Сладкоголосая дева описывала это место так заманчиво,что слушатели забывали о реальной жизни и всей душой стремились попасть в загробный мир..Из мифов о птице Сирин также известно, что она могла показать человеку все, что тот пожелает. Но расплата была слишком велика: кто-то слеп, кто-то утрачивал способность разговаривать, а кто-то и вовсе лишался жизни.Из этого можно сделать вывод,что эта птица являлась человеку как искушение.Если герой сможет устоять, то останется при своём,если нет– быть беде..Сирин нередко изображалась с другими девами-птицами, в частности, с Алконостом. Обе птицы обладают завораживающими голосами, но если пение Алконоста служит для утешения, то пение Сирина убивает.
Различен и характер их песен — песни Алконоста проникнуты светлой печалью, песни Сирина же сулят внеземные радости,но в то же время и являются смертельно опасны-ми,что имеет определенную схожесть с образом сирен,завлекавших моряков в морскую пучину.Как правило, Сирин и Алконост располагаются по разные стороны дерева,сим-волизирующего жизненное начало.Эту тему можно лицезреть и на картине известного художника В.М.Васнецова..На картине известного русского художника мифические девы-птицы похожи,как двойники,и,одновременно с этим,совершенно разные.Сирин– черная вестница печали, Алконост – вестница радости и наслаждений.Если у Сирина черное оперение,изможденное лицо,полные слез глаза,то у Алконоста светлое опере-ние и румяное лицо.Сирин завершает старое, Алконост– начинает новое.Ветки,на которых сидят птицы, растут из одного дерева, но расходятся в разные стороны. Левая сторона у славян была "дурной",но связанной с сердцем.Правая сторона же символизировала надежду,радости и наслаждение.Кстати, в небольшом количестве сохранились изображения райской птицы с обнаженной грудью — их необходимо признать наиболее архаичными. В таком виде женщина-птица является уже неким воплощением кормилицы, то есть женского начала, охраняющего и взращивающего род.
Образы птиц-дев можно встретить и в музыкальном искусстве. Сирин и Алконост упоминаются в песнях Бориса Гребенщикова,в "Куполах" Владимира Высоцкого,а также в песнях "Скорбец","Камни в холодной воде" и "Птица Сирин".Также Сирин— литера-турный псевдоним Владимира Набокова.Разница между Сириным и Набоковым заключа- ется в том, что Сирин писал по-русски, а Набоков — по-английски:"Я прочел где-то, что несколько веков назад в русских лесах обитала великолепная разновидность фазана: она осталась жить в народных сказках как жар-птица,и отблески ее велико-лепия сохраняются в замысловатой деревянной резьбе, украшающей крыши деревенских изб.Эта чудо-птица настолько поразила воображение,что трепетание ее золотых крыл стало душой русского искусства; мистицизм трансформировал серафима в длиннохвос-тую птицу с рубиновыми глазами,золотыми когтями и невообразимыми крыльями; ни один народ в мире не любит так сильно павлиньи перья и флюгера".

  (ст."Тайна Гипербореи",Истогрия и язык,2024) "Друзья! Мы рады вас снова приве-ствовать на страницах понимания смысла слов,а то в последнее время стал наблюда-ться некий уклон от темы.Мы- это,как обычно,- я,ну и,по возможности,- сестра та-ланта.То есть,буду краток,много вашего невосполнимого летнего времени не займу.И ,надеюсь,о потраченном не пожалеете.Потому что мне наконец удалось понять смысл слов на "ги". Да, не только Гипербореи, всех оптом.Спасибо языку,спасибо предкам за стройную и логичную систему,позволяющую овладевать знанием при условии попы-тки сокрытия оного злоумышленниками-принижателями "великого и могучего".Простого и понятного, дающего возможность по части восстановить целое.Ведь настоящее зна-ние- это понимание взаимосвязей.Я и ранее задумывался над значением слов на"ги", подходил близко,но окончательного понимания не достигал."Знаете,как мне удалось догадаться на этот раз? Просто позволил себе задуматься:"Не является ли "ги" по правилам языка просто множественным числом от"ге"?" Значение "ге" я понял давно.
