Неопубликованное предисловие
(1991 г.)
Действительному члену Академии Горя и Радости, первому гражданину Коммунистической эры — И.А.Ефремову — мы посвящаем, «теперь и всегда»:
— ибо именно он, вдохновлённый великой верой в здоровую человеческую натуру, благородство целей и духа лучших Сынов человеческих, провозгласил последние в качестве «одной из возможных и вечных движущих сил истории»;
— ибо именно его Слово явилось благовестием, откровением одной из Душ Великих, устремившим нас к совершенству духа…
Прислушайтесь! — и, может быть, Вам, как и нам, из сокровенных глубин мироздания, из Туманности Андромеды, почудится этот зов — зов иных, высших, сфер… как свидетельство того, что ему, великому мудрецу и знатоку душ человеческих, удалось преодолеть смерть и жизнь свою продлить бесконечно…
Но возможно ли в принципе достичь этого — преодолеть смерть, продлить жизнь?.. За этим вопросом стоит, на наш взгляд, куда более сложный — а что, собственно, есть человек?..
Так, несколько достаточно «строгих», научных, определений (как, например, определение Homo sapience) лишь отчасти, исключительно в очень узких отраслях знания, разрешают возникающие неопределенности, в то же время не являясь исчерпывающими, однозначно определяющими место его в мироздании и цель бытия, ибо есть Нечто сверх, НЕЧТО большее — то ли душа, то ли искра Божья — иррациональное, вечно ускользающее, неподдающееся инструментарию современной науки и пресловутому «здравому смыслу», в связи с чем вышеупомянутый вопрос есть, по сути, вопрос веры… Опасность, однако, здесь заключается в том, что краеугольным камнем этой самой «веры» в настоящее время является обусловленная величайшими научно-техническими достижениями воинствующая антропоцентричность, «индустриальность» мировоззрения, явившаяся на смену фанатичной религиозности Средневековья и заменившая идею Бога-Отца столь же непреложной идеей Сверхчеловека, на руинах данного создающего свой собственный мир, по своему же собственному разумению.
Но (вот парадокс!) именно в таком смысле человек, человечество, именуемые в дальнейшем «Современное индустриальное общество», или «Общество», в соответствии с наиболее синтетическим, на наш взгляд, определением Н.А.Колмогорова и учением В.И.Вернадского о био-, ноосфере и ноокосме, представляются наименее «разумными». (Такой вывод верен в биологическом смысле, ибо Общество как вид само порождает условия, обуславливающие его гибель; он верен в социальном смысле, ибо провозглашенные им ценности разрушают его социальные основы; верен он и в религиозном смысле, ибо, наделив человека сверхчеловеческой силой, оно противопоставило его Богу.)
Трудно не согласиться, что устремление к всеобщей и собственной гибели есть ярчайшее проявление неразумности не только по определению, но согласно самой логике жизни!
Люди, однако, в своем подавляющем большинстве именно этому и способствуют, принимая «правила игры», то есть ценности, Общества и, тем самым, «беспрестанно принос(я) свою личную нравственность на его алтарь, вместо того, чтобы оставаться в оппозиции к нему и быть силой, побуждающей его стремиться к совершенству»; и если принять на веру, что уготованной гибели возможно избежать, то лишь посредством изменения вышеупомянутых ценностей, то есть внутреннего (духовного) плана, в соответствии с которым всякий безусловно разумный человек, именуемый в дальнейшем «Человек», на наш взгляд, должен:
— «испытывать боль не только от реальных, но и от воображаемых страданий… страдать, зная о страданиях других»;
— понимать, каковы истинные причины страдания, а также что
— есть способ, путь, ведущий к освобождению, в поисках которого необходимо постоянно «обновляться, расти, изливаться, любить, испытывать глубокий интерес к чему-либо, отдавать», что означает БЫТЬ в полной мере…
И вообще, уж если и жить в Обществе, «сознавая невозможность выхода для отдельного индивидуума из-за длительности процесса, то это имеет смысл лишь для того, чтобы помогать его уничтожению и, следовательно, помогать другим, делая добро, создавая прекрасное, распространяя знание. Иначе какой же смысл в жизни?».
И, поскольку спасение Общества именно в руках Человека, ему и принадлежит будущее — способность развиваться в природе как вид, как одна из бесчисленных форм живой материи, всё меньше нуждаясь в пище, одежде, жилье и приближаясь к постижению самой последней тайны — собственной богореализации, когда он обретёт, наконец, истинное бессмертие… однако тогда определение Homo sapience будет к нему уже неприменимо. (Д.Уайт ввёл специальный термин для таких индивидуумов — Homo noeticus, Человек ноосферы, который обозначает, главным образом, качественное изменение сознания на основании отказа от всех форм ОБЛАДАНИЯ ради того, чтобы в полной мере БЫТЬ. Достигшие в иных мирах и иных народах автотрофного существования во вселенском Макрокосме, они могут быть отнесены к особой касте Людей ноокосма, Мессиям или Великим Душам). Именно тогда творческой энергией, силой духа и разума будет создана особая ноосфера (внутренний план), соединяющаяся с ещё более высокими, горными, сферами, именуемыми в дальнейшем Ноокосмом, и тем самым, наконец, восстановлен утраченный некогда контакт с Богом.
