Самодисциплина, свобода, Кант
Хотя у него не было каких-то предубеждений относительно женской половины человечества, тем не менее, кёнигсбергский мудрец так и не связал себя узами брака. Кант был не из тех, кто принимает поспешные решения. Дважды он пробовал жениться, но в обоих случаях обдумывал этот поступок так долго, что, когда, наконец, решился, одна из его невест уже успела выйти замуж за другого, а другая переехать в соседний город: наверное, обе — к счастью для себя. Надо сказать, что Кант в те времена был человеком с достаточно ограниченным достатком. И раздумья его были о том, сможет ли он прокормить жену. По рождению Кант был из ремесленного сословья (его отец был шорником).
Кант обладал чрезвычайно сильной памятью и редкой способностью представлять себе вещи по одному описанию или с чужих слов. Он знал почти наизусть своих любимых поэтов — Галлера, Попа, Бюргера и Хагедорна и поразительно умел описывать страны, в которых никогда не бывал. Никогда не сделав ни одного химического опыта, Кант знал все подробности химических экспериментов в таком совершенстве, что раз, беседуя за столом со знаменитым химиком, доктором Хагеном, привел того в совершенное изумление. «Никогда бы я не поверил, — сказал Хаген, — что можно знать так хорошо практическую химию, не имев никакой практики».
Кант всегда тщательно следил за своим здоровьем и разработал оригинальную систему гигиенических предписаний: во-первых, держать в холоде голову, ноги и грудь, дышать только носом. Во-вторых, меньше спать, ибо «постель — гнездо всех болезней» (при бессоннице магическое действие на Канта оказывало слово «Цицерон»: повторяя его про себя, он рассеивал мысли и быстро засыпал). Третье правило — больше двигаться: самому себя обслуживать и гулять в любую погоду. Наконец, в-четвертых, Кант рекомендовал отказаться от жидкой пищи и по возможности ограничить питье.
В зрелые годы он ел только раз в день — за обедом, который, впрочем, длился два-три часа. Поэтому в романе «Мастер и Маргарита» Воланд, говоря, что завтракал вместе с Кантом, очевидно, говорит неправду. Впрочем, что ожидать от отца лжи?
Размеренный образ жизни философа начала приобрел облик легенды. Он просыпался в пять утра. Его будил преданный слуга, отставной солдат Мартин Лампе, следуя строгому приказу хозяина. После пробуждения он ровно три часа писал и далее шел у универсистет, где четыре часа читал лекции. Преподавал он логику, философию, этику, физическую географию и курс по энциклопедии.
К 11.00 часам Кант возвращался из университета и снова садился за философские труды. Работал он до 12.45, не больше и не меньше. Затем выпивал бокал вина и отправлялся за обеденный стол. Кант не любил обедать один – к нему всегда приходила куча гостей. Трапезничали долго – ели и много разговаривали.
Ровно в 15:30 он выходил на длительную прогулку по одному и тому же парку, шёл одной и той же дорогой, возвращался домой в 18.00 часов, читал газеты, а потом вновь принимался за рукописи. Каждый день Кант ложился спать ровно в 22:00.
«Не думаю, - писал Генрих Гейне, - чтобы большие часы тамошнего собора отправляли свою службу с таким же усердием и точностью, как кенигсбергский бюргер Иммануил Кант. Для подъема, для чашки кофе, писания и чтения лекций, для приема пищи и для прогулки – для всего было раз навсегда отведено время, и соседи при виде Канта в сером плаще и с испанской тростью в руках точно знали: сейчас 15.30».
Когда он в сером плаще, с тростью в руке выходил из дверей своего дома, чтобы пройтись по узкой улочке, засаженной липами (которая с тех пор называлась «Прогулка философа»), соседи знали, что сейчас ровно половина четвертого. Так ученый прогуливался взад и вперед в любое время года, а когда было пасмурно или начинал накрапывать дождик, его старый Лампе семенил за ним с огромным зонтиком в руке.
Кстати говоря, слуга Мартин Лампе иногда выводил философа из терпения, так как был груб, капризен, необычайно высокого о себе мнения и ко всему этому еще и обкрадывал своего хозяина. В конце концов Канту пришлось его рассчитать. Он сделал это с болью в сердце и был так расстроен своим решением, что даже записал для себя на памятном листке правило: «Не думать более о Лампе».
Кант не всегда был помешанным на распорядке занудой. В молодости он тоже любил повеселиться. Он засиживался допоздна с друзьями за вином и картами. Он поздно вставал, слишком много ел и устраивал большие вечеринки. Только в сорока годам Кант забросил всё это и создал свой знаменитый распорядок. По его словам, он осознал нравственные последствия своих действий и решил, что больше не позволит себе растрачивать драгоценное время и силы.
Кант называл это «развивать характер». То есть строить жизнь, стараясь максимально раскрыть свой потенциал. Он считал, что у большинства не получится развить характер до зрелого возраста. В молодости людей слишком соблазняют различные удовольствия, их бросает из стороны в сторону — от воодушевления к отчаянию и обратно. Поэтому разбазаривает время на пустое.
Чтобы развить характер, человек должен научиться управлять своим времен и своими поступками. Мало кто сможет добиться этой цели, но Кант считал, что это именно то, к чему каждый обязан стремиться. «Не добра суета, а добр распорядок», - читаем у Даля.
Надо сказать, что свобода - это самодисциплина. Ведь иначе человеком управляют его сиюминутные желания, привычки, эмоции, страсти - то что не относится к его сознательному выбору. Разве это свобода? Только самодисциплина есть настоящая свобода.
Прожил Кант ровно 80 лет.
Свидетельство о публикации №224110900693