Итоговое мнение о книгах Бенуа Абте

Я тут критиковал двухтомник Бенуа Абте «Секреты д’Артаньяна». Два тома, третий ещё не опубликован.
Критика тут

 http://proza.ru/2024/10/09/467

 http://proza.ru/2024/10/10/833
 
 http://proza.ru/2024/10/22/239

Что ж, я дочитал эту книгу, и очень сожалею о потерянном времени.
Из человеколюбия не советую никому читать эту книгу.
У меня сложилось впечатление, что автор психологически незрелый, что ему вообще не следует заниматься литературной деятельностью. Ему кажется, что он живо описывает сражения, схватки, в которых гибнут люди. Ему это только кажется, поверьте. Это – схемы, если их экранизировать, приложив изрядную изобретательность и творчество, то, возможно, получатся сцены сражения в духе современного направления «экшн», где один человек со шпагой в руке побеждает тринадцать бретёров, вооружённых также шпагами и пистолетами. Меня подобные описания не увлекают и не интересуют от слова «совсем», то есть вообще никак.
В книгах Абте нет ни описания характеров героев, ни раскрытия этих характеров. Они действуют порой крайне нелогично, но в любом случае они – схемы, а не люди, которые совершают загадочные поступки, отслеживать которые, полагаю, интересно только самому автору этой скукоты.
Это же надо так надругаться над жанром «авантюрного романа», да ещё с использованием героев – д’Артаньяна, Ришельё и Дон Жуана!
И с какой стати эти три героя встречаются? Даже у Дюма, который соединил д’Артаньяна с Ришелье, они встречаются лишь несколько раз! Для всесильного кардинала молодой мушкетёр – никто! Или почти никто! Вообще говоря, сильно удивительно, что в книге Абте наш герой д'Артаньян вроде бы очень и очень значительная персона, и даже вроде бы с огромным жизненным опытом, но в четвёртой части книги действия возвращаются назад по сравнению с первыми тремя частями (в каждом томе по две книги, итого четыре части).
Если начало всей дилогии происходит во времена юности Короля Людовика Четырнадцатого, то начало этой четвёртой части – в момент болезни кардинала Ришельё, то есть ещё до его смерти и до смерти Людовика Тринадцатого. То есть тогда, когда реальный д’Артаньян ещё даже не прибыл ко двору Короля Франции, а литературный д’Артаньян, согласно версии Дюма, только-только прибыл, ему ещё и двадцати лет не было. И почему его по-прежнему называют «шевалье»? При этом он на равных общается с ближайшим помощником и якобы исполнителем всяких тайных дел герцогом де Лабордемоном! Шевалье с герцогом? На равных??? Реально? Что ж, этот шевалье ещё и удивил тем, что у него нет друзей среди мушкетёров – НИ ОДНОГО! Но зато у него есть друзья среди гвардейцев кардинала!
Ну а сюжет – полная каша, я бы просто применил слова, каковые пристойно применять только Ноздрёву, но более адекватных слов не нахожу я для этой книги.
Короче. Была некая тайная красавица. Настолько красавица, что всякий, кто на неё посмотрит, моментально влюбляется. И поэтому в неё влюбился Ришельё (делать ему больше нечего было!) и поэтому она замужем за гвардейцем Ришельё, и поэтому Ришельё велит убить этого гвардейца, а красавицу нарядить в железную маску и отвезти польскому королю Сигизмунду вместе с кучей золота за то, чтобы он её содержал у себя, причём содержал достойно, но ни в коем случае не выпускал, и даже не заводил с ней разговоров, дескать, она очень опасна!
Мужа дамы убили, но дама оказалась беременной, поэтому король Сигизмунд, который даже не полюбопытствовал взглянуть на даму, истинно ли она прекрасна, поручил её своему помощнику, дабы тот, шантажируя её родившимся у неё ребёнком, заставлял её выполнять функции соблазнительницы-киллера. Разумеется, для этого она снимала маску и выпускалась на свободу под надзором этого деятеля. Глупость ведь! Взять деньги у главы другого государства за роль тюремщика и использовать заключённую совсем не так, как того требовал договор! Ну что это?
Ну, по мнению автора, дама на удивление оказалась ловкой в этой деятельности, поэтому её шантажировали всё больше и больше. Так прошло три года. Ришельё умер, но перед смертью по уговору племянница госпожи Камбале решил всё-таки эту даму освободить. Он пишет приказ об освобождении и умирает. Госпожа Камбале в маске вызывает д'Артаньяна и приказывает ему поехать и освободить эту даму. По какой причине д'Артаньян слушается эту даму? Ведь даже если бы она представилась ему госпожой Камбале, она ему не начальница! А слушаться неизвестную даму – это вообще странновато. Ну ладно, вы мне скажите, по какой причине приказ уже ныне покойного первого министра Франции имеет какую-то силу в Польше? Ну и дальше всё хуже и скучнее. Вплоть до того, что д'Артаньян стреляет в голову поверженного врага, лежащего на земле, даже не зная, в кого именно из двух сражавшихся друг с другом людей он стреляет! Очень достойно! Ну а наш Дон Жуан один убивает шпагой тринадцать напавших на него одновременно солдат. Все они были вооружены, разумеется, и не только шпагами, но и пистолетами, которых в те временя ещё не было. Ну как-то так. Много там глупостей. А главное – ну не интересно! Скучно, занудно. Я просто не мог пропустить книгу про д'Артаньяна без внимания, поскольку над этой темой сами, как видите, работаю. Но признаюсь честно, первые три части из четырёх меня так выбесили, что я читал их поверхностно, скорочтением, вижу, что дрянь и листаю дальше. Но последняя-то часть была ещё вдобавок и про тайну Железной Маски! Не мог же я не поинтересоваться! Поинтересовался! Жаль времени.
Всем удач! Кроме Абте. Ему одно могу порекомендовать – прекратить писать книги. А нашим переводчикам – прекратить переводить его на русский язык. Этой книгой наша литературная сокровищница не украсится.


Рецензии