Havravn. Глава VI. Kaperlak

Отчего мечтать о конце этой вечной ночи, если под её мёртвыми звёздами ушедшие вновь могут быть вместе?

Глава VI. Kaperlak

Принцесса блуждала в лабиринте каменных фигур инуксуков. Во мраке полярной ночи невозможно было различить, где заканчивается суша и начинается Ледовитый океан. Ровена боялась утонуть в этих беззвёздных волнах…

Из темноты на неё смотрели призраки инуитов с рогами северных оленей на головах и деревянных масках. Они были одеты в мантии из чёрных перьев, имитирующих крылья ворона. Шаман общался с духами на незнакомом языке...

По обилию согласных комбинаций и небному фрикативному звуку «h» Ровена предположила, что эскимосы говорили на северно-гренландском диалекте аванерсуармиутут. Вспомнив некоторые выражения, она ответила им на их языке:

— Извините, что помешала. Я заблудилась…

— Мы покажем тебе выход из лабиринта… — инуиты заиграли на бубнах, зажгли огонь и закружили её в хороводе смерти.

От масок и искр ритуального пламени кружилась голова. Звук шаманского бубна прогонял демонов полярной ночи… Крылья духов защищали от гренландских ветров и смерти. Льдины — корабли, что не давали тонуть в океане. Когда набрасывались дикие волны, её спасали киты.

«Дальше плыви одна…», — призраки обратились воронами и улетели во тьму...

Она сделала шаг и провалилась в бездну Ледовитого океана. Но холодные волны  были нежны…

***

По небу плыли киты и косатки. На дне скрывался таинственный мир, исчезнувший после извержения древних вулканов. Ровена осторожно ступала по льду. В айсбергах Илулиссата она видела свои бесчисленные отражения… Северное сияние искажало её черты… Странница уже не помнила, из какой сказки пришла.

Её свитер Лопапейса превращался в норвежский бюнад цвета Ледовитого океана. В его узорах из водорослей и льдин скользили полярные акулы и нарвалы; белые медведи, свернувшиеся калачиком, служили горами, а эскимосские концентрические круги — звёздами.

Ровена искала спасение в горах, но скрытый народ не вышел к ней…. Эльфы спали в ледяных саркофагах. Полярное солнце так и не взошло… Мёртвые никогда не проснутся…

Ледяной туннель вёл в Гиперборею. Странница прошла через хрустальный водопад и очутилась на берегу замёрзшего океана.

У лежбища моржей Ровена заметила человека в королевской мантии из льдин и звёзд полярных морей. Ей так хотелось познакомиться с королем севера. Она спустилась к океану и поздоровалась с правителем на калалисуте:

— Iterluarit!

Король обернулся — и Ровена узнала своего прадедушку Роланда. У него были такие же синие глаза, как у неё. Она не встречалась с ним, но видела его на портретах.
Ей захотелось остаться с ним в этом полярном мире навсегда. Здесь умершие были живыми. И она могла быть вместе с бабушкой и дедушкой...

— Добро пожаловать домой, Ровена! — Роланд стукнул посохом в виде змеи — и айсберги превратились в троллей. — Все тебя ждут!

Ровена взглянула на спящих белых медведей и тюленей, которых укачивали волны холодного океана…

— Но почему все спят?

— Монстр наслал на наш мир полярную ночь… — молвил прадедушка. — Ты должна спасти наше северное королевство. Забери мой волшебный меч из жерла вулкана и победи чудовище!

Ровена понимала, что не готова к этой битве. Но у неё не было выбора — ей нужно было победить смерть:

— Как мне туда добраться?

— Вулкан находится на самом краю этого мира, — объяснил Роланд. — Олень Мяндаш отвезёт тебя.

По звёздным волнам северного сияния спустился серебряный олень. В детстве странница уже встречалась с ним во время путешествия в Лапландию. Ровена села к нему на спину и дотронулась рукой до бархатных рогов.

— Будь осторожна! — предупредил король севера. — У вулканов свое течение времени. Для них не существует ни жизни, ни смерти. Они могут проснуться в любой момент…

Северный олень прошёл сквозь айсберг, и путники перенеслись на другой конец света…

***

Холмы словно были написаны акварелью: ярко-зеленые, изумрудные мазки сливались в джунгли Амазонки. Умирая, тающие ледники рождали реки. Риолитовые горы с узорами из стекающей лавы напоминали о потерянной в Андах Виникунке. Огненные волны накрывали с головой.

Ровена неслась по вулканическим пустыням сквозь время. Она одновременно была на двух противоположных полюсах земли. Океан высыхал и появлялся вновь. С одной стороны бушевало Берингово море, а с другой — Новогвинейское.

Странница попросила Мяндаша остановиться возле эскимосского поселения. Она надеялась найти веревку. Но к пустым иглу вели разбросанные черепа, кости и маски... Снег затягивал вниз, подобно зыбучим пескам; вдалеке зловещий вулкан выбрасывал пепел…

В одной иглу Ровена нашла крепкую веревку, подходящую для спуска в вулкан. Но она не могла уехать, оставив исчезнувших наедине со смертью. Путешественница решила повторить ритуал гренландских шаманов, призывающих покойников и создающих их разных частей тела тупилаков. Как только она вообразила северных духов, над ней пролетел таинственный ворон. В волнах океана ей слышались звуки безумного бубна… Предки взирали на неё с небес:

— Всё предрешено, — предупреждали они. — Эта ночь будет вечной...

Но Ровена создавала тупилаков из костей и частей тел мёртвых животных… Когда она надела маску на последнего скелета, мёртвые ожили... 

Это был её гренландский сон, сотканный из северного сияния и света полярной ночи. Невозможное сбылось — тени прошлого освобождались ото льда…


Рецензии