О жене Лота

                Как известно, жена Лота, оглянувшись назад во время бегства из Содома, превратилась в соляной столп. Возникает вопрос: почему именно в соляной столп, а не просто окаменела? Ведь понятие «соли» часто используется в Священном Писании в разных контекстах. Так, в Евангелие от Матфея Христос,  обращаясь к ученикам, говорит: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мтф.5:13). Очевидно, что Учитель имеет ввиду не обыкновенную соль, поскольку сама по себе она не может перестать быть соленой.  Разъясняя Его слова, святитель Иоанн Златоуст пишет: «Итак, не думайте, говорит Христос, что вам предстоят легкие подвиги; не думайте, что слова Мои: «вы есть соль земли» маловажны. Что же? Неужели они, в самом деле, исправили то, что уже испортилось? Нет, так как солью нельзя помочь тому, что уже испортилось. Они этого и не делали, а осоляли уже прежде исправленное, им переданное и освобожденное от зловония, содержа и сохраняя в том самом обновлении, в каком приняли от Господа. Освободить от зловония греховного — было дело Христа. Апостолы же должны были трудиться и заботиться о том, чтобы исправленное опять не пришло в первое свое состояние», то есть соль духовная служит защитой веры и учения Христова от разлагающего влияния языческого мира. Таким образом, понятие «соль» Христос употребляет в двух смыслах. Во-первых, всякий исполняющий волю Божию и Его заповеди защищен от греховного «зловония»  страстей плоти, как бы солью, а во-вторых, сам  сохраняет учение Христово от заражений ересями и ложными мудрованиями падшего разума. В связи с этим возникает вопрос: как следует понимать превращение жены Лота в соляной столп (Быт.19:26)? Очевидно, что понятие соли здесь употреблено в негативном смысле.  Ответ на этот вопрос мы находим в Книге Премудрости Соломона: «Она [Премудрость] во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души — стоящий соляной столб» (Прем.10:6-7). Здесь необходимо вспомнить, куда бежало семейство Лота, спасаясь о гибели в содомском огне. Это станет ключом к тайне соляного столпа. Выведя Лота с семьей за город, ангел Господень говорит ему: «Спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» (Быт.19:17). Не велел бежать в пустыню или в другое место, а именно – на гору. Понятие горы в Писании имеет единственный богословский смысл – это имя Бога. Это и Сион, и Хорив, и Голгофа, и скала, из которой Моисей извлек воду, и камень, который отвергли строители (Мф.21:42). Следовательно, ангел велит Лоту бежать к Богу, спасаться в Нем. Всякий человек рождается с заложенным при зачатии стремлением к Творцу, то есть каждому Господь велит: «спасайся на гору». К сожалению, не всякий слушает глас Божий и исполняет волю Его. Праведный Лот спасся, а неверная супруга, под которой понимается плотская душа, – погибла. Все люди разделяются на Лота и его жену: одни бегут ко Господу, оставив мир, а другие не могут расстаться с плотским и оглядываются на прожитую жизнь, в которой и погибают. Лот остался вечно живой в своих потомках, а его жена до сих пор служит  напоминанием о каре Божьей. Что символично: и соль, и огонь предохраняют от гниения и порчи, то есть сохраняют вещество от разложения. Соль учения Христова и огонь, который Он пришел низвести на землю (Лк.12:49), сохраняют душу от тления и не дают ей погибнуть от неведения Бога. И соль, и огонь означают учение Спасителя, а вот соляной столп лотовой жены и огонь геенны имеют совершенно иной смысл. Первый является нетленным напоминанием о погибели всем оставившим путь к Богу, а второй – карой, ожидающей грешников для вечных мук.
                Главный духовный смысл, который открывает нам эта библейская история заключается в том, что только движение к Богу, то есть естественное влечение души к Творцу может привести на Гору Спасения или в Царство Небесное. Чтобы узнать глас ангела: «спасайся на гору», не обязательно его видеть перед собой. Его заменяет наша совесть. Достаточно всегда помнить, что покаяние, без которого вечная жизнь невозможна, – это и есть возвращение на путь к горе обетованной. У благочестивого Лот – это разум, влекущий на гору, а жена – страсть, не желающая оставить мир. Их дочери – добродетели, которые разум возводит к Богу. Если бы муж обернулся вслед за супругой, то погибли бы все. А так, страсть осталась в долине теней и смерти, а разум с добродетелями – соединились с Господом на Синае Горнего Иерусалима. Вся наша жизнь – это непрерывное бегство из Содома и Гоморры. И кто слушает глас ангела, тот спасается, а кто следует за женой, то есть повинуется похоти, – погибает.
                Сохранившийся соляной столп, в который превратилась жена Лота можно и в наши дни увидеть в Израиле.


Рецензии