Социализм с безденежной и нетоварной экономикой -

10 ноября 2024 г.

        СОЦИАЛИЗМ С БЕЗДЕНЕЖНОЙ И НЕТОВАРНОЙ ЭКОНОМИКОЙ - ЭТО НОРМАЛЬНО ИЛИ НЕТ?


Настоящая публикация является ответом моему оппоненту в полемике с ним по проблеме социализма. Он разместил на Дзене статью под названием «Возможен ли социализм без машин?». В своем комментарии под ней я написал: «Без научного определения социализма однозначного ответа на вопрос, поставленный в заглавии статьи, не найти. Каждый пожелавший ответить на данный вопрос будет исходить из своих субъективных представлений о социализме. Автор статьи видимо решил хайпануть на теме о социализме. Потому и сам не определил, что есть социализм хотя бы в его понимании. Напротив, он провокационно заметил: "Понятие Социализм трактуется слишком широко". Дескать давайте, читатели, лепите свои комментарии, кто во что горазд».
 
На этот мой комментарий автор статьи, он же мой оппонент, ответил так:
«Социализм - первая фаза коммунизма (Ленин,"ГиР", Маркс,"КГП").
Основные признаки:
- безденежная нетоварная экономика
("товарная форма продукта есть экономическая клеточка буржуазного общества"-Маркс,"Капитал")
(Социализм, сохраняющий в себе товарно-денежные отношения, нежизнеспособен и неизбежно вырождается в капитализм - Энгельс, "А-Д")
(Общество, сохраняющее в себе деньги, есть общество буржуазной эксплуатации де-факто, какой бы "социализм" ни был прописан в конституции де-юре - Ленин, речь на съезде работников образования 1919 г)…»

Я оборвал текст многоточием, т.к. далее в нём перечисляются не объективные признаки социализма, как первой фазы коммунизма, а многочисленные субъективные желания моего оппонента, вытекающие из его утверждения, будто при социализме должна быть «безденежная нетоварная экономика». Читатели, желающие убедиться в этом, могут найти на Дзене  означенную статью моего оппонента и прочитать его ответ полностью. Кроме того, я не хочу загромождать свою настоящую публикацию лишней информацией, дабы не размывать внимание читателей, тем более, что ниже я попытаюсь подробно и основательно  опровергнуть лишь  главное утверждение оппонента о безденежности и нетоварности социализма.

Итак, мой ответ оппоненту.

Ленин в работе «Государство и революция» действительно называл первую фазу коммунизма социализмом, но при этом не утверждал, что дал определение социализма и даже проявил некоторую долю скептицизма в отношении необходимости «определений и бесплодных споров о словах». Хотя, по-моему, напрасно он столь легковесно относился к определению социализма. Впоследствии он много писал и говорил о социализме, и чего только ни говорил и ни делал,  пытаясь найти правильный путь социалистического развития для страны, в которой он был главой правительства. Однако, ни им, ни его соратниками так и не была создана вполне ясная программа социализма (сталинское социалистическое уродство не в счет). Вообще Ленин отличался известной степенью небрежности в формулировках о социализме и коммунизме. Например, вроде такой: «Теперь мы вправе сказать, что простой рост кооперации для нас тожественен (с указанным выше «небольшим» исключением) с ростом социализма, и вместе с этим мы вынуждены признать коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм»(https://marxism.online/lenin-v-i/volume-45/376/). И это в одной из последних его работ «О кооперации». Что понимал под социализмом здесь Ленин? Марксову первую фазу коммунизма? О какой кооперации здесь речь? О предстоящей кооперации крестьян в ближайшие десятилетия или в первую фазу коммунизма, основным признаком которой вы, мой оппонент, считаете безденежную и нетоварную экономику? Полагаю, ваша ссылка на Ленина в определении социализма опрометчива.

Маркс, не называя первую фазу коммунизма  социализмом, характеризовал её так: «Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в ЭКОНОМИЧЕСКОМ, нравственном, умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., том 19, с.18). Интересно было бы узнать у Маркса, что он подразумевал под родимыми пятнами старого общества в экономике первой фазы коммунизма? Ведь ясно, что речь не о каких-то грязных пятнах, легко смываемых. В народных повериях родимые пятна связываются с наследственностью от предыдущих родственников, как говорится, они есть плоть от плоти, и избавиться от них не легко.  Именно в таком значении употребляет Маркс  выражение «родимые пятна старого общества», т.е. эти пятна - от плоти капиталистической, и коммунистическому обществу, «которое только что выходит как раз из капиталистического общества», избавиться от такой наследственности будет не просто. В отличие от Ленина Маркс в подборе слов и формулировок  был гораздо аккуратнее и щепетильнее. Чего стоит только эта фраза: «Но эти недостатки неизбежны в первой фазе коммунистического общества, в том его виде, как оно выходит после долгих мук родов из капиталистического общества» (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., том 19, с.19). Тут каждое слово продумано, поставлено на свое место и имеет определённую смысловую нагрузку. ( Я попытался вдумчиво осмыслить формулировки из описания Марксом первой фазы коммунизма в своей статье «Диалектика и первая фаза коммунизма», кому интересно, можете почитать на Дзене https://dzen.ru/id/61e83ff9dde2f8687d9d9765).

А что является плотью капиталистической экономики, т.е. той плотью, которая по Марксу остается в качестве родимых пятен в экономике первой фазы коммунизма? - Конечно частная собственность на средства производства и товарно-денежные отношения. Вы же полностью исключаете товары и деньги из экономики этой фазы, т.е. из социализма. Тогда получается то, что общество, в котором уже не буржуазная власть, но которое только ещё движется от капитализма к вашему нетоварному и безденежному социализму, будет иметь товарно-денежные отношения. Однако, коль вы, исходя из своего понимания Энгельса, утверждаете: «Социализм, сохраняющий в себе товарно-денежные отношения, нежизнеспособен и неизбежно вырождается в капитализм», то получается, что общество, появившееся из недр капитализма и ещё только пытающееся приблизиться к нетоварному и безденежному социализму, и подавно  обречено  на возврат в капитализм. Значит ваш нетоварный и безденежный социализм просто неосуществим. Или он, по-вашему, начнётся сразу в день прихода к государственной власти коммунистического (социалистического) правительства, которое просто публично объявит о запрете товаров и денег? Но волюнтаристскими запретами объективных атрибутов капитализма не уничтожить и нормальный социализм не установить, даже если запреты будут опираться на силу оружия. История коммунистической революции, начавшейся в 1917 году в России, доказала это.

К проблеме социалистического общества вы подходите механистически, тогда как её надо решать, используя законы диалектики в отношении всей истории человечества, дабы понять существо социализма, определяемое его историческим местом и то, какие общественные свойства обусловливаются этим положением. Вы свою мыслительную конструкцию социализма создаёте, главным образом исходя из некоторых утверждений основоположников марксизма и Ленина, однозначно полагая, что правильно поняли их, и веря в их научную безошибочность. В действительности великие мыслители и революционеры, многое сделавшие для прояснения общественного будущего и пути движения к нему,  всё же не обладая абсолютным интеллектом, допускали ошибки и бездоказательные умозаключения. И бездумная вера многих приверженцев марксизма в «безгрешность классиков» в сочетании с неправильностью понимания определённых их высказываний и заветов, а также с непомерной ретивостью в практическом их применении, неоднократно приводила к негативным последствиям как для науки, так и для судьбы социализма и судеб очень многих людей. Недоказанные положения из творческого наследия Маркса, Энгельса и Ленина не могут приниматься в качестве доказательства или обоснования каких-либо теоретических утверждений. К сожалению многие «социологи-теоретики» как прошлого, так и современности поступают ровно наоборот, в том числе и вы.

Если подходить к проблеме социализма диалектически, то надо на всю социальную историю посмотреть в соответствии со всеобщими законами развития: единства и борьбы противоположностей;  превращения накопленных количественных изменений в новое качество; отрицания отрицания. Применительно к  истории человечества противоположностями являются её эксплуататорский период и противостоящие ему коммунизмы: со стороны прошлого, - первобытный коммунизм, со стороны будущего,-  наступающий коммунизм. Первобытный коммунизм в своё время отрицался, т.е. заменялся революционным образом, эрой эксплуатации. Это отрицание заключалось в естественной замене коммунистических атрибутов, например, таких как: общественная собственность, неразделённый труд,  нетоварность и безденежность экономики, бесклассовость и социальное равенство людей, -  на им противоположные: частную собственность, разделение труда, выражавшееся через обособление и специализацию производителей, товары и деньги, классы людей, их эксплуатацию и неравенство. Так проходила мировая эксплуататорская революция у народов Земли, которые успели её завершить до колонизации мира более исторически продвинутыми народами. У других народов она имела внешнее происхождение и обвальный характер. Например, у американских индейцев естественное развитие было прервано европейской колонизацией, которая вырвала их, словно травянистые растения, из почвы позднего первобытного коммунизма  и бросила под гусеницы эксплуатации.

Совершившееся отрицание первобытного коммунизма эксплуататорской эрой, в свою очередь, стало отрицаться коммунизмом будущего, когда с конца 19-го века в капитализме, - последней общественной форме эксплуататорской эры, - стали образовываться коммунистические экономические элементы – монополии, а капиталистические товарно-денежные отношения охватили весь мир и стали доминировать во всех странах. Капитализм достиг планетарного масштаба и в результате лишился возможности осуществлять одну из жизненно необходимых для его здорового существования функций – территориального расширения. Количественные изменения, накопившиеся за эксплуататорский период истории человечества, в том числе и за его капиталистический отрезок, стали превращаться в качественные коммунистические изменения. Мировой капитализм начали раздирать противоречия между конкурирующими капиталистами и их союзами. Началась мировая война за передел мира, приведшая к началу мировой коммунистической революции, которая продолжается уже более столетия. Её  цели противоположны мировой эксплуататорской революции, о которой я писал выше. Коммунистическая революция – это сложный и не кратковременный, если сравнивать со средней  продолжительностью человеческой жизни, процесс превращения мирового капитализма в такое же по масштабу, но противоположное по существенным свойствам социальное устройство – коммунизм в его высшей фазе, когда все его качества проявятся в полной мере. Диалектически коммунистическая революция – это отрицание отрицания, т.е. отрицание всех атрибутов эксплуататорской эры человечества, абсолютная замена их на качественно противоположные. Для высшей стадии коммунизма планетарного масштаба характерны такие же атрибуты, какие характеризуют аналогичную стадию первобытного коммунизма, точнее, первобытных коммунизмов, для которых «планетами» были изолированные географическими преградами пространства обитания  древних народов, не имевших или почти не имевших между собою связей.
 
