Научно-практические элементы...
образовательного процесса
Название статьи кого-то отошлёт к банальному стереотипу: опять, мол, речь пойдёт о том, что учащимся следует преподавать не столько теоретические знания, сколько приложения и связи этих знаний с реальной практической деятельностью. Прикладная направленность и так далее. Но нет, речь пойдёт совсем не об этом. Потому что, во-первых, об этом и без того слишком часто говорится. Во-вторых, это ещё надо уметь квалифицировано делать. Ведь не такой уж редкой является ситуация, когда преподаватель притягивает свои примеры «за волосы», искусственно и неубедительно соединяя лекционные определения и тезисы с реальными объектами, явлениями и фактами. Учащиеся, при этом, чувствуют и видят фальшь, натянутость и неубедительность. И, в-третьих, регулярно рассказывая учащимся о приложениях знаний, хорошо бы и самому иногда прилагать свои знания для решения насущных практических задач, например, в образовательной деятельности на кафедре. Производственных задач, так сказать. Последнее замечание является смысловым ядром этой статьи и для его актуализации приведём один весомый и уже ставший историческим пример из недавнего прошлого. 31 августа 2012 года итоговое заседание методических сборов кафедры одного известного вуза посетил представитель администрации этого вуза. Он вежливо заметил, что исписывать доску формулами и задиктовывать определения, держа в руке открытый учебник, может и какой-нибудь безработный охранник. Или не слишком старая уборщица. Может не учебник, а «распечатку», может не в руке, а на столе - добавил он. Повторяющуюся из года в год имитацию учебного процесса вполне сносно обеспечил бы и безработный таджик, и местная безработная продавщица. Образовательный эффект для учащихся будет примерно такой же, а вот зато финансово-экономический эффект для учреждения очень даже существенный.
Тогда многие были слегка шокированы, а некоторые бурно возмущались после ухода руководителя. Мол немотивированный троллинг несчастных прЕподов. «Самодурство какое-то.» Однако не все были так уж сильно задеты, некоторые впали в задумчивость. Потому, что за грубой формой виднелась и вполне объективная истина. Просто заместитель ректора в своеобразной гротескной форме довёл мнение широких масс населения до конкретного персонала. Давно уже всему белому свету известно и про лекторов, читающих лекции «для себя», и про преподавателей появляющихся в аудитории, чтобы побыстрее
«отбыть свой номер» и исчезнуть. А происходить это запросто может в удручающе неухоженных помещениях, в которых взгляд то и дело упирается в слой пыли. И уже притчей во языцех стали некачественные, халтурно сработанные и периодически «зависающие» сайты, программы и тесты для дистанционных форм обучения. Которые эффективно гробят здоровье учащихся - в первую очередь - зрение, хотя можно говорить и про осанку и не только. Иногда, впрочем, мнение населения улучшает ситуацию. В 2020 году во время всеобщего карантина кем-то продвигался переход к исключительно дистанционному обучению детей и уже навсегда. Власть оказалась вместе с народом и первого сентября дошкольники пошли в детские сады, а школьники пошли в школы. В высшем же образовании ситуация неоднозначная и как бы предкризисная. Вот поэтому проректор и подтолкнул персонал кафедры к большей адекватности. Народ, ведь, всё видит, народ всё знает. Почаще старайтесь посмотреть на самих себя со стороны, в том числе - и глазами учащихся.
Для некоторой конкретной кафедры другого, но тоже известного, вуза всегда были характерны не только неукоснительное следование рекомендациям руководства, но и учёт в разумной мере объективных тенденций в стране и в гражданском обществе. Ниже представлены научно-прикладные сюжеты, в которых этому коллективу удавалось получать какие-то реальные продвижения.
Эргономика интерьера и психология развития
Интерьеры учебных помещений, состояние учебного оборудования, элементы санитарно-гигиенического характера и эстетика повседневной среды опосредованно суммируются в весомую компоненту психологического фактора, который существенно влияет на результативность учебных занятий. Это соображение уже давно послужило толчком для решения следующих насущных прикладных задач.
