Об истине, правде и одной моей супер-ошибке

  Истина -- не то же, что правда. Точнее, почти то же самое, но в
другом ракурсе. Трудность говорения истины -- познавательного ха-
рактера, трудность говорения правды -- морального характера.

  Противоположность истине -- заблуждение. Противоположность пра-
вде -- ложь. Человек впадает в заблуждение непроизвольно и не
знает о том, что впал. Лжёт же он всегда намеренно. Заблуждение
может выглядеть ложью, не будучи таковою.

  Правда -- высказанное то, что ты думаешь. Только и всего. На-
сколько ты близок к истине, для степени правдивости не имеет зна-
чения. Истина -- проверенное представление о реальности. Прове-
ренное, насколько это практически возможно. Хоть какая-то провер-
ка тут обязательна, потому что можно стать жертвой иллюзии или
обмана даже в отношении того, что самолично видишь в упор (слы-
шишь, ощупываешь и т. д.). Если проверка невозможна или не обес-
печивает высокой степени уверенности, то говорят (если честно),
что установить истину не удалось, а то и невозможно.

  Истинолюбие -- настроенность на поиск истины. Правдолюбие --
настроенность на говорение правды. Правдолюбие может быть не со-
вместимо с выживанием, а истинолюбие может быть вполне совмести-
мо с выживанием, если держать язык за зубами.

  Истинолюбие довольно коррелирует с правдолюбием, но не идёт с
ним рука об руку. Можно быть правдолюбом, не будучи истинолюбом:
с истиной так или иначе большие сложности (докапываться до неё
трудно, а потом всё равно выясняется, что ты ошибся или слишком
упростил), а говорить то, что думаешь, -- это легко (только за-
частую не выгодно, а то и опасно).

  Индивид, понимающий сложности приближения к истине, -- не ду-
рак или хотя бы не большой дурак, а индивид, не понимающий этих
сложностей и потому относящийся к своим "истинным" представлениям
без некоторой доли скептицизма, -- дурак точно.

  Люди не особо даже умные, а по крайней мере не без элемента
мудрости, понимают, что путь к сложным истинам очень труден, поэ-
тому они и сами к этим истинам рвутся не шибко, и не верят в то,
что такие прорывы вполне даются другим, не очень-то и отборным
индивидам, хотя бывает на свете, конечно же, всякое. Ну, есть у
кого-то такое-то мнение по такому-то вопросу -- и что из того? У
других есть иное мнение по тому же вопросу, да и у рассматривае-
мого индивида его мнение, может быть, когда-нибудь поменяется --
если он способен к развитию. Напрягаться, горячиться и рисковать
по поводу как бы истин нет никакого резона, если практика не под-
жимает. Другими словами, Джордано Бруно сгорел на костре зря.

  Причины истинолюбия и правдолюбия:
     - оптимистичность восприятия общества;
     - оригинальничание;
     - оправдание своих неудач своим стремлением к истине/правде;
     - удовлетворение потребности в конфликте, в проявлении
       агрессивности на почве защиты истины/правды;
     - надежда на не совсем маленький спрос на истину/правду в
       обществе;
     - привычка, оставшаяся с наивной молодости;
     - вера в то, что только истина/правда в состоянии обеспечить
       обществу долговременный фундаментальный успех;
     - высокая самооценка;
     - воспитанность на примерах геройства, в том числе геройства
       ради истины/правды.

  Дурак может быть истинолюбом, но истина от него зачастую криво-
ватая в сравнении с истиной от умников и являет собой скорее за-
блуждение. Дурак не понимает, почему умники забраковывают его ис-
тину, подозревает какую-нибудь ерунду, а то даже сердится на ум-
ников. Себя он видит при этом почти праведником и героем-борцом.

  Умник, не являющийся истинолюбом, в состоянии понимать истину,
выдаваемую другими умниками, но не берёт её на вооружение, потому
что на коротких дистанциях ложь, как правило, эффективнее и соот-
ветственно ценнее.

