Псалом 21. Боже, для чего Ты меня оставил?
Что такое страх Божий?.. Человек, как творение, одарённое сознанием и чувством может ощущать, что когда-то было такое время, что его самого не было. Нас привел Господь из небытия в бытие и каждый об этом знает в той или иной степени религиозного самоощущения и это вызывает некоторый ужас. К этому ужасу Господь приобщает избранных, чтобы они через него прошли. Яркий пример – Иов многострадальный. Господь обращался к Иову с такими словами: «Где ты был, когда Я основывал землю?» Ответ – нигде. Таким вопросом Бог как бы настраивал Иова на чувство ужаса. К этому ужасу также был обращён и Авраам в первом Завете рассечённых жертв. Авраам рассёк, приготовил жертвы, и ничего более не делал, стал ждать, ибо принести эту жертву должен был Сам Бог, т.к. она была образом Голгофы. Сказано, что когда солнце склонилось к закату, то исступление и ужас темноты великий напали на него. Но в исступлении Авраам бодрствует и всё чувствует, чтобы видеть, слышать и запомнить, пережить этот ужас не повредившись умом. На Авраама напал ужас, по-еврейски – «Эма». Когда он нападает на врагов, они гибнут, как и неготовый к нему человек. Это, как сказано – ужас тёмный, как напоминание о Первом Дне Творения. Господь дал Аврааму почувствовать, как это было – «Тьма над бездною и Дух Божий носился над водою». И в ощущении этого ужаса, Авраам стал как бы ближе к Творцу. Это первое значение выражения – «страх Божий».
Второе понимание этого выражения молитвенно-аскетическое. Это страх через ощущение своего непотребства в возможности опечалить Господа. Вот состояние человечества перед Потопом: «Яхвэ опечалился в сердце своём». Речь вообще-то идёт о сотворении и существовании человека. Мы мало знаем о существовании человечества перед Потопом, потому, что решался вопрос – быть или не быть более человечеству на Земле, ибо человек может Бога опечалить. По отношению же к человеку это те печали, которые осознанно должны принять люди после грехопадения, т.к. через них надо пройти как по пути спасения. Но к тем печалям каждый человек прибавляет что-то и от себя и несёт скорби, оскорбляя ближних своих. 50-й псалом: «Избавь меня от кровей, Боже…». Толкование здесь такое – плачь и стенай не о том, что будешь наказан. Это ничего не значит, но о том, что оскорбил своего Владыку, чей Образ мы носим.
Третье, что есть страх Божий - это понимание того, что это не страх перед Богом, а понимание того, что есть страшного в Боге. Пример – жизнь Авраама и Исаака, отмеченная моментами особого страха, ибо они были участниками жертвоприношения, когда отец принёс в жертву сына, что было прообразом новозаветной жертвы. Отсюда пошло понятие – «страх Исаака» как Имя Божие. Итак, Аврааму достался ужас – «Эма». Сыну достался страх – «Пахэт». И после этих событий на горе Мориа, Господь сказал Аврааму: «Я познал, что ты боишься Бога» - «Яра». В еврейском языке терминологически всё точно, что не наблюдается в переводах на русский язык, ибо переводят литературно для облегчения прочтений. Но древние книги не для того написаны, чтобы было легко читать. Они точны в выражениях, которые царапают душу. Авраам всегда боялся Бога, но здесь Господь познал нечто в человеке, как и человек взаимно проник в Божество, и это была новая ступень богопознания – страх Божий, начало Премудрости. А страх перед Богом это иной страх, это трусость. Такое произошло с Адамом после грехопадения. Авраам же познал в Боге страшное – жертву Сына на Голгофе. В книге Иова об этом страхе идёт речь после описаний сатаны в образе бхемота и левиафана. После этих описаний Господь сказал Иову: «Не ужасаешься ли, что он уготован Мне?..» в том смысле, что Сын Божий есть агнец, закланный от сложения мира, и когда Он воплотится, то будет предан сатане на растерзание. И это удивительно и страшно, что Бог сражается с сатаной и становится терзаем им как человек. На Голгофе свершилось заклание, как жертвоприношение дьяволу сатанинскими силами, и это жертва была добровольная. А образом этой жертвы было жертвоприношение Авраамом своего сына. Итак, тому, что есть страх Божий в этом третьем смысле, посвящён псалом 21-й, голгофский.
