Чем пахнет алфавит?

- Как думаешь, а буквы чем-нибудь пахнут? - спросил я как-то свою дочку. - Получается, вот есть буква «А» и «Б», и другие буквы, и представь, у них у каждой есть свой запах. Конечно, есть среди них знаки: твердый и мягкий, и как они пахнут, мы даже не будем себе представлять. Но остальные... Например, «Я» - пахла бы яблоком.

- А «А», а «А»... - начала говорить Алиска, подхватив мою мысль на ходу, но её речь прозвучала так смешно, что она сама расхохоталась. Насмеявшись вдоволь, она в итоге добавила: - А «А» бы "пахнула" арбузом!

- Арбузом? - ободряюще переспросил я. - Да, тогда буква «А» точно вкусно пахла бы.

- Да, я очень люблю арбуз. Так люблю, что съела бы букву «А», если бы она пахла арбузом.

- Хорошо. А давай теперь представим, как бы пахла слезами буква «Ю», а у кого и не только слезами.

- Почему слезами?

- Мне кажется, это очень "плаксливая" буква. Но не будем долго задерживаться на одной букве долго! Их же ещё много! Что там у нас дальше по сводке? Гордая и наглая буква «Э». Тяжело сказать, чем она пахнет из-за её нрава, когда даже комар к ней носа не подточит...

— А я вот знаю, что «Э» - пахнет костром! - вдруг сказала Алиса.

— Хмм, почему бы и нет! - немного подумав, сказал я. - Ты же всё-таки не комар. И раз мы разобрались с этой буквой, давай сразу перейдём к следующей. Как ты думаешь, чем бы могла пахнуть «Ы»? Лично мне представить даже трудно.

— "Ычью" «Ы» бы пахла. - на полном серьёзе, сказала Алиса.

— "Ычью"? И что это такое?

— А вот этого никто пока не знает. И как только и когда кто-нибудь узнает, что это такое, так, наверное, сразу напишут, чем пахнет "Ыч", - как-то деловито, для малышки, предложила дочка.

— Хорошо. Давай дальше?

— Давай!

— Буква «Б», чем бы у нас пахла?

— "Селя бананаааа..." - смеясь, предложила Алиска.

— Конечно, бананом! Ты молодец! А буква «В», чем бы у нас пахла бы?

— Селя бананаааа...

— И «В» пахнет бананом?

— А, не... Перепутала. Эммм... Вишенкой! Папа, а знаешь, чем у нас пахнет «Ё»?

— И чем же пахнет «Ё»?

— Ёжиком...

— Ох ты ж ёж лысорождённый, ты когда успела ежа-то понюхать? Ты знаешь, как он пахнет?

— Нет. Ну может тогда лучше ёлочкой?

— Конечно! «Ё» - ёлочка. Это лучше, чем ёж.

— Папа, а знаешь, чем буква «Ж» пахнет?

— Ну, скажи!

— Жирафом.

— Жирафом? Ты удивляешь меня, во всех смыслах, больше, чем ёжиком. Чем же у нас пахнет жираф по-твоему?

— Чем, чем - жиром! - улыбнулась она.

— А! Ну, допустим! - но всё же решил предложить другой вариант. - А если сказать, что буква «Ж» пахнет цветком? Например - жасмином или жимолостью...

— "Дарите женщинам цветы, цветы, цветы, без повода и без причины..."

— Молодец. И даже песню вспомнила к месту. Давай дальше. Буква «Г»?

— Гайка.

— Интересно. А мой вариант тогда - ржавые гвозди. Я знаю, как пахнут ржавые гвозди. Так, а буква «Д», чем у нас пахнет?

— Домом.

— Конечно. У каждого дома свой запах. Смотри, как получается с буквой «Д», она сама на дом похожа и пахнет тоже домом. Дальше у нас буква «Е». Чем она пахнет?

— Ёлка.

— Я тебя немного тут поправлю. Это буква «Ё» пахнет ёлкой, а буква «Е» пусть пахнет елью. Получается, две буквы будут пахнуть хвоей. Хорошо, а чем же у нас будет пахнуть «К»?

— Я знаю, знаю, чем будет пахнуть «К»! - сказала Алиса, игриво улыбаясь.

— Ты, наверное, хотела сказать конфетки? И ничего же другого, правда? - поняв её взгляд, я сразу предостерёг её от глупостей.

— Да? Ну, да! Конфетки! А ещё креветки!

— Креветки? - удивительно переспросил я, понимая, что все кажущиеся глупости только в моей голове, но не подал виду, что опростоволосился. - Хорошо. А буква «Л»?

