Как возникает сюжет, или Слабого обидеть легко

Сюжет возникает не на ровном месте. Что-то должно зацепить. Покажу на примере. Прочитала миниатюру Артура Живаго «Картина Репина с историей, - Большевики…», где речь идёт о картине И. Репина «Большевики. Красноармеец отнимает хлеб у ребёнка» (имеются и другие названия) и её непростой судьбе.

 Скажу честно, у меня в груди чувства негодования после прочтения не возникло. Не знаю, может с годами это объясняется тем, что кровь уже не такая горячая, а может мудрость начинает через поры просачиваться или осмотрительность, кто разберёт? Но автор своим восприятием и образностью сюжета всё-таки в свою сторону меня утащил (авторская позиция не только видна невооружённым глазом, а в набат бьёт), да и идея созвучна с внутренними ощущениями справедливости. И появился отзыв на сюжет, довольно банальный – и на солнце есть пятна, куда без них.

Но чуть позже во мне включилась опция «следователь» и я начала рассуждать.

Художник мог взять случай из реальной жизни, мог вообразить и явить миру свою фантазию, мог лично наблюдать, или написать с чужих слов и т.д.

Если случай взят из жизни, то также начинается цепочка: очевидец видел один этот факт, а не всю линейку причин и следствий (что было до этого момента), но можно смоделировать-представить и появятся версии: мальчик хлеб украл, или отнял у более слабого (малыша, калеки) – и тогда большевик встал на защиту обиженного; большевик оказался жлобом (так бывает) и решил воспользоваться своей силой. Ряд можно продолжить и ещё версий накидать… Рассмотрим вариант, когда художник ситуацию лично не видел – тогда вопрос к нему – почему он такое нарисовал – и линейка ответов тоже длинная – начиная от нелюбви к большевикам и заканчивая, злободневностью темы – слабого обидеть легко, особенно если у тебя власть над ним имеется. И здесь опять каждый для себя решить должен, что ему больше импонирует, только про честность и враньё перед самим собой не забывайте…

P.S. Как всегда, здравые и простые мысли приходят «опосля», но к ним надо прислушиваться, что и сделала. А мысль шепнула: «Открой интернет, всего и «делов-то». Поделюсь, что высмотрела. Картина произвела ужасное, отталкивающее впечатление (его можно описать коротко, но не очень литературно – ну и рожи…); посему, рассматривать картину не хотелось. Написана она была в 1918 году. Приведу слова И. Репина по поводу его шедевра, кстати неоконченного: «На улице. Этот сюжет я писал со слов очевидицы. Она уверяла, что видела сама эту сцену. Но у меня вышла карикатура на действительность. И я за неё извиняюсь.» Скажу только одно (на мой взгляд), извиняются обычно за что-то неприглядное, что самому себе не нравится. Но это уж каждый пусть сам для себя решает. 


Рецензии