Очерк. Театр одного актера
Наверное, каждый пробовал найти себя в том, что ему по жизни может
понравиться и стать смыслом его жизни. К этому подталкивают достижения
человечества в технике, в науке, в творчестве. В общем, во всей деятельности
ХОМО САПИЕНС-человека разумного.
Зое Казаковой, выросшей в интеллигентной и музыкальной семье, очень
нравилось пение. Её голос, чувство ритма и чистота исполнения песен
рождали в ней звезду народного пения и эстрады. Она без труда поступила в
музыкальное училище провинциального города Энска на вокальное
отделение, и с легкостью постигала все азы песенного творчества. Красивое
округлое лицо с приятной гладкой кожей, карие глаза, подчеркнутые тушью,
и гармонично выделенные помадой чувственные губы делали Зою
неотразимой на сцене и в жизни. Её прически, которые она меняла
периодически делали её шарм возвышенным. Но не все это, а именно
характер выдавал в ней истинную казачку. Судьбой было предписано иметь
фамилию Казакова! Когда училась в училище, за ее положительные и
волевые качества сокурсники единодушно признали ее лидером и избрали
старостой группы. Её невысокий рост не мешал ей в разговорах с другими
более рослыми студентами. Уважительное отношение к другим вкупе со
справедливым решением возникающих проблем поднимали авторитет Зои, а
ее настойчивость во всем была ей только на руку. Она воспитывала в себе и
артистку, и коллегу по будущей работе. Рядом с ней злопыхательству не
было места.
Выступая с песенными концертами после окончания музыкального училища,
Зоя поняла, что существуют неписанные законы продвижения на большую
эстрадную сцену и, чтобы не спорить с Судьбой, решила для себя искать что-
то новое, в чем можно было использовать нажитый творческий опыт. Кто-то
из друзей посоветовал ей обратить свой взгляд на театральную сцену. Зоя
спросила себя: «А почему бы и нет?!». После встречи и разговора с
режиссером одного из музыкальных театров, она прошла пробу на роль в
одном из спектаклей, и была утверждена, а это значило-принята в труппу.
Началась ее служба в театре. Через два года она была уже ведущей актрисой!
И театр был областной! На правом берегу Волги…
…Замужество, рождение сыновей естественным образом улеглось в ее жизнь
и работу… Но жизнь приготовила для нее свои сюрпризы, дабы не казаться
Зое медом…
Своим упорством и преданностью театру Зоя достигла высот мастерства в
театральном искусстве, однако жизнь ей сделала подножку: Зоя была
сокращена на службе в ставшем родным ей театре.
Но унывать и распускать слезы было не в ее характере. После беседы с
мужем она, с его согласия, отправилась в Москву и при помощи друзей и
знакомых сошлась в творческом процессе с маститыми режиссерами по
постижению этого самого режиссерского мастерства.
Это были для нее своего рода курсы повышения квалификации.
Вернувшись в город на Волге, Зоя Казакова уже твердо знала, чем будет
заниматься всю оставшуюся жизнь… Она попросила мужа понять ее
правильно и помочь ей там, где она в этом будет нуждаться. Любящий и
любимый супруг был готов на все! Лишь бы снова вспыхнула звезда его
Зои на театральной сцене!
Так и был рожден новый «продукт» театральных подмостков-Театр Одного
Актера!
Это –целый мир, целая вселенная под названием Зоя Казакова!
Чтобы быть Артистом театра с большой буквы-надо буквально жить в театре,
жить самим театром!
И карусель теперь уже семейного предприятия закружилась, набирая
обороты… Спектакли-миниатюры сменялись спектаклями других жанров.
Новые идеи и роли и костюмы шли на смену другим ролям и
сопровождающим их костюмам и декорациям.
Зрительские симпатии росли, как снежный ком. Город вдохнул в себя глоток
нового, ранее неизведанного в нем театрального чуда!
Поездки на фестивали театрального искусства, дипломы и призы
Победителя стали уже традиционными для Зои Казаковой. Это только
усиливало позиции Зои. А победы уже в международных фестивалях
сделали в родном городе Зою легендарной актрисой.
Городские власти в эти звездные для Зои годы шли ей навстречу во всем.
Но и Зоя умела на добро ответить добром. Новые спектакли , новые победы
в театральных фестивалях в глазах зрителей из других городов еще выше
поднимали авторитет города-героя!
И вот опять жизнь нанесла Зое Казаковой страшный удар. Безвременно умер
дорогой и любимый человек, мастер на все руки, первый ее помощник и
заместитель по всем хозяйственным и административным делам- муж Зои.
Где она взяла в себе силы –одному Богу известно… Зоя и ее дети
совместными усилиями смогли пережить эту семейную трагедию. Пришлось
несколько пересмотреть распределение обязанностей, углубиться в
постановочный процесс, в изучение новых перспективных ролей. Все это
вместе с вниманием и любовью зрителей помогло перенести тяжелую утрату.
Чтобы нагрузить себя по полной, Зоя взялась за построение дачного дома на
выделенном ей ранее садовом участке.
Здесь , как в театре, была поставлена своя сказка! Более того, для избавления
от лишней травы и борьбы с сорняками дачница Зоя купила мото-косилку и,
как заправский огородник и садовод, подстригла и облагородила свои
земельные «сотки».