Псалом имеет загадочное надписание: «Руководителю. О лани (горной козе) на заре». На греческий язык перевели: «О заступлении утреннем». Согласно толкованию святых отцов то, о чём пророчествовал Давид, потом свершилось на Голгофе. Но в святоотеческой литературе символ – лань, ранее не обсуждался. Однако, в названии псалма лань - ключевое слово. Есть так же и ключевой текст в Священном Писании, где упоминается символ – лань. Этот текст находится опять же в книге Иова в символическом описании семи животных, как образов души: ворон, горная лань, дикий осёл, Единорог, страус, конь и орёл. Первые три образа это наши восходящие духовные способности. Центральный образ – Единорог как Богочеловек. Последние три образа говорят о растущей духовной деградации. В данный момент человечество живёт в эпоху как бы между конём и орлом. Итак, лани, как самки горных оленей, это существа исключительных способностей – рождать в высоте и на камнях, т.е. эта же духовная символическая способность есть и в человеке – рождать бурно. Однако первые родины, это сотворение Богом Земли и Вселенной. Бог особым образом так же родил, изверг к существованию народ Израиля. И ещё, особым образом от окаменелой утробы был рождён Исаак и, следовательно, еврейский народ. Символом же всех этих родов стала горная лань, что при камне. Через этот символ Господь говорит о таких родах, которые стали переворотом в мировой истории. Как сказано - «Детьми своими разрываются» (Иов 39:1-4) при родах. Это необычный оборот, который нигде более не встречается. Речь идёт о рождении души в вечную жизнь и переходе через смерть. Далее – «от болей своих избавляются». Это не боли роженицы, слово иное употребляется. Это болезни и боли адовы, т.е. чтобы родиться в новую жизнь, надо было выйти из ада. Об этом псалом: «Объяли меня болезни смертные, болезни адовы окружили меня…»(Пс. 17:5-6) Прохождение через смерть Богочеловека. Итак, лань на высотах при камне, это образ Христа, ибо Он рождает в Вечную жизнь, проходя через смерть. «Чада её не возвращаются…», как сказано в книге Иова. Чада – это христиане, т.е. те, кто родился свыше, в новую жизнь, они уже не возвращаются к прежней жизни, как рождённое не возвращается обратно в утробу. В надписании псалма стоит: «О лани на заре». Почему на заре?.. Если «лань» это образ Христа, Его Воскресения и рождения в Вечную жизнь, то «заря» это имя, входящее в имя дьявола как «Блистающий сын зари». Он утренняя звезда, Люцифер, денница. Дьявол возвёл Христа на Голгофу, и…(неожиданная развязка) ангел «заря» был побеждён на заре, на рассвете, как сказано в Евангелии.
«Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты оставил меня…». Слова начала этого псалма прозвучали с креста Господня. Был ли Он оставлен Отцом и Святым Духом?.. Нет. «Далеко от спасения Моего слова вопля Моего». Вопль - здесь это такой крик, расстающейся с жизнью природы человека. Христос на кресте возопил «гласом велиим», т.к. во всём, кроме греха, был подобен нам и по-человечески ощутил расставание с жизнью. Святые отцы поясняют: « Божество сокрылось в душе распинаемого». И это как раз и был момент перехода через смерть. Но божественное и человеческое в Спасителе неразделимы, ибо в Нём одна личность при двух природах.
«Боже Мой, взвал днём и Ты не слышишь, и ночью, и нет упокоения мне». Это покой или с Богом, или уже в смерти. Но этого покоя нет, так как нет Бога со мной и нет смерти мне. Это самое мучительное пограничное состояние между жизнью и смертью. Однако это не упрёк молчаливому Богу.
