Возвращение из небытия
Батальонный комиссар Карасев Яков Тихонович.
В поисках документов для написания хронико-документальной летописи 62 авиаполка ВВС ЧФ и авиации ПВО в период первого формирования и в годы Великой Отечественной войны, я неоднократно сталкиваюсь с фактами, когда авиатор нашего полка стерт из истории полка. А в данном случае из памяти народа. . Как-то еще можно понять , когда это рядовой ( на них в годы войны не велось личных дел, как на офицеров), но когда офицер и один из руководителей авиаполка исчезает из Исторического формуляра 62 авиаполка и фабрикуется другая история, то это только поднимает интерес к судьбе этого командира или политработника. И такой случай не еденичный в нашем полку в период Великой Отечественной войны.
Сегодня я расскажу, как долго пришлось искать материалы о судьбе нашего военного комиссара полка Карасева Якова Тихоновича, который вступил в должность 21 октября 1941г. согласно записи в приказе №4 по 62 ап от 21.11.41г.
Всё началось с изучения материалов «Исторического формуляра 62 истребительного авиационного полка (в\ч 49222). На сайте 8 отдельной армии ПВО он есть, но без полного наименования, упущено « имени 50-летия ВЛКСМ». Первое, что меня удивило – это последовательность и даты назначения. Там написано , что батальонный комиссар Торбинов Николай Григорьевич назначен 6.09.41 и следующий за ним майор Ивченко Павел Данилович 26.09.41г. Такого просто не могло быть, так как Торбинов Н.Г. на Пе-2 не вернулся с боевого задания 10 октября 1941 года.
Вот как об этом подвиге пишет Пащеня Владислав Николаевич в своем историческои очерке « Рожденный Великой Отечественной», ссылаясь на воспоминания одного из участников тех событий. ….
Спустя 23 года после этого боя подполковник в отставке С. С. Мухин вспоминает: «Была поставлена задача, нанести удар по немецкому аэродрому, уничтожить материальную часть, живую силу противника и базу. На задание вылетели 5 самолетов Пе-2, 4 самолета ЛаГГ-3 и, как непосредственное прикрытие, 4 самолета МиГ-3, составляющие ударную группу, которая прикрывала с воздуха Пе-2 и ЛаГГ-3. Бомбардировщики с пикирования бомбят аэродром Чаплинка, а ЛаГГ-3, в том числе и я, после бомбежки, реактивными и пулеметами штурмуют аэродром, а МиГ-3 прикрывают. После выполнения задания начинаем отход от цели примерно в таком же боевом порядке. При отходе, путь нам преградила группа немецких истребителей. Завязался бой. Я летел справа от бомбардировщиков в непосредственном прикрытии, ведомым у Сергея Китова. В этот момент слева снизу впереди Ме-109 атакует наш ведущий Пе-2. Я трассой из пулеметов дал сигнал своему ведущему и Сергей пошел в атаку на Ме-109. Слева, сверху и справа уже шли бои. Ме-109, который атаковал наш ведущий Пе-2, огнем стрелков и огнем с истребителя моего ведущего, был подожжен в воздухе и камнем пошел вниз, но и наш Пе-2, на котором был комиссар Н.Г. Торбинов и капитан С.Д. Пучкин тоже загорелся …» Об этом подвиге экипажа комиссара напомнила в 1964 году газета 8 ОА ПВО «Страж неба»
Самолет капитана С.Д. Пучкина горел и начал медленно терять высоту, несмотря на усилия летчика удержать его. На горящем самолете не долететь до линии фронта, а внизу, как черная змея ползла на юг вражеская колонна с танками, пехотой и боевой техникой. Для принятия решения понадобилось меньше минуты. Летчики видели, как обернулся к Торбинову капитан Пучкин, как бы спрашивая, что делать дальше, как батальонный комиссар похлопал по плечу товарища. Это было их решением. Пучкин перевел самолет в пикирование на колонну. С диким ужасом стали разбегаться в стороны немецкие солдаты, но было уже поздно – горящий самолет врезался в самую гущу, похоронив под обломками вместе с прахом героев десятки фашистов и два их танка.»