  Лживость -- лёгкость прибегания ко лжи. Лживый индивид лжёт не
в крайнем случае, а при любой возможности и, может, даже наслаж-
дается манипулятивным действием своей лжи.

  Причины лживости:
    - текущая эффективность лжи;
    - лёгкость выстраивания лжи в сравнении с докапыванием до
      истины;
    - зачастую очень большая вероятность того, что ложь не
      будет раскрыта;
    - привычка лгать.

  Одна из моих когдатошних [крупных] ключевых ошибок -- завышен-
ная оценка доли умников в обществе и интереса людей к истине. И
вдобавок я не учитывал, что истина у дураков немножко не такая,
как у умников, из-за чего дурак-истинолюб оказывается для умника-
истинолюба ещё большим [врагом] неудобством, чем лживый дурак или
лживый умник. Если истина от умника выглядит эффективной, то лжи-
вый индивид (и дурак, и умник) охотно принимает её, даже не впол-
не понимая, -- правда, принимает лишь в качестве инструмента воз-
действия на людей, а не в качества элемента картины мира. Дурак
же истинолюб встаёт горой против умничьей истины, если она для
него слишком сложная в понимании и не имеет случайного совпадения
с его собственной истиной.

  Мне в основном противостояли и докучали дураки-истинолюбы. Пе-
реубеждать их было бесполезно, даже если они были рационалистами,
а не эмоционалистами: соль в том, что рациональность (= преобла-
дание интеллекта над эмоциями) у них была дурацкого уровня, пара-
дигмально не совместимая с моей, умничьей рациональностью.

  Сегодня я уже, вроде, не заблуждаюсь насчёт доли умников-исти-
нолюбов в обществе (она ничтожна: может, 0.5% от общего числа
человеков, а то даже меньше), но осталась заточенность моего ин-
теллекта на поиск истин -- и осталась надежда на то, что я свои
истины ещё куда-то каким-то чудом попристраиваю. Такое ведь иног-
да бывает: ты как бы и знаешь, но не вполне веришь, не принима-
ешь, надеешься [на чудо] на то, что несколько ошибся в очередной
раз. Скептицизм ведь -- качество в общем-то хорошее. Существова-
ние чудес скептики допускают. Потому что не дураки. Это ведь
только дуракам точно известно, какие вещи возможны, а какие --
нет.


Рецензии
Мною в поисках истины двигало исключительно любопытство.
Я всегда был дилетантом, и всю жизнь, лез в те области, которые профессионально не были нужны, но казались интересными. И много чего находил столь неожиданного, что и профессионалы могли бы позавидовать.

Что касается правды, то можно лгать, а можно утаивать правду.
Последнее происходит часто, и даже не намерено, если считаешь, что факты к
делу не относятся, или они не характерны.
А уж преуменьшать или преувеличивать, это зависит от целей и от фантазии.

Дмитрий Маштаков   14.11.2024 13:17     Заявить о нарушении
По-моему, преуменьшение и преувеличение - разновидности лжи, а утаивание - не "третье значение", а посторонний "феномен" (но я в этом не уверен).

Александр Бурьяк   14.11.2024 18:32   Заявить о нарушении
Есть ещё искажение, очевидность, несовершенность, интерпретация и огрубление. Например, тезис о "превышении понятия самообороны" является огрублением конкретной ситуации в интерпретации несовершенного закона. ))
Причём практику применения закона устанавливают чиновники, интерпретирует судья, огрубляет экспертиза, а освещают СМИ.

А тезис "Россия напала на Украину"? О, это песня! На эту тему можно соловьём заливаться, и всё бестолку будет. Поскольку мировоззрение оппонента не переделаешь.
Это я к тому, что в реальности все эти понятия очень сложные. Помню,я писал реферат - установление факта в научном исследовании. Жаль текст затерялся, а то бы я его тут опубликовал бы.
Вас интересно читать.

Дмитрий Маштаков   14.11.2024 22:04   Заявить о нарушении
На "фактах" я съел собачку. Рад встетить человека, тоже потешающегося над верой в "факты".

Александр Бурьяк   15.11.2024 12:19   Заявить о нарушении