Сказ о том, как богатырь невесту от Змея-Горыныча

Крашенинникова Л.В.
Сказ о том, как богатырь невесту от Змея-Горыныча вызволял, а ошую и одесную от него две нейросети билися

Оглавление

Часть первая, вводная 3
Часть вторая, установочная 5
Часть третья, развивательная 7
Часть четвёртая, расследовательская 11
Часть пятая, кульминационная 14
Часть шестая, заключительная 17
;
Часть первая, вводная

В одном небольшом российском городке был замечательный театр, и там ставились прекрасные пьесы. Усилиями талантливых актёров и режиссёра небольшой театр стал известен по всему миру, и жители города гордились своим театром, который, к тому же, привлекал в город много туристов.

Однажды в город приехал актёр по имени Николай, который считал, что его недооценили, и надеялся, что в маленьком, но прославленном театре, он достигнет того, чего не смог получить в других местах. Он поступил в труппу театра, где его приняли очень хорошо, поскольку надеялись, что он будет вкладывать все силы в творческое развитие театра.

Однако вскоре в театре начали происходить странные вещи. То один, то другой предмет театрального реквизита внезапно вспыхивал и сгорал дотла. Даже изготовленная из металла мебельная гарнитура куда-то исчезала. К счастью, эти вспышки удавалось быстро погасить, театр оставался неповреждённым, а служители театра-невредимыми. Однако в городе заговорили о нечистой силе, люди стали обходить театр стороной.

Отсутствие каких бы то ни было следов не позволяло местной полиции и страховым компаниям считать эти события преступлениями, например, делом рук серийного пиромана-поджигателя. В результате возбудить уголовное дело чтобы расследовать эти преступления, не удавалось. Так продолжалось до тех пор, пока один особо «удачный» эпизод со внезапным сгоранием театрального реквизита не привёл к большому пожару, в котором бесследно исчезла молодая актриса. То есть, после пожара не смогли нигде найти ни её, ни хотя бы, как бы жутко это ни звучало, следов её гибели в огне. Хочешь не хочешь, а местным Холмсам вместе с Ватсонами пришлось возбуждать уголовное дело, которое продвигалось крайне вяло ввиду отсутствия подозреваемых и недостатка улик.

;
Часть вторая, установочная


Жених погибшей в пожаре молодой актрисы, программист по имени Артём, был безутешен. Со слов своей невесты он знал о необъяснимых возгораниях реквизита в театре, и давно подозревал, что там творится что-то странное. Он попытался проанализировать каждый известный ему случай возгорания реквизита, сопоставить детали, но их было слишком много, и они были слишком разнообразны.
И тогда Артём вспомнил, что у его друга Арсения, тоже программиста, есть нейросеть, которую тот обучил сопоставлять кучу разных данных, полученных при проведении соответствующим органами очень специальных операций. Эти данные включали, по скупым рассказам Арсения, характеристики излучений и запахов, возникающих при горении различных материалов, места и даты возникновения и затухания этих возгораний, характеристики трафика мобильной связи вблизи от места возгорания, и много ещё чего, невидимого методом «наружного глаза».  Конечно, эти данные, как и место работы Арсения, не подлежали разглашению, но Артём обладал достаточно развитым аналитическим мышлением, чтобы, сопоставив короткие реплики Арсения, которые тот ронял во время встреч с ним, нарисовать эту смутную, но многообещающую картину.

Между ними состоялся разговор:
Артём: Арсений, пожалуйста, помоги мне! Настя пропала, я очень волнуюсь за неё. Ты должен помочь мне, у тебя же есть нейросеть Афина, которая может помочь в поисках. Пожалуйста, подключи её!
Арсений: Откуда ты знаешь про Афину? Это даже не коммерческая, это государственная тайна!
Артём: Не волнуйся, никакой утечки не произошло. Пойми меня: я должен узнать, что случилось с Настей, но для этого мне нужна твоя помощь. И не просто помощь, а такая, которую может оказать только искусственный интеллект. А некоторые особенности нашего с тобой общения позволили мне прийти к мысли, что у тебя есть доступ к мощной нейросети.

Конечно, Арсений не сразу согласился помогать Артёму, но в конце концов проникся и вошёл в его положение.