Да, вот так просто, буднично и совсем не таинственно, как и положено норме. "Ги" - это земли,пространства,области.А теперь- поехали!Гиперборея- это земли (прост-ранства)для ветров.Гипотенуза- это пространство между катетами. Гипотеза - это пространство для утверждения. Гипербола - это пространство для шара. Даже гипоид - это пространство под чем-либо. Даже гипер - это пространство для чего-то. На гиппопотаме и даже гимне можете поупражняться сами, мне не жалко. Даже Гибралтар - это пространство для алтаря "бр".Не смею вас больше задерживать. Поживите пока с этим. Желающих совершать собственные открытия всё ещё не появилось? Тогда ждите отстоя пива. Появится идея- дам знать."

  (ст."Океан",История и язык,2024) "Вчера перечитывал книгу авторов Новой Хро-нологии "Славен и Рус", обратил внимание, что в древнем тексте океан представлен как "киян". Невольно пришла разгадка значения этого всем хорошо знакомого слова.
Всем очень хорошо известно, что океан - огромная масса воды, включающая в себя все моря по его границам. Но почему его так назвали? И почему это слово вошло почти во все языки практически без изменений?Официальные словари нам тут не пом-ощники.Они все рассчитались на "первый-второй" и выдают информацию под копирку. Что,дескать,произошло слово от греческого "океанос",древне-же-греческогобожес-тва.Все и поклонились,и согласились.Кроме меня.Мне-то отступать некуда.Концепция не даёт,думать заставляет.Да и Библия молча поддерживает,давай,мол.Вначале было слово.Вот у него и спросим, зачем сразу древних греков тормошить. Ведь может быть как в той хохме: "То ли он украл, то ли у него". Мало ли, что написано в Википедии и на заборе. Люди же писали. А людям свойственно ошибаться. Когда добросовестно. Но в основном предпочитают чистосердечное враньё.Предки, язык составляя, не планировали, что появится конкуренция со стороны новых языков, и даже беспечные потомки забудут,что у каждой буквы в слове- своё место и значе-ние.Нам сейчас кажется,что в слове "океан" буква "о"- для красоты. Потому древ-ние ей могли пренебречь для интересов риторики.Значение слова "океан" и для меня по сию пору оставалось бы непознанным, да уже приходилось думать над значением слова "Киев", если помните предыдущие публикации. И представший без прикрытия "киян" вызвал проблеск сознания и понимания. Знаете, механизм - тот же, что и в понимании значения слова "Киев".А корень им- древнее славянское "кий" в значении "некий".Вот так всё оказалось, буднично и просто,как и надлежит настоящему вели-чию. Океан велик тем, что объемлет через большую букву "О" некие (любые) "кии" (концы) морей, в него входящих со всеми бухтами, заливами, фиордами, эстуариями, и как только ещё не названными известными и ещё непознанными его закоулками. Другими словами, океан объединяет и некие, и всякие загогулины в своих пределах. А если одним словом - всеобъемлющий. Всё объемлющий. О-киян."

  (ст."Отмена ядерной войны",История и язык,2024) "Не спешите радоваться.Речь всего лишь о так называемой "ядерной войне 19-го века".Многие наверняка встреч-али немало видеоблогов на эту тему.Я понимал,что наличие неоспоримых доказате-льств в пользу этой теории могут вынудить зрителей согласиться с авторами и поверить, что такая война уже была. Сама по себе теория - не столь безобидна, сколь опасна допущением приемлемости события. Мол, раз уже было - значит не так уж страшно, если будет снова.Аргументы в пользу этой теории кажутся строго научными: пожары и разрушения - по всему миру; города засыпаны на пару этажей - по всему миру; клиника лучевой болезни умирающих от радиации - по всему миру; наличие исключительного радиационного фона с слоях того времени - по всему миру; множество идеально круглых озёр на севере - только от бомбардировки, и т.д..