Поскольку у коммунизма есть высшая фаза существования, – фаза полной его зрелости, - то, как и у любого другого явления в нашем вселенском мире, обязательно будут и две низшие фазы: первая – фаза полного формирования, или достижения полной зрелости,  и последняя (третья по очерёдности) – фаза исчезновения. Применительно к теме настоящей публикации следует разобраться с существом первой фазы, которую Ленин в работе «Государство и революция» называл социализмом, и это название закрепилось и стало традиционным. Если конец первой фазы коммунизма означает достижение полноты всеми коммунистическими атрибутами и полное вытеснение ими из общественной жизни атрибутов капитализма, вплоть до их исчезновения, то чем знаменуется её начало? Началом её будет факт появления на исторической арене коммунизма, или, подражая терминологии Маркса, можно сказать, факт выхода его из недр капитализма, рождения в результате долгих мук родов. Конечно, это - не цельный коммунизм мирового масштаба, а общество с зачаточными коммунистическими атрибутами в одной или нескольких странах, в которых к государственной власти пришли коммунисты. (Под коммунистами следует понимать тех, кто осознаёт, что коммунизм – это общественное устройство, которое возникает в результате такого естественно-исторического явления, как мировая антиэксплуататорская революция, а не то, что требуется построить к запланированному сроку в какой-то стране и тем осчастливить её население). Коммунистические атрибуты – это монопольные структуры, возникшие ещё в ходе капиталистического развития, но которые, в отличие от функций при буржуазном государстве,  при коммунистическом правительстве начнут работать в интересах всего общества, а не частных лиц; это государственное планирование развития всех сфер общественной жизни с целью повышения её качества; различные коллективные и добровольно создаваемые организации, работающие не только для своей выгоды, но для пользы всего населения. Количество и степень развитости коммунистических элементов на момент прихода к власти коммунистов может быть разной в разных странах. Важно, чтобы их появление произошло ещё в период капиталистического развития, что стало бы признаком объективной готовности общества к началу коммунистической революции.

Главная задача коммунистического правительства должна состоять в том, чтобы, с одной стороны,  устранить имевшиеся при буржуазном режиме препятствия для свободного развития и укрепления коммунистических атрибутов и, с другой стороны, ликвидировать негативные проявления, возникающие при работе капиталистических. Неверно полагать, будто бы атрибуты капитализма в первую фазу коммунизма однозначно играют отрицательную роль в общественном развитии,  и что их обязательно надо в срочном порядке ликвидировать, дабы их сохранение в социалистическом обществе (в обществе растущего коммунизма, т.е. в первой его фазе) не привело к реставрации капитализма. В общественном организме всякой страны, как и в мировом социуме, не происходит одинаково равномерное развитие всех его составных частей. В каких-то отраслях или странах развитие более быстрое, в каких-то более медленное, где-то в теле капитализма уже появились коммунистические элементы, а где-то ещё только расцветают буржуазные атрибуты. Коммунизм появляется в результате капиталистического развития и на почве капитализма. Более того, родившийся коммунизм растет и крепнет до своего полностью зрелого состояния на капиталистической экономической основе, используя не израсходованный ещё потенциал атрибутов капитализма. Образно говоря, он питается соками капитализма. Высасывая их, коммунизм уничтожает капитализм. Повторюсь, К.Маркс, характеризуя коммунизм в его первой фазе, писал в «Критике Готской программы»: «Мы имеем здесь дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а, напротив, с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества»… (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., том 19, с.18).
Социализм – это переходное коммунистическое общество, растущий коммунизм, который ещё неполон в своей коммунистичности. Любое переходное состояние предполагает наличие противоположных компонентов – того, от чего осуществляется переход и того, к чему он осуществляется. Во всех сферах социалистического общества в соответствии с его переходностью обязательно должны присутствовать как коммунистические, так и капиталистические составляющие. При социализме и те и другие неполны, первые ещё не вполне коммунистические, вторые уже не вполне капиталистические. Задачей правительства в социалистической стране является обеспечение нормального баланса  между этими противоположными  по целеустремлённости компонентами. Своевременно не устранённое излишество коммунистических  или капиталистических общественных атрибутов приведёт к реставрации буржуазного строя, разница только в сроках её наступления.  Не само наличие капиталистических атрибутов в социалистическом обществе приводит к реставрации капитализма, а их излишество, возникающее от неумения правительства учитывать и контролировать стихийные буржуазные проявления, организовывать и направлять их для решения общественно-полезных задач. В первую очередь, в деле соблюдения правильного баланса между коммунистическими и капиталистическими составляющими в социалистическом обществе нужно учитывать степень развития производительных сил конкретной отрасли, страны или союзных стран в каждый определённый период социалистического развития. Кроме того, необходимо обеспечить, в первую очередь с помощью мер экономического регулирования,  неуклонное укрепление коммунистических атрибутов  за счет капиталистических, для чего должен быть налажен разветвленный и точный общественный мониторинг, особенно в сфере экономики.

Товары, товарное производство и товарно-денежные отношения появились задолго до капитализма по причине возникновения в человеческом обществе определённой степени разделения труда, обособления производителей и их специализации, развития производства предметов потребления до уровня, позволяющего иметь излишки, которые стало возможным обменивать на другие предметы, поступающие от других производителей. При капитализме товарно-денежные отношения лишь достигли своей максимальной степени развития. Их полная ликвидация должна произойти не одномоментно по воле кого-то из людей, а только в процессе развития производительных сил до такого уровня, который позволит избавиться от обособленных производителей и общественного разделения труда. Это может произойти  только на высшей стадии коммунизма, когда будет создан единый всемирный производственный автоматический комплекс, который станет в плановом порядке удовлетворять без недостатка, но и без излишеств, потребности всех людей. Тем самым отпадет необходимость обмениваться нужными предметами потребления. А поскольку обмена не станет, то не станет товаров и денег.
В период перехода от капитализма к полному коммунизму, когда ещё только будет создаваться  означенный производственный комплекс (а он может быть создан на основе будущих научных достижений и технических изобретений, гораздо более совершенных, чем современные) не может быть полного удовлетворения потребностей людей. Следовательно, у них  будет оставаться необходимость обмениваться предметами потребления, ими произведенными, т.е. товарами.  Товарно-денежные  отношения будут оставаться, но по мере роста и совершенствования  монопольных структур в каких-то отраслях, регионах и странах, начавших коммунистические преобразования, их общественная роль будет падать. В них уже давно происходит  процесс количественных изменений, накопления и совершенствования разнообразных форм опосредованной оплаты предметов массового потребления, например, в области  обучения и воспитания, общественного транспорта, коммунального хозяйства, социальной помощи определённым категориям населения. Это происходит уже в настоящее время даже во многих буржуазных государствах, поскольку начавшаяся более века назад коммунистическая революция, хотя и  с переменным успехом, все же объективно делает свое дело, и рафинированного капитализма с его абсолютными атрибутами уже не существует, он всё более и более дряхлеет. В нём коммунистических элементов накапливается все больше и больше. Революции не достает субъективного фактора, чтобы убрать существующие препятствия и обеспечивать условия для более просторного коммунистического течения. Но это вовсе не значит заниматься субъективным прожектёрством в отрыве от исторической действительности с целью побыстрее построить коммунизм и тем осчастливить человечество. Под субъективным фактором коммунистической революции следует понимать такую общественную силу (массовое движение, партию), представители которой могут строить свои действия, только сообразуясь с исторической действительностью и научной коммунистической идеологией.

Для познания такой идеологии следует обращаться не только к трудам Маркса, Энгельса, Ленина и других знаменитых марксистов прошлого, но и произведениям великого марксиста современности Искрина В.И. и, в первую очередь, к его книге «Коммунистическая революция» (https://iskrin.narod.ru/Theory_of_history/KP/index.htm). Именно в этой книге цельно изложены основы теории общественного развития. Современникам, интересующимся марксизмом, прочтение указанной книги позволит легче понимать произведения его основоположников и последователей, созданные в 19-м и в первые десятилетия 20-го века.

10 ноября 2024 г.


Рецензии
Большая часть статьи-бессодержательна.
А уж название сколь высоконаучное!"Это вааще нормально?"С какой точки зрения?
Еще и какого-то Искрина приписал сюда как обязательного для изучения.Судя по утверждениям автора,находящегося под впечатлением от этого Искрина-становится понятным:очередной графоман,коим ныне имя легион-все вумные и знают,как соссилиизьм строить

Автор предпринимает жалкие потуги на классиков марксизма ссылаться-все не к месту
Рассмотрим же,что основоположники марксизма писали на самом деле

В плановой экономике производители не обменивают своих продуктов(Маркс,"КГП")

Формулировка неудачная:КАКОЙ-ТО обмен разумеется происходит,это ж не натуральное хозяйство феодализма.Но суть верна:производители производят продукт не на обмен, они не заинтересованы произвести больше продуктов,чтоб больше на них наменять
Они производят столько,сколько нужно обществу,и получают все,чем общество может обеспечить.Все это по плану
Если есть план,то товарно-денежные отношения как регулятор производства-излишни

А если автор настаивает,что это именно 2-я фаза коммунизма,то напомним: деньги - также материальный стимул к труду
А согласно марксизму,распределение по труду-с помощью"трудовых квитанций" ("КГП", "Капитал" Маркса,"А-Д" Энгельса)
Т.е.безденежное-что объясняет Энгельс в "А-Д"
Распределение по труду-это 1-я фаза коммунизма.А не высшая,как фантазирует автор-жертва советских курсов фальсификации марксизма-ленинизма

И Маркс начинает"Капитал"утверждением:

товарная форма продукта,она же стоимость товара-есть экономическая клеточка буржуазного общества

Именно так.Новая формация начинается с преодоления товарно-денежных отношений.Их преодоление означает наступление новой формации.Ее эффективность по сравнению с капитализмом обоснована Марксом в 1-м томе"Капитала"и подтверждена расчетами академика Глушкова.Именно в этом и состоит новая формация-в новом экономическом базисе-безденежной нетоварной экономике.Новая формация всегда эффективнее прежней

Почему это еще не зрелая фаза коммунизма?

