Монастырские пещеры
-такими тайнами много веков овеяна Тульская земля. Настоящеё Меккой для туристов и спелеологов стали Гурьевские каменоломни в Веневском районе, в народе именуемые Бяками.
По преданию, в начале XVII века, напуганные польской интервенцией, обитатели Венева-монастыря прослышали, что творится в Московском Кремле. По всему городу разносили весть, что после штурма Китай-города ополчением Минина и Пожарского поляки, литовцы и украинцы, засевшие в Кремле, могли долгое время продолжать сопротивление. Они даже не очень голодали, заранее сделав внушительные запасы человеческого мяса.
Они не просто съедали человеческое мясо, они его заготавливали впрок: солили в чанах, коптили на кострах и вялили под стропилами, явно не отказывая себе в разнообразии меню. Из этого монахи поняли, что взятие Китай-города — только начало.
Обитатели Венева-монастыря от отчаяния, отправились в каменоломни, вырыли большую пещеру и решили спрятать там свои сокровища. Спрятав ценности в тайниках монастырской пещеры, святые отцы оставили там своих собратьев, чтобы под надёжной защитой сохранить добро.
Полноводной весной во всей округе очень сильно поднялись грунтовые воды, и, по поверьям местных жителей, вход в тайник затопило так, что на месте каменоломни образовалось обширное озеро.
Святые отцы оказались заживо погребёнными в монастырской пещере. Предполагаемое место, где разыгралась трагедия, известно. Говорят, если проплыть немного под водой, то можно попасть в ту самую пещеру. Но на такие подвиги в темном подземелье до сих пор пока никто не решился.
КАКИЕ ТАЙНЫ ХРАНИТ ВЕНЁВСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Несколько гвоздик и роз под снегом, лампады, свечи, деревянный крест. А под ним покоится один из покровителей Веневского монастыря - сельский священник Афанасий. О подвижнике 19 века, еще не прославленном в лике святых, монахиня Елизавета может рассказывать часами. Удивительная биография Афанасия – одно из преданий обители: чудеса, исцеления больных и предсказания будущего.
Изучением биографии отца Афанасия занимался настоятель здешнего храма священник Евгений Никольский. Благодаря его работе с архивами, в двадцатом веке Россия узнала имена Матроны Московской, Иоанна Тульского, Ефросинии Колюпановской. Евгений собрал доказательства их праведной жизни и чудес. После он и сам стал монахом и взял другое имя. В 90-ые годы 101-летний старец Христофор завещал похоронить себя рядом с любимым подвижником - Афанасием.
На монастырском кладбище их могилы рядом. Да и портреты по соседству, но уже в церковной лавке. Это пока еще не иконы. Но паломники монастыря на дни рождения священников приезжают, как на престольные праздники обители. Так, 30 октября почтили память иерея Афанасия. Местные монахини успели застать дедиловских старожил, которые Батюшку помнили. Но есть у Венев-монастыря и более древние покровители. О святом 16-ого века Пимене Новгородском, замученном в стенах храма, здесь знают все. Его камера в правом пределе церкви – это кирпичный короб в полтора кубометра. В нем Пимен по приказу Ивана Грозного прожил почти полтора года, и здесь же скончался.
После - был прославлен в лике Святых. Сейчас его мощи лежат рядом с могилой смоленского князя Юрия Святославовича, дальнего предка Грозного царя. Из легенд о князе известно, что он убил святую Иулианию, после стал замаливать грехи в Венев-монастыре. Так под сводами одной церкви и оказались раскаявшийся мучитель и мученик. Особая гордость нынешних насельников обители, что здесь бывал и главный русский монах Сергий Радонежский.
Есть в обители и еще один святой, о трудах которого здешние монахи помнят уже почти тысячу лет. Говорят, основал монастырь языческий князь,ставший православным святым - КУКША - кто он(см.http://proza.ru/2023/02/21/543)ХII век.