1. Совсем не белоснежные поверхности когда-то белых маркерных досок, с грязными разводами трудноудаляемых маркерных красок, встречаются во многих аудиториях - такова специфика практических занятий по дисциплинам кафедры. Это сильно портит психологическую атмосферу уже с самого начала занятия. Не говоря уже о том, что на такой доске трудно разобрать новые записи, рисунки и схемы. А прилагаемые приспособления уже давно не помогают полностью очищать доску. Выход был найден несколько лет назад в русле абразивных технологий. Рядом с всё ещё имеющимися на кафедре меловыми досками всегда скапливается меловой порошок. Теперь ему нашлось очень полезное применение. Кроме того, налажено регулярное перетирание в порошок постоянно образующихся остатков использованного мела. Инициативному студенту остаётся пересыпать куски ткани меловым порошком и затем за две-три минуты привести маркерную доску к отличному рабочему виду. Этот лайфхак ( разрешим себе один раз использовать это очень модное дурацкое словечко ) возник не с нуля, а по следам проводимых в рамках факультативной и семинарской работы научно-популярных бесед про машиностроительную и металлообрабатывающую промышленности страны. Естественно вспомнили и про Лужский абразивный завод, поговорили про точильные круги и абразивные пасты . . . вот тут и пришла идея использовать меловой порошок …Это, конечно, не нано ( десять в минус девятой ), это микро ( десять в минус шестой ), но студентам интересно.
2. В последние годы радуют взгляд всех проходящих аккуратные и приятные интерьеры высоких коридоров первого и второго этажей лабораторного корпуса. Оформленные с хорошим вкусом, в том числе и с использованием большого количества красивых интерьерных растений. Кафедра не гонится за дизайнерскими успехами этих отделов, но в некоторые периоды на кафедре имелась соответствующая деятельная активность и большой интерес к флоре как к эффективному элементу интерьерного дизайна. Экспериментально подтверждалось благотворное влияние интерьерных растений на поддержание правильного настроя и когнитивной атмосферы на кафедре. Проводились опыты с сульфатом калия, раствором аммиака, натриевой и аммиачной селитрами, с покупными суперфосфатом и гумусом, вёлся журнал наблюдений. Удалось несколько раз удачно воспроизвести почерпнутую из справочных источников технологию размножения и рассадки кактусов. Одно время зимний сад в библиотечном кабинете вызывал удивление и восхищение у всех кто заходил на кафедру. Помимо психологического аспекта гармонизирующего воздействия на студентов ( а только ради этого и прилагались данные усилия ), можно в качестве примера ещё одного выигрышного эффекта привести межвузовские семинары, несколько раз проходившие на кафедре. Благодаря запасу растений, аудиторию для конференции удавалось современно и привлекательно оформить. Во время семинаров кафедру иногда подводили настенные стенды, на которых гости из ВКА и ВИТУ регулярно находили математические ошибки, но роскошный растительный дизайн заметно скрашивал такие конфузы.
3. При решении, поставленной в своё время Е. Н. Жуковской, задачи минимизации пылеобразования в помещениях кафедры, предварительно были определены места требующие напольных покрытий. В первую очередь это примерно полуметровой ширины длинные полосы-прямоугольники вдоль меловых досок. Рабочей группой из справочных источников были собраны и проанализированы существенные для поставленной задачи физические и химические характеристики покрытий из глифталя, релина, поливинилхлорида и коллоксилина. Последний вариант, в конце концов, был отвергнут по критерию пожаробезопасности ( из-за присутствия динитроцеллюлозы ). Проведённые эксперименты и полуторагодовое наблюдение привели к отказу от глифталевых и других алкидных напольных покрытий из-за устойчивой тенденции к образованию трещин ( с вероятным последующим разрушением ). Поливинилхлоридные покрытия имеют определённую тенденцию к износу из-за постоянного присутствия мелового порошка и частого присутствия песка ( весной и осенью ). В итоге, с учётом ещё и соображений экономической оптимальности, было принято решение использовать впредь релин и поливинилхлоридные покрытия в отношении 1:3 .