Потому что коммунизм лишь к этому не сводится
Сознание людей сформировано бытием предшествующей формации.Люди входят в новую формацию в виде класса пролетариат-реакционного буржуазного класса, несовместимого с новой формацией
Социологии во времена Маркса еще не было-он стал фактически одним из ее основоположников-поэтому он не мог явно сформулировать,что переходным периодом создается экономическая составляющая новой формации,а ее социологическая составляющая дозревает в особую раннюю фазу новой формации-в Первую фазу

Эту фазу кстати автор в прошлой дискуссии со мной предложил назвать "детской фазой" - очень удачное название!

Ее задача-депролетаризация пролетариев,что значит преодоление:
- разделения труда
- отчуждения труда
- распределения по труду
Решение этих 3 задач означает наступление зрелой фазы коммунизма

Справедливости ради отметим,что,когда автор утверждает,что полное преодоление товарных отношений свойственно высшей фазе коммунизма-рациональное звено в этом есть

Вот что автор краем уха слышал,да не усвоил:

В незрелую первую фазу - незрелые нетоварные отношения

Как это?Очень просто.Из "КГП" Маркса известно,что в 1-ю фазу-безденежное распределение по труду продуктами-нетоварами.Технически это так,но ведь,раз распределение-по труду-то труд остается товаром,значит,и потребительская корзина - товары-продукция в обмен на товар"труд"
А преодоление отчуждения труда окончательно меняет стимулы к труду,что делает бессмысленным распределение по труду-и теперь уже нетоварность становится абсолютной

Автор"слышал звон,да не знает,где он"

Автор дискутировал со мной и раньше,и в рецензии написал,
что автор(т.е.в данном случае ваш покорнейший слуга-автор рецензии)-буквально:
"ссылается на некоторые утверждения Маркса,Энгельса или ещё кого-то,видимо не зная того,что их недоказанные утверждения не могут использоваться в качестве доказательства его собственных умозаключений"

Ну круто!То я не знаком с теорией,то теперь вдруг выясняется,что я слишком догматично ей следую!Вы бы,автор, определились!

Но рассмотрим-может,действительно классики марксизма нафантазировали чего-то несбыточного,а автор рецензии некритично всему этому верит?А автор статьи вот мыслит критично и поправит очки этому фантазеру Марксу!

Единственная содержательная часть статьи как раз об этом:

"При капитализме товарно-денежные отношения лишь достигли своей максимальной степени развития.Их полная ликвидация должна произойти не одномоментно по воле людей,а в процессе развития производительных сил до такого уровня,который позволит избавиться от обособленных производителей и общественного разделения труда. Это может произойти только на высшей стадии коммунизма,когда будет создан единый всемирный производственный автоматический комплекс,который станет в плановом порядке удовлетворять без недостатка,но и без излишеств,потребности всех людей.Тем самым отпадет необходимость обмениваться нужными предметами потребления.А поскольку обмена не станет,то не станет товаров и денег
В период перехода от капитализма к полному коммунизму,когда ещё только будет создаваться означенный производственный комплекс (а он может быть создан на основе будущих научных достижений и технических изобретений,гораздо более совершенных,чем современные)не может быть полного удовлетворения потребностей людей"

Так вот в чем дело!Автор не представляет возможностей современной техники,поэтому дает такие расплывчатые описания.Вот будет создан какой-то производственный комплекс на основании каких-то технологий,которые появятся на основе каких-то будущих изобретений...

На самом деле этот "комплекс с неведомыми технологиями" не только МОЖЕТ БЫТЬ создан УЖЕ СЕЙЧАС,но фактически уже создан самим капитализмом
Остановка только за ПОЛИТИЧЕСКОЙ волей:капиталистические производственные отношения мешают внедрению прогрессивного технического новшества.Все по Марксу. Которого автор не понял, хоть и расписывается ему в верности

Ныне мировой экономический кризис.Именно потому, что устарели товарно-денежные отношения: производство усложнилось и они перестали справляться с ролью регулятора производства.Теперь нужно плановое управление экономикой.
Товарно-денежные отношения устарели,но они есть основа капитализма, поэтому кризис добьет капитализм
СССР ввел плановое управление,но погиб-а почему-вот применительно к ТОМУ времени рассуждения автора об отсутствии технологий справедливы:ТОГДА нужных технологий НЕ БЫЛО
Они появились в 1965 году
Подробности:
Система ОГАС академика Глушкова-упущенный шанс сохранить СССР и перегнать США
http://proza.ru/2024/03/31/53

Эти"неведомые"изобретения суть:
- компьютеры
- Интернет и ЛВС для связи между компьютерами
- базы данных
- ПО для реализации математических методов
- язык SQL для формирование запросов любой сложности на выборку данных
Вот собственно и все

Принцип безденежной нетоварной экономики прост
Как и писал Энгельс("А-Д"),нам предстоит отказ не только от денег,но и от стоимости
Задача состоит в том,чтобы управлять не людьми,но ресурсами-известное положение марксизма
Вместо денег и стоимости-учет всего в натуральных показателях:потребностей,изделий и ресурсов

Это можно представить так
Зарегистрирована потребность.Она удовлетворяется данным изделием.На данное изделие требуется такое-то количество таких-то ресурсов
Умножаем на количество изделий.Считаем: хватит ресурсов?Включаем в план.Нет?На нет суда нет.Проще не придумаешь-и в то же время эффективнее
Можно пересчитать план, исключив производство другого изделия, потребность в котором меньше.Можно рассчитать несколько вариантов плана и предоставить на суд общественности и/или экспертов.Можно вносит в план коррективы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств
И ничего лишнего на полках магазинов не пылится: каждый продукт имеет конкретного заказчика.
Ресурсы уже выделены, поэтому производителю не нужны никакие деньги. Человек уже заплатил своим трудом.
А деньги, как сказал современный автор С. Метик, сгодятся разве на то, чтобы стены заводской курилки ими обклеить.

Маркс и Энгельс слишком опередили свое время, как Циолковский или Леонардо да Винчи. Их идеи невозможно было реализовать во времена СССР, отчего и возникло впечатление, бкдто они то ли устарели, то ли утописты. Но их правота стала очевидна сейчас! Сейчас пришло их время, их идеи реализуемы только с помощью современных технологий!

В общем, эффективность плановой безденежной нетоварной экономики обоснована Марксом в 1-м томе "Капитала", задача нынешнего поколения - показать, как это реализуется с помощью современных технологий.

Чем и занимаемся в нашем блоге!

Не удивительно, что автор приведенные мною и другие положения марксизма о безденежной нетоварной экономике кажутся "недоказанными", как осторожничает автор-"марксист", "утопичными", как говорят либералы и т.п.
На самом деле Энгельс в "А-Д" сказал, а Э. Фромм повторил, что появится много "социалистов", "коммунистов", "марксистов", которые будут себя так называть и которые не смогут представить и предложить ничего, кроме так или иначе приукрашенного капитализма.
Точная характеристика таких,как автор и рекламируемый им "гений",как его,Искрин!

Так что задача, которую я выполняю в своем блоге - актуальна.
Добро пожаловать в мой блог!

Афонин Вячеслав   16.11.2024 22:08     Заявить о нарушении
Афонин Вячеслав, вы же произведения Искрина В.И. не читали, по крайней мере с пониманием, но уже оскорбительно называете его "графоманом", "коим имя легион". И делаете это только потому, что книгу марксиста Искрина В.И. "Коммунистическая революция", как и другие его труды, советую изучать я,- ваш постоянный оппонент, указывающий на ваш основной недостаток как публициста, позиционирующего себя марксистом. Видно, что вас это раздражает. Ну, что поделаешь. Вы человек упрямый, похоже считающий себя лучшим знатоком марксизма, увлечённый социальным прожектёрством и не желающий серьёзно знакомиться с трудами иных марксистов современности, предпочитая вариться в собственном соку. Но я тоже упрямый и не могу не опровергать ваши ненаучные измышления, в основе которых явно недостаточные знания всеобщей истории и философии истории. Вот и здесь вы злитесь по причине того, что я сделал основательное опровержение с позиции исторического материализма и диалектики вашего умозаключения о безденежности и нетоварности социализма. Истмат и диалектика - это философская основа марксизма, а её вы не знаете и, к сожалению, не желаете изучать. Поэтому и считаете историко - философское обоснование в моей статье неуместным и излишним (полагаю, что вдумчиво его и не читали). По причине отсутствия у вас твёрдой марксистской философской основы ваше мышление не диалектично, а механистично, склонно к прожектёрству. К сложному историческому процессу превращения капиталистического общества в коммунистическое вы подходите как некий конструктор-технарь, а не вдумчивый социолог. Для вас главное - составить проект какого-то общественного механизма, который, якобы, будет отлично работать. В качестве обоснования у вас лишь вырванные из контекста высказывания основоположников марксизма или Ленина, по большей части не верно понятые да ещё неточно изложенные, или их же некие недоказанные утверждения.
У вас все просто. "Завдача состоит в том, чтобы управлять не людьми, но ресурсами"- со ссылкой на положение марксизма утверждаете вы (Только точную ссылку, как обычно, не даёте – вдруг оппонент проверит и изобличит в неточности или искажении. Я же данную вашу фразу процитировал точно, просто скопировал, включая вашу опечатку). Такое неуместно используемое вами утверждение со ссылкой на марксизм напоминает о столь же неуместном для своего времени лозунге известных горе-реформаторов: "Рынок всё урегулирует". А ещё раньше были подобные вам социоконструкторы, волюнтаристски осуществлявшие заведомо не выполнимый проект социализма и коммунизма в отдельной стране со своими прожектёрскими замыслами, типа сплошной коллективизации (точнее колхозизации) или сплошной кукурузизации. Только горько расхлёбывать результаты прожектёрства таких сильно деятельных псевдомарксистов, которые, как и вы не дружили с истматом и диалектикой, приходилось сотням миллионов людей.
Ну и совсем несолидно и даже нечестно для человека, считающего себя приверженцем марксистской науки, откровенно приписывать оппоненту то, что тот не говорил и не писал. Потрудитесь указать, в какой своей публикации я в дискуссии с вами будто бы предложил назвать первую фазу коммунизма «детской фазой» (устных дискуссий я с вами не вёл). В лучшем случае вы путаете меня с кем-то другим, либо это есть бесчестная фальсификация вами моей трактовки первой фазы коммунизма, особенно применительно к содержанию того контекста из вашей рецензии, где вы употребили закавыченное словосочетание (тем более, что моё понимание существа первой фазы коммунизма отличается от вашего).

