Мысли на заметку. 21 июля 2021 года

       [...]. Зато интересную вещь в «Кью» прочитал о Толстом. Какой-то православный теоретик отвечает на вопрос об отношении Толстого к Христу. Выходит, что у них, православных, Христос сын Бога, который воскрес и живой, а верой в него (только верой) можно получить жизнь вечную. А у Толстого Иисус Христос просто учитель и учитель мёртвый.

       Сначала я отмахнулся от этой православной россказни о Христе, но потом вдруг ясно понял, что для людей, ограниченных материалистическим взглядом на мироустройство, другого ничего и не может быть. Вся православная идеологема (Символ веры) «наскрось» материалистическая. Это ещё предназначено для людей с низкой степенью абстрагирования. Толстой наверняка к таковым не принадлежал. Но зачем он начал спорить с православными на их уровне?! Ему пришлось заявить, что он не верит в сыновность Христа Богу. Но это главная заслуга мыслителя Иисуса, что он бога внешнего сделал богом внутренним и установил родственную, сущностную связь между богом и человеком. Естественно, не на физическом уровне. Толстому пришлось отрицать Троицу, но это основополагающее положение учения Иисуса: Бог — отец, бог — сын (человек), объединённые Богом — духом воедино. Опять же, это не на физиологическом уровне, а на метафизическом, просто изложено было языком физическим (образно), чтобы было понятно материалистам.

       И так далее, и так по всем вопросам. И о воскресении, и о смерти, и чудесах, и о грехах, и о чём угодно. Но Толстой зачем-то тут же конвертирует «учение» Иисуса в материальное: если, мол, все будут исполнять его заповеди, наступит рай на земле, Царство Божие. Имеется в виду рай физический, глупее которого «люди ничего выдумать не смогли, сколько ни думали», по словам самого же Толстого.

       Под «Царствием Божиим» Иисус понимал новый абстрактный уровень восприятия мира, жизни и человека в этом мире, а не социальное устройство. Социальное устройство, естественно, изменяется с переходом людей на новый уровень абстрагирования, но это изменение вовсе не самоцель, а лишь последствие. Пытаться же вызвать последствие без возникновения причины этого последствия — прямая глупость.

       Кстати, у меня возникла мысль совместить «Толстого» и «Краткую историю». Выходит так, что придётся писать об одном и том же.

       Про себя подумал:

       Я верю, что Иисус — бог, но совсем не так, как православные. Верю в воскресение, но тоже не так. Верю в Царство Божие, но опять же по-другому. Верю в Троицу.

       И даже не верю, а знаю, что это такое. А Толстой это всё отрицает. Если просто в пику православным и вообще всем христианам, то да! А если по сути, то нет. Он верит в учение Христа, которое только если все будут исполнять, то наступит благоденствие. И алгоритм этот не работает и никогда не сработает. Во-первых, потому, что никогда все люди не согласятся, а во-вторых, потому что социум, как и физическая жизнь, строится по своим законам, а не по волеизъявлению человека.

       Но Толстому очень хотелось. Его мучил стыд перед народом, и он предвидел надвигающуюся социальную катастрофу, которая и случилась. «Благо людей» — это была для него «морковка», а на деле он развивал свое абстрактное мышление.
       _________________

       [...].
       _________________

       А ведь далеко не все люди с материалистическим мировосприятием верят в «россказни» о боге. Большинство и не верит, у них своё какое-то отношение к бесконечному, которое они на понятийном уровне не выражают. И оно верное, такое, какое есть. И это и есть истинная религия. (Дедушка, бабушка, родители и т. д.) Внешняя религия нужна людям религиозно слабым и нечутким к самому себе.
       _________________

       Пишу о развитии абстрактного мышления, а как же тяжело просто удержаться на достигнутом уровне: животное, личностное, индивидуальное — всё тянет обратно, вниз.


Рецензии