— Алиса.

— То есть буква «Л» - это ты?

— Да. «Л» - это Алиса-Лиса! - довольная собой, сказала она.

— А ещё бывает «Л» пахнет луком.

— Да, правда. Только не все «Л» пахнут луком. Моя «Л» не пахнет.

— Договорились. А чем же пахнет «М»?

— Мамой!

— Здесь мне нечего ни добавить, ни поправить! А чем же пахнет «Н»?

— Носом! Никто не может понюхать свой нос, а буква «Н» как раз пахнет у каждого только своим носом. Но знаешь что, пап?

— Что?

— А я знаю, чем пахнет мой нос!

— И чем же? Хотя меня больше интересует, как ты его умудрилась понюхать!

— Мой нос пахнет пудриком!

— И что это такое? - улыбнувшись, спросил я.

— Напудренный бублик! - сказала она и громко рассмеялась.

— Хорошо! - смеясь в ответ, говорю я, - Забавно. Давай оставим! А буква «О» чем пахнет?

— Буква «О» пахнет головой!

— Почему головой? Мы теперь по частям тела пройдёмся?

— Головой, потому что другого места «О» не подходит! - опять этот хитриво-игривый взгляд.

— Так, кажется, кто-то безобразничать решил?

— Что ты, папочка, я просто сильно оговорилась! Буква «О» пахнет огурцом!

— Хорошо. Это лучше! - сказал я строго. - А буква «П», чем пахнет?

— Тобой! То есть папой!

«Ну разве она не милашка?» - подумал я, а сам спросил:

— Хорошо, теперь буква «Р»?

— Рыбой!

— Отлично и беспорно.

— «С»?

— Собака!

— Собака? - улыбаясь, переспросил я, - Масянькой нашей пахнет что ли? А мой вариант будет - сон.

— Сон?

— Да, иногда и сны имеют запах...

— Да, да, мне недавно приснился сон, и он пах мармеладками и шоколадками...

— Вот о чём я и говорю. Сны тоже есть с запахом. Теперь у нас на очереди буква «Т». Чем она пахнет?

— Буква «Т» пахнет только!

— Что только? Что-то я сейчас тебя не понял.

— Я говорю, что буква «Т» пахнет только.

— И?

— Эх, ты! Не понимаешь что-ли? Буква «Т» пахнет только ты её понюхай. - снова этот шкодливый взгляд. Ну что ж, за юмор оставим этот вариант.

— Умница. Почему бы и нет!

— А чем же пахнет «У»?

— Может, тоже слезами?

— Нет, малышка! Мальчик тогда ошибся. «У» - не вторая «Ю», а поэтому имеет свой запах. И мне кажется, это запах уверенности, силы и знаний. Как тебе такое? - улыбнувшись, спросил я свою маленькую дочку.

— Ну, думаю, неплохо! - неуверенно сказала она.

— Правда? Только не совсем понятно?

— Да!

— Хорошо. Давай я объясню. Букву «У» ты можешь прочувствовать, когда ты даже ещё ничего не сделала, но намереваешься сделать что-то хорошее. Даже если это что-то из ежедневных обыденных дел, как, например, помыть посуду, почистить картошку или вытереть со стола. Даже решая такие маленькие дела, чувствуя в себе «У», многие люди ежедневно становятся сильнее, проявляя своего внутреннего героя. Понимаешь? Кто сказал, что вся эта работа пустячковая? Нет же! Любая работа, приносящая пользу, пусть даже самая незаметная - важна. А для выполнения важной работы нам требуется: уверенность, сила и знания! Понимаешь, малыш? В букве «У» - всё это есть. Теперь как только будешь что-нибудь делать, всегда вспоминай эту букву и, говоря про себя «Ууух», поймёшь, как работа начнёт быстрее спориться... Лиска, доченька, ты что там, малыш, уснула?

— Ну нет же, папа! Просто очень внимательно слушала тебя, не перебивая!

— Да ты ж моя умничка! Котёнок, знаешь, что я заметил? Мы ещё не закончили весь алфавит, но уже пропустили вначале две-три буквы?

— Правда? Какие?

— Да, это буква «З», например, а ещё буквы «И» и «Й». Так что предлагаю быстро пробежаться по ним и вернуться к другим буквам по порядку.

— Хорошо.

— Хорошо. Тогда буква «З» у нас бы пахла цифрой три.

— Но разве цифры пахнут?