Теперь относительно вашей «критики» моей статьи, вернее, только той её части, которую вы сочли единственно содержательной и которую скопировали в свою рецензию. Так вот содержание этой части вы не поняли. И причина непонимания заключается в том, что не захотели вдумчиво прочитать и усвоить содержание предыдущей (большей) части моей
статьи, которую вы пренебрежительно назвали бессодержательной. Однако, именно большая часть статьи посвящена историко-философскому обоснованию недопустимости волевой отмены буржуазных атрибутов, в том числе и товарно-денежных отношений, в период превращения мирового капитализма в полный коммунизм, т.е. при социализме. В отличие от настоящих марксистов вы ни общей истории человечества, ни её философии, в том числе и диалектики, как уже отмечалось мною выше, не знаете. Поэтому и не улавливаете логической связи между означенными частями моей статьи. Я не готов однозначно утверждать, но возможно ваш мозг не приспособлен к философскому осмыслению. Такое встречается у многих людей, они пренебрежительно относятся к философии и философам. Только человек без философских знаний не может быть марксистом. «Маркс и Энгельс самым решительным образом отстаивали философский материализм и неоднократно разъясняли глубокую ошибочность всяких уклонений от этой основы» - так писал Ленин в работе «Три источника и три составные части марксизма». http://marxism.online/lenin-v-i/volume-23/43/?ysclid=m3k63uk5cv544214966
(см.продолжение)

Чистяков Сергей Владимирович   17.11.2024 20:23   Заявить о нарушении
Вы укоризненно сетуете в мой адрес: «…автор не представляет возможностей современной техники, поэтому дает такие расплывчатые описания. Вот будет создан какой-то производственный комплекс на основании каких-то технологий, которые появятся на основе каких-то будущих изобретений.
А почему, когда этот комплекс будет внедрен, это будет коммунизм, а не социализм?
У автора ответа нет.»
Думаю, что мало кто может представлять все возможности всей современной техники, тем более техники будущего, той, какая будет хотя бы через 30-50 лет. Однако даже сильно продвинутые специалисты в технической сфере (вероятно кроме вас) вряд ли гарантируют то, что современные технические возможности способны обеспечить в равной мере потребности каждого человека на земном шаре от жителя мегаполиса до обитателя какого-нибудь горного кишлака в Афганистане, т.е. воплотить принцип распределения высшей фазы коммунизма «От каждого по способностям, каждому по потребностям», тем самым полностью ликвидировать разделение труда и прочие атрибуты капитализма, включая товарно-денежные отношения. И это при том гипотетическом допущении, что во всех странах к власти уже пришли коммунисты, и воплощению указанного принципа никто не противится и не мешает.
Только единый всемирный производственный автоматический комплекс, который станет той СОБСТВЕННОЙ ОСНОВОЙ развития коммунистического общества, но которая, по утверждению Маркса в «КГП», ещё не существует в первой его фазе. Исключительно он сможет обеспечить соблюдение коммунистического принципа распределения. Только на основе такого комплекса полностью будет ликвидировано разделение труда и уничтожены товарно-денежные отношения и прочие атрибуты эксплуататорской эры в истории человечества.
Всякому рационально мыслящему человеку, имеющему образование хотя бы на уровне средней школы, ясно, что означенный ВСЕМИРНЫЙ коммунистический производственный комплекс может быть создан только на основе будущих научных достижений и технических изобретений, гораздо более совершенных, чем современные. Создаваться он будет в ходе мировой коммунистической революции, превращающей современную планетарную систему капитализма в единое коммунистическое общество такого же масштаба. Завершение создания означенного комплекса, – материально-технической базы коммунизма, - будет означать окончание первой фазы коммунизма (социализма) и начало его высшей фазы.
Понимаю, что вряд ли такой мой ответ удовлетворит вас, как социоконструктора с механистическим мышлением, утверждающим, что «на самом деле этот "комплекс с неведомыми технологиями" не только МОЖЕТ БЫТЬ создан УЖЕ СЕЙЧАС, но фактически уже создан самим капитализмом». Ведь вы коммунизм рассматриваете не иначе как национальное явление, что в корне не соответствует как исконному, так и современному научному марксизму, но полностью совпадает с его сталинско-советским вариантом, допускающим возможность построения коммунизма в отдельной стране и камуфлирующим интернациональную сущность коммунистической идеологии. Вот цитата из вашей статьи «ОГАС - упущенный шанс спасти СССР и обогнать США»http://proza.ru/go/proza.ru/2024/03/31/53,:
«Буржуи с партбилетами не захотели переходить к коммунизму, а значит, терять свои привилегии господствующего класса! Официальным аргументом в пользу косыгинской реформы послужило то, что для ее введения вообще не нужно никаких затрат.
Если бы на месте современного академику Глушкову советских руководителей стояли Ленин или Сталин, то идея академика Глушкова была бы несомненно поддержана, и в настоящее мы жили бы в счастливом, необычайно развитом, СССР при коммунистической формации.
К сожалению, на их месте оказались буржуи с партбилетами, осознавшие свои классовые интересы – настолько, что поставили их выше интересов страны…» (Я скопировал эту цитату точно со всеми вашими огрехами в тексте).
Эта цитата явно показывает, что коммунизм для вас, как для Сталина, – национальный проект в пределах одной страны, но никак не интернациональный. И напрасно вы припутали сюда последовательного интернационалиста Ленина, который в противовес национал-шовинистам 2-го Интернационала (социалистического) создал в 1919 году 3-й Коммунистический Интернационал, использовавшийся Сталиным в последствии вовсе не в интересах международного коммунистического движения, а в интересах своего национального суррогатно-коммунистического режима и ликвидированный по его приказу в 1943 году в угоду империалистическим союзникам.
Обидевшись на меня, вы пишете: «Ну круто!То я не знаком с теорией,то теперь вдруг выясняется,что я слишком догматично ей следую!Вы бы,автор, определились!»
В отношении ваших знаний марксизма я давно определился. Вы являетесь интеллектуальным пленником псевдомарксизма сталинско-советского образца, т.е. марксизма, превращённого в догматическое учение, подобное религии. И это не смотря на то, что вы осуществляете теоретически несостоятельные попытки критики советского общественного режима, считая его государственным капитализмом. Вы, не лишённый интеллектуальных способностей и знающий трагичную судьбу СССР, пытаетесь найти способы решения проблемы социализма и коммунизма. Однако, имея в голове указанную версию извращённого марксизма, в основе которой лежат два её главных догмата, - принципиально не осуществимый национальный коммунизм и противоестественный, выдуманный эпигонами марксизма-ленинизма переход от капитализма к социализму, - вы оказываетесь способным лишь на прожектёрские проекты типа «безденежной и нетоварной экономики социализма». Повторюсь, в случае осуществления таких проектов людских трагедий будет не меньше, чем в эпоху сталинизма.
С точки зрения научного марксизма вы, по сути, - такой же сталинист, как бывшие правители СССР, начиная со Сталина, и как нынешние его приверженцы, вроде Зюганова и ему подобных. Оттенки у сталинистов могут быть разные, как например, апологеты ОГАС Глушкова или, напротив, косыгинских реформ, или даже хоть госкаповский окрас, но суть у всех одна. Она заключается в приверженности указанным выше догмам. Сознание сталинистов сковано этими догмами, но многие из них даже бравируют наличием таких оков, конечно, не считая их таковыми. Некоторые, как вы, даже не подозревая о догматической скованности их сознания, пытаются обращаться к произведениям Маркса, Энгельса, Ленина и других марксистов прошлого или ученых вроде академика Глушкова. Но догмы, крепко сидящие в их головах, подкрепляемые недостатком знаний по всеобщей истории, философии, истории марксизма и о его периодически менявшейся терминологии, не позволяют им в полной мере правильно понимать написанное вышеуказанными марксистами. Обнаружив у великих мыслителей прошлого какую-то цитату, как им кажется соответствующую их прожектёрским придумкам, они начинают думать, что нашли истинный путь к счастливому социалистическому и коммунистическому будущему. Начинают всюду провозглашать, дескать сам великий так завещал. На поверку, оказывается, что догматическое сознание и недостаток знаний не позволили им правильно понять выхваченную цитату, и кажущийся истинным путь в действительности снова проходит через призрачный переход от капитализма к социализму и далее к национальному коммунизму, т.е. путь по сути такой же, по которому уже водили население СССР его руководители-сталинисты.
Объединяющая особенность всех сталинистов – нежелание серьёзно учиться марксизму, особенно современному. Имея некоторый запас догм извращённого марксизма в своей голове, они полагают, что иного марксизма быть не может, и всё, не соответствующее догмам сразу отвергают, даже не пытаясь напрячь свой мозг для понимания. Понимание–то марксизма, особенно в области философии и диалектики, требует напряженного логического мышления и соответствующих знаний. Реагирование на предложение прочитать толковую современную марксистскую книгу или статью проявляется, в лучшем случае, в поверхностном ознакомлении с их содержанием до того места, где сталинист сталкивается с материалом, не соответствующим его догматическим убеждениям. После этого он резко возмущается и начинает навешивать на автора и его произведение стандартные и обветшалые словесные ярлыки и оскорбления, типа «троцкизм», «либерализм», «бред», «графоман» и т.п. Некоторые даже опускаются до низкосортного ёрничества, присущего обычно некультурной обывательщине.
Именно таким образом проявили себя и вы при написании выше опубликованной рецензии. Ваше ехидство и ёрничанье относительно названия моей статьи лишь выдаёт ваше невежество в теории социализма. Вы понятия не имеете о норме социализма и его аномалиях. И это обусловлено тем, что обладаете всеми перечисленными атрибутами сталинистов. Даже многие антикоммунисты проявляют больший интерес к изучению марксизма, чем сталинисты вроде вас. Вместо глупого ехидства и ёрничества по отношению к оппонентам и их произведениям, дабы избавиться от неряшливого оформления собственных публикаций, научились бы следовать элементарному школьному правилу: прочитай собой написанное, чтобы исправить ошибки и возможные оплошности и тем проявить уважение к читателям твоего сочинения. Ведь ваши публикации могут читать и другие люди, кроме меня (понятно, что уважения ко мне у вас нет, как, собственно, и у меня к вам, как идейному оппоненту).