«Но Ты святое населяешь, Ты хвалы Израиля». То же, что в молитве «Отче наш». От Голгофы начинается путь вознесения Христа на Небеса. «Хвалы Израиля» это хвалы Богу, а не хвала Израиля о себе. Церковь была этническая и её народу было открыто то, как надо соотносится с единым Божеством. Т.е. для того, чтобы сказать «Слава Богу», надо понять, а за что Слава?.. Так вот, эти «хвалы» получили понимания и объяснение во всех книгах Ветхого Завета – воплощение Миссии.
«На Тебя надеялись отцы наши, они надеялись, и Ты избавил их». Есть три вида надежды: 1.Как покров. 2. Как уверение. 3. Как сила ждать. Есть такой тип надежды, когда человек видит в настоящем будущее, в том смысле, что Божья правда присутствует в настоящем, хотя нигде не видна, и будущее открывается как суть и смысл того, что происходит. Это надежда с уверением, которую имели «отцы наши». И Давид хочет опереться на этот опыт, и распинаемый Христос, обращаясь к Отцу, тоже как бы говорит: «на Тебя надеялись отцы наши, они надеялись, и Ты избавил их». Очень важно вспоминать отцов, как вспоминают их праведники, ибо есть духовная традиция, которая переживается каждым поколением заново, а не передаётся по наследству или по преемству и даже не через рукоположение. Традицию надо пережить в себе. Иначе она исчезнет.
«К Тебе кричали и были избавлены. На Тебя надеялись и не постыдились». Кричали евреи в Египте при рабском труде, и вопль их шёл к Богу. Это не была молитва или упование, но только крик, и они были избавлены. А после выхода из Египта, когда действительно надеялись, то не постыдились.
«А я червь, а не человек, поношение человеков, презираем от народа». Здесь мы видим крайнюю степень унижения человеческого достоинства. Её должен был понести Миссия по пророчеству Исайи: «Он был презрен и оскудевший пред людьми, муж скорбей, познанный болезнью. И лицо его было укрыто от нас. Он был презираем, и мы не считали его за кого-нибудь. Но болезни наши он взял, и скорби наши он понёс их, а мы считали, что он постигнут, поражён Богом и усмирён. Но он пронзён был от беззаконий наших, и мучим от грехов наших. Поучения мира нашего на нём и ранами его уврачевались» (Ис. 53:3-5) «А я червь, а не человек…» За этим выражением стоит острый богословский вопрос – что такое человек? Иначе – не червь ли человек пред Богом? Кажется, что он выражает смирение пред Богом. Так рассуждал Вилдад, друг Иова. Это был центральный вопрос во всём споре Иова и его друзей – какое дело Богу до человека?.. Но такое же слово – «червь», встречается у Исайи при описании нижней части ада: «Под тобою подстилается червяк и покров твой червь». Этот же образ перешёл и в Новый Завет: «Ад для грешников есть геена, огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает». Здесь червь как символ адского мучения. Однако, в речи Вилдада его смирение пред Богом перешло в совершенное уничижение человека, т.е. по этой логике место человека оказывается в аду. Но получилось так, что он начал речь со смирения, а окончил богохульством. Поэтому Боговоплощение никогда не будет понятым в такой человеческой логике. Иов, в ответ на речь Вилдада, не защищает человека, но заключает твёрдо – «Бог не таков, чтобы человек был червяк!». С этого выражения Иов, по Божьему вдохновению, доходит до пророчества, которое, однако, ему самому было не ясно: «Человек червь, но Бог вочеловечился». Следовательно, человек – не червь. Апостол Павел говорит - Бог Славы вочеловечился к славе нашей. Во Христе явилась слава человека, но на кресте человек прошёл через полное уничижение. Т.е. крест Господень – ад при жизни, ибо силы ада обступили крест и устроили муку. А символом ада был – червь. Вот поэтому-то Богочеловек на кресте был – червь. Последнее выражение стиха – «презираем от народа», особенно горестен, ибо народ Израиля в то время был Церковью, но вся Церковь и весь народ предал Спасителя. А Христос пред тем сказал: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе, сколько раз Я хотел собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья. Но вы не захотели…»(Мф. 23:27). Т.е. не то, что бы вы не поняли… нет, вы ВСЁ поняли, но – не захотели.