Вроде бы всё сходится, надо признавать. Однако здравый смысл противился, был в этом паззле кусочек,царапающий сознание и не совпадающий с соседними.Это- отсут-ствие технологий обогащения урана,отсутствие средств доставки,и главное- отсут-ствие мотива. В то время люди ещё помнили, что они все - родственники в 14-м поколении (что в наши дни подтверждено генетикой), состояние дел в развитых стр-анах было весьма удовлетворительным,а главное,- в этих теориях утверждается,что африканский и азиатский юг атаковал глобальный север.А это,согласитесь,без ино-планетян- ну никак.Бесполезных знаний не бывает.На днях мне попался ролик,восвя-щённый проживаемому нами 11-летнему пику солнечной активности.Если лень смотреть - кратко расскажу смысл события 1859 года. Это для нас расстояние в 149 597 871 км - бесконечность, а для Солнца -всего лишь зона поражения цели кумулятивным выбросом солнечного вещества. Земля оказалась точно на линии огня, и возможно, не впервые за историю своего существования. Как только я узнал об - паззл тут же сошёлся. Законы природы универсальны. Когда в хронике нам попадается изображение взрыва снаряда, сознание невольно подмечает неоднородность разлетающихся фрагментов грунта - от мельчайших до глыб. Представляете, насколько грандиозней диапазон солнечных фрагментов, летящих к Земле?! В случае такого выброса к Земле несётся несколько миллиардов тонн газа, плазмы, паров вещества. И среди них - редко, но метко - метеориты, астероиды - назовите как хотите - здоровенные куски очень хорошо разогретой материи. Тут и поднятые в атмосферу миллиарды тонн грунта, тут и солнечный конденсат, выпавший на поверхность. И заодно - ответ на вопрос о замедлении скорости вращения Земли. Если внутренние процессы в ядре и вносят свою лепту - то пополнение массы - на порядок. Тут вам и бомбёжки, и пожары, и радиация. Надеюсь, вопросов больше нет.Ну, и хорошо. Если вы захотите в следующий раз выразить своё непатриотичное по отношению к нашей солнечной системе допущение, что у нас где-то нашухарили "инопланетяне" - , например в виде гуманитарной помощи понастроили пирамид, - поверьте, причина одна - мы ещё не всё знаем о Земле, о людях и о себе.Эта тема имеет важное, хоть и не такое смертоносное продолжение. Хочу рассказать вам почему акула спасла черепаху, что радует и внушает надежду."
  (ст."Ненаучная фантастика",История и язык,2024) "Слышали о карте Пири Рейса? Вот и мне она была интересна,но не мог для себя объяснить её существование.Оказ-алось,что это возможно,причём по ходу дела такое объяснение проливает свет на другие "таинственные" явления,в нашей истории.Помог мне в этом недавно просмо-тренный видеоролик.уществование следующего "ненаучного" допущения. Давайте, я вам расскажу эту ненаучную фантастику, практически сказку, которая подозрительно многое из "загадочного" объясняет с точностью складывания паззла.Получается, что если бы пролива Дрейка не существовало, его бы стоило придумать. Но, поскольку он есть, давайте придумаем, что были времена, когда его не было. В эти времена прекрасно помещаются "колумбово" открытие Америки, Пири Рейс и эпоха великих географических открытий.Самое великое географическое открытие остаётся до сих пор неизвестным людям.И это- при очевидном существовании явления.Я имею в виду открытие пролива Дрейка,но не как находку существующего пролива между Южной.Аме-рикой и Антарктидой мореплавателем на службе английской королевы,а как физичес-кий процесс сотворения пролива.Богом или природой- выбирать вам.Важен результат.