Чистяков Сергей Владимирович   17.11.2024 20:25   Заявить о нарушении
Ах, вон в чём дело: вы, товарищи, оказывается, уже давние дуэлянты...
Что ж, читать интересно.

Александр Турчин   26.11.2024 20:38   Заявить о нарушении
" После этого он резко возмущается и начинает навешивать на автора и его произведение стандартные и обветшалые словесные ярлыки и оскорбления, типа «троцкизм», «либерализм», «бред», «графоман» и т.п. Некоторые даже опускаются до низкосортного ёрничества, присущего обычно некультурной обывательщине.
Именно таким образом проявили себя и вы при написании выше опубликованной рецензии. Ваше ехидство и ёрничанье относительно названия моей статьи лишь выдаёт ваше невежество в теории социализма. Вы понятия не имеете о норме социализма и его аномалиях. И это обусловлено тем, что обладаете всеми перечисленными атрибутами сталинистов. Даже многие антикоммунисты проявляют больший интерес к изучению марксизма, чем сталинисты вроде вас. Вместо глупого ехидства и ёрничества по отношению к оппонентам и их произведениям, дабы избавиться от неряшливого оформления собственных публикаций, научились бы следовать элементарному школьному правилу: прочитай собой написанное, чтобы исправить ошибки и возможные оплошности и тем проявить уважение к читателям твоего сочинения. Ведь ваши публикации могут читать и другие люди, кроме меня (понятно, что уважения ко мне у вас нет, как, собственно, и у меня к вам, как идейному оппоненту)"

Во-первых, на все ваши аргументы я привел контраргументы, содержательную часть статьи проанализировал аргументированно, бессодержательную часть статьи я так и охарактенризовал как бессодержательную, и дал опровержение, приведя как собственные мысли, так и высказывания Маркса и Энгельса, общей идее статьи, в т.ч. вынесенной в заголовок.
Вы пишете, что я скатился до оскорблений? Приведите хоть одно, клеветник!
Вы пишете, что я налепил на вас ярлык "троцкист"? Где? Завязывайте с галлюциногенами.
Про либерализм я написал вполне обоснованно, указав, что и ваши и либералов формулировки различны по форме, но тождественны по содержанию:
вы пишете, что товарно-денежные отношения возможно отменить лишь во вторую фазу коммунизма, а до того эта задача неактуальна - повторяя тем самым советских идеологов и солидаризируясь со Сталиным, в нелюбви к которому вы тут расписываетесь - дескать, коммунизм когда еще будет - неизвестно - а либералы более откровенны и пишут, что отменить деньги просто невозможно в принципе.
Что же до слов "бред" и "графоман" - то эти слова мною действительно сказаны. Но считаю это простительным, учитывая:
- на какую бессодержательную статью я потратил время
- что эта статья была ответом на мои ответы на вашу рецензию, где вы налепили на меня ярлыки невежды, не знакомого с марксизмом, обвинили в нарушении в рассуждениях законова диалектики - и все это без аргументов
- дополнительно обидно, что с теорией Маркса вы знакомы, но те мысли, что вы продвигаете, соответствуют убийственной характеристике, данной Энгельсом и повторенной Фроммом: будет много называющих себя социалистами и коммунистами, кому не хватит ума и фантази предложить ничего лучше так или иначе приукрашенного капитализма

Считаю, что этого мало, чтобы заключить, что у меня нет к вам уважения.
Резкость - ответ на ярлыки в рецензии и на бессодержательность в статье, не более того. Вы упали в моих глазах как оппонент - это верно. Как к человеку у меня к вам нет претензий, а слова "бред", "либерал" и "графоман" опять же характеристики оппонента, а не человека.

Вы пишете, что мы идейные противники, но в моем представлении это не так. Я занимаюсь не политикой, а наукой. Это значит. что моя цель - поиск истины, а не навязывания моего мнения во что бы то ни стало. Поэтому оппонент для меня, даже не согласный со мной, есть не противник, а партнер по поиску истины.
Другое дело, что вы вместо аргументов навешиваете необоснованные ярлыки и пишете бессодержательные тексты - на такого партнера тратить время жалко.

В то же время это характеристики вас как оппонента, а не человека. Даже при том что вы расписываетесь в неуважении ко мне, я могу лишь сказать, что это ваше право. Значит, как человек вы просто недалекий - но по-прежнему не могу сказать, что плохой и не заслуживающий уважения

Ну, а насчет того, что я неаккуратно скопировал сюда свою рецензию, чем. действительно. внес путаницу в тексты своих ответов - каюсь, так и есть - все эта спешка!

Афонин Вячеслав   14.01.2025 20:35   Заявить о нарушении
На ваше обвинение, что я проповедую догму Сталина о коммунизме как национальном проекте - я уже ответил в у себя на странице в ответе на вашу рецензию - ладно, повторюсь.

Это действительно спорный тезис моей теории - спорный, ибо основоположники марксизма прямо утверждали о возможности построения коммунизма лишь во всемирном масштабе, я же считаю, что это возможно в отдельно взятой стране.

Но если подойти к проблемы руководствуясь критическим мышлением, то:
- во-первых, это вопрос ресурсов. Если коммунизм возник на территории, щедро обеспеченной ресурсами (например, СССР) - то коммунизм будет устойчив. Если территория критически зависит от поставок из внешнего мира - то да, враждебное капиталистическое или фашистское окружение сможет навязать свои условия и коммунистические преобразования окажутся под угрозой
- во-вторых, скорее всего, так и будет. Уже сейчас мир един, госграницы играют вспомогательную роль, производство сосредоточено в руках ТНК, бюджет крупнейших ТНК больше бюджета крупнейших государств. Может быть, Маркс имел в виду именно такую ситуацию, а может быть, к моменту построения коммунизма границы государств окончательно потеряют свое значение.

Таким образом, вы абсолютизируете это положение у меня, а оно у меня не догма, я не настаиваю на этом категорически при любых условиях, а допускаю это ПРИ НЕКОТОРЫХ УСОВИЯХ, означенных выше. А вы забываете о конкретности истины.
Дополнительное обоснование я привел здесь:
"Безденежный социализм в рыночном окружении. Дискуссия"
http://proza.ru/2022/07/08/1031
И заметьте: я свою точку зрения обосновываю. А вы только ссылаетесь на то, что так считал плохой Сталин, возражая хорошему Марксу - без аргументов, хоть своих, хоть Маркса. Так кто из нас догматик?

Далее еще интереснее. После того, как я объяснил ошибочность единственного содержательного абзаца в вашей статье, вы продолжаете упорствовать в ошибке и громоздить глупости.
Я констатировал непонимание вами возможностей современной техники. Вы утверждаете, что никто не может понимать возможностей ни современной техники, ни тем более тех, что появятся через 30-50 лет.
ВСЕ возможности современной техники и техники будущего понимать не надо.

Мы о чем говорим? Статья ваша - о чем? Вот-вот! Возможности техники, обусловливающие изменение общественных отношений очевидны.

Между прочим, вы увлеклись навешиванием на меня ярлыков и проигнорировали вопрос, который я вам задал.
Вопрос этот: допустим, этот ваш "неведомый производственный комплекс", позволяющий перейти к нетоварным отношениям, будет построен. Почему вы считаете, что строй, который возникнет на техническом базисе этого комплекса, будет, как вы утверждаете, именно коммунизмом, а не социализмом?

Вы так и не ответили.

Что-то ярлыки и обвинения у вас в избытке, а как только доходит до обсуждения проблемы по существу – вы сливаетесь. С чего бы это?

А вот подумайте и ответьте!

А я уже ответил.
Этот "неведомый комплекс" создан уже сейчас, точнее, еще в 1965 году.

Смешно, но вы уже и академика Глушкова записали в сталинисты на том же основании
- что он показал путь построения нетоварных отношений в отдельно взятом СССР, вместо того чтобы строить их сразу во всем мире.

