Очерк. Театр одного актера

                ***
Наверное, каждый пробовал найти себя в том, что ему по жизни может

понравиться и стать смыслом его жизни. К этому подталкивают достижения

человечества в технике, в науке, в творчестве. В общем, во всей деятельности

ХОМО САПИЕНС-человека разумного.               

Зое Казаковой, выросшей в интеллигентной и музыкальной семье, очень

нравилось пение. Её голос, чувство ритма и чистота исполнения песен

рождали в ней звезду  народного пения и эстрады. Она без труда поступила в

музыкальное училище провинциального города Энска на вокальное

отделение,   и с легкостью постигала все азы песенного творчества.  Красивое

округлое лицо с приятной гладкой кожей, карие глаза, подчеркнутые тушью,

и гармонично выделенные помадой  чувственные губы делали Зою

неотразимой на сцене и в жизни. Её прически, которые она меняла

периодически  делали её шарм возвышенным. Но не все это, а именно

характер выдавал в ней истинную казачку. Судьбой было предписано  иметь

фамилию Казакова! Когда училась в училище,  за ее положительные и

волевые качества сокурсники единодушно признали ее лидером и избрали

старостой группы. Её невысокий рост не мешал ей в разговорах   с другими

более рослыми  студентами. Уважительное отношение  к другим вкупе со

справедливым решением возникающих проблем поднимали авторитет Зои, а

ее настойчивость во всем была ей только на руку. Она воспитывала в себе и

артистку, и коллегу по будущей работе. Рядом с ней  злопыхательству не

было места.

Выступая с песенными концертами после окончания музыкального училища, 

Зоя поняла, что существуют неписанные законы продвижения на большую

эстрадную сцену и, чтобы не спорить с Судьбой, решила для себя искать что-

то новое, в чем можно было использовать нажитый творческий опыт. Кто-то

из друзей посоветовал ей обратить свой взгляд на театральную сцену. Зоя

спросила себя: «А почему бы и нет?!».  После встречи  и разговора с

режиссером одного из музыкальных театров, она прошла пробу на роль в

одном из спектаклей, и была утверждена, а это значило-принята в труппу.

Началась ее служба в театре. Через два года она была уже ведущей актрисой!

И театр был областной!                На правом берегу Волги… 

…Замужество, рождение сыновей естественным образом улеглось в ее жизнь

и работу…   Но жизнь приготовила для нее свои сюрпризы, дабы не казаться

Зое медом…

Своим упорством и преданностью театру Зоя достигла высот мастерства в 

театральном искусстве, однако жизнь ей сделала подножку: Зоя была

сокращена на службе в ставшем родным ей театре.

Но унывать и распускать слезы было не в ее характере. После беседы с

мужем она, с его согласия, отправилась в Москву и при помощи друзей и

знакомых сошлась в творческом процессе с маститыми режиссерами по

постижению  этого самого  режиссерского мастерства.

 Это были для нее своего рода курсы повышения квалификации.

Вернувшись в город на Волге, Зоя Казакова уже твердо знала, чем  будет

заниматься  всю оставшуюся жизнь… Она попросила мужа понять ее

правильно и помочь  ей там, где она в этом будет нуждаться. Любящий и

любимый супруг  был готов на все! Лишь бы снова вспыхнула  звезда  его

Зои на театральной сцене!

Так и был рожден новый  «продукт» театральных подмостков-Театр Одного

Актера!

Это –целый мир, целая вселенная под названием Зоя Казакова! 

Чтобы быть Артистом театра с большой буквы-надо буквально жить в театре,

жить самим театром!

И карусель теперь уже семейного предприятия  закружилась, набирая

обороты… Спектакли-миниатюры сменялись спектаклями других жанров.

Новые идеи и роли и костюмы шли на смену другим ролям и

сопровождающим их костюмам и декорациям. 

Зрительские симпатии росли, как снежный ком. Город вдохнул в себя глоток

нового, ранее неизведанного в нем театрального чуда!

Поездки на фестивали театрального искусства, дипломы и призы 

Победителя стали уже традиционными для Зои Казаковой.  Это только

усиливало позиции  Зои.  А победы уже в международных фестивалях

сделали  в родном городе Зою легендарной актрисой.

 Городские власти в эти звездные для Зои годы  шли  ей навстречу во всем.

Но и Зоя  умела на добро ответить добром. Новые спектакли , новые победы

в театральных фестивалях в глазах зрителей из других городов еще выше

поднимали авторитет города-героя!

И вот опять жизнь нанесла Зое Казаковой страшный удар. Безвременно умер

дорогой и любимый человек, мастер на все руки, первый ее помощник и

заместитель по всем хозяйственным  и административным делам- муж Зои.

Где она взяла в себе силы  –одному Богу известно… Зоя и ее дети

совместными усилиями смогли пережить эту семейную трагедию. Пришлось

несколько пересмотреть распределение обязанностей, углубиться в

постановочный процесс, в изучение новых перспективных ролей. Все это

вместе с вниманием и любовью зрителей помогло перенести тяжелую утрату.

Чтобы нагрузить себя по полной, Зоя взялась за построение дачного дома на

выделенном  ей ранее садовом участке.

Здесь , как в театре, была поставлена своя сказка! Более того, для избавления

от лишней травы и борьбы с сорняками дачница Зоя купила мото-косилку  и,

как заправский огородник и садовод, подстригла и облагородила свои 

земельные «сотки».