Вот тут и начинается самая настоящая сказка. Где находится точка момента появления пролива на хронологической шкале жизни Земли, - мы сейчас обсуждать не будем. Давайте изучим само явление. Призовём на помощь современную картографию и здравый смысл. Не я первый обратил внимание, что подводная (и значительная часть надводной) поверхности Земли в районе пролива выглядит как результат внешнего воздействия. Домыслим картину. Небесное тело относительно круглой формы радиусом в несколько сотен километров (точнее легко можно подсчитать по размерам подвод-ных валов грунта по краям "канавки" и глубины "чирканья")в почти широтном напра-влении "слегка коснулось" существовавшей в то время перемычки,движениемс запада на восток в считанные секунды "построило" канал,соединивший Тихий и Атлантичес-кий океаны.Тому,кто подобное допущение считает очередным "бредом" автора,предла-гаю объяснить существование в восточной части пролива серповидного вала на дне океана в месте отрыва небесного тела от Земли.Представьте себе чугунный шар (яд-ро),катящееся по песку.Мысленно поднимите и уберите его.В конце движения ядра вы увидите реалистичную модель пролива.Э, нет! Это не сказочке конец!Мы ещё даже не начинали.Потому,что любой процесс по получении мгновенного результата не закан-чивается,а вызывает множествосвязанных,хоть и отдалённых,последствник.Пролив готов. Но вторжение такого небесного объекта в земную жизнь не может пройти бесследно для самой жизни. Вполне вероятно, что Всемирный потоп - результат такого вмешательства. После того, как небесное тело пронеслось, "расписавшись" на земной поверхности,в этом месте пошли круги на воде. Причём,Бог был милостив, и место выбрал самое наименее травмоопасное. Основной фронт гигантского цунами, последовавшего за "поцелуем" легкомысленного странника, направился почти строго на восток,в безлюдные места Южного океана.Никто не говорит,что остальные направ-ления благоденствовали. Цунами поменьше направились во все стороны и несколько раз обогнули всю Землю. Больше всего досталось тем, кто поближе - Южной Америке, Южной Африке,островам в океанах и Австралии.Литосферные плиты, плавающие на пов-ерхности жидкого ядра Земли не могли не быть потревожены этим вторжением.Остав-ляю на вашу долю домыслить как это могло повлиять на состояние Гибралтарского пролива и заполняемость Средиземного моря.А также внесло ли это какой-нибудь вк-лад в прецессию земной оси.Но самое вкусное- на третье! Если вы всё-таки после-довали моему совету и посмотрели ролик, то там в конце объясняется образование льдов Антарктиды. Они формируются из-за околополярного антарктического течения, накопления и удержания холода на южном полюсе.И вот тут как раз хранится разга-дка карты Пири Рейса! Оставим до дальнейшего разрешения возможность средствами того времени составлять точные географические карты.Но если в те времена пролива Дрейка ещё не существовало,или он существовал ещё непродолжительное время,то пожалуй,это- единственное объяснение физической возможности составления спорной карты,ведь льдов и аномального холода ещё не было! Не успели накопиться.А в том, что у Империи было достаточно сил и средств после организации колонизационной экспедиции в Новый свет исследовать и описать прилегающие территории,- у меня лично сомнений нет.Как и в том,что настоящей сказкой являются Великие геогра-фические открытия маленькой Португалии,а Васко да Гама и Пири Рейсбыли на службе Всемирной Империи,за организацию которых отвечала южная её часть,имеющая кругл-огодичный доступ к океану,которую мы знаем теперь как Блистательную Порту. Пом-ните,Португалия- это Порта Кале?"
  (ст."Скифия",История и язык,2024) "Давайте сразу начнём с понимания смысла. Поколениями люди проживают жизнь и не задумываются над разницей слов, выражающих звуки:гласные и согласные.А разница- есть,и она- смысловая.Гласные несут на себе смысловую нагрузку. Их менять невозможно - изменится смысл. Согласные - нужны только для связки (согласования) гласных и плавности и красоты речи. Красоты и правильности произношения слов с точки зрения произносящего. От этого происходят катаклизмы в произношении древних слов, когда изменение согласных приводит к искажению смысла слова в силу неязыковых причин у близких языков. Например, кот становится китом,слово становится сливой,а разный начинает относиться к одеждам священнослужителей.Курьёз? Отнюдь! Такое было ещё до исторического материализма. В частности, со скифами и Скифией. Первобытные слова рождались почти из одних гласных, и скиф был просто "скт", что означало и понималось всеми как скитание, путешествие, вольное существование. Потом естественным образом в слове появился звук "и" и слово продолжило существование в виде "скит".До колонизации Европы, то есть, века до четырнадцатого, оно себе прекрасно так и существовало. Однако, освоив Европу, разделилось на два подвида : "скот" в Шотландии (Скотландии, как говорят англичане), и скиth. Прошу прощения за использование "латинского" окончания "th", но редко кто, кроме англичан, до сих пор использует эту привычку высовывать язык между зубами и с силой дуть в лицо собеседника, чтобы донести до того своеобразие звука и безобразие личного содержимого полости рта. Не берусь судить о причине такого речевого аэродинамического исключения, но основными, видимо, были две. Первая: при создании "языка Шекспира" непременной задачей было "чтоб отличалось от оригинала". Вторая; личная оригинальность речевой девиации творца нового языка. Когда слово слово "скиth" вернулось из Европы, даже греки не стали произносить его в таком виде,а заменили на более естественно-произно-симое "скиф".Итак,Скифия- это пространство, по которому вольно скитались скифы каких-нибудь пять-семь столетий назад,наши предки.До этого они себя звали просто "славяне",хотя богатство самоидентификационных терминов таким словом,выросшим из древнейшего "Сл-Вана",далеко не ограничивается.Царь Соломон, он же император Юстиниан в сказках про историю, он же при жизни султан Сулейман Великолепный, будучи христианином суфийского (скифского) толка, в середине 16-го века построил Храм Соломона,ныне известный как Святая София в Стамбуле.Это был расцвет Всеми-рной Империи.И мудрый царь Соломон оставил нам великолепный памятник Святой Ски-фии."
