8 Разделение семьи на две ветви городскую и дереве

8 Разделение семьи на две ветви – городскую и деревенскую

        Предыдущая глава:    http://proza.ru/2024/10/18/190

        Фото из личного альбома сделано в деревне Жеремино Тульской области примерно в 1936 году.
        Бабушка Наташа с дочками Дарьей (моей будущей родной мамой) и младшей дочкой Марусей. Сыновья Иван и Михаил.
        Иван – участник Финской войны. «Без вести пропал» в боях под Ржевом в 1941 году. А что такое "Без вести пропавший"? Это - никакой помощи родным. "Ещё неизвестно... Где гарантия?  А может быть он...?". И таких "Без вести пропавших" у нас многие миллионы во всех войнах и конфликтах. Очень морально удобная и экономически выгодная позиция для чиновников, бездушием которых отличается Россия во все времена.
        Михаил – в сентябре 1941 года в 17 лет пошёл добровольцем на фронт Великой Отечественной войны. Четыре боевых ранения. Награждён орденом «Боевого Красного Знамени», орденом «Красной Звезды» и более десятка боевых медалей. День Победы Михаил встретил в госпитале на территории Германии, где получил четвёртое ранение.
 
        Из Сибири наша семья вернулась в родное Жеремино примерно в 1932 году.  Вернулась в свой дом, который так и стоял с заколоченными крест-накрест дверью и окнами.

        Была весна. Надо было снова впрягаться в крестьянский труд. В этом деле им крепко помогли родственники бабушки Наташи. Помогли в кратчайшие сроки привести дом в пригодное для жилья состояние; дали семена и рассаду для засева поля и огорода; выделяли по мере надобности лошадку с соответствующим снаряжением (телегой, плугом, бороной); поделились кое-какой домашней живностью. Потихоньку дело пошло на лад.

        В те времена в деревню стала просачиваться информация о каких-то грядущих крупных преобразованиях в сельском хозяйстве. Появилось новое для крестьян слово - «Коллективизация». Пока к этим слухам  крестьяне относились без особого интереса. В своём хозяйстве дел было невпроворот.
 
        Старшая дочка Мария (тогда ещё Марина) практически сразу после возвращения из Сибири устроилась на работу в бригаду путейцев на строительстве железной дороги. Женщины в такой бригаде занимались в основном укладкой шпал и подбивкой под них песка, или щебня. Работа, конечно, очень тяжёлая. Особенно для девушки двадцати лет.

        Дедушка Егор, закончив основные «мужские» летние работы, подался с деревенской бригадой печников в Москву. Ближе к концу зимнего сезона нескольким членам их бригады предложили устроиться на постоянную работу на железную дорогу. Обещали оформить все документы, включая паспорт и трудовую книжку. Обещали каждому предоставить комнату с постоянной пропиской в железнодорожном бараке в Коптево близ железнодорожной станции «Красный Балтиец» Рижского отделения Московской железной дороги. Некоторые, в том числе и дедушка Егор, согласились. Определённую роль в их согласии сыграли и слухи о грядущей коллективизации на селе.

        Так начался Московский период жизни нашей семьи. С тех пор дедушка Егор стал приезжать в деревню лишь на короткое время наиболее сложных сельских работ. В основном в деревне на хозяйстве остались бабушка Наташа, дочка Даша (моя будущая мама)  и сыновья Иван с Михаилом. Родилась и ещё одна дочка, которую назвали Марусей (старшая дочь тогда была ещё Мариной). 

        Первой в московское дедушкино гнездо в бараке прилетела дочка Марина. Она уволилась с работы на железной дороге и с помощью каких-то знакомых устроилась в Москве домработницей в семье инженера-путейца. В их квартире она и была временно прописана. Проработала Марина домработницей года два. Потом инженера арестовали. У его семьи начались большие неприятности (так мягко скажем) и им было уже не до домработницы. По совету своих подружек по профессии домработницы, Марина устроилась нянечкой в детский садик № 229, расположенном на Селезнёвской улице в центральном районе Москвы. Как раз в это время Марина и сменила в документах своё имя на Марию. Ей дали место (койку) в комнате общежития коммунальной квартиры в подвале дома на Большом Каретном переулке.
 
        Пришло время - и старшего сына Ивана призвали в армию. Он принимал участие в Финской войне. Там Иван получил ранение в руку. После лечения его не демобилизовали и Ваня продолжил службу в рядах Красной армии. 

        Второй сын дедушки Егора и бабушки Наташи - Михаил в 1940 году переехал из деревни в Москву к дедушке и поступил в ремесленное училище. Учился на электрика до сентября 1941 года. В сентябре все ученики добровольцами были демобилизованы в армию и в скором времени отправлены на фронт Великой Отечественной Войны. Были мобилизованы добровольцами потому, что ребятам было тогда по 17 лет.

        Таким образом, вне поля зрения моего вышеприведенного обзора в деревне Жеремино оставались с бабушкой Наташей её вторая дочка Дарья от погибшего на Первой Мировой дедушки Федота (моя родная мама) и младшая дочка Мария – от дедушки Егора.

        Дарья тоже не засиделась в Жеремино. Ведь она родилась в 1918 году и в рассматриваемом интервале времени как раз подошла пора ей выходить замуж. В их избу зачастили свахи. Они-то и свели восемнадцатилетнюю Дарью Волкову с двадцатилетним парнем из деревни Курьяново Андреем Ардашиным. Курьяново располагалась километрах в пятнадцати от деревни Жеремино.

        Следующая глава:   http://proza.ru/2024/11/13/683


Рецензии
Повезло, Виктор, что Вы знаете историю своей семьи.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   08.11.2024 19:49     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, дорогой Владимир!
Очень сожалею, что эту историю я знаю практически только до дедушек и бабушек.
Что бы с ними, когда была возможность, поговорить об их родителях, об их дедушках и бабушках?
Но теперь уж не вернёшь...
До новых встреч и Здоровья! Мира! Добра!

Виктор Ардашин   09.11.2024 05:29   Заявить о нарушении