«Все видящие меня посмеялись надо мной, разверзли уста, покивали главою». Здесь, в смысле – целенаправленно выговаривали, придумывали, сгущали, глумились и производили насмешки. «Разверзли уста», это подобно рождению плода, разверзающего утробу, чтобы произвести ругань и родить хулу, какой ещё не бывало, первородную. «Покивали головой» это знак осуждения и лицемерной скорби. Таким образом, посмеялись все. Кто-то развязно, кто-то остроумно и умно, а кто-то молча с серьёзным видом. Итак, Израиль родил хулу как первородную, посвящённую дьяволу.
«Он возложил надежду на Господа, пусть избавит его, вырвет его, если угоден Ему». Возложил – имеет значение перекатывать с усилием, например, камни. Это буквальный смысл. В переносном – передал, снял с себя, что и свершилось в действительности – Сын снял с Себя и переложил на Отца, т.е. целиком предал Себя Отцу. И в этом весь смысл жертвоприношения Сына. А хулители, сами того не подозревая, своим поведением засвидетельствовали праведность распятого Господа, что и выражено вторым смыслом в этом стихе и произнесли свидетельство против себя самих.
«Ибо Ты исторг меня из чрева, Ты дал надежду мне от грудей матери моей». Девство Богородицы не повредилось при рождении. Рождаясь, человек приходит в мир живущих. А распятый не просил спасти его с креста, ибо уповает на своё повторное телесное рождение – Воскресение. «Ты дал надежду…» Как может младенец иметь надежду? А так, если Он – Богомладенец. Пророк Исайя поясняет: «Даст Сам Господь вам знамение: се, дева во чреве приимет и родит сына. Прежде чем познает дитя благое или злое, отринет лукавое, чтобы избрать благое» (Ис. 7:14-16). Это и есть тайна райского бытия – до грехопадения возможно было следовать доброму, не зная различия между добром и злом. Не нужно было низводить добро и зло на один уровень, чтобы потом между ними выбирать. Христос был человек, но кроме греха, а значит - человек райского бытия. Поэтому, Он от младенчества мог отбросить лукавое и принять доброе, ибо Им руководило не познание, а надежда, сила которой состоит – не выбирать между добрым и злым. Следовательно, свобода выбора, как говорится в миру – это ложь.
«На Тебя оставлен от утробы, от чрева матери моей Бог мой Ты». Давида и Иисуса, конечно же, воспитывали в любви и заботе. Поэтому сказанное говорит об уповании, которое было у Иисуса от младенчества. Но, возможно и совершенно обратный смысл: «Нечестивые чужими стали от утробы»(Пс. 57). Это не проявление дурной наследственности, а передача демонической энергии от родителей к детям.
«Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, ибо нет помогающего». «Помогающий» это может быть Сам Яхвэ, или помощник, как Адаму была дана жена в помощь, для того, чтобы возникла первая Церковь. Но этот стих псалма говорит о том, что в народе затмилось церковное сознание, и Спаситель остался одинок в народе Израиля.
«Окружили меня тельцы многие, мощные васанские обступили меня». Тельцов приносили в жертву, и впоследствии телец стал символом священнического служения. Вот эти враги-«тельцы», которые связаны с сакральными действиями, и окружили Христа на кресте. Васан это область за Иорданом, где были тучные пастбища, и Васан стал символом плодородия. Поэтому «тельцы васанские» это те, кто достиг пика своего могущества. Поэтому, по мнению святых отцов, этот стих, да и весь псалом, изображает восстание архиереев, книжников и фарисеев на Христа. Слово «Обступили» по-еврейски одного корня со словом «корона». Это иллюстрирует ту ситуацию, когда эти архиереи обступили крест подобно короне, охватывающей голову. Верховное иудейское духовенство к моменту казни находились на пике своей силы и авторитета, поэтому они как бы символизируют буйство тельцов и неистовство львов.