— Конечно, и это очень легко доказать. Смотри: имея букву «З», пахнущую цифрой три, следовательно, в обратном порядке, меняя числительные, мы получаем точно такое же значение. Всё. Очень легко. Понятно?

— Нет, пап, ничего не понятно.

— Давай тогда по-другому. У нас есть буква и цифра, похожие друг на друга так, что если их поменять местами, никто ничего не заметит. Тогда получается, если «З» пахнет тройкой, то и тройка, похожая на «З», будет так же пахнуть.

— Это как если взять правую ладошку и поменять с левой? И никто не заметит?

— Мыслишь, конечно, в верном направлении, но с ладошками это немного не сработает. Всё дело в больших пальцах.

— Хорошо. А чем тогда пахнут «И» и «Й»? Они тоже почти одинаковые и пахнут, наверное, тоже одинаково?

— Знаешь, я тут представил и думаю, что «Й» — это определённо йод, а вот чем пахнет «И» — я даже не знаю, чем может эта буква пахнуть.

— Я думаю, пап, она чем-нибудь и пахнет.

— Да, но чем?

— Я же говорю — чем-нибудь и пахнет. И всё! Понимаешь?

— Это как с буквой «Т»?

— Да! Именно. Одну только понюхай, а вторая — чем-нибудь и пахнет.

— Хорошо. Примем и этот вариант за находчивость. Смотри, сколько у нас осталось букв: Ф, Х, Ч, Ц, Ш и Щ.

— Они все звучат так, как будто ими кто-то подавился! — сказала она, смеясь.

— Или как будто ими чихают?

— Да-да!

— Ну, а всё же, чем бы эти буквы могли пахнуть? Давай подумаем.

— Чем бы пахла «Ф»?

— Фу, мне кажется, так бы пахла «Ф». Какими-нибудь "фифишками".

— Ты несколько строга к этой букве, тебе не кажется?

— Она сама собой напрашивается. — Невинно хлопая ресницами, сказала Алиса, посмотрев на меня.

— У меня есть свой вариант, но я думаю, это будет больше затравкой для следующей сказки. Мне кажется, «Ф» пахнет фиолетовым цветом.

— Но разве цвета, пап, пахнут?

— Мы немного отвлечёмся, и я тебе расскажу, что и свет в целом имеет запах. Когда я был маленьким, каждый тёплый солнечный день моя мама выносила во двор перьевые подушки прогреться на солнце. Они могли там находиться хоть целый день, и только под вечер, перед сном, мама их заносила обратно. И этот запах солнышка, который впитывали эти подушки за день, я очень любил. После этого сны на этих подушках были самыми мягкими. А ты чего зеваешь?

— Я тоже хочу себе подушку с запахом солнышка. Лечь сейчас на кроватку и видеть самые мягкие сны.

— Знаешь, что я тебе скажу? А ты и ложись. Ложись к себе в кроватку, на свою подушечку, и скажи, что ты чувствуешь.

— Я чувствую, как уже мягко и ещё тепло.

— Да, как будто мама обнимает. Правда? Пусть твои подушечки и не грелись на солнышке, но зато они согреты теплом твоей мамы.

— Мамочка-милашка... — произнесла Алиса, раззевавшись вовсю.

Я присел рядом с её кроваткой и стал гладить дочку по волосам, отблескивающим бронзой на свету. «Какой же красивый цвет волос», — подумал я, продолжая нежно гладить её, которая очень быстро уснула и, вероятно, видела самые мягкие сны.

— А оставшиеся буквы мы с тобой обсудим в следующий раз... - сказал я, тихонько поцеловав её и укрыв аккуратно краешком одеяла.

Основано на разговоре между мной и дочкой.


Рецензии
Интересная идея! Смело можно добавлять использование запахов при изучении алфавита. И пусть у каждого ребёнка будет свой ассоциативный ряд. Главное, чтобы ему было интересно, как Алисе, и помогло запомнить буквы!

У Вас отличные взаимоотношения с дочкой, Виктор! И отличный педагогический потенциал! Смело можно окунаться в педагогику!

Татьяна Стригина   07.01.2025 22:28     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за одобрение идеи!)

Я тоже об этом думал. И вот , что надумал!) Что ребёнку, что взрослому - из когнитивных стратегий ассоциативное мышление в первую очередь как помогало, так и будет помогать усваивать новый материал.

Виктор Мисюрев   07.01.2025 23:25   Заявить о нарушении
«У Вас отличные взаимоотношения с дочкой» - спасибо Вам большое за такие слова!)))

Виктор Мисюрев   07.01.2025 23:26   Заявить о нарушении