Дети помогли в благоустройстве, проложили дорожки, сделали клумбы,

обозначили грядки…Все честь по чести!  Цвети цветник!- Меняйся лик!

А на дворе уже новые крутые перемены, в городе другая власть, другие люди

и другие принципы построения отношений… 

Но Зоя Казакова себе не изменяет! Богиня она и есть Богиня! Через тернии- к

звездам!-это про нее…

Итого -более тридцати поставленных ею  спектаклей за тридцать пять лет


служению театру, звание «Залуженная артистка России»,  двенадцатикратная

Лауреат Всероссийских и международных фестивалей-все это есть результат

самоотверженного труда Зои Казаковой, ее любовь к профессии и дань

уважения к любящему ее зрителю!

Музы трагедии и комедии -Мельпомена и Талия-  прочно вошли в ее жизнь и

вместе с ней живут.

Живут в ее сердце, в ее театре!

Театре одного актера…               
                ***


                А на левом берегу

великой русской реки, в другом областном центре разворачивалась жизнь и

судьба  актера Алексея Белого.  Жил в благополучной семье. Со школьных

лет у него отмечали отменную память. Учился легко, всегда в центре

внимания, и это формировало в нем  те кирпичики , из которых

складываются хорошие манеры и перспективные взгляды на жизнь. Слово

принципиальность для него не было пустым звуком. Как-то преподаватель

литературы предложила организовать  в школе театральный кружок и

пригласила для участия нем Алексея. Это было для него открытием!

Событием, определившим всю его дальнейшую жизнь.

Каждая роль- назубок! Каждое выражение лица и каждый жест- наполнены

смыслом и глубоким содержанием…Ну, Артист, да и только! Искусство  его

перевоплощения, казалось, родилось вперед его…

Отбор в театральный институт- на одном дыхании! Учителя в институте-

известнейшие люди и мастера своего дела! Алексей был на седьмом небе от

счастья.   Скоротечная, наполненная молодым энтузиазмом и

разнообразными постановками студенческая театральная жизнь. А потом-

долгожданная служба в театре!

 И вот он сидит на сцене вместе с другими участниками труппы и внимает

советам первого начальника- режиссера-постановщика. А тот давал

установку своим подопечным… наставлял коллег перед репетицией:

«Коллеги! Хочу сказать вам… Я, как бывший десантник (а десантники, как и

артисты, тоже бывшими не бывают!) сравниваю свою и вашу службу в

театре, как прыжок с парашютом, где земля-это наши зрители, парашют-это

наша труппа. Спектакль играет роль десантника…Ну, а я –тот ветер и та сила

притяжения, которые несут  этого десантника к земле… то есть к зрителям,

их любви к театру!

Тут без силы в голосе прозвучала реплика одного из сидящих на сцене:

«Интересное сравнение…».               

На что режиссер продолжил: «Что получается в такой необычной модели? 

Если я как режиссер сумею (а я сумею!) задать нужный тон игры, при

котором вы – парашют, раскроетесь полностью, без складок в ткани купола

(в вашей роли) и наполните этот купол воздухом вашего мастерства,

откровением и правдоподобностью игры каждого артиста, то земля-наши

зрители- мягко примет вас в свои объятия  и останется только одно-вовремя

сгруппироваться и завершить спектакль, а это у нас есть сам прыжок…то

есть завершить прыжок без травм в виде так называемых нежелательных

последствий. Как вам моя точка зрения? Я думаю образность не помешала

вам уловить главную мысль моего повествования. Мы все как один должны 

быть подчинены одной общей цели- приземлиться без последствий! И так -в

каждом спектакле! Поверьте-от спектакля к спектаклю наши приземления

при правильно выполняемой установке режиссера будут мягче и мягче.

Зрители будут все благодарнее и восхищеннее! И напоследок- будьте готовы

к тому, что за недисциплинированность буду спрашивать строго, как в

армии! Мы же ведь с вами служим!   Их величеству Мельпомене и Талии!

Ну, как перед прыжком-первый, пошел!-Завершил наставник.

Слова режиссера настолько запали в душу  молодого артиста, что стали его

"путеводной звездой и лестницей в небо"- к актерскому мастерству. Личная

жизнь складывалась не всегда гладко, но это не повлияло на карьеру артиста-

в    спектаклях большей части  репертуара театра  Алексей играл заглавные

роли.               

В Армии есть такая медаль «За 10 (15,20) лет безупречной  службы в

Вооруженных силах». Так вот в случае с Алексеем , через 20 лет безупречной

службы в театре, ему  было присвоено высокое звание «Заслуженного

артиста России». А еще через пять лет он получил звание «Народного

артиста…»  той области, в которой он жил и играл в театре.               

Все хорошо! Жизнь и карьера удались! Материальное благополучие

достигнуто, в семье лад и покой… Известность и симпатии зрителей

королевской мантией легли на его плечи. Спектакли ходили смотреть на

него-Алексея Белого.

И вот тебе! Трудно назвать причину, но случился у Алексея инсульт! Как

приговор Судьбы, но за что? Вопрос без ответа…

Врачи, родные, коллеги и друзья общими усилиями сделали последствия

удара болезни как можно слабее и смогли помочь артисту во всем…Так наш

герой остался на сцене, более того, переехал в приморский город с морским 

мягким климатом и продолжает творить.               

Вот пример преодоления жизненных препятствий. И театр как таковой

остался жить в Судьбе Алексея!

 Его театр. Театр одного актера…

                ***


Рецензии