«Разинули на меня пасть свою как лев терзающий и рыкающий». «Разинули» - это такой глагол, когда отверзают уста не говорить, а чтобы заглотить. «Разинули на Тебя пасть свою все враги Твои. Свищут и скрежещут зубами, говоря: «Мы поглотили…» (Плач Иеремии 2:16) После убийства Авеля земля отверзла уста свои, чтобы принять кровь убитого. Когда в Израиле был бунт против Моисея, Яхвэ сказал о бунтовщиках: «Разинет земля пасть свою и поглотит их, и сойдут живыми в Шеол». Т.е. разинули на Спасителя пасть все силы ада и дьявол. Здесь лев его символ. И к моменту казни Спасителя на кресте, фарисеи и архиереи иудейские прямо служили дьяволу как его пасть.
«Как вода я пролился и разделились все кости мои, бысть сердце мое как воск, тающий посреди внутренностей моих». Человек от зачатия есть сгущение первичных вод - материи Первого Дня Творения. А при умирании тело как бы теряет плотность и происходит распад органической жизни. Кости как бы отделяются друг от друга и рассыпаются. Завершение всей земной жизни творения Божьего произойдёт через разжижение твёрдости и потерю формы. Оно как бы через огонь будет приближаться к тающему воску. «Бысть сердце моё как воск…» - это анатомия пыточного страдания. А сердце, тающее среди внутренностей - сердце как бы протекло вниз и это говорит уже о том, что человек лишился воли к сопротивлению, он парализован от страха. Завершение всего сотворённого мира будет подобно плавлению и растеканию воска от близости огня. И далее, как бы в противоположность говорится:
«Иссохла как черепок сила моя, и язык мой прилепился к челюстям моим и в прах смерти Ты поставляешь меня». В еврейском языке значение этого черепка являет собой глиняный сосуд, который использовали при жертвоприношении, и в некоторых случаях его полагалось разбить. В черепке не держится влага, как в умирающем сила. А эта сила – сила земли, от которой вырастает всё, что мы едим. Пророк Давид предъявляет нам два образа смерти, и они не представимы для чувств. Это действенный библейский приём, чтобы переключить нас на более высокий, духовный уровень восприятия. Два образа смерти – абсолютной текучести и полной сухости. Это чувственно не представимо, как и сама смерть. Если язык прилепился к челюстям, то это значит, что они стали как монолит. И это была до определённого времени особая немота Спасителя, от всякой жалобы, оправданий и от собственной правоты: «Как агнец пред стригущим его он немотствовал и не открывал уст своих» (Ис. 53:7). Далее: «И в прах смерти Ты поставляешь меня» - человек это прах, но бессмертен. После грехопадения Адам узнал, что сам по себе он не бессмертен – «прах ты, и в прах возвратишься» (Быт.3:19) Какой же смысл вкладывает Давид в уста Спасителя, ведь безгрешный не мог умереть, как все смертные? Смысл в том, что он должен был пройти через смерть как человек подобный нам. Но это противоречие, ибо на смерть Христу нужно было соизволение Отца и помощь божественной природы. В этих словах Христос как бы свидетельствует о своих усилиях сойти «в прах смерти». А Отец «поставляет» Его в эту смерть просто как ставят котёл на огонь печи, и тело становится сухим прахом смерти.
«Ибо окружили меня псы, сонм злобствующих, они обступили меня как лев руки мои и ноги мои». Пёс это не просто животное, а это символ. Первое значение символа – псы готовы пожирать трупы и лизать кровь умирающего. Второе значение – неразборчивость и корыстолюбие. «Это псы, свирепые душой, не знающие сытости. И это пастыри, не знающие как разуметь, и все они на свой путь сворачивают каждый на свою корысть» (Ис.56:11). Третье значение – предательство в вере: «Изменники беззаконные, они возвращаются вечером, воют как пёс и обходят город, изрыгают злобу устами своими, мечи в губах их, ибо думают – кто слышит? Они блуждают за пищей и несытые ночуют» (Пс.58:7). Эти псы не политические предатели, это предатели именно в вере. Возможно ещё, что «пёс» это название храмового блудника. В Апокалипсисе сказано, что вне града Божьего остаются: псы, чародеи, прелюбодеи, убийцы, идолослужители и всякий любящий и творящий ложь. (Откр. 22). Исходный момент богоотступничества – ложь о святом. Святые отцы толкуют: «Верным признаком бешенства собаки является то, что она огрызается на своего господина, а безумие иудеев обличается тем, что они лают на Спасителя» (Иоанн Златоуст). Таков библейский символ – пёс. А в Евангелие сказано: «Не давайте святыни псам…» (Мф.7:6) Итак, какое ёмкое и страшное содержание стоит за этим коротким словом. Далее: «сонм злобствующих…». Это не о злых, а те, кто генерирует мощь зла. «Они обступили меня как лев руки мои и ноги мои». Это еврейский текст. В этом отрывке находим самое значительное расхождение между греческим переводом и масаретским текстом. А в Септуагинте: «прокопали руки мои и ноги мои», в смысле – пронзили руки и ноги, но это слишком явное указание на крест. А «как лев» еврейского текста, относят к страданиям Израиля во время вавилонского плена от «льва» Новохудоносора. Получается иной, более древний смысл.