4. Планетарный экологический коллапс, обусловленный бумом «тары и упаковки» проник даже на режимные объекты, не говоря уже о вузах. В нашем учреждении - в первую очередь из-за повсеместно установленных торговых автоматов. Это очень серьёзная проблема для кафедры, одна из главных. В некоторых местах наполнение урны пустой тарой и пустыми упаковками происходит чаще одного раза в день и, таким образом, горы этого специфического мусора быстро вырастают рядом с переполненными урнами. Ситуация не переходит из критической в катастрофическую только благодаря тому, что в утилизации пластиковой тары и упаковки ежедневно активно участвует профессорско-преподавательский состав, а также технический персонал кафедры. В настоящее время разрабатываются снимающие проблему алгоритмы, основанные на привлечении безработных из Горного Бадахшана, но новые алгоритмы пока не прошли согласование, утверждение и апробацию.
Когнитивный анализ и общая культура
Вопреки расхожему мнению, что молодёжь вообще не читает книги, сотрудники кафедры регулярно, пусть и не часто, наблюдали читающих бумажные книги студентов. Точнее говоря, это расхожее мнение может быть уже и не далеко от истины именно сегодня, но ещё лет пять-шесть назад оно точно было преждевременным. Работавшие в ключе когнитивной психологии преподаватели ( Л. Ю. Бэльфам, Е. Ю. Палан-Дузинская и другие ) не преминули этим продуктивно воспользоваться. Разнообразные викторины, конференции и конкурсы, регулярно организуемые на кафедре, теперь заканчиваются вручением не только грамот, но и соответствующих призов ( диски и книги ). Фильмы и книги, в основном, научно-популярные ( историко-философской, физико-технической и геолого-географической направленности ) и художественные. Включая некоторые полезные материалы с сайтов Д. Ю. Пучкова и С. Б. Переслегина. Соотношение научно-популярного и художественного контентов определяла занимавшаяся когнитивным анализом группа.
Одна из самых эффективных находок группы когнитивной психологии - это подключение способных студентов в рамках работы специального семинара к участию в «Отделе задач» федерального журнала «Математика в школе». Журнал издаётся с 1934 года и аффилирован с Российской академией образования. Сам по себе «Отдел задач» не связан с преподаванием математики или с методическими вопросами, а имеет прямое отношение к математике как фундаментальной науке. Здесь трудно переоценить образовательный и воспитательный эффект для студентов. Особенно когда студент получает в руки номер журнала с тиражом двадцать тысяч экземпляров, в котором опубликована заметка с его фамилией. И ещё двадцать тысяч экземпляров расходятся на пространстве от Калининграда до Владивостока.
Валеология, спортивная медицина и прикладная фармакология
Если в предыдущих разделах научно-практическая деятельность была направлена на повышение результативности учебного процесса в целом, то в этом пункте будут изложены результаты, имеющие отношение к небольшим группам учащихся. Это и готовящие выступление на конкурсе научных рефератов студенты, это и участники сборных команд, нацеленные на участие в каких-то состязаниях, конкурсах и олимпиадах. Постоянно взаимодействуя со штатными психологами министерства, сотрудники кафедры были ознакомлены с классическими алгоритмами кратковременной активизации участников команд и соревнующихся групп. Например, формулу «глюкоза плюс аскорбиновая кислота» все уже выучили наизусть. Но кандидат педагогических наук Жуковская Е. Н. и доцент Бэльфам Л. Ю. , придерживаясь концепции основательных и долговременных стратегий, инициировали на кафедре исследование влияния полиненасыщенной кислоты Омега-3 на когнитивные возможности участников спецсеминара и на качество подготовки участников состязательных команд. Помимо регулярно выдаваемых на факультативных занятиях бутербродов с качественной сёмгой, приобретаемой в специализированных магазинах, раздавались дозировано также капсулы с полиненасыщенной кислотой Омега-3. Подобные капсулы приобретались не только в аптеках, но и в сети магазинов «ИКРА и РЫБА». Эксперимент продолжался не один год и давал в целом положительный, хотя, может, и не сильно выраженный эффект.