Следующий этап поиска – проверить дату назначения на должность майора Ивченко П.Д. И тут ожидал предполагаемый сюрприз . Он вступил в должность на много позднее, не 26.09.41 , а 25.04.42г. Получается , что образоваолся промежуток в 7 месяцев , когда в авиаполку не было комиссара. По факту он был, но в исторических документах его нет. Вполне понятно, когда какая- то должностная единица в штате свободная и тогда на нее ВРИО или ВРИД ставят с нижестоящей должности. И когда будет назначен новый на штатную единицу, то временно исполнящий возвращается на свою штатную должность.
Так долго после гибели 10.10.41г. полкового комиссара должность пустовать не могла. И тут помог из архива полковой приказ за №4 от 21.10.1941г. в котором записано: «Сего числа прибыл и приступил к исполнению обязанностей военного комиссара 62 смеш. АПОН…… ОСНОВАНИЕ…. Военный комиссар 62 Смеш. АПОН. Батальонный комиссар / подпись/ Карасёв.» (текст и пунктуация сохранены). И с этого дня в полковых приказах на равне с подписью командира АП и начальника штаба до 14.12.41г. стоит и его подпись. Далее полк убывает на переформирование, а Карасев получает новое назначение в 9 армию на должность инструктора 7-го отделения. В этот период 9 армия находилась составе Юго-Западного, Южного, Северо-Кавказского и Закавказского фронтов отражала наступление войск противника в Донбассе и большой излучине р. Дон (лето 1942 г.), участвовала в Битве за Кавказ 1942–43 гг. В ноябре 1943 г. управление армии расформировано, а ее соединения и части переданы в другие армии. В интересующий меня период 9 армией командовали: Генерал-майор Пётр Козлов (20 мая — 18 июня 1942); Генерал-майор Дмитрий Никишов (18–24 июня 1942 года); Генерал-лейтенант Антон Лопатин (24 июня — 17 июля 1942); Генерал-майор Феофан Пархоменко (14 июля — 7 августа 1942) .
Хочу отметить, что за 1942г. поменялось 6 командующих армией. Так что обстановка на фронтах, как видно из частой смены командующих, была неспокойная. Наши части отступали. В связи с осложнением обстановки на южном крыле советско-германского фронта Ставка Верховного Главнокомандования потребовала от войск, сражавшихся на юге, упорно защищать каждую позицию, каждый метр советской земли и отстаивать его до последней капли крови.
В этот период перед командирами, политорганами и парторганизациями встали задачи: прежде всего довести до сознания советских воинов всю опасность положения, создавшегося на фронте, и добиться ясного понимания ими своей высокой ответственности за судьбу Кавказа и всей Родины. Всю работу политорганы подчинили тому, чтобы довести до каждого солдата и офицера указания ЦК Коммунистической партии, требование Ставки Верховного Главнокомандования «Ни шагу назад!». 6 тыс. агитаторов и пропагандистов, находясь в подразделениях, вели большую работу по разъяснению политического, экономического и стратегического значения Кавказа. Бойцам и командирам внушалось, что от их упорства в бою, знания своего дела, от строжайшей воинской дисциплины зависит судьба Кавказа, судьба Отчизны.
Почему я описываю ситуацию на фронтах и частую сменеу руководствеа 9 Армии? Чтобы вы вжились в ту обстановку . Чтобы легче было понять в каком сосотянии находились войска и что требовалось от политработников. И если Вы готовы, то я продолжу.
Опираясь на имеющийся полковой приказ, я начал отслеживать дальнейшую судьбу комиссара Карасева. В полковых приказах я не нашел куда его перевели, но подсказка на сайте «ПАМЯТЬ НАРОДА» показала дальнейший маршрут поиска.
Вот такая информации была найдена на этом сайте :
Родился в 1895 году в г. Пенза. Призван в 1941г. Воинское звание : старший политрук, батальонный комиссар. Служил в 9 армии.12.09.1942 г. выбыл по причине осуждения. Никакой более информации. Не известно за что осужден. Есть дата смерти 25.11.1942г. Причины смерти тоже нет.
Вот опираясь на эту информацию, продолжил поиск, который продлился более 8 месяцев. Написал много запросов в различные архивы Министерства Обороны (Москва, Подольск, Гатчина) , архивы МВД РФ, архивы ФСБ РФ. И вот вчера пришел последний ответ их архива ФСБ по Пензинской области. В конце я дословно опубликую текст. А пока по крупицам собирал информацию из каждого архива, что-то новое приходило.