Естественно, что традиционные пути развития Общества вряд ли удовлетворят таких Людей, и они, в конце концов, возьмутся за коренную реорганизацию его структуры (вспомним ефремовские Академию Горя и Радости, Совет Чести и Права, Институты Стохастики и Предсказания Будущего), создадут культуру, которая сынтегрирует все религии, все отрасли знаний и деятельности в единую науку и практику Человечества — эволюционного Человека Вселенной. И коль скоро индивидуумы, способные оказать вышеупомянутое преобразующее влияние на Общество путём коренной перестройки его структуры, присутствуют в нём изначально, являясь, как правило, учителями, жрецами, художниками — творцами внутреннего плана, поводырями душ человеческих, — задача спасения человечества как вида будет, на наш взгляд, в конце концов, успешно решена.
Однако Общество, формируя сознание большинства индивидуумов на основе собственных ориентиров, то есть побуждая накапливать, приобретать, владеть, то есть ОБЛАДАТЬ, по сути, внушает, что обладать — и означает быть самим собой. Таким образом, само общественное сознание является стенами темницы, зачастую непреодолимыми для личностного «эйдоса», — то есть инферно для души!..
В связи с вышеизложенным, можно выделить два типа людей — Людей ноосферы (ноокосма), живущих по принципу БЫТИЯ, и людей Общества, живущих по принципу ОБЛАДАНИЯ; и два соответствующих им типа социального характера. Кроме того, на наш взгляд, можно выделить сколь угодно большое количество промежуточных типов, отличающихся один от другого лишь соотношением присутствующих в них начал. Одним из таких соотношений, на наш взгляд, может являться соотношение жизненной цели и избираемых для её достижения средств.
Что касается цели, то вряд ли будет большой ошибкой утверждать, что цель всякого индивидуума вне зависимости от типа — преодолеть смерть, продлить жизнь, подтверждением чему в известной мере могут служить следующие строки Корана:
«Уже ль владеет человек всем тем, что пожелает?
Но нет! Лишь Бог владеет завершеньем жизни и её началом»
[Сура 53. Звезда. 24-25]
Итак, человек стремится владеть «завершеньем жизни», то есть продлить — не сократить же! — её. Но в какой степени удаётся достичь этого индивидуумам, относящимся к разным социальным типам?..
Ясно, что человек Общества, даже «исповедующий» бессмертие души, безусловно испытывает страх смерти, «это — страх потерять то, что я имею: своё тело, своё «я», свою собственность и свою идентичность; это — страх «потерять себя», столкнуться с бездной, имя которой — небытие». Однако личностный «эйдос», душа, таких индивидуумов, в силу Второго начала термодинамики, в конце концов умирает от информационно-энергетического голода.
Человек ноосферы не испытывает страха смерти, поскольку, согласно заповедям Душ Великих — Будды, Иисуса, стоиков, Майстера Экхарта, Ивана Ефремова — он не относится к жизни как к собственности, ему незачем цепляться за неё: ведь в его распоряжении — вечность!
Что касается истинного бессмертия, достижению которого на земле посвящены столько религиозных практик, то, на наш взгляд, обладают им лишь Люди ноокосма; однако и людям ноосферы в некотором смысле удаётся преодолеть смерть, но последнее является не столько одномоментным актом богореализации, сколько всего лишь одним единственным шагом вперёд на тернистом и долгом пути — лишь одним звеном скручивающейся спирали-кармы, и единственное, что поддерживает их на этом пути, — свой собственный внутренний план, открытый вечному сиянию Беспредельности (Надсистемы)!..
Предполагая последнюю, мы определили её для себя как НЕЧТО, что кроется за доступным восприятию индивидуумов Общества (их чувствам, рассудку и знаниям) миром, тем не менее, включая последний как свою неотъемлемую часть. Мы также определили её как обладающую сложнейшей структурой, однако объяснять которую либо, например, с позиций В.И.Вернадского, либо Б.И.Искакова не считаем уместным. Уместным мы посчитали, что данная Надсистема представляет собой некую иерархию, поставляющую «вниз», на нижние свои уровни, одним из которых является наш мир, информацию о целях их функционирования, закодированную, например, в формах новых вероучений, адресованных большим группам людей или даже целым народам; такая информация содержит модель будущего. С целью минимизации расхода социальной энергии на всякого рода революции, междоусобицы, войны, Надсистема активно воздействует на нижние уровни посредством особых личностей — мессий, — исполняющих свои функции как непосредственно (как, например, первые фараоны Египта, а также Будда, Христос, Мухаммед), так и опосредованно, являясь советниками, фаворитами и воспитателями власть придержащих (как, например, Имхотеп, Хемиун, Аристотель, Сергий Радонежский и др.); и если наличие таких личностей преследует заботу об уровне в целом, то существование гениев и юнон, именуемых в дальнейшем «Спутники», есть, на наш взгляд, забота об отдельных индивидуумах, то есть — конкретизация общего космического закона, имеющего дело не с народами, а с отдельными людьми…
Однако, предположив вышеупомянутую Надсистему, мы лишь определили себе инструмент, позволяющий выразить свое отношение к доминирующим ценностям и перспективам Общества, а также способам жизни героев, соответствующим, на наш взгляд, основным типам социального характера, имея в виду следующее:
– человечество в своём развитии как вид пошло по неверному пути;
– однако до сих пор имеется шанс сделать правильный вывод;
– что подлинно гуманистическое общество осуществимо вне связи с уровнем развития материально-технических основ жизни.
Наконец, мы понимаем, что, скорее, лишь поставили вопросы, нежели дали ответы на них; и пускай это останется на нашей совести, ибо ответить на них — дело не одной жизни.
Свидетельство о публикации №224110901047