Сохрани свою веру
Работая с документами по изучению своей малой родины, я все больше проникаюсь мыслью, что моих земляков объединяло не только совместное проживание, но и вера. Они смогли сохранить свою веру по старообрядческим обычаям. Село (с. Топориха Пензенской губернии) родилось в начале 18 века, когда по указанию князя Черкасского были переселены крестьяне из его вотчин в Нижегородской губернии.
Одним из носителей и проводников старообрядчества на селе был крестьянин Мельников Егор Михайлович (14.02. 1887 г. – 1987 г.г). Мне посчастливилось узнать о жизни этого удивительного человека от его внучки (Гусевой Е), ныне проживающей в Москве. Так по ее воспоминаниям, можно представить каким был старообрядец, живущий по традициям старообрядческой церкви, в конце 20 века.
Рассказывает Е. Гусева: « Мой дед был тихий и спокойный, за всю жизнь он никогда не повышал на меня голоса.
Меня и отца дед никогда не принуждал к молитвам и вере. Никогда не говорил: "лоб перекрести перед едой". Просто сама, видя как, твоя семья делает, повторяла. Учила сама молитвы.
Егор Михайлович имел красивый подчерк, писал с завитушками, хорошо читал на старославянском, обладал идеальной памятью, увлекался фотографией и очень любил рисовать.
У него было право от старообрядческой Церкви Москвы на разрешение отпевания покойных, а также погружать младенца после рождения /не крестить, но при этом обязательное присутствие крестных.
Он расписывал "венчики" - это когда человек умирает, ему обязательно на лоб кладут. Он аккуратно вел записи о выполненных им церковных службах (отпевание, погружение младенцев в воду после рождения).Согласно церковным правилам нельзя крестить ребёнка, если оба родителя не старообрядцы. Раньше считалось, что не дай бог умрёт не крещенный. Поэтому дед говорил, что большой грех, если ребёнок умер без креста.
Вспоминаю, как он, проживая в селе, с бабушкой постоянно ездил в Москву, ночевали в церкви, потому что служба начиналась рано.
В конце 80-х годов он переехал жить в Москву к внукам, и пользуясь этим, часто ездил в старообрядческую церковь на Рогожской заставе в Москве. Обладая хорошим голосом, он пел в церковном хоре.
Он никогда не грешил по вере, строго соблюдал посты. Так умирая, во время поста, он не позволял нам давать скоромную пищу. Я брала грех на свою душу, добавляя в пищу молоко и масло.
Ночами по просьбе близких покойного, дедушка отчитывал сорокоуст за усопших не присаживаясь, невзирая на болезнь ног.
Обычаи старообрядцев
У каждого должна быть своя кружка и ложка. Это у меня осталось на всю жизнь. И, ещё дедушка говорил: "нельзя оставлять открытую воду в ведре или кружке", хоть соломинкой, но накрой.
На старых фото можно увидеть отличие в одеждах старообрядца от новообрядцев. Нельзя венчать молодожёнов, если один не той веры.
У старообрядцев мужчина имел бороду и должен быть подпоясан обязательно, поверх рубахи. В церковь не зайдёшь в брюках и без головного убора. Платок должен быть не завязан на узел, а закреплён булавкой. Руки были не оголены.
При посещении службы в церкви или во время церковного праздника мужчина подпоясывается, а женщина надевает длинную юбку или сарафан /поверх своей одежды/, платок подкалывает булавкой. Но что бы платок был на плечах.
… Проживая в Москве я посещаю службы в старообрядческой церкви, на Рогожской заставе . И с удовольствием слушаю пения Патриарха Корнилия. Такой голос удивительный.»
***
Просматривая записи воспоминаний внучки Е.М. Мельникова, а также читая многочисленные интервью патриарха Старообрядческой церкви митрополита Корнилия для российской прессы я прихожу к мысли, что объединение Старообрядческой церкви и РПЦ возможно. Вопрос только во времени. В настоящее время очень большая миграция людей по стране и не везде есть старообрядческие церкви. И верующие православные посещают в связи с этим РПЦ. Традиции старообрядчества постепенно стираются, молодое поколение людей к этому относятся терпимо. Главное для них это сохранение веры.
Так митрополит Корнилий в беседе с корреспондентом газеты «Комсомольская правда» Д. Стешиным от 27.7. 2017 года заявил – Со временем раскол будет «уврачеван». Современная церковь и старообрядчество – близки в социальном служении, в борьбе с пороками … «Условия сами дадут знать, когда с двух сторон появится реальный живой интерес к объединению. Пока этого нет…. Первые шаги РПЦ сделала, признала хоть и с оговоркой «старый обряд» (в 1971 году Поместный собор РПЦ принял решение отменить анафему на старые обряды) » ст. корреспондента Елены Юферовой от 2.06 2021 г.
Свидетельство о публикации №224110800678
Дорогой Евгений, Верить,
и доверять надо. В прежние времена говорят вера была
у деревенских жителей , обязательно ходить в церкви .Много знали старообрядцы
о лечении ,хранятся книги,по ним и сейчас лечатся, если принимают веру в бога.
Спасибо за рассказ.
Нинель Товани 28.04.2025 21:49 Заявить о нарушении
Евгений Кошелев 04.05.2025 16:13 Заявить о нарушении