«Я пересчитал все кости мои, они смотрят и видят меня». Слово «кость» в единственном числе имеет значение – «сам, само, сама или – самое, что ни на есть». Например словосочетание – «само Небо» можно было обозначить выражением – «кость Неба». Святые отцы говорили, что наши внутренние способности обозначаются через члены телесные. А если под пыткой человек говорит – «я пересчитал все кости мои», то здесь анализируется анатомия пыточного страдания, т.е. болит не там, где пробиты руки и ноги, а болит везде. Далее: «смотрят и видят...» может иметь значение – узнать, а может – сделать зрелище, когда преданные слуги сатаны добились желаемого.
«Разделили ризы мои для себя и об одежде моей бросили жребий». Риза – это верхняя одежда, а «одежда» в евангельском смысле, это нательный хитон. Произошло обнажение того, кто облачён Светом как ризой и кто Сам одевает Землю. «Бездной как одеянием Ты покрыл землю» (Пс.103). Мы и живём в таком мире, который со всех сторон окружает нас бездной космического характера. А Всемирный Потоп произошёл, когда бездна и первичные воды соединились и всё покрыли. Что там было никто не видел, даже Ной в ковчеге. Далее: «Жребий» – это еврейское слово, которое обозначает игральные камни. А Давид говорил – «Господь держит жребий мой», т.е. во всех превратностях судьбы Давид знает, что они не выпавшая случайность. А здесь получается, что об одеждах, кто держит жребий, бросают жребий. Это преднамеренная демонстрация того, что то, что осталось от распятого, люди поделили по предварительному договору, чтобы ничто не осталось. Так поступили римские воины по заведённому у них обычаю, ибо не знали, кого распинали. Поэтому Христос и сказал с креста: «Отче прости им, ибо не ведают, что творят». О разделе риз говорят все Евангелия, ибо это существенный факт.
«Но Ты, Господи, не удаляйся, сила моя на помощь мне поспеши». Первым помощником человеку была жена. И ныне, первым помощников человеку является Церковь. Поэтому Давид просит Господа о помощи не со стороны земной, а именно от Церкви Божьей.
«Избавь от меча душу мою и от руки пса единственную мою». «Меч» в традиционном переводе это – оружие. Крестные страдания Спасителя разделяла его мать, о чём ещё при Его рождении предвозвестил ей старец Симеон Богоприимец. «От руки пса» означает – от действия пса, т.е. от самого дьявола. «Единственную мою» это о душе. За неё человек может отдать всё, говорил сатана Господу, когда просил отдать ему Иова на мучения. А у распятого Христа ничего не было, ибо единственное, что оставалось – это душа, и именно на неё нацелились и пёс, и лев, и рога единорогов.
