Стоя у артиллерийского склада в ожидании генерала

    


                (Рассказ бывшего рядового срочной службы)

               

  - Смотри, не перепутай, Валентин, — тревожным шёпотом продолжает инструктировать меня лейтенант, выглядывая из-за угла артиллерийского склада.

  - Сначала: стой! Кто идёт? И лишь потом: стой! Стрелять буду!

  - А если он пойдет не один, то командуй: один ко мне, остальные на месте!

  Я — солдат первого года службы, в караул-то заступал всего несколько раз и вот попал в такой переплёт.

  Недавно ставший генералом, сын Василия Ивановича Чапаева взял моду разъезжать ночью по воинским частям, причём со странной привычкой — проверять караулы.

  Вообще-то не генеральское это дело — проверять караульные посты. Отец генерала — по должности тоже генерал, командир дивизии — караулы не проверял. Правда, если бы проверял, то пожил бы подольше.

  И вот сейчас глубокая ночь, дождик моросит, Александру Васильевичу спать бы да спать. Так нет.

  А лейтенант, мой командир, тоже не спит, волнуется. Понять его можно, за карьеру свою переживает.

  Уже десятый раз напоминает: «Запомни, Валентин: сначала: стой! Кто идёт? А вот если не остановится, тогда: стой! Стрелять буду! А если он не один...»

  Вот уже и маленькая фигурка вдали показалась, сквозь дождь еле видна, направляется ко мне.

  - Товарищ лейтенант, - говорю шёпотом, - идёт.

  - Итак, Валя, - тоже шепчет лейтенант, - сначала: «Стой, кто идёт?», и лишь затем...

  Лейтенант прячется за склад.

_________________________________________

  Фото из Интернета. Слева: подполковник Александр Васильевич Чапаев в годы Великой Отечественной войны.


Рецензии
Да тут комментарии едва ли не похлеще самого текста! Позволю себе несколько усомниться в одном из утверждений: энергии холостого выстрела скорее всего не хватит, чтобы передёрнуть затвор, там нужна специальная насадка, поэтому и очереди бы не получилось. Мне (на момент события сержанту срочной службы) пришла светлая мысль использовать вместо насадки (в тогдашней моей части были СКС) крышечку от пенала с принадлежностями для чистки. Ну, все же знают - она в дыркой в центре и, если повернуть её на дуле, она цепляется выступом. Какое-то мероприятие намечалось с салютом, возможно, что и похоронное, я сам потом не ездил. Самое интересное, что отцы-командиры реально повелись! Товарищ капитан, товарищ майор и товарищ подполковник. Очевидно, я был убедителен, и хорошо ещё, что сперва решили испытать на плацу, а не сразу в официальной обстановке. В общем, оно действительно работало, но максимум пару выстрелов. А потом крышечки посрывались и вразнобой улетели, кувыркаясь, куда-то вдаль... В общем, сэкономить парням мускульную энергию, затрачиваемую на передёргивание затвора, в тот раз не получилось.
А незаконченность Вашей, Пётр, истории очень даже хороша: главное, что передана атмосфера, вкус времени и места. Тоже полез смотреть у Стерна, сразу нашёл книгу в шкафу на полке на уровне глаз и да - узкий проход между двух кроватей, протянутая рука, схватил за... Ну же!.. И две чёрточки, как обрыв чрезмерно натянутой клавесинной струны!
Стерн у меня сорокового года, довоенный. И я его украл. И правильно сделал, поскольку этим стопроцентно спас от участи сгнить от сырости в необитаемом дачном доме одного моего доброго приятеля. Я той зимой жил месяца два с перерывами у него на даче, присматривал за нашими с ним общими лошадьми, и вот однажды он привёз с собой полный автомобильный прицеп книг. Там оказалась печальная история - у его родителей умерли знакомые, бездетная пара, а наследники (да полно таких случаев!) собрались просто выкинуть библиотеку на помойку. Вот он и подогнал машину, покидал книги в прицеп и увёз на дачу. Потому, что домой ему тоже было не вариант. Там были тома Толстого под редакцией Черткова, были отличные переводы Грэма Грина шестидесятых годов, ну и многое другое. Я тогда был честным, как деревенский дурачок (не то, что теперь)), и стащил только три книги, и то потом мучился совестью, а надо было, конечно, много больше. А за Стерна зацепился тогда потому, что на экзамене по зарубежной литературе за несколько лет до того дополнительным вопросом выпал Европейский сентиментализм, представление о котором у меня было очень туманным. Но добрейшая Роза Тодоровна махнула рукой - а, всё равно не стал бы ты Стерна читать! - и поставила отлично. Прочитал, принял, восхитился и теперь возвращаюсь, достаю с полки время от времени.
И ещё к теме талантливой незаконченности, к теме обаяния времени и места. Вслед за Стерном продолжил ряд Михаил Кузмин - собственно, вся его хрустальная и не особо объёмная по количеству страниц проза.
Спасибо за весёлую историю с засекреченным завершением и дальнейших творческих успехов.


Андрей Лейф Воротников   07.09.2025 22:29     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей!

Спасибо за внимание и интересный рассказ.

Конечно, Вы правы: после холостого выстрела ни у СКС, ни у АК затвор автоматически не передернется. Так что один холостой патрон в магазине гарантированно оставлял генерала в живых.

Я пару раз видел ружейный салют. По-моему, крышечки на стволах оружия были бы явно лишними.

Одиночный выстрел, одновременное синхронное передергивание затворов салютующими, снова одиночный выстрел. Ритуал. А что очередь — протрещало и всё, совершенно не зрелищно.

Ещё раз спасибо за внимание. Всех благ!

С уважением,



Петр Савватеев   07.09.2025 23:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 33 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.