Цитаты из библии и не только 477. Философия. Код

5908. Гартман (Hartmann), Карл Роберт Эдуард фон, один из крупнейших немецких философов второй полов. XIX века. Род. 23 февр. 1842 г., получил серьезное домашнее воспитание под руководством своего отца, прусского генерала; в промежуток от 1864 до 1867 г. написал прославившее его сочинение: „Философия бессознательного“.  Г. был весьма плодовитым писателем; полное собрание его сочинений состоит из 40 томов. Г. определяет свою систему как синтез Гегеля, Шопенгауэра и Шеллинга. «Устранение умозрительной дедукции (цепи умозаключений) и полный отказ от аподиктической достоверности (от самоочевидности) - отличают мою философию от всех прежних рационалистических систем». В гносеологии Г. — „трансцендентальный реалист“, как и для других немецких „философов абсолютного“ основной реальностью является не „сознание“ (познающего субъекта), а некоторое пантеистически понимаемое духовное бытие, а именно, конкретное Бессознательное. Сознание же является для Г. лишь далеким производным этого основного бытия: оно возникает лишь тогда, когда в первоначальном полнейшем единстве элементов этого „абсолюта“: воли и представления — произойдет разлад, когда возникнут представления, определяемые не стремлениями воли, а независимые от нее; такие представления вызывают в воле реакцию „удивления и изумления“, каковая и есть сознание. Высшие принципы даются особым философским откровением (в роде „интеллектуальной интуиции“ Шеллинга) — „гениальным скачком мистической природы“. Задача философии — преобразовать полученное этим путем содержание из формы образа (мысле-формы) и необоснованного утверждения в форму рациональной системы при помощи идущих друг другу навстречу методов умозрения и индуктивного обобщения. Идя этим методом Г. и приходит к убеждению, что в основе мира лежит нечто Духовное, действующее целесообразно, но не обладающее сознанием (das Unbewusste, обычно переводимое „Бессознательное“, или превышающее сознание (das Ueberbewusste“, „Сверхсознательное“; этот термин предпочитает Вл. С. Соловьев). И привлекая обильный эмпирический материал (неопровержимые данные), Г. доказывает, что это Духовное начало непосредственно, как особый Духовный Агент, на ряду с материальными причинами, действует в различных проявлениях животных организмов (в деятельности спинного мозга и нервных узлов, в произвольных движениях, в инстинкте, в связях воли с представлениями, в рефлекторных движениях, в „целебной силе природы“ и т. д.), в человеческом духе (в инстинкте, в половой и материнской любви, в чувствах и предчувствиях, в характере и нравственности, в эстетическом суждении и художественном творчестве, в образовании языка, в мышлении, в возникновении чувственного восприятия, в мистике, в истории), а также в важнейших проявлениях жизни растений и, наконец, в самой материи, атомы которой Г. объясняет как системы сил, бессознательно осуществляющих некоторые цели, т. е. обладающие бессознат. представлениями („атомистический динамизм“). Это „Бессознательное“ в своих действиях безболезненно, неутомимо, мышление его имеет нечувственнный характер; оно безвременно, непогрешимо, неизменно, обладает неразрывным внутренним единством; оно есть всеобъемлющий индивидуум, Абсолют; оно признавалось всеми важнейшими философскими системами и тожественно с „субстанцией“ Спинозы, „абсолютным“ Фихте, „абсолютной идеей“ Гегеля. В нем нераздельно соединены и „алогическая воля“ (Шопенгауэра), и „разумное представление“, „логическое“ (Гегеля); оба элемента первоначальны и один без другого существовать не могут. Слепая воля дает миру реальное бытие (Existenz) актом нелогического перехода своего из потенциального состояния в актуальное хотение; а логическая идея привносит в это бытие его идеальную сущность (Essenz). Везде в мире господствуют цели, и все в нем целесообразно и разумно: мир самый лучший из возможных. А гадость в когнитивной парадигме любого сообщества отмирает сама собой.


Рецензии