«Спаси меня из пасти льва и от рогов единорогов спаси». Так в греческом переводе. Откуда в этом переводе явилось такое небывалое животное как единорог? Оттуда же, откуда животное – лань в надписании псалма. Семь животных упоминает Господь в речи к Иову: три как духовное восхождение. В середине Сам Богочеловек как Единорог. А дальше три животных как деградация духа. В масаретском тексте вместо Единорога сказано о некоем животном в образе быка – Рем. Господь принял человеческую природу, но Он в ней не нуждался, и от неё Он не зависил. Но поскольку Господь принял плоть, то Его можно символизировать через земной образ животного – Рем. Однако Господь не привязан к своей человеческой природе по существу, и поэтому в Его духовной символике избрано невиданное животное – Единорог. Это символизирует то, что Милость Божью нельзя превратить в орудие и повседневность. Как и Единорога нельзя приручить и использовать в земных человеческих нуждах. Нельзя превращать Церковь в лечебницу и гарант земного благополучия, ибо здоровье, семья и крепкое государство будут даны, но… как Божья Милость. Итак, почему решились перевести «Рем» как – «Единорог»? А потому, что Яхвэ, как сказано в древних текстах, несёт «Рог спасения» (Пс.17) Т.е. Яхвэ спасающий. А «рог» - это высшая и видимая точка силы. Это одна сторона смысла символа. С другой стороны, два рога это принадлежность жертвенника храма. Эти рога носит какой-то невиданный и неукротимый бык – Реем. Он так же не соприкасается с земными человеческими делами, как и Божья Милость. Его так же нельзя приручить, его не приносят в жертву, и на него не охотятся. Он либо дикий, либо святой. Настоящий и единственный жертвенник Богу в древние времена был только в Израиле. Однако, религиозная жизнь всегда распадается на полюса. Так же и в символике, рога быка присутствуют на жертвеннике храма, но и те же рога могут быть принадлежностью дьявола и его клевретов. А если борьбы духовных противоположностей нет, то нет и религиозной жизни. Однако надо всегда знать и помнить, что на нас разинута пасть дьявола. Но это страшно и некомфортно, поэтому человек стремится ощутить более приятные духовные переживания, а пасть дьявола не замечать. Итак, от жертвенника храма происходит убеждение о двух рогах дьявола, хоть он и не телесный, как о рогах его культа. Теперь можно с уверенностью сказать о том, что распятие Спасителя было литургическим культовым действием оборотнической религии. Упоминание в этом стихе о льве и рогах говорит о силах ада, собравшихся вкруг креста Господня, ищущих его заклать на своём жертвеннике и ликующих об этом. В этом плане псалом 21-й особенный, потому, что в нём приведены слова, сказанные распятым Господом и распинателями.
«Изъясню Имя Твоё братьям Моим, посреди церкви восхвалю Тебя». Дальше псалом повествует о том, что Голгофа не конец, а лишь точка пути. Это узкое место надо пройти, ведь это путь к Воскресению. «Изъяснять», еврейский глагол - «сафар». А дословно – производить истинную экзегезу, толкование. «Бога не видел никто никогда. Единородный Сын сущий в недре Отчем Он изъявил» (Ин.1:18). Т.е. Собою изъяснил, осмысленно предъявил, истолковал и показал, что есть невидимое Божество. Давид в псалме 2-м говорит: «Изъясню определение Яхвэ; Он сказал Мне: Сын Мой Ты; Я ныне родил Тебя» (Пс.2:7). Божественная природа Богочеловека в полноте явилась в воскресении их мёртвых, поэтому Воскресение было высшим изъяснением Имени – Отец-Сын-Святой Дух. Итак, Христос говорит: «Изъясню Имя Твоё братьям Моим». Для Христа мы – братья. «Посреди церкви…» т.е. посреди собрания, где собираются братья, верные. Слово о Воскресении и изъяснение Имени – Отец-Сын-Святой Дух возможно только во Вселенской Церкви, но ни в каком светском, учёном или частном собрании якобы христиан. В этом беда всех сектантов.
«Боящиеся Господа восхвалите Его и всё семя Иакова прославьте Его, и да трепещет от Него всё семя Израиля». Без страха Божьего невозможно восхвалить и прославить Бога. И в церковном собрании без него нельзя, ибо сказано: «Со страхом Божиим и верою приступите…». А когда мы говорим: «Слава Богу» мы должны знать за что…
«Ибо Он не презрел и не погнушался нищетой нищего, не скрыл лица Своего от него (нищего), и вопль его к Нему Он услышал». Кто был червь на кресте, Тот не оттолкнул реально и истинной нищеты нищего в предельной её степени. Не погнушался, не испытал отвращения, как отвращаются сакральной нечистоты, ибо Он Сам мог считаться скверной, т.к. во Второзаконии сказано: «Проклят всяк висящий на древе». А в последнем смысле оказалось, что висящий на древе Сам понёс наши проклятья.