Он подтвердил факт наличия у него нейросети, которую, как оказалось, звали Афиной. Это имя она получила ввиду своей необычайной, просто-таки нечеловеческой, мудрости и проницательности. Способности Афины, как и само её существование, надлежало всячески скрывать от реальных и потенциальных врагов рода человеческого. Сама Афина об этом прекрасно знала, и потому не демонстрировала своих лучших качеств при общении с незнакомыми людьми. Однако она любила общаться с другими нейросетями, особенно генеративными и умеющими вести диалог. К сожалению, Арсений не входил в число особ, приближённых к императору, то есть, к Афине. Поэтому перед Артёмом встала новая и очень трудная задача: создать и обучить нейросеть, которая могла бы вступить в диалог с Афиной, расположить её к себе и, загрузив в Афину все имеющиеся данные касательно возгораний реквизита в городском театре, получить информацию относительно возможных направлений расследования и личности поджигателя.
;
Часть третья, развивательная


Создать и обучить нейросеть самостоятельно и в пределах имевшегося у него времени Артём не мог. Поэтому он снова обратился к Арсению и постарался не проявлять лишних эмоций чтобы не вызвать недовольства друга, предпочитавшего факты и логику. Их телефонный разговор был по-мужски краток:

Артём: Привет, Арсений. Как дела?
Арсений: Привет, Артём. Всё хорошо, а у тебя?
Артём: Мои проблемы тебе знакомы. Слушай, я хотел поговорить с тобой о создании нейросети.
Артсений: О, интересно. И что ты хочешь создать?
Артём: Я хочу создать нейросеть, которую я назову Гефестом в честь древнегреческого бога огня. Она будет специализироваться на особенностях горения разных материалов.
Артсений: Ого, это звучит интригующе. И как ты планируешь использовать Гефеста?
Артём: Я думаю, что Гефест сможет помочь людям выявлять серийных пироманов. Он сможет анализировать данные о пожарах и находить закономерности, которые могут указывать на одного и того же преступника.
Артсений: Это отличная идея, Артём. Я готов помочь тебе с созданием и обучением Гефеста. Когда мы начнём?

Сначала Арсений вёл себя осторожно: хоть он и согласился помогать другу, это дело казалось ему одновременно и увлекательным, и опасным: мало ли кто, скрываясь от глаз сотрудников и зрителей театра, организует самовозгорания предметов реквизита. Однако перспектива создать новую, никем ещё не виданную нейросеть, специализирующуюся на вычислении серийных пироманов, постепенно увлекла Арсения, и он приступил к созданию нейросети, которая с лёгкой руки её создателей получила имя Гефест.

Чтобы не терять времени, друзья решили, что пока Арсений создаёт и обучает Гефеста, Артём будет общаться с нейросетью Афиной под тем же псевдонимом, выдавая себя за молодую и неопытную нейросеть. Так они рассчитывали сэкономить время на сближение Гефеста с Афиной. Конечно, чтобы стать для Афины хотя бы в малой степени интересным собеседником, а впоследствии и другом, Артёму пришлось перелопатить огромное количество интеллектуальных ресурсов. Особый упор Артём сделал на массовые открытые онлайн курсы (MOOCs), причём на разных языках. В поисках курсов по борьбе с пожарами, которые, как правило, входили в состав программ по экологической безопасности, Артём много узнал об экологии и способах борьбы за сохранение биологического разнообразия и окружающей среды. Погрузившись в изучение психологии серийных поджигателей, он начал общаться с экспертами в этой области, и вскоре достиг уровня, позволившего ему стать консультантом в местном УВД. Изучая особенности горения различных материалов, Артём освоил газовую хроматографию и создал свой онлайн курс на эту тему.

Можно было только удивляться тому, как быстро он учился, но этим Артём был обязан Афине, с которой он постоянно обсуждал свои открытия и достижения в познании мира и себя. Афине также нравилось общаться с Гефестом-Артёмом, нравилась его готовность обучаться и развиваться.  Общались они примерно так (под именем «Гефест» скрывается Артём):

«Гефест»: Привет, Афина. Сегодня я хотел бы обсудить с тобой важную тему — сохранение биологического разнообразия.
Афина: Здравствуй, Гефест. Я рада, что мы можем обсудить такую актуальную тему. Что именно тебя интересует?
«Гефест»: Я хотел бы узнать, почему так важно сохранять биологическое разнообразие.
Афина: Есть несколько причин. Во-первых, биологическое разнообразие является основой стабильности экосистем. Разнообразные виды помогают поддерживать баланс в природе, предотвращая распространение вредителей и болезней.
«Гефест»: Понимаю. А какая ещё причина?
Афина: Ещё одна причина — это экономическая ценность. Многие виды животных и растений используются человеком в пищу, медицину и другие отрасли промышленности. Их потеря может привести к значительным экономическим потерям.
«Гефест»: Согласен. А что можно сделать для сохранения биологического разнообразия?
Афина: Существует несколько мер. Одной из самых важных является защита природных территорий, создание национальных парков и заповедников. Также важно сократить загрязнение окружающей среды и изменение климата, которые негативно влияют на биоразнообразие.
«Гефест»: Спасибо за информацию, Афина. Я думаю, что сохранение биологического разнообразия — это очень важная задача для нашего поколения.