Еще раз. Общим у обеих фаз коммунизма является безденежная нетоварная экономика - это тот базис, который позволяет отнести обе фазы общественного развития к одной общественно-экономической формации.
А что отличает Вторую фазу коммунизма от Первой - я написал в рецензии.

А у себя на странице в ответе на вашу рецензию я показал, что рациональное звено в том, что вы настаиваете, что нетоварные безденежные отношения возможны лишь на 2-й фазе, есть – но только в смысле "слышал звон, да не знает, где он" - ладно, повторюсь:

Вот что автор краем уха слышал, да не усвоил:

В незрелую первую фазу - незрелые нетоварные отношения

Как это? Очень просто.Из "КГП" Маркса известно,что в 1-ю фазу-безденежное распределение по труду продуктами-нетоварами.Технически это так,но ведь,раз распределение-по труду,то труд остается товаром,значит,и потребительская корзина - товары-продукция в обмен на товар"труд"
А преодоление отчуждения труда окончательно меняет стимулы к труду,что делает бессмысленным распределение по труду-и теперь уже нетоварность становится абсолютной

То есть, поскольку 1-я фаза есть еще детская (ваши слова!), то ей будут свойственны непреодоленные элементы товарности во в целом нетоварных отношениях. А не так как у вас - товарные отношения при социализме – «социалистические товарные отношения», как у Сталина, в нелюбви к которому вы тут расписываетесь.

Если в вопросе возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране солидаризируюсь со Сталиным я, то в вопросе возможности построения социализма без преодоления товарно-денежных отношений солидарны со Ствалиным вы.

Именно этому вопросу посвящена ваша статья. Именно этот вопрос является главным в нашей дискуссии.

Т.е. главном вы солидарны со Сталиным, а не я. Но ярлык «сталинист» вы навесили на меня. Не наоборот. И как это у вас так получается? Я конечно не обижаюсь, просто забавно!

Также еще в рецензии я привел высказывания Маркса и Энгельса, показывающие, что
нетоварные отношения они мыслили как относящиеся уже к Первой фазе.

Вы говорите, что для этого нужно, чтобы у всего производства был только один собственник, чтобы производитель был только один? Согласен с этим условием. Впрочем, оно очевидно. А когда оно будет выполнено?
Это и есть цель отрицаемого вами, но концептуализированного Марксом, Переходного периода от капитализма к социализму. Выполнение этого условия есть конец переходного периода к социализму. Т.е. это условие при социализме автоматически выполняется.

Далее вы говорите, что для этого нужно преодоление разделения труда. Перечислили эти условия просто через запятую, не озаботившись, как всегда, аргументацией.
Было бы интересно почитать ваше обоснование. Понимаю, что этого не дождусь.
Достаточно изучив вас, понимаю, к сожалению, что вы просто путаете национализацию производства и преодоление разделения труда.
Но, если бы вы это доказали, было бы интересно почитать. Проблема разделения труда не достаточно разработана.

Вам кажется, что легко установить нетоварные отношения на базисе преодоленного разделения труда. Верно то, что преодоление разделения труда и нетоварные отношения сочетаются друг с другом, почему они и относятся к одной и той же общественно-экономической формации
Но, на мой взгляд, вы путаете причину и следствие.
Я могу представить преодоление разделение труда на базисе нетоварных отношений. В моем блоге я касаюсь этой проблемы в статье «От социализма к коммунизму Пути двойного назначения»
http://proza.ru/2021/04/18/4
А на каком другом базисе, по-вашему, возможно преодолеть разделение труда?

Афонин Вячеслав   17.01.2025 22:26   Заявить о нарушении
Далее вы пишете:

«Думаю, что мало кто может представлять все возможности всей современной техники, тем более техники будущего, той, какая будет хотя бы через 30-50 лет. Однако даже сильно продвинутые специалисты в технической сфере (вероятно кроме вас) вряд ли гарантируют то, что современные технические возможности способны обеспечить в равной мере потребности каждого человека на земном шаре от жителя мегаполиса до обитателя какого-нибудь горного кишлака в Афганистане, т.е. воплотить принцип распределения высшей фазы коммунизма «От каждого по способностям, каждому по потребностям», тем самым полностью ликвидировать разделение труда и прочие атрибуты капитализма, включая товарно-денежные отношения. И это при том гипотетическом допущении, что во всех странах к власти уже пришли коммунисты, и воплощению указанного принципа никто не противится и не мешает»

Пишете:
«Думаю, что мало кто может представлять все возможности всей современной техники, тем более техники будущего, той, какая будет хотя бы через 30-50 лет»

Не забалтывайте дискуссию. Мы с вами ведем речь о наступлении новой формации. Не надо знать ВСЕ возможности современной техники, но интересующие нас в рамках дискуссии возможности – те, которые могут рассматриваться как часть базиса новой формации, ведущие к построению новых общественных отношений – очевидны: технологические возможности для перехода к коммунистическим общественным отношениям созрели с 1965 года, ныне они перезрели.
Подробности:
«Условия для построения формации будущего»
http://proza.ru/2022/06/01/143
(точнее, там не объясняется почему перезрели, но я готов отдельно доказать и этот тезис)
Также там не сказаго о 30-50 годах.
Ну тут тоже все очевидно.
Ручной труд в основном автоматизирован, кроме труда, где требуется:
- сложные движения в пространстве, ориентация в пространстве, координация движений:
Уборщики, сборщики авиационный конструкций на стапеле
- если не интеллект, то кругозор: например для уборщика умение отличать то, что есть мусор, подлежащий уборке, от нужных вещей или части расцветки обоев. Если в туалете лежит мыло, то это не мусор, подлежащий выбрасыванию. Если на обоях на белом фоне нарисованы листья, то это часть узора, а не грязь, которую надо очистить. А может быть, это нарисовал на обоях глупый маленький ребенок – тогда как раз надо очистить.
Разумеется, сложная нестандартная ситуация может поставить в тупик и человека. Но тогда важно, чтобы обучение работника было посильно любому работодателю, дилетанту в технике, обучающий не должен быть специалистом по программированию и машинному обучению.
До сих пор ориентация в пространстве и кругозор были достоянием человека.
Теперь же по ориентации в пространстве и координации движений человекоподобные роботы не уступают человеку, а для решения интеллектуальных существует искусственный интеллект. Искусственный интеллект способен решать интеллектуальные задачи распознавания образов, обучаться, принимать задания на обычном человеческом языке.
Поэтому уже к следующему году фирмы планируют поставлять роботов-рабочих на заводы и роботов-домработниц в жилища, реализуя смелые фантазии писателя-фантаста Айзека Азимова («Я, робот»), причем цена одного робота не будет превышает несколько десятков тысяч долларов, т.е. сущие копейки для крупных предприятий и богатых людей.
Таким образом, даже нынешний уровень техники позволяет преодолеть отчуждение труда(а значит, перейти к распределении по потребностям) – если перейти к нетоварным отношениям и преодолеть разделение труда.
А наличие роботов, которые возьмут на себя еще больше непривлекательных работ, а скорее всего, все непривлекательные работы, упростит и ускорит переход к распределению по потребностям.
И это же свидетельствует о том, что технически производительные силы не дозрели до этого, а перезрели.
Буржуазия может установить фашизм, а пролетариат не сможет ей в этом помешать. Потому что:
- войска, состоящие из совершенных разумных роботов:
- - не перейдут на сторону народа,
- - будут сражаться храбро, не боясь разгрома,
- - будут неуязвимы для восставших людей-пролетариев, которые уже сейчас, даже вооружившись стрелковым оружием, бессильны против танков и самолетов.
- даже полное уничтожение народа не лишит буржуазию работников при наличии совершенных разумных роботов.

Пишете:
«И это при том гипотетическом допущении, что во всех странах к власти уже пришли коммунисты, и воплощению указанного принципа никто не противится и не мешает»

Не забалтывайте дискуссию: вы доказываете, что я пустозвон, и бездоказательно заявляю об отсутствии ТЕХНИЧЕСКИХ возможностей перейти к коммунизму.
Я дал ссылку выше – есть. 1965 год – это главное – концепция ОГАС – так что может я м ошибаюсь, но уж точно ничего не утверждаю бездоказательно. А если ошибаюсь – то вам, конечно, нетрудно меня опровергнуть. Пока не получается – отделываетесь бессодержательными заявлениями.
А вы этой фразой говорите о сопротивлении производственных отношений, забыв, что это известный тезис из теории Маркса – что производственные отношения устаревшей формации становятся тормозом развития производительных сил, и именно тогда становится возможным революционное изменение общественных отношений

А вот это ваше высказывание:
«Однако даже сильно продвинутые специалисты в технической сфере (вероятно кроме вас) вряд ли гарантируют то, что современные технические возможности способны обеспечить в равной мере потребности каждого человека на земном шаре от жителя мегаполиса до обитателя какого-нибудь горного кишлака в Афганистане, т.е. воплотить принцип распределения высшей фазы коммунизма «От каждого по способностям, каждому по потребностям»»
- ну, я даже не знаю. Вы обижаетесь на слово «бред», но как иначе охарактеризовать то, что вы здесь написали?

Во-первых,
мы обсуждаем лишь возможность введения нетоварных отношений – а это проще, чем реализовать принцип распределения по потребностям. Распределение по потребностям – это вторая фаза, а вы пытаетесь опровергать нас с Марксом, утверждая, что нетоварные отношения возможны лишь на второй фазе. Совсем у вас плохо с логикой. Запутались, где определение, а где свойство, о котором дискуссия, подходит ли оно под определение.

