Из дневника 76 Монтень о времяпрепровождении

Сегодня наш друг М. Михайлов задумался над тем печальным фактом, что время стало утекать быстро и незаметно, и растрачивается, в основном, по пустякам. Как всегда в трудные минуты он обратился с вопросом к любимому писателю, которого считает своим Учителем.

М. М. – Уважаемый Учитель, как Вы предпочитаете проводить время в свои преклонные года?

Монтень – Есть у меня свой собственный словарь: время я провожу, когда оно неблагоприятно и тягостно. Когда же время благоприятствует, я не хочу, чтобы оно просто проходило, я хочу овладеть им, задержать его.
Этими обычными словами "времяпрепровождение" и "время проходит" обозначается поведение благоразумных людей, считающих, что от жизни можно ждать в лучшем случае, чтобы она текла, проходила мимо, что надо быть в стороне от нее и, насколько это возможно, не вникать ни во что, словом, бежать от жизни, как от чего-то докучного и презренного.

М. М. – Вы с ними не согласны?

Монтень – Я знаю ее иной и считаю ценной и привлекательной даже на последнем отрезке, который сейчас прохожу. Природа даровала нам ее столь благосклонно обставленной, что нам приходится винить лишь самих себя, если она для нас жестока и если она бесполезно протекает у нас между пальцами.

М. М. – Возможно, что мы действительно не умеем ценить как следует то, чем обладаем. Но порой болезни и другие неблагоприятные обстоятельства не позволяют наслаждаться жизнью в полной мере. К тому же неумолимое время заставляет не забывать о грядущем расставании.  Memento mori – как говорили древние.

Монтень –  Я готовлюсь потерять ее без сожаления, но потому, что она по сути своей является преходящей, а не потому, что она мучительна и докучна. Так что лишь тем подобает умирать без горечи, кто умеет наслаждаться жизнью, а это можно делать более или менее осмотрительно.

М. М. – Как Вам это удается?

Монтень – Я наслаждаюсь ею вдвойне по сравнению с другими, ибо мера наслаждения зависит от большего или меньшего прилежания с нашей стороны. Особенно сейчас, когда мне остается так мало времени, я хотел бы сделать свою жизнь полнее и веселее. Быстроту ее бега хочу я сдержать быстротой своей хватки и тем жаднее пользоваться ею, чем быстрее она течет. Мне уже недолго предстоит обладать жизнью, и это обладание я хочу сделать как можно более глубоким и полным.

М. М. – Расскажите поподробнее, пожалуйста.

Монтень – Я обсуждаю сам с собою каждое удовольствие, я не скольжу по его поверхности, а проникаю до самой сердцевины и заставляю свой унылый и уже ко всему равнодушный разум познать его до конца. Я прибегаю к помощи души, чтобы она полюбовалась собою в зеркале благоденствия, чтобы она смогла взвесить, оценить и обогатить миг блаженства.
Пусть душа осознает, как должна она благодарить бога за то, что он умиротворил ее совесть и снедавшие ее страсти, за то, что она владеет телом, упорядоченно и благоразумно выполняющим все приятные и сладостные отправления, которыми богу по милости его угодно было вознаградить нас за страдания, бичующие нас по его же правосудию.

Вполне удовлетворенный, Михайлов отправился обдумывать мудрый совет.

   (Фото автора)


Рецензии
Глубокое и полное обладание жизнью... понять бы, что это такое.
Может быть, это о воспроизведении опыта личной жизни и впечатлений в эссе? Монтень родоначальник этого стиля.
Ценить, обладать, готовность потерять...
Кстати, на ту же тему, но короче:
Смерти я не страшусь, на судьбу не ропщу.
Утешенья в надежде на рай не ищу,
Душу вечную, данную мне ненадолго,
Я без жалоб в положенный срок возвращу.
Нет, не совсем та тема. И стиль не тот.
Хайям прожил своё на полтысячелетия раньше Монтеня.
Хочется представить их рядом, за бокалом вина и неспешными беседами.
Рубаи и эссе, гармоническое короткое и текучее, пространное, глубокое...

Владимир Каев   09.11.2024 21:18     Заявить о нарушении
Благодарю, Владимир, за Ваш отклик-размышление, особенно за моего любимого Хайяма.
Если Вам интересно, могу предложить беседу с ним, правда, увы, не Монтеня...
Но Хайям там высказался по многим вопросам и звучал вполне актуально.

http://proza.ru/2023/01/23/1665

Елена Пацкина   09.11.2024 22:19   Заявить о нарушении
Хайям всегда был и будет актуален.
Чудо-человек.
Он и школа, и застолье.
Он и академия.
И время его серединное между Рождеством Христовым и нынешней эпохой.
Золотая середина смыслов.

Владимир Каев   10.11.2024 13:06   Заявить о нарушении