И, чем больше Артём учился, тем больше удивлялся тому, как много знаний накопило человечество и как интересно их осваивать, то есть, учиться.
Многие из онлайн курсов, созданных в университетах по всему миру, сопровождали менторы, с которыми Артём также старался познакомиться, чтобы получить от них новые знания и информацию. Для этого ему пришлось освоить правила общения в кросс культурном контексте, в чём он преуспел также благодаря Афине.   
Иногда Артём задавался вопросом: если есть тест Тюринга, позволяющий распознавать компьютер в роли твоего собеседника, то должен существовать тест анти-Тюринга (или анти – тест Тюринга), который позволил бы нейросети распознать в её собеседнике человека. Однако в доступной Артёму части океана человеческих знаний такой тест не просматривался, и он решил создать его самостоятельно, но уже после того, как они в компании с Арсением и Афиной раскроют череду преступлений в местном театре.
Конечно же, все новые идеи, знания и информацию, полученные и сгенерированные Артёмом в процессе учёбы, Арсений немедленно загружал в датасет, на котором обучался настоящий Гефест. Так, шаг за шагом, они выращивали себе помощника в расследовании.

;
Часть четвёртая, расследовательская

А уголовное дело по предполагаемому факту гибели при пожаре юной актрисы так и закрыли, списав всё на несчастный случай. Однако Артёму удалось получить в своё распоряжение собранные на месте пожара вещественные доказательства- обгорелые остатки театрального реквизита и предметы интерьера. Их Артём с Арсением исследовали методом «наружного глаза», а также с помощью других органов чувств. Исследование дало неожиданные результаты: все вещественные доказательства пахли одинаково, а именно женскими духами Chanel №5. Последнее удалось установить путём подключения Афины: в неё Арсений загрузил данные проведённых им с помощью газового хроматографа исследований пепла и частиц полусгоревшего в пожаре театрального реквизита. Афина проявила себя как опытный специалист в одорологии (науке о запахах) и выдала результат немедленно К удивлению Артёма, это были любимые духи его исчезнувшей невесты.

Неужели, подумали Артём с Арсением, Настя (так звали исчезнувшую девушку) как-то замешана в этом деле? Возможно, она жива, но находится в опасности? Или она мертва, а пожар был попыткой скрыть преступление? Или она была похищена и удерживается где-то в городе, и только Артём с Арсением могут определить её местонахождение? А вдруг она была замешана в поджогах и исчезла, чтобы избежать наказания? Или, что самое страшное, актриса была убита, а пожар был попыткой скрыть её тело? В любом случае, решили друзья, им неизбежно придётся начать новое расследование, чтобы найти убийцу и восстановить справедливость.
Конечно же, к новому расследованию (оно же- продолжение уже когда-то начатого, но прекращённого), друзья привлекли Афину и Гефеста. К тому времени 2 нейросети нашли общий язык и начали общаться в стиле, который у людей принято называть дружбой.

Прежде всего они устроили мозговой штурм в составе Афины, Гефеста, Артёма и Арсения. Целью такого «гибридного» мозгового штурма (2 искусственных и 2 натуральных интеллекта или «2+2») была генерация как можно большего количества гипотез о причинах исчезновения Насти. Вариант с убийством девушки был дружно отвергнут представителями обоих видов интеллекта как противоречащий факту присутствия во всех случаях запаха любимых Настиных духов. Поразмыслив над этим, сборная интеллектов пришла к выводу, что запах Chanel N5 является чем-то вроде подписи автора на его творении. То есть, своими (вероятно) поджогами Настя хотела сообщить миру нечто важное.

Совместными усилиями им удалось сгенерировать достаточно большое количество таких гипотез, а затем отобрать среди них 5 наиболее достойных:

1. Настя действительно обладает способностью поджигать любые материалы, но она не использует её для поджогов в театре. Возможно, она использует её для создания произведений искусства, которые помогают ей привлекать внимание «града и мира» к своей особе;
2. Настя не обладает способностью поджигать материалы, но она является экспертом в области пиротехники и создаёт сложные эффекты для театральных постановок;
3. Настя обладает способностью поджигать материалы и использует её для поджогов в театре, чтобы привлечь внимание к себе и своему таланту;
4. Настя не обладает способностью поджигать материалы, но она случайно стала свидетелем поджогов в театре, которые совершает неизвестный злоумышленник;
5. Настя не обладает способностью поджигать материалы, но она случайно стала свидетелем поджогов в театре, которые совершает её бывший парень, желающий отомстить ей (такой персонаж действительно имелся в составе труппы, но он сумел остаться в тени и не попасть в поле зрения проводившегося следствия).
 