Дети помогли в благоустройстве, проложили дорожки, сделали клумбы,
обозначили грядки…Все честь по чести! Цвети цветник!- Меняйся лик!
А на дворе уже новые крутые перемены, в городе другая власть, другие люди
и другие принципы построения отношений…
Но Зоя Казакова себе не изменяет! Богиня она и есть Богиня! Через тернии- к
звездам!-это про нее…
Итого -более тридцати поставленных ею спектаклей за тридцать пять лет
служению театру, звание «Залуженная артистка России», двенадцатикратная
Лауреат Всероссийских и международных фестивалей-все это есть результат
самоотверженного труда Зои Казаковой, ее любовь к профессии и дань
уважения к любящему ее зрителю!
Музы трагедии и комедии -Мельпомена и Талия- прочно вошли в ее жизнь и
вместе с ней живут.
Живут в ее сердце, в ее театре!
Театре одного актера…
***
А на левом берегу
великой русской реки, в другом областном центре разворачивалась жизнь и
судьба актера Алексея Белого. Жил в благополучной семье. Со школьных
лет у него отмечали отменную память. Учился легко, всегда в центре
внимания, и это формировало в нем те кирпичики , из которых
складываются хорошие манеры и перспективные взгляды на жизнь. Слово
принципиальность для него не было пустым звуком. Как-то преподаватель
литературы предложила организовать в школе театральный кружок и
пригласила для участия нем Алексея. Это было для него открытием!
Событием, определившим всю его дальнейшую жизнь.
Каждая роль- назубок! Каждое выражение лица и каждый жест- наполнены
смыслом и глубоким содержанием…Ну, Артист, да и только! Искусство его
перевоплощения, казалось, родилось вперед его…
Отбор в театральный институт- на одном дыхании! Учителя в институте-
известнейшие люди и мастера своего дела! Алексей был на седьмом небе от
счастья. Скоротечная, наполненная молодым энтузиазмом и
разнообразными постановками студенческая театральная жизнь. А потом-
долгожданная служба в театре!
И вот он сидит на сцене вместе с другими участниками труппы и внимает
советам первого начальника- режиссера-постановщика. А тот давал
установку своим подопечным… наставлял коллег перед репетицией:
«Коллеги! Хочу сказать вам… Я, как бывший десантник (а десантники, как и
артисты, тоже бывшими не бывают!) сравниваю свою и вашу службу в
театре, как прыжок с парашютом, где земля-это наши зрители, парашют-это
наша труппа. Спектакль играет роль десантника…Ну, а я –тот ветер и та сила
притяжения, которые несут этого десантника к земле… то есть к зрителям,
их любви к театру!
Тут без силы в голосе прозвучала реплика одного из сидящих на сцене:
«Интересное сравнение…».
На что режиссер продолжил: «Что получается в такой необычной модели?
Если я как режиссер сумею (а я сумею!) задать нужный тон игры, при
котором вы – парашют, раскроетесь полностью, без складок в ткани купола
(в вашей роли) и наполните этот купол воздухом вашего мастерства,
откровением и правдоподобностью игры каждого артиста, то земля-наши
зрители- мягко примет вас в свои объятия и останется только одно-вовремя
сгруппироваться и завершить спектакль, а это у нас есть сам прыжок…то
есть завершить прыжок без травм в виде так называемых нежелательных
последствий. Как вам моя точка зрения? Я думаю образность не помешала
вам уловить главную мысль моего повествования. Мы все как один должны
быть подчинены одной общей цели- приземлиться без последствий! И так -в
каждом спектакле! Поверьте-от спектакля к спектаклю наши приземления
при правильно выполняемой установке режиссера будут мягче и мягче.
Зрители будут все благодарнее и восхищеннее! И напоследок- будьте готовы
к тому, что за недисциплинированность буду спрашивать строго, как в
армии! Мы же ведь с вами служим! Их величеству Мельпомене и Талии!
Ну, как перед прыжком-первый, пошел!-Завершил наставник.
Слова режиссера настолько запали в душу молодого артиста, что стали его
"путеводной звездой и лестницей в небо"- к актерскому мастерству. Личная
жизнь складывалась не всегда гладко, но это не повлияло на карьеру артиста-
в спектаклях большей части репертуара театра Алексей играл заглавные
роли.
В Армии есть такая медаль «За 10 (15,20) лет безупречной службы в
Вооруженных силах». Так вот в случае с Алексеем , через 20 лет безупречной
службы в театре, ему было присвоено высокое звание «Заслуженного
артиста России». А еще через пять лет он получил звание «Народного
артиста…» той области, в которой он жил и играл в театре.
Все хорошо! Жизнь и карьера удались! Материальное благополучие
достигнуто, в семье лад и покой… Известность и симпатии зрителей
королевской мантией легли на его плечи. Спектакли ходили смотреть на
него-Алексея Белого.
И вот тебе! Трудно назвать причину, но случился у Алексея инсульт! Как
приговор Судьбы, но за что? Вопрос без ответа…
Врачи, родные, коллеги и друзья общими усилиями сделали последствия
удара болезни как можно слабее и смогли помочь артисту во всем…Так наш
герой остался на сцене, более того, переехал в приморский город с морским
мягким климатом и продолжает творить.
Вот пример преодоления жизненных препятствий. И театр как таковой
остался жить в Судьбе Алексея!
Его театр. Театр одного актера…
***
Свидетельство о публикации №224111000758