«От Тебя хвала моя в Церкви Великой. Обеты мои восполню пред боящимися Его». От Тебя хвала – это та Слава, о которой говорил Христос перед распятием: «Ныне прославь Меня Ты, Отче». Это достойное прославление как - «Слава Богу». В этой Вселенской Церкви Христос восполняет свой обет, как сказал Он апостолам: «Се, Я с вами во все дни до скончания века», т.е. с имеющими страх Божий.
«Будут есть смиренные и насытятся и восхвалят Господа ищущие Его, да живёт сердце ваше вовек». Различие между теми, кто от мира сего и кто не от сего мира в источниках насыщения. Одни насыщаются чревом, другие насыщаются Правдой: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5). А такой человек как Давид насыщается в богообщении. Еще человек может насытиться днями, и тогда он умирает. Только четыре праведника были насыщены днями, и все они имеют отношение ко Христу: Авраам, Исаак, Иов и Давид. Т.е. слова о том, что смиренные и жаждущие правды насытятся, говорят о Причастии Тела и Крови Христовой. Опять же, осмысленно сказать – «Слава Богу» могут лишь те, кто Бога ищет, ибо между человеком и Богом положена взаимность и взыскательность. А там, где этого нет, там нет православия, ибо духовная традиция переживается заново в каждом поколении, иначе она отмирает. «Да живёт сердце ваше вовек», скажет Господь, как душа неубиваемая, которая переживёт смерть.
«Вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред Тобою все племена земли». Когда человек вспоминает, то он обращён к прошлому. Когда вспоминает Бог, Он из вечности приходит во временное измерение, которое для человека есть будущее. Происходит взаимное воспоминание - встреча Бога и человечества. Человек вспоминает, потому, что он жил в Раю. Христос открыл человеку Рай, и у человека появилось будущее, которое можно вспомнить, и это есть религиозный акт. Библейское время течёт в двух направлениях – от прошлого к будущему, и от будущего к настоящему. А если у нас только линейное ощущение времени, то это всё далеко от библейского мировоззрения. «Вспомнят и обратятся», в том ещё смысле, что – возвратятся, Рай обретут. А человеку после греха было сказано: «Возвратишься в землю…». Это направление движения от рождения к смерти теперь можно поменять на противоположное. Со Христом человек идёт не к смерти, а через смерть в Жизнь райскую. «И поклонятся пред Тобою все племена земли», т.е. исполнится то, что Господь обещал Аврааму и то, что Христос исполнил.
«Яко Господне царство, и Он правитель народов», т.к. церковь будет Вселенской.
«Ели и поклонились все тучные земли, пред Ним пали все нисходящие в прах, и те, чья душа не жива». Тучные - это те, кто напились от обилия дома Господнего, или, как говорят отцы – вкусившие Благодать, причастные Святым Тайнам. «Тучные земли», т.к. Церковь Божья распространится по всей земле. «Пали нисходящие в прах», т.е. те, кто божественной жизни не причастны, не входящие во Вселенскую Церковь и духовно умершие. Такие по Воскресению Христову будут оставлены во аде, как умершие второй смертью.
«Семя поработает Ему, оно будет оповещено о Владыке в род и род». Будет оповещено, как раз в смысле - изъяснено, объяснено. Семя – это Сыны Божьи. Они послужат Господу. Пророк Исайя: «Он взбудоражит многие народы, пред Ним цари закроют уста свои, ибо они увидят то, о чём не были извещены, и о чём они не слышали, то они уразумеют» (Ис.52:15). Это сказано о язычниках.
«Придут и возвестят о правде Его людям народившимся, что Он соделал». А что Он соделал?.. Он принёс Себя в жертву на кресте.
Свидетельство о публикации №224110901384