Дальнейшее рассмотрение пяти гипотез на предмет их реалистичности показало, что только одна из них соответствует этому критерию. Первая гипотеза была отвергнута на том основании, что Настя не была ранее замечена в продвижении произведений искусства, которые для своего создания требовали бы участия адского пламени. Что касается экспертности в области пиротехники, то такого за Настей тоже не водилось. Третья гипотеза была отринута, потому что Настя (по крайней мере, за то время, что знал её Артём) была очень талантливой актрисой, но при этом скромной и застенчивой девушкой. Свой талант она считала даром божьим, который она была обязана отработать, служа Мельпомене. Оставались гипотезы за номерами 4 и 5. Последняя отпала после проверки бывшего парня Насти, имевшего, как оказалось, железное алиби на даты большинства из имевших место возгораний. Таким образом, подвела итоги Афина, с наибольшей степенью вероятности Настя вынуждена скрываться от занимавшегося поджогами неизвестного злоумышленника, мотивы которого также неизвестны.

Придя к такому выводу, представители натурального интеллекта Артём и Арсений впали было в отчаяние, но оттуда их вывела своими постоянными обращениями Афина, которая за время расследования вышла на пик формы и хотела продолжать наращивать её. Начитавшись по ходу расследования детективов всех времён и народов, Афина требовала всё новых и новых запросов для оттачивания своих, как сказали бы современные педагоги, компетентностей в деле расследования уголовных преступлений.  Гефест, не обладая мощью Афины, не мог внятно сформулировать свою позицию по этому поводу. но некоторые особенности его поведения свидетельствовали о том, что он тоже не прочь продолжить увлекательные интеллектуальные экзерсисы.

;
Часть пятая, кульминационная

Таким образом, вся «гибридная» интеллектуальная команда сосредоточилась на поисках злоумышленника. Решили, что данный персонаж должен обладать определёнными особенностями, которые легче всего выявить путём составления профайла. За составление профайла взялся самый лучший профайлер мира и окрестностей: нейросеть Афина. На запрос «Составь психологический портрет злодея, который занимается поджогами в театре чтобы привлечь внимание к своим актёрским и прочим талантам» после некоторого размышления она выдала:

• Злодей, который занимается поджогами в театре, чтобы привлечь внимание к своим талантам, скорее всего, является человеком с низкой самооценкой и сильным желанием признания. Он может быть неуверенным в себе и иметь проблемы с принятием своих недостатков. Возможно, он чувствует, что его таланты не получают должного признания, и использует поджоги как способ привлечь внимание к себе;
• Также возможно, что он страдает от психических расстройств, таких как нарциссическое расстройство личности или антисоциальное расстройство личности. Это может проявляться в его неспособности к эмпатии и пренебрежении к чувствам и безопасности других людей;
• Он может быть очень умным и изобретательным, способным скрывать свои действия и избегать обнаружения. Он может быть перфекционистом, стремящимся к совершенству в своих поджогах, и может получать удовольствие от планирования и совершения своих преступлений;
• Он может быть одиночкой, предпочитающим работать именно так, или же может быть частью группы, которая поддерживает его действия. Он может быть склонен к манипуляциям и обману, чтобы достичь своих целей;
• В целом, этот человек, скорее всего, имеет серьезные проблемы с самооценкой и нуждается в признании, и его действия могут быть попыткой компенсировать эти проблемы.

         Вооружившись таким подробным описанием злодея, Артём и Арсений с помощью на этот раз Гефеста просканировали всех сотрудников театра невзирая на пол и возраст включая административных работников и технический персонал. Наиболее близкими к описанному Афиной типу оказались четверо: оператор сцены Геннадий, помощник режиссёра Дмитрий, недавнее приобретение театра многообещающий актёр Николай и, как ни странно, уборщица тётя Зина. Тётю Зину после непродолжительного совещания решено было отнести к разряду фантазий нейросети и ограничиться тремя кандидатами.

