Несколько мыслей по Мф. 19, 13-30, часть 1

Послезавтра у нас разбор по Мф.19:13-30, я сегодня начал готовиться, порассуждал сам, прочитал пока два комментария – Уильяма Хендриксена и Дэвида Платта. Поделюсь некоторыми наблюдениями за текстом, это просто заметки и наброски.

Мф.19 делится на три части, темы главы связаны, она говорит о браке (1-12), детях (13-15) и деньгах (16-30). Второй и третий эпизод (о детях и юноше), в свою очередь, имеют переклички между собой. Во втором сказано, как Иисус кого-то принимает, в третьем – как Он кого-то отвергает.

При этом принимает Он тех, о ком апостолы думали, что Он не будет на них тратить время, а отвергает того, о ком они думали, что уж его-то примет. Он дважды ломает шаблоны и не оправдывает ожидания. Это говорит что-то важное о спасении, тема опрокидывания стереотипов продолжится в Мф.20.

Две следующие друг за другом истории о благословении детей и о диалоге с богатым и благочестивым юношей говорят о двух сторонах одной истины: Бог принимает смиренных, малых, уповающих на Него и отвергает гордых, богатящихся, самодостаточных.

Интересно: детей привели, чтобы Иисус возложил руки и помолился (13) – Матфей говорит, что Он возложил руки (15). В конце Мф.17 не сказано, что Петр поймал рыбу с монетой, здесь не сказано, что Иисус помолился. Кажется, что недоговаривание – литературный прием Матфея. 

В истории о богатом юноше выражение о жизни вечной – это рамка, инклюзио (16, 29). Этим задается тема отрывка. Важно, что при всех своих достоинствах юноша не считал, что жизнь вечная ему обеспечена. Он пришел по правильному адресу, вот только не принял правильный совет.

В ст.18 Иисус перечисляет заповеди второй скрижали. Почему-то не упомянуты заповеди об отношениях с Богом. Но согласно 1Ин.4:20 нарушение заповедей второй скрижали подразумевает нарушение заповедей и первой скрижали тоже.

Мне трудно понять состояние юноши. С одной стороны, он кажется самоуспокоенным («все это сохранил я от юности моей», 20), с другой стороны, он явно обеспокоен («что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?», 16). Любой человек, пока не придет ко Христу, не успокоится.

Марк говорит, что Иисус полюбил этого юношу (10:21). Я всегда считал, что за его добродетель. А сегодня подумал, что, возможно, Иисус увидел этот раздрай в его душе, это отсутствие мира при внешней устроенности, эту борьбу и неудовлетворенность – и Ему стало жалко его.

Обычно обращают внимание на то, что Иисус предложил юноше раздать богатство, т.е. отказаться от имения. Но Иисус тут же предложил ему «сокровище на небесах» (21). Т.е. Он пригласил его от богатства к богатству, от сокровища к сокровищу.

Важное уточнение: Бог не предлагает всем богатым людям отказываться от материального достатка – тому полно подтверждений в Библии. Это был Его способ работы с сердцем этого конкретного человека. Надо смотреть в корень метода.

Уильям Хендриксен подмечает, что есть два человека, которых Бог в Библии просил о жертве – Авраам и этот юноша. Жертва Авраама несоизмеримо выше. Важно: Бытие и Иак.2:21-23 говорят, что жертва Авраама выразила его веру.

У юноши обратная ситуация. 1Тим.6:17 говорит, что у богатых есть искушение уповать на богатство, а не на Бога. Это и произошло с юношей из Мф.19. Его отказ от жертвы стал выражением его упования на богатство и отказа довериться, поверить, начать уповать на Иисуса.

Иисус сказал, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Не надо пытаться объяснить игольные уши через ворота в Иерусалиме – есть риск сделать хоть и трудно достижимым, но возможным то, что Иисус дальше назвал невозможным (26).

Крайнее удивление учеников (25) говорит о том, что они, как и фарисеи с богатым юношей, рассчитывали, что кто-то да может спастись исполнением заповедей. В следующей главе их ждет новый сеанс удивления, там тема продолжится.

Кстати, эпизоды о детях (19:13-15), богатом юноше (19:16-30), работниках в винограднике (20:1-16), предсказании Иисуса о Его смерти и воскресении (20:17-19), просьба матери о награде ее сыновьям (20:1-28) и исцеление двух слепых (20:29-34) объединяет одна тема.

Общая идея Мф.19:13–20:24 заключается в том, что спасение – это свободный дар Божьего милосердия, не подкрепленный и не обусловленный заслугами человека. Проще говоря, спасение невозможно без Божьей милости.

Петр, впечатленный диалогом с богатым юношей, спрашивает Иисуса, а что будет им – ведь они оставили все и пошли за Господом. Иисус говорит, что оставивший все получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Рамка закрывается, инклюзио защелкивается (16, 29).

Красивая аналогия сопоставления богатого юноши и апостолов – встреча Исава и Иакова. Исав говорит, что у него есть много или достаточно – в этой главе это богатый юноша. А Иаков отвечает Исаву, что у него есть все – именно это обещает апостолам в конце Мф.19 Иисус.

09.11.2024


Рецензии