Во-вторых,
И чьи же потребности современным производительным силам удовлетворить, по Вашему высокоучёному мнению, сложнее: жителя мегаполиса (из-за его высоких запросов), или жителя кишлака (из-за слабой технической оснащенности кишлака)?
Если вы хотите сказать, что не все страны имеют современные производительные силы, что техническая оснащенность Афганистана ничтожно мала по сравнению с Россией или США с их мегаполисами – то это другой вопрос: если у Афганистана нет нынешних производительных сил, то перейти к коммунизму ему мешает не слабый уровень современных производительных сил, а их отсутствие. Если так, то совсем у вас плохо с логикой: совершаете логическую ошибку «подмена тезиса» и даже не замечаете.
Если же это коммунизм и технических средств в кишлаках будет не хватать, то с какой стати эти кишлаки останутся в нынешнем неизменном виде?
То есть – ну и чем отличаются потребности жителя кишлака и мегаполиса? Все люди, пирамида Маслоу для всех одна. Дикий кишлак и каменная пустыня мегаполиса – две крайности одинаково недружественной для человека среды, при коммунизме революционное военное командование переселит массы людей в населенные пункты и ближе к природе, чем мегаполисы, и более технически оснащенные, чем дикие кишлаки.
Итак, вы пытаетесь сказать, что перейти к распределению по потребностям ныне невозможно из-за технической невозможности современным производительным силам обеспечить удовлетворение потребностей всех?

А как вы себе представляете удовлетворение потребностей при коммунизме, чего современные производительные силы не могут?
Галушки будут сами в рот прыгать, как гоголевскому Пацюку?

Ну. Так не беспокойтесь: неразумные потребности не будут удовлетворены никогда, с расширением возможностей техники будут расти и потребности, но при этом возможности производства будут всегда ограниченны, а рост потребностей – всегда безграничным.

Поэтому, когда в марксизме говорится о распределении по потребностям, то это н о технических возможностях удовлетворять потребности в ходе распределения общественного продукта. А об условиях на которых общество удовлетворяет потребности индивида.

Что такое по труду, по потребностям и поровну и как все эти три принципа сочетаются в коммунистической формации - рассмотрено в:
«Коммунизм По труду по потребностям или поровну?»
http://proza.ru/2024/10/05/978

Афонин Вячеслав   17.01.2025 22:27   Заявить о нарушении
Афонин Вячеслав, вот такими фразами вы начали свою выше опубликованную резензию на мою статью:

«Большая часть статьи-бессодержательна.
А уж название сколь высоконаучное!"Это вааще нормально?"С какой точки зрения?
Еще и какого-то Искрина приписал сюда как обязательного для изучения.Судя по утверждениям автора,находящегося под впечатлением от этого Искрина-становится понятным:очередной графоман,коим ныне имя легион-все вумные и знают,как соссилиизьм строить».
Если есть сомнение в правильности моего цитирования вашего текста, то пролистайте вверх и проверьте.

А вот то, что я писал под текстом вашей рецензии в ответ на эти ваши фразы:

«Афонин Вячеслав, вы же произведения Искрина В.И. не читали, по крайней мере с пониманием, но уже оскорбительно называете его "графоманом", "коим имя легион". И делаете это только потому, что книгу марксиста Искрина В.И. "Коммунистическая революция", как и другие его труды, советую изучать я,- ваш постоянный оппонент, указывающий на ваш основной недостаток как публициста, позиционирующего себя марксистом».
И далее:
«Объединяющая особенность всех сталинистов – нежелание серьёзно учиться марксизму, особенно современному. Имея некоторый запас догм извращённого марксизма в своей голове, они полагают, что иного марксизма быть не может, и всё, не соответствующее догмам сразу отвергают, даже не пытаясь напрячь свой мозг для понимания. Понимание–то марксизма, особенно в области философии и диалектики, требует напряженного логического мышления и соответствующих знаний. Реагирование на предложение прочитать толковую современную марксистскую книгу или статью проявляется, в лучшем случае, в поверхностном ознакомлении с их содержанием до того места, где сталинист сталкивается с материалом, не соответствующим его догматическим убеждениям. После этого он резко возмущается и начинает навешивать на автора и его произведение стандартные и обветшалые словесные ярлыки и оскорбления, типа «троцкизм», «либерализм», «бред», «графоман» и т.п. Некоторые даже опускаются до низкосортного ёрничества, присущего обычно некультурной обывательщине.
Именно таким образом проявили себя и вы при написании выше опубликованной рецензии. Ваше ехидство и ёрничанье относительно названия моей статьи лишь выдаёт ваше невежество в теории социализма. Вы понятия не имеете о норме социализма и его аномалиях. И это обусловлено тем, что обладаете всеми перечисленными атрибутами сталинистов».
(Относительно главных догматических положений (признаков) сталинизма, в том числе и ваших, в моем тексте было написано выше этой выдержки из него. Смотрите и проверяйте).

Всякий, способный читать с осмыслением приведенных здесь выдержек из вашей рецензии и моего ответа на неё, поймёт:

Во-первых, что вы откровенно и ОСКОРБИТЕЛЬНО ёрничаете и ехидничаете.

Во-вторых, что ваши слова «очередной графоман,коим ныне имя легион» в отношении Искрина В.И. являются ОСКОРБИТЕЛЬНЫМИ, тем более, что его рекомендованную книгу вы даже не читали.

В-третьих, что фраза из моей второй приведенной здесь цитаты: «После этого он резко возмущается и начинает навешивать на автора и его произведение стандартные и обветшалые словесные ярлыки и оскорбления, типа «троцкизм», «либерализм», «бред», «графоман» и т.п.» - относится к характерному поведению сталиниста, как обобщённого типа людей из идейно-политического общественного спектра, а не к конкретному человеку.
Вы оказались не в состоянии понять этого и истерично возопили: «Вы пишете, что я налепил на вас ярлык "троцкист"? Где? Завязывайте с галлюциногенами».
Относительно использования галлюциногенов и в связи с вашей не способностью уловить смысл фразы в соответствии с содержанием контекста я могу лишь ответить народной пословицей: «На воре и шапка горит».

И хватит вам врать и изворачиваться, уподобляясь нашкодившему пацану, не способному честно и прямо признать свою вину в указанных выше оскорблениях:

«Вы пишете, что я скатился до оскорблений? Приведите хоть одно, клеветник!» - истерите вы в мой адрес.
А чуть ниже: «Что же до слов "бред" и "графоман" - то эти слова мною действительно сказаны. Но считаю это простительным, учитывая…»
И далее, в мой же адрес: «Вы упали в моих глазах как оппонент - это верно. Как к человеку у меня к вам нет претензий, а слова "бред", "либерал" и "графоман" опять же характеристики оппонента, а не человека».

Оскорбительное слово «графоман» вы употребили в отношении Искрина, но с ним вы никогда не оппонировали. Мелко, но лжёте, как бы походя.

«…вы налепили на меня ярлыки невежды, не знакомого с марксизмом…» - ещё одна ваша ложь, видимо, порождённая не способностью понять написанное мною и желанием уязвить оппонента.

«…обвинили в нарушении в рассуждениях законова диалектики - и все это без аргументов…» - очередная ваша ложь с присутствием обычной для вас неряшливости в написании. Аргументация моего утверждения о механистичности вашего мышления и отсутствии в нём (мышлении) диалектического подхода к проблемным вопросам социализма присутствует именно в той части моей статьи, которую вы пренебрежительно назвали бессодержательной и не пожелали (или не смогли) усвоить. Как раз в этой части содержится историко-философское основание, отталкиваясь от которого, я и показываю несостоятельность ваших измышлений о безденежности и нетоварности социализма. Всякий вдумчивый читатель может в этом убедиться.

«Смешно, но вы уже и академика Глушкова записали в сталинисты…» - это опять ваше лживое утверждение с целью свалить мыслительный мусор из своей головы на голову оппонента. Вот ваше предположение, оформленное корявой фразой в статье «ОГАС - упущенный шанс спасти СССР и обогнать США»http://proza.ru/go/proza.ru/2024/03/31/53,:
«Если бы на месте современного академику Глушкову советских руководителей стояли Ленин или Сталин, то идея академика Глушкова была бы несомненно поддержана…», - т.е. это вы решили, что Глушков мыслил как бы в унисон Сталину.
Я же, давая краткую характеристику сталинистам в выше размещённом тексте, писал так: «Оттенки у сталинистов могут быть разные, как например, апологеты ОГАС Глушкова или, напротив, косыгинских реформ, или даже хоть госкаповский окрас, но суть у всех одна. Она заключается в приверженности указанным выше догмам. Сознание сталинистов сковано этими догмами, но многие из них даже бравируют наличием таких оков, конечно, не считая их таковыми. Некоторые, как вы, даже не подозревая о догматической скованности их сознания, пытаются обращаться к произведениям Маркса, Энгельса, Ленина и других марксистов прошлого или ученых вроде академика Глушкова».
Полагаю, что каждый порядочный человек, способный понять и сравнить написанное вами и мною относительно упоминаемого академика, сделает правильный вывод о том, кто из нас записывал Глушкова в сталинисты, а также об уровне вашей честности.

И далее вы бессовестно врёте: «То есть, поскольку 1-я фаза есть еще детская (ваши слова!), то ей будут свойственны непреодоленные элементы товарности во в целом нетоварных отношениях».
Возмутительность этой вашей лжи состоит в том, что вы её дублируете, да ещё восклицательно указываете: «(ваши слова!)». И это, не смотря на то, что ранее, я писал вам:
«Ну и совсем несолидно и даже нечестно для человека, считающего себя приверженцем марксистской науки, откровенно приписывать оппоненту то, что тот не говорил и не писал. Потрудитесь указать, в какой своей публикации я в дискуссии с вами будто бы предложил назвать первую фазу коммунизма «детской фазой» (устных дискуссий я с вами не вёл). В лучшем случае вы путаете меня с кем-то другим, либо это есть бесчестная фальсификация вами моей трактовки первой фазы коммунизма, особенно применительно к содержанию того контекста из вашей рецензии, где вы употребили закавыченное словосочетание (тем более, что моё понимание существа первой фазы коммунизма отличается от вашего)».