Исследовательские опыты такого рода расширили активность кафедры в соответствующих направлениях. Несколько раз готовность команды к участию во Всероссийской олимпиаде была под угрозой из-за аллергического синдрома и, как назло, у лучших участников команды. Во-первых, специфическая городская пыль при долгом отсутствии дождей. Учебный корпус и его окрестности в этом медицинском аспекте представляют собой сплошные «каменные джунгли». Во-вторых, и это главное, конец апреля - время состязаний, совпадает с началом периода цветения городских деревьев и образованием аллергенной растительной пыльцы в воздухе. Однако оперативный фармакологический ликбез с участием консультирующих профессиональных медиков позволил снять проблему: студенты были вовремя снабжены действенными антигистаминными препаратами. В дальнейшем кафедра уже чувствовала себя увереннее. В 2020 году, после начала эпидемии, при согласовании с консультирующими медиками участники группы подготовки дозировано получали арбидол и интерферон. А когда в 2021 году под угрозой срыва оказались выступления некоторых студентов на конкурсе рефератов из-за тяжёлой поствакцинальной реакции ( длившейся два-три дня ) проблема была купирована закупками и грамотным применением препарата нимесил.
Кроме всего прочего, проводился длительный мониторинг возможного полезного на практике действия напитков содержащих таурин и кофеин. Продающиеся в торговых сетях и в автоматах учебного корпуса содержащие таурин тонизирующие напитки в некоторых случаях оказывают кратковременное, мобилизующее внимание и мышление, действие. Но это не всегда, то есть сугубо индивидуально. Что касается кофеина, то помимо бодрящего эффекта часто наблюдается негативный синдром рассеянного внимания. Поэтому об универсальном средстве увеличения работоспособности в обоих случаях речь не идёт.
Технологический перебор и рационализация
Бурный рост производства и быстрое расширение номенклатуры разнообразного мультимедийного оборудования, канцелярского оборудования и оргтехники приводит к тому, что в различных учреждениях на фоне административной политики добровольно-принудительной замены «старого» на новое всё чаще наблюдаются картины, соответствующие поговорке «лучшее - враг хорошего». Например, вышеупомянутые маркерные доски, с переходом на которые на кафедре в своё время переборщили. И с тех пор приходится распылять финансовые средства на постоянное обновление запаса «расходников» - маркеров для белых досок. Хорошо ещё, что нашлось остроумное решение проблемы поддержания маркерных досок в приличном состоянии ( см. выше про меловые отходы как нашедший актуальное применение абразивный материал ). Похожее можно сказать об интерактивных досках и об устанавливаемых на стенах совмещённых конструкциях типа «проектор – экран». Они быстро портятся, а до выхода из строя дают бледное изображение, если только аудитория не снабжена добротными непроницаемыми шторами. Собственными силами кафедры из старых штативов, из старых стоек для карт и плакатов удалось смастерить высокую, устойчивую и удобную переносную стойку для экрана. Разворачивающийся экран был изготовлен из широкого белого клеёнчатого полотна. При этом использовался мультимедийный проектор старого образца. Конструкция, хотя и кустарная, но позволявшая иметь широкоформатное изображение и, при необходимости, отворачивать экран от оконного света. Ещё один пример воплощения рационализаторской мысли связан с выданными на кафедру в 2020-2021 годах санитарно-гигиеническими средствами вроде одноразовых масок, салфеток, влажных салфеток с антибактериальной пропиткой и прочего. Срок годности многих из этих материалов истёк ( например, пропитка влажных салфеток испарилась ), но они не были выброшены, а после небольшой модификации превращены в расходный материал для влажной уборки пыли на мебели, оборудовании, окнах и подоконниках.
Свидетельство о публикации №224110901822