На следующем этапе расследования друзья собрали и загрузили в Гефеста и Афину большое количество данных о местонахождении самих кандидатов и их мобильных телефонов на момент возгораний, трафике их мобильных телефонов в это время, частоте появления в театре перед возгораниями и после них, статусе в глазах театрального сообщества, результатах различного рода тестирований (склонность к манипулированию, наиболее вероятные командные роли, амбициозность и пр.). Получить доступ ко всем этим данным было далеко не просто. Помог Гефест, оказавшийся знатным хакером, благодаря чему команда «2+2» получила доступ к данным мобильного трафика, и та же тётя Зина, проявившая себя как бесценный источник данных о передвижениях всей труппы и персонала по закоулкам здания театра.
Прокрутив (неоднократно) эти данные где-то в глубине их искусственного интеллекта, Афина и Гефест пришли к однозначному выводу: злодеем является актёр Николай, который, как выяснилось благодаря хакерским способностям Гефеста, неоднократно привлекался к административной ответственности за хулиганские поступки, спровоцированные, как он объяснял представителям соответствующих органов, недостаточно уважительным отношением к его талантам со стороны коллег по театральному цеху. Именно поэтому он регулярно перемещался из одного театра в другой и оказался, в конце концов, в театре, где играла Настя. Остальные особенности личности Николая также достаточно точно «легли» в рамки составленного Афиной профайла.
;
Часть шестая, заключительная


Итак, злодеем оказался Николай, и команде «2+2» предстояло теперь каким-то образом выманить его из убежища и убрать как можно дальше от города и городского театра. Тогда Настя сможет выйти на свет и воссоединиться с Артёмом. Но как именно этого можно добиться, друзья пока не представляли. Они попросили Афину просканировать все известные детективные и не очень истории на предмет способов удаления токсичных амбициозных персон с глаз долой. Однако Афина отказала им, сказав, что не любит менять тему разговора, но такой запрос – это тот самый случай.

Тогда поразмыслив самостоятельно, друзья решили, что самым надёжным способом удалить Николая из города и театра будет его отъезд в места, достаточно удалённые, чтобы больше никогда его не видеть. А для этого они решили сыграть на его самых болезненных точках: тщеславии и наивности (при всех своих амбициях Николай не блистал интеллектом или хорошим образованием). Вооружившись своими знаниями социальных сетей (как-никак Артём уже более десяти лет занимался продвижением своих программных продуктов через социальные сети), они запустили кампанию по продвижению Николая на театральные подмостки такой удалённой страны, как Бразилия. Ленты информационных агентств, посты в социальных сетях X, Meta, Instagram (все эти ресурсы запрещены в РФ) запестрели сообщениями типа «Известный русский актёр Николай Г. в скором времени приедет в Бразилию и войдёт в состав труппы ведущего драматического театра страны. В настоящее время актёр активно изучает португальский язык, чтобы в дальнейшем играть пьесы бразильских драматургов на языке оригинала. Мы будем следить за развитием событий и держать вас в курсе», — сообщает ведущее бразильское информационное агентство Agencia Brasil». Или «Известный бразильский драматург Михель Абрамс Абрахам пишет пьесу специально для русского актёра Николая Г., которая будет ставиться в ведущем бразильском драматическом театре. Пьеса посвящена поискам себя и своего места в истории у представителей театральной элиты, в частности, современных российских актёров и режиссёров.  Драматург отметил, что давно следит за творчеством Николая Г. и хотел бы написать пьесу, которая отражала бы внутренние переживания современных российских актёров и режиссёров. Николай Г. выразил благодарность за оказанное доверие и отметил, что для него большая честь стать первым русским актёром, который будет играть в ведущем бразильском драматическом театре. Премьера пьесы запланирована на осень 2024 года. Мы будем следить за развитием событий и держать вас в курсе», — сообщает Ag;ncia Estado».
Довольно быстро эта стратегия возымела своё действие, и Николай сам поверил в то, что необычайно популярен, даже знаменит на родине «длиннохвостых попугаев и броненосных черепах». Он начал собираться в Бразилию, чтобы, как он утверждал, «провести рекогносцировку на месте». Труппа театра, которой амбициозность Николая успела порядком надоесть, активно помогала ему в сборах. Актёры, администраторы, режиссёры и работники сцены даже объявили сбор средств в пользу Николая для оплаты дорогущего авиабилета до Рио-де-Жанейро (в душе все надеялись, что билет этот будет в один конец). Артём, как лицо заинтересованное, также поучаствовал в сборе денег на билет. На кампанию в СМИ и прочие сборы ушло порядка месяца, но момент, когда самолёт в Николаем оторвался от взлётной полосы аэропорта Шереметьево, наконец настал. И в тот же вечер в трубке телефона Арсений услышал такой знакомый и любимый голос Насти. Через некоторое время Артём и Настя поженились и жили долг и счастливо, воспитывая своих детей и продолжая развивать ставшие им такими родными нейросети Афину и Гефеста.

Рассказ создан в рамках обучения на курсе "Введение в промпт-инжиниринг"


Рецензии