Несколько мыслей по Мф. 19, 13-30, часть 2
Уильям Баркли пишет, что ученики не пускали детей к Иисусу из добрых побуждений – они видели, как Он устает, и хотели оградить Его от лишних тревог и трудов. Это показывает, что можно делать зло, даже руководствуясь добрыми мотивами.
Уильям МакДональд говорит важную мысль: «Никто не знает, какой возраст у самого младшего в аду». Приводить детей к Иисусу – это не только брать их на богослужение или читать им Детскую Библию. Это проповедовать им Евангелие так, чтобы они поняли, и учить их молиться от сердца и с верой.
Преподавание Иисуса в этой главе похоже на контрастный душ: Он сначала сказал, что Царство Небесное открыто для самых простых детей, а потом показал, что оно закрыто для самых достойных взрослых. Бум! Если текст нас не шокирует, надо перечитать его еще раз. Апостолы были в шоке.
В комментариях Новой Женевской Библии отмечено по этому поводу, что «в Царство Божие входят Божьей благодатью, а не своими заслугами, так что дети, существа зависимые, прежде прочих обретают благословение».
У Спраула был друг, который в ответ на вопрос «Как дела?» спрашивал «По сравнении с чем?» Спраулу приходилось уточнять: «По сравнению с тем, как они шли вчера». Понятие «хорошо» или «благо» – относительное, надо уточнять систему координат.
Богатый юноша подошел к Иисусу с комплиментом и вопросом. Кажется, комплимент можно пропустить, но Иисус отвечает сначала на него, чтобы показать юноше: источник, стандарт блага – Бог. А уже ответом на вопрос юноши Он сосредоточит его внимание на недостатке блага в нем.
Многие комментаторы обращают внимание на связь 19-й и 20-й глав в Евангелии Матфея. Но ни у кого я не встречал указание на перекличку упоминаний о благости, доброте в этих главах. Хозяин виноградника в Мф.20 добр (15), а в Мф.19 Иисус говорит, что благ только Бог (17).
Т.е. под хозяином виноградника явно подразумевается Бог. А содержание притчи показывает, в чем Его доброта – в сострадании к неимущим (милосердие, благодать). И это именно то, чего не достает богатому юноше, Иисус подводит его к этому выводу в конце разговора с ним.
Иисус использует заповеди в разговоре с юношей, чтобы вскрыть его несостоятельность и отчаянную нужду в Спасителе. Нам всем нужен Христос, но не все мы и не всегда это сознаем. В законе много заповедей, чтобы у Бога было много способов показать нам: в нас нет благости и нам нужно Евангелие.
Иисус – терпеливый Учитель. Спраул говорит, что если бы услышал от кого-то, что тот соблюл все заповеди с юности, то ответил бы ему: «Да ты все их нарушил сегодня утром».
На месте Иисуса он бы сказал: «Ты что, прослушал мою Нагорную проповедь, где Я говорил о вожделении к женщине в сердце, раздражении на брата и подобном? Если бы ты услышал и понял ту проповедь, тебе не хватило бы сейчас наглости говорить такое».
Иисус говорит юноше: «Если хочешь быть совершенным». Н.Т.Райт подмечает, что этому как раз и была посвящена Нагорная проповедь – научить быть совершенными (5:48). Это слово еще можно перевести как «полный» или «целый». Бог хочет, чтобы мы «целостно», полностью посвящали себя Ему, а не оставались половинчатыми, стоящими в Царстве Небесном одной ногой.
Юноша спрашивает, чего ему недостает, а Иисус говорит, что у него есть что-то лишнее, что надо раздать. Красивое наблюдение из комментариев к современному переводу Библии издательства РБО.
Призыв Иисуса к послушанию звучит радикально. Не все, кто подходил к Нему с хорошими желаниями и уважением к Нему, уходили с улыбкой и в радости. Богатый юноша отошел от Иисуса с печалью (22). Как говорит Уирсби, хорошо иметь то, что можно купить за деньги, если при этом не теряешь того, что за деньги не купить.
В вопросах человека, в его удивлении, радости и страхе отражается его богословие (Уирсби). Апостолы спрашивают: «Если не может спастись богатый, т.е. тот, кого благословил Бог, то кто вообще может спастись?» (25). Ответ Иисуса: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (26).
10.11.2024
Свидетельство о публикации №224111001091