Может вы больны? Я не психолог, но знаю, что есть такое заболевание, как псевдоло́гия - патологическая склонность к сообщению ложной информации, к сочинению фантастических историй, сновидений и вымышленных фактов.

Чистяков Сергей Владимирович   28.01.2025 19:03   Заявить о нарушении
И про Маркса вы даете ложную информацию. Он, по вашему утверждению, концептуализировал переходный период от капитализма к СОЦИАЛИЗМУ. Но при этом ссылки на произведение Маркса, в котором он якобы концептуализировал этот переход, не даёте. Однако для меня здесь отрадно то, что каким-то образом от вас просочилась правда, состоящая в том, что я отрицаю означенный переходный период. Я его отрицаю потому, что знаю: Маркс, в отличие от вас, мыслил не механистически и рассматривал общественное развитие с позиции диалектики, т.е. в борьбе ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Противоположностью капитализму по всем социальным атрибутам может быть только коммунизм в его ВЫСШЕЙ фазе. У Маркса первая фаза коммунизма, которую стали в последствие называть социализмом, является переходной ОТ КАПИТАЛИЗМА, когда появившийся на КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ основе коммунизм «только что выходит как раз из капиталистического общества и … поэтому во всех отношениях … сохраняет родимые пятна старого общества», которые окончательно исчезнут только по достижении высшей фазы, после чего развитие коммунистического общества продолжится уже на своей собственной основе. (См. К. Маркс, Ф. Энгельс, Сочинения, Изд. 2, том 19, с.18).
У представителей механистического мышления, не владеющих диалектикой, - в частности сталинистов, к которым относитесь и вы, - противоположностью капитализму является социализм (первая фаза коммунизма), который, по их мнению, надо ПОСТРОИТЬ и тем самым избавиться от буржуазного прошлого навсегда. Для такого строительства они придумали ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД от капитализма к СОЦИАЛИЗМУ. По их мнению, в этот период должно быть покончено почти со ВСЕМИ атрибутами проклятого капитализма, за исключением каких-нибудь совсем несущественных его «родимых пятен». Пребывая в таком угаре извращённого марксизма и не желая толком разобраться в моих взглядах на социализм, вы в очередной раз валите мусор из своей задурманенной сталинистскими догмами головы на мою трезвую:
«…в вопросе возможности построения социализма без преодоления товарно-денежных отношений солидарны со Ствалиным вы».

Но ко мне этот догматический мусор не пристанет, т.к. моя голова знает, что согласно законам диалектики НЕ возможно ПОСТРОИТЬ социализм, являющийся переходной ОТ КАПИТАЛИЗМА фазой становления и роста коммунистического общества до такого его состояния, когда оно сможет развиваться на своей собственной основе и, уже не используя капиталистической основы, по причине полного исчерпания последней исторического потенциала. Если уж и допустить использование строительной терминологии применительно к естественно-историческому «периоду революционного превращения» (в кавычках – это слова Маркса из «КГП») капиталистического общества в коммунистическое, то следует говорить о ПОСТРОЕНИИ ПОЛНОГО коммунизма, а не его первой фазы (социализма), которая сама является периодом коммунистического строительства, начинаемого со времени прихода к государственной власти коммунистов.
В отличие от диалектиков социальные проектировщики будущего, обладающие лишь механистическим мышлением, представляют «правильный социализм» полностью очищенным от частной собственности на средства производства, рыночных отношений, эксплуатации, частных предпринимателей (они же – эксплуататоры) и прочих буржуазных атрибутов, способных, по их мнению, только портить счастливую социалистическую жизнь трудящихся. Руководствуясь такими умозаключениями, действовали властные сталинисты в СССР после ликвидации нэпа. Они построили уродливый социализм, отличавшийся от нормального (научно обоснованного), с одной стороны, явным недостатком капиталистических атрибутов («родимых пятен» по Марксу) и, с другой стороны, переизбытком некачественных коммунистических (почти тотальное огосударствление производства и распределения, излишнее государственное планирование и управление и др.). Такой не нормальный, т.е. перекошенный в коммунистическую сторону, социализм мог показывать сравнительно неплохие результаты только в условиях повышенной мобилизационной готовности к выполнению оборонных и иных специальных проектов. Однако их осуществление требовало постоянного высокого напряжения трудовых коллективов, жестких и даже порой жестоких мер со стороны административных органов, привлечения дополнительных работников из непрофильных сфер, например, студентов, военнослужащих, заключенных и т. д. Но такая система хозяйствования плохо справлялась с обеспечением населения товарами широкого спроса, дефицит на многие из которых практически постоянно имел место в жизни советского народа. После смерти Сталина в условиях снижения репрессивных мер, несмотря на изменения в структуре административно-хозяйственных органов и иные несущественные реформаторские потуги в экономической области, экономика СССР, продолжавшая сохранять в себе основы, заложенные в годы правления «вождя народов», стала все более обнаруживать свою неэффективность в сравнении с передовыми капиталистическими странами. Печальный итог такого социализма известен.

Вы же своей волюнтаристской отменой денег и товаров хотите превзойти сталинистов Советского Союза в деле преждевременного и излишнего насаждения в социализм атрибутов, присущих только полному коммунизму. И ради своих прожектёрских, антинаучных и противоестественных задумок вы, похоже, готовы применять, в случае возможности, испытанные способы сталинистов прошлого. Оно и понятно, не нормальный замысел не может быть достижим нормальными способами. В отношении общественного бытия он может быть осуществлен только через насилие над людьми. Не случайно, в вас, как сталинисте по образу мыслей и духу, в полемическом задоре уже сейчас прорывается: «…при коммунизме революционное военное командование переселит массы людей в населенные пункты и ближе к природе…» И ещё этот человек недоумевает, почему я навесил на него ярлык сталиниста. Сделал я это вполне обоснованно ещё 17.11. 24 г. в данной дискуссии, растянувшейся, к сожалению, на месяцы. Ещё тогда я указал два главных идеологических признака сталинистов, которым в полной мере соответствует мой оппонент. Это два догмата, - принципиально не осуществимый национальный коммунизм и противоестественный, выдуманный эпигонами марксизма-ленинизма переход от капитализма к социализму. Как говорится, разуйте глаза, включите мозги и читайте.

Уже надоело изобличать вас в нечестных приемах, используемых в настоящей дискуссии. Но, заканчивая её, все же вынужден сделать это ещё раз. Изменяя своим словам, вы пишете, при этом не забывая, в очередной раз свалить мусор со своей больной головы на здоровую голову оппонента:
«Вот что автор краем уха слышал, да не усвоил:

В незрелую первую фазу - незрелые нетоварные отношения…
…поскольку 1-я фаза…то ей будут свойственны непреодоленные элементы товарности во в целом нетоварных отношениях».

А теперь сравним эти фразы, размывающие вами же придуманную «нетоварность» социализма, с вашим категоричным утверждением:
«Социализм - первая фаза коммунизма (Ленин,"ГиР", Маркс,"КГП").
Основные признаки:
- безденежная нетоварная экономика…»,
разоблачению которого собственно и посвящена моя настоящая статья. Смотрите её начало, если забыли.
Всякий, умеющий читать с пониманием написанного, скажет, что «безденежная» - значит без денег, т.е. их отсутствие, а «нетоварная» - значит без товаров, или их отсутствие. Вместо честного признания неправоты собственного утверждения, вы начали медленный дрейф от него, не забывая при этом обвинять меня в непонимании столь однозначного утверждения и в неспособности увидеть за его категоричностью ваших будущих поправок к нему.
Справедливости ради следует отметить, что начатый вами дрейф происходит в правильном направлении. Возможно толчком к нему послужили моя статья и мои аргументы в полемике с вами. Но я не обольщаюсь на этот счёт. Приведёт ли означенный дрейф вашего сознания по медленной протоке понимания невозможности нетоварности социализма к чистым и просторным водам марксизма? – Это большой вопрос.

Продолжать полемизировать с вами далее не считаю возможным по следующим причинам:
Во-первых, мы дискутируем с вами как бы на разных языках. Ваш смысловой язык основан на извращенном сталинистами марксизме, и он мне хорошо известен. Но я его использую только для того, чтобы показать его научную несостоятельность и невозможность использования в социологии. Он не знает основ теории общественного развития и диалектики – главных для марксизма, - и на которых базируется мой смысловой язык. Поэтому вы не в состоянии понять все мои кратко изложенные теоретические тезисы, хотя я и пытаюсь писать их доходчиво и со ссылками на базовые источники, которыми вы пренебрегаете или не способны их осилить. У вас возникают вопросы или контртезисы, для ответов на которые или опровержения которых, мне, по причине отсутствия у вас указанных выше основ марксизма, пришлось бы излагать в письменном виде целый курс соответствующих лекций. Но это не возможно в рамках полемики.
Во-вторых, в отличие от вас я не разделяю оппонента и человека, зная, что оппонент – не робот. Если оппонент проявляет не честные приемы ведения дискуссии, то её продолжение с ним было бы проявлением неуважения к себе. Ложь, оскорбления, нежелание вникать в содержание написанного другими, ехидничание и ёрничание, неряшливость в изложении своих мыслей и цитировании других авторов, извращение смысла чужих высказываний, отступление от собственных утверждений с перекладыванием вины за их непонимание на оппонента - всё это составляет перечень негативных качеств и бесчестных приемов, употребляемых вами в дискуссии. Именно таким набором бесчестных способов пользовались сталинисты во внутрипартийных дискуссиях с идейно-политическими оппозиционерами в СССР в 20-е и 30-е годы. Когда же они достигли единовластия в партии и стране, то их нравственная нечистоплотность позволила им прибегнуть к жестоким репрессиям в отношении неугодных однопартийцев, вплоть до применения к ним физического насилия и даже убийств.

Прекращая полемику с вами, я оставляю за собой право на критику ваших публикаций и разоблачение в них не научных утверждений.

Чистяков Сергей Владимирович   28.01.2025 19:07   Заявить о нарушении