В 30-тые годы сельский храм был закрыт. Сначала амбар, потом зернохранилище. Свои двери церковь снова открыла только в послевоенное время. Священником здесь стал истопник. Он был тайным монахом. После него в храме служил тот самый старец Христофор. И еще в 50-ые предсказал, что в Дедилово возродиться монашеская жизнь. Это случилось в 1999 году. Вместо монахов сюда пришли его духовные дочери. Сейчас 4 женщины здесь занимаются сельским хозяйством, молитвой и трудом по содержанию храма. Пока справляются, несмотря на преклонный возраст и проблемы со здоровьем. Говорят, здешние святые, признанные и не признанные, помогают.
Свидетельство о публикации №224110901350
Дорогой друг!
Не марай бумагу!
Самому то, не противно???
Автору: Пишите и почаще не обращая внимания на имбицилов.
С ними бесполезно говорить на подобные темы.
Александр Тальский 03.01.2025 15:59 Заявить о нарушении
Благодарность и Александру - за как бы защиту от Иноземцева - часто бывает нарочито не этичен.
Замечания к тексту Галины :
1. О святом (Афанасии, или о другом) - хорошо бы указывать года жызни.
2. Фразу "убил святую Иулианию" нужно бы писать как то иначе - с пометкой - что святой стала позже.
3. Фраза "В нём (в погребе каменом) Пимен по приказу Грозного ..." - по моему мнению - ложна.
Т.к. Грозный сам не судил не подчинённых ему чиновников. Тем более церковных людей. Церковных людей обвинял церковный же суд. И только. И, если церковный суд "узнавал" об "антигосударственных" действиях церковного обвиняемого - то передавал дело светским властям.
Таким методом церковные деятели от линии "Иосифлян" (стяжателей церковных - в противовес нами знаемой линии нестяжателей) наказали всех почти (умертвили) последователей, приверженцев Нила Сорского. - это как раз во время Иоанна Грозного.
Так что вполне может быть (я не знаю истории Св Афанасия ) - что он есть жертва прежних поборников капитализма от церкви - т.е. от западников, позже - от чётче проявленных в идеологии церкви как бы католиков , позже к ныне - от мужеловцев - от ЛГБТ... и т.п. т.е. по сути - от антихристианской линии внутрицерковной.
4.
последний абзац начинается со слов о сельском храме. Но в разделе о монастыре - и это есть неполадка структуры текста, надо до уточнить, дописать.
Кстати :
Мало кто понимает вот какую вещь : храмы до 1917 года были и ВНЕ общецерковной собственности. Например - были и собствееность семьи купца, или артели, или деревенской общины.
И, если собственник решал, что сейчас нужен склад, то - то никто и не мог это запретить. Но в советское время это, конечно, было уже не так, такие вопросы уже решало местное собрание от исполкома.
В некой мере произошло ИМЕННО то, к чему призывали некоторые поже святые в 1909 году на съезде монашествующих безуспешно :
подчёркиваю : призывали. Безуспешно. (Но произошло через кровь) :
призывали к общежытельству монахов. Монахов, которые не хотели общежытельного устава (соцыалистического, по линии Сергия Радонежского) в своих монастырях, а продолжали жыть по особножытельному уставу.
Георгий Сотула 26.01.2025 03:21 Заявить о нарушении
Да я против Владимира Иноземцева ничего не имею.
Он прекрасный человек. Хорошо пишет, умный, грамотный.
Но когда пишешь рецензию, на мой взгляд, надо мягко и не оскорбительно
сказать автору на его неточности.
Как сделали Вы, например.
Только и всего.
В мире и так накопилось зла выше крыши и добавлять еще одну
каплю яда в чужую душу как то не к лицу.
Вам спасибо, здоровья и добрых дел.
С уважением.
А.И.
Александр Тальский 26.01.2025 13:10 Заявить о нарушении