Кадр из фильма не выкинешь

      Всем известна поговорка: «Слов из песни не выкинешь», но это, пожалуй, относится и к кинофильмам. Я, как кинолюбитель с детства, считаю, что окончание некоторых фильмов могло быть другим. Пробежимся по некоторым известным советским фильмам.
      В 1969 году на телеэкраны  вышел пятисерийный художественный фильм «Адъютант его превосходительства». Я в то время жил на селе, но помню, как по вечерам пустели его улочки, когда шла очередная  серия «Адъютанта». Как же мы, мальчишки, расстроились до слёз, посмотрев последнюю серию. Прошло всего два года, как страна отметила 50-летний юбилей Великого Октября, мы все находились под впечатлением от прошедших тогда торжественных мероприятий. И вдруг нам показывают, как разведчик «Красных» попадает в руки «Белых». Понятно, что это должно было случиться: в контрразведке  белогвардейцев служили не дураки. Но почему бы не объявить за кадром,  что Павел Кольцов найдёт возможность выбраться из рук контрразведки, но это уже другая история.               
           Конечно, тогда мы из-за возраста не знали, что  прототипом Павла Кольцова был Павел Васильевич Макаров,  который остался недоволен сценарием фильма, особенно его концовкой. По сценарию было понятно, что Павел Кольцов погибнет в контрразведке «Белых». В книге же настоящего «Адъютанта» этого эпизода, как и многих других не было. И неизвестно, что бы случилось с фильмом (мог оказаться на полке), если бы Павел Васильевич Макаров не умер в год выхода фильма на телеэкраны.
         Получается авторы сценария написали его по своему усмотрению. Но мне не понятно, как его пропустила цензура того времени, ведь юбилейные торжества, связанные с Великой Октябрьской социалистической революцией у всех ещё были на слуху. И сдать «красного» разведчика в руки «белых: было кощунством.
        В 1968 году на экраны кинотеатров вышел фильм «На Войне как на войне». До этого я успел прочитать книгу Виктора Курочкина «На войне как на войне», по которой и поставлен фильм. Какое же было моё удивление, когда в фильме вместо командира танка Малешкина погибает один из его танкистов (герой Олега Борисова). И сразу же моё отношение к фильму изменилось не в лучшую сторону, ибо на моих глазах искажалась правда, которую в своей книге изложил писатель. Я успокоился только тогда, когда смотрел этот фильм повторно и обратил внимание на авторов сценария. Им оказались: сам Курочкин, писатель, и сценарист Виктор Трегубов. В таких  случаях говорят: Хозяин-барин».
        В 1958 году вышел на экран фильм «Олеко Дундич». Это реальный герой Гражданской войны, серб по национальности. Многие зрители, шедшие в кинотеатры и сельские клубы смотреть фильм, знали, что, к сожалению, Олеко Дундич погиб. Я впервые посмотрел этот фильм в восьмилетнем возрасте в 1964 году. Понятно, Дундич мне был неизвестен. И что же я увидел: вначале фильма на весь экран нам показывают  лежащего на земле погибшего Олега Дундича. Лично мне смотреть дальше фильм стало просто неинтересно. Зачем так построили сценарий этого, по сути, приключенческого фильма мне до сих пор не ясно.
         В 1878 году советские зрители увидели фильм белорусских кинематографистов «Прошлогодняя кадриль». Сюжет фильм – классический любовный треугольник. Однако, думаю, не мне одному не понравилась концовка этого замечательного фильма. Ещё бы, авторы фильма нам показали «крупным планом», как проиграла «настоящая любовь» Тони и Лёни, а победила ловкость, хитрость Жанны. Такое в жизни часто бывает, но не всегда это надо выносить «на всеобщее обозрение» кинозрителей.
       Фильм 1970 года «Нечаянная любовь» смотрится на одном дыхании. Как ни как фильм о любви: настоящей и фальшивой. Первую представляет Алёна,  для которой это первая любовь в жизни, вторую – приезжий Веня, имеющий семью в Мурманске и сумевший поменять паспорт. Любви этой помешал Алексей, моряк, приехавший в гости к отцу. Сделал он всё правильно: девичья  честь Алёны не пострадала. Но недоразумение вызывает другое. Женится Алексей после этого на Алёне, конечно же, не мог: окружающие не поняли бы.  Но ему в руки счастье тоже шло, но прошло мимо. Когда Алексей стоял на крыше отчего дома и настаивал антенну, внизу остановились три девушки. Одна из них призналась в любви Алексею. Любви  безответной. Я до самого конца фильма ждал, что он встретится с ней и… расставаться не будет. Но увы и увы. Куда бы интересней в таком случае оказался бы фильм.
          Фильм 1959 года «Первый день мира» захватывает зрителя с первых минут. А вот его окончание могло быть другим. До прибытия в полк переводчика лейтенанта Михаила Платонова медсестра Оля была влюблена в капитана Нефёдова Анатолия. Потом влюбилась в Платонова.  Узнав, что  Нефёдов уже родителям написал о будущей свадьбе с медсестрой, Михаил мешать не стал, покинул их обоих, как и полк. Но в пути он погибает. И вот мне не совсем понятно, что авторы фильма хотели сказать этим. Ведь они, авторы, наказали тем самым и капитана Нефёдова и его родителей, да и саму Олю.

09.11.2024 г.


Рецензии