Несколько мыслей по Мф. 19, 13-30, часть 2

Продолжаю читать комментарии по второй половине Мф.19. Сегодня прочитал комментарии Р.Спраула, Н.Т.Райта, У.Уирсби, У.Баркли, У.МакДональда, НЖБ, РБО. Поделюсь еще некоторыми заметками, которыми пополнил свой конспект. Это мысли не только из комментариев, но и мои личные наблюдения за текстом, новые и старые. Мне понравился формат экзегетических тредов. Это второй.

Уильям Баркли пишет, что ученики не пускали детей к Иисусу из добрых побуждений – они видели, как Он устает, и хотели оградить Его от лишних тревог и трудов. Это показывает, что можно делать зло, даже руководствуясь добрыми мотивами.

Уильям МакДональд говорит важную мысль: «Никто не знает, какой возраст у самого младшего в аду». Приводить детей к Иисусу – это не только брать их на богослужение или читать им Детскую Библию. Это проповедовать им Евангелие так, чтобы они поняли, и учить их молиться от сердца и с верой.

Преподавание Иисуса в этой главе похоже на контрастный душ: Он сначала сказал, что Царство Небесное открыто для самых простых детей, а потом показал, что оно закрыто для самых достойных взрослых. Бум! Если текст нас не шокирует, надо перечитать его еще раз. Апостолы были в шоке.

В комментариях Новой Женевской Библии отмечено по этому поводу, что «в Царство Божие входят Божьей благодатью, а не своими заслугами, так что дети, существа зависимые, прежде прочих обретают благословение».

У Спраула был друг, который в ответ на вопрос «Как дела?» спрашивал «По сравнении с чем?» Спраулу приходилось уточнять: «По сравнению с тем, как они шли вчера». Понятие «хорошо» или «благо» – относительное, надо уточнять систему координат.

Богатый юноша подошел к Иисусу с комплиментом и вопросом. Кажется, комплимент можно пропустить, но Иисус отвечает сначала на него, чтобы показать юноше: источник, стандарт блага – Бог. А уже ответом на вопрос юноши Он сосредоточит его внимание на недостатке блага в нем.

Многие комментаторы обращают внимание на связь 19-й и 20-й глав в Евангелии Матфея. Но ни у кого я не встречал указание на перекличку упоминаний о благости, доброте в этих главах. Хозяин виноградника в Мф.20 добр (15), а в Мф.19 Иисус говорит, что благ только Бог (17).

Т.е. под хозяином виноградника явно подразумевается Бог. А содержание притчи показывает, в чем Его доброта – в сострадании к неимущим (милосердие, благодать). И это именно то, чего не достает богатому юноше, Иисус подводит его к этому выводу в конце разговора с ним.

Иисус использует заповеди в разговоре с юношей, чтобы вскрыть его несостоятельность и отчаянную нужду в Спасителе. Нам всем нужен Христос, но не все мы и не всегда это сознаем. В законе много заповедей, чтобы у Бога было много способов показать нам: в нас нет благости и нам нужно Евангелие.

Иисус – терпеливый Учитель. Спраул говорит, что если бы услышал от кого-то, что тот соблюл все заповеди с юности, то ответил бы ему: «Да ты все их нарушил сегодня утром».

На месте Иисуса он бы сказал: «Ты что, прослушал мою Нагорную проповедь, где Я говорил о вожделении к женщине в сердце, раздражении на брата и подобном? Если бы ты услышал и понял ту проповедь, тебе не хватило бы сейчас наглости говорить такое».

Иисус говорит юноше: «Если хочешь быть совершенным». Н.Т.Райт подмечает, что этому как раз и была посвящена Нагорная проповедь – научить быть совершенными (5:48). Это слово еще можно перевести как «полный» или «целый». Бог хочет, чтобы мы «целостно», полностью посвящали себя Ему, а не оставались половинчатыми, стоящими в Царстве Небесном одной ногой.

Юноша спрашивает, чего ему недостает, а Иисус говорит, что у него есть что-то лишнее, что надо раздать. Красивое наблюдение из комментариев к современному переводу Библии издательства РБО.

Призыв Иисуса к послушанию звучит радикально. Не все, кто подходил к Нему с хорошими желаниями и уважением к Нему, уходили с улыбкой и в радости. Богатый юноша отошел от Иисуса с печалью (22). Как говорит Уирсби, хорошо иметь то, что можно купить за деньги, если при этом не теряешь того, что за деньги не купить.

В вопросах человека, в его удивлении, радости и страхе отражается его богословие (Уирсби). Апостолы спрашивают: «Если не может спастись богатый, т.е. тот, кого благословил Бог, то кто вообще может спастись?» (25). Ответ Иисуса: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» (26).

10.11.2024


Рецензии