В дополнение к информации на сайте « ПАМЯТЬ НАРОДА» установлено следующее.
1. Найден список осужденных военным трибуналом за подписью секретаря военного трибунала 9 армии военного юриста Виноградова. В списке под порядковым номером 56 значится : Карасев Яков Тихонович, политотдел 9 армии, батальонный комиссар – инструктор, родился в г. Пенза в 1895г. , осужден 12.9.42 на 10 лет ИТЛ.
2. Найдена выписка из приказа М.О. СССР №177 от 30 ноября 1990г. город Москва. « В соответствии с Положением о прохождении службы офицерским составом Вооруженных Сил СССР ИСКЛЮЧИТЬ ИЗ СПИСКОВ ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА Вооруженных Сил СССР в связи со смертью: 2. Батальонного комиссара КАРАСЕВА Якова Тихоновича, инструктора политического отдела 9 армии с 25 ноября 1942 года. 1895 года рождения, место рождения – г. Пенза, в Вооруженных Силах СССР с августа 1923г. по апрель 1924г. и с 1941г. по 25 ноября 1942г. По приговору военного трибунала 9 Армии от 12 сентября 1942г. осужден к 10 годам ИТЛ. Умер 25 ноября 1942г. в местах лишения свободы в Астраханской области (Астраханлаг). Определением военного трибунала Приволжско -Уральского военного округа от 15 августа 1989 года РЕАБЕЛИТИРОВАН. ОСНОВАНИЕ : Определение военного трибунала Приволжско-Уральского военного округа от 15 августа 1989 года и выписка из сообщения военной прокуратуры Приволжско – Уральского военного округа от 5 февраля 1990 года № 64 (вх. 2018).
Вот я и подошел к последнему ответу из ФСБ РФ по Пензинской области, который дает ответы на многие вопросы и ставит точку в моем расследовании. Поэтому пуликую всю информацию, а не частями.
« В архиве УФСБ по Пензинской области находится на хранении архивное уголовное дело ( далее АУД) в отношении Карасёва Якова Тихоновича, 1895 г.р. Из материалов АУД следует, что Карасёв Я.Т., русский, уроженец г. Пензы, образование неоконченное высшее, член ВКП(б) с 1918г. – исключен в связи с арестом, должность-инструктор 7-го отделения , звание – батальонный комиссар, женат на Ракитиной-Карасевой Зинаиде Сергеевны , 1888г.р., детей нет. Место жительства - Москва. 9.08.42г., арестован ОО НКВД 9-й Армии за то, что в мае-июне 1942 года среди работников политотдела 9-й Армии проводил контрреволюционную агитацию, восхвалял фашистский строй, армию противника и клеветал на командный состав Красной Армии. 12.09.42г. Военным трибуналом 9-й Армии осужден на основании ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР с санкцией ст. 58-2 УК РСФСР с лишением свободы с отбыванием в исправительно-трудовых лагерях сроком на 10 лет с поражением в избирательных правах после отбытия наказания сроком на 5 лет и конфискацией лично ему принадлежащего имущества. 15.08.1989 года определением военного трибунала Приволжско-Уральского военного округа приговор в отношении Карасева Я.Т. отменен за отсутствием в его действиях состава преступления. Данных о дальнейшей судьбе Карасёва Я.Т. в материалах УАД не имеется. Фотографии в АУД отсутствуют. Иными сведениями УФСБ России по Пензенской области не располагают». ( 31 октября 2024г. № П-626).
Единственное, что хочу добавить к ответу от себя то, что комиссар был осужден по ложному доносу и после смерти спустя почти 67 лет справедливость восстановлена – РЕАБИЛИТИРОВАН. А это значит, что мы восстанавливаем его имя в списке военных комиссаров 62 авиаполка.
И последнее. Этот поиск-расследование ещё раз меня убедили, что история должна быть такая как она была и ничего из нее выбрасывать нельзя. Иначе начинаются «фантазии», подмены исторических событий, их переосмысление. И опять «наступаем на старые грабли.»
Свидетельство о публикации №224111001434