  (ст."Способные и любить,и убивать: кто такие мавки?",Мусагет( мифылегенды, сказания),2024) "Прямо из лесу, из самой чащи, доносились звуки музыки. Макар, сам любивший играть на свирели, сразу услышал, что кто-то очень умело выводит мелодию.А ещё в отдалении звучал девичий смех,напоминавший серебристые переливы. Но кому же пришло в голову устроить праздник ночью, да ещё и посреди леса?Макар помнил, что в детстве его не раз наставляла бабушка: «На Русальной неделе в чащу не ходи, сгинешь».Но сейчас что-то неодолимо влекло его туда,где были темнота и нежная музыка.Через несколько минут,преодолев заросли кустарника,он наконец выш-ел к незнакомой поляне.Прямо на ней танцевали девушки.Распущенные волосы,белые сорочки до пят,неподпоясанные,непричёсанные,с цветами в длинных локонах.«Мавки!» – мелькнула мысль, обжигая ужасом. Он хотел было бежать, но, обернувшись, увидел, что девицы в одно мгновение успели окружить его… Подобные истории не раз рассказывали о мавках – таинственных созданиях из славянских преданий. Но кем же они были? Почему их следовало опасаться?Не совсем русалки.Наши предки верили, что весь мир,окружающий нас,населён добрыми и злыми существами.Река,лес,болото, человеческое жилище или пустошь– независимо от того,где находились люди,они счи-тали,что окружены могущественными созданиями,силы и способности которых во мно-гом превосходят человеческие.Помимо положительных, имелись и создания,которые могли причинить человеку вред или вовсе погубить его.К таким и относились геро-ини нашего рассказа– мавки.Нередко этих существ сравнивали с русалками,и это вп-олне справедливо.По сути,и стихия(лесные водоёмы,реки)была у них общей,и даже внешний облик не слишком разнился.Очаровательная нечисть.Особенно популярными предания о мавках стали в южнорусских землях. Более того, здесь эти существа приобрели особенный колорит.Они не только сравнивались с русалками,но и считал-ись своего рода духами леса. В некоторых историях говорится, что у каждой мавки было своё священное дерево,и это даже несколько роднит их с европейскими эльфами и феями.В некоторой степени мавки связаны с водной стихией,активность их прояв-ляется в тёплое время года, когда тает лёд на реках и приходит период цветения. Но при этом, в отличие от классического восприятия русалок,эти создания не имели хвоста и не жили в воде.Внешне мавки походят на молодых привлекательных девушек. Но приятный облик не стоит принимать как признак безобидности этой нечисти.Она способна привести человека к погибели.Так чем же опасны мавки?Любящие и опасные
Интересно, что в преданиях и авторских переосмысленных сюжетах фольклора можно встретить самые разные представления о мавках. Так, например, в «Лесной песне» украинской поэтессы Леси Украинки мавка предстаёт перед нами нежным и созданием с печальной судьбой.Она способна испытывать чувства к человеку,который оказыва-ется куда более жестоким и злым, чем нечисть. Но всё же чаще всего встречается другое мнение.Как правило, в быличках и легендах мавки представляются существами коварными и опасными. Они действительно кажутся невинными прекрасными девицами – до той поры,пока человек не оказывается в их власти.Подобно русалкам,мавки были способны защекотать свою жертву до смерти,увести её в чащу и погубить,сбить с дороги путника, что тоже сулило скорую смерть.Мавки способны затуманивать разум людей,дурманить голову и напускать туман.Делают они это неспроста.Жизнь чело-века,его энергия и жизненные силы являются своего рода «пищей» для нечисти.Но кто же мог стать мавкой и как можно защититься от них?Как определить мавку?
В народе считали, что мавками становятся загубленные детские души или девушки, умершие насильственной смертью. Этой нечистью могли стать и люди, проклятые своими родителями, умершие некрещёными. Среди мавок встречались и те, кто при жизни был самоубийцей.К примеру, из-за несчастной любви девица могла утопиться в реке, и после этого местные жители верили,что душа её обратилась в мавку.Опре-делить мавку не так-то просто.В некоторых сказаниях говорится,что у этих существ нет кожи на спине,но порой они ничем не отличаются от живых девушек.Впрочем,есть особенности,по которым можно признать мавку.В первую очередь,это распущенные во-лосы.В старину ходить простоволосой, да ещё и растрёпанной было неприемлемо. Распущенные волосы могли указывать на связь между мирами– нашим и потусторонним. Также мавки не носили ни нательных крестов, ни поясов, что тоже указывало на их отличие от людей.Если верить преданиям,защититься от мавки достаточно просто. Конечно,лучше не бывать в лесу в Русальную неделю(в некоторых регионах– до,в некоторых– после Троицы).Но если уж выбора нет,и в лес зайти придётся,то сове-товали надевать два нательных креста– так,чтобы один был на груди,а другой– на спине.Верили,что на такого человека мавки не смогут напасть даже с «тыла».Это, конечно,были всего лишь суеверия,а сами мавки воплощали таинственный мир приро-ды,который для наших далёких предков был и чарующим,и пугающим."

  (ст."Зодиакальные руны славян.7 знак: Матерь Слава и Рожаница— образы знака Девы",А.Асов,2024) "Руны славян — это изначальные звёздные руны, что родились вместе со Вселенной.В них заключено знание об устройстве Мироздания.Это свящ-енные знаки,коими передавались звуки речи.Ими были записаны «Веды».Ими писались гимны,молитвы,прославления.Заклинание на священном праязыке,переданное сими рун-ами,многократно усиливает воздействие.1).Матерь Слава.Знак Майи,Матери Славы. Майя суть также сама проявленная Вселенная.Как Матерь Слава она прародительница славян.Явление этой руны значит,что сын Вышня уже родился,откровение пришло в мир.И теперь Майя стала матерью,она занята воспитанием Сына Вышнего.Она воспиты-вает Его в мире,Сама являясь сим миром.Она являет материю мира.Она явила миру Вышнего, дала отсчёт нового круга жизни. Она явила миру начало, и она же таким образом дала миру и конец.Согласно «Велесовой книге» Конец Света наступает по песне Матери Славы.Но сей Конец является также и началом Нового Света.2).Рожа-ница.Майя завершила рождение Кресня.Кресень-Коляда принёс Золотую Книгу.Великая Мать,Злата Майя— ведическая богородица,женский,рождающий лик Всевышнего.В начал-ьную эпоху она участвовала в Сотворении Мира.«Вышивала она чистым золотом,шила первый узор— Солнце Красное,а второй узор— светлый Месяц, шила третий— то звёзды частые»..Золотая Матерь, Злата Майя, Златовласка — под этими и многими иными именами известна славянская ведическая богородица, родившая Крышня и Коляду.Она явилась из цветка Астры, и потому в Передней Азии и на Ближнем Востоке её также называли Астартой, Иштар— богиней любви, плодородия, материнства.Богини, летаю-щей на Лебеди.Древние греки её знали под именем Астреи, дочери Зевса и Фемиды, и почитали её богиней справедливости, царицей золотого века. Знали её и под имен-ами Майи и Астеропы,других дочерей Атланта,также отождествляли с Афродитой.В Ри-ме она стала Венерой.Мантический смысл.1).Смысл сей руны в том,что в том деле, коим вы заняты настал этап созревания,вы в последней фазе творения,вскоре явятся плоды ваших трудов.И это будет началом нового цикла жизни.Это знак победы в бор-ьбе,победы в любви.Но начало это также и конец.И это может быть знаком смерти.В этот период включаются кармические силы.И вам пора заглянуть в свой гороскоп.Ибо будущее ваше решается именно сейчас.2).Рождение завершено.Идея возникла.Помощь пришла.Обратитесь к Ведам для обретения Пути."


Рецензии