Героизация безумства
Председатель горисполкома, предваряя вручение ордена, рассказывает о примечательных поступках юбиляра, о которых она узнала от его жены. Суть в том, что Бушуев тратил значительную часть своей ежемесячной пенсии на отправку телеграмм, опустошая тем самым семейный бюджет. А телеграммы эти он отправлял по случаю завершения значительных социалистических строек, поздравляя строителей и компартийное руководство. Также он высылал поздравительные телеграммы каждому космонавту, начиная с Юрия Гагарина. Естественно, председатель горисполкома отмечает в таких поступках глубокую вовлечённость бывшего революционера-политкаторжанина в дела государства, которое создавалось и его усилиями, он «клал камни в её фундамент».
Кроме характеристики поступков Бушуева героиней фильма (роль председателя играет И. Чурикова), возникает и несколько иные оценки. Самой мягкой из них будет ассоциация с пикейными жилетами. Если квалифицировать с позиции психиатрии, то похоже на эготизм в своём клиническом проявлении, чрезвычайно превышающим своё собственное представление о значимости своей личности.
Однако, режиссёр, скорее всего, вкладывал смысл, который и передала И. Чурикова. А смысл этот строится на том, что все побуждения Бушуева и его друзей ветеранов-большевиков являются искренними и продиктованы самыми добрыми побуждениями.
Тогда, конкретно к Бушуеву возникает вопрос: а как он пережил массовый террор коммуно-большевистского режима в 30-х годах? Он был участником / исполнителем этого террора либо «отсиживался в кустах»? Или просто не замечал жертв сталинского политрежима, посылая поздравительные телеграммы строителям Магнитки и Днепрогэса?
Посему, вовлечённость в судьбы страны получается несколько зашоренная: поддержка и совершение благих дел (объективно великие стройки – это благое дело), невзирая на преступные методы и способы, не замечая жертв человеческих, когда, вроде бы ради этих людей всё и должно делаться.
И здесь я бы исключил любой злой умысел в поступках Бушуева и его со-товарищей, а предполагая их искренне стремление достигать благих целей невзирая на методы, назвал бы их социальное поведение безумством. Социальное безумство это как раз и есть стремление достичь благополучия (других прежде всего) жертвуя теми, ради которых это благополучие достигается.
Именно таких безумцев описал Ж.-П. Беранже:
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Вот только вряд ли стоит согласиться с патетикой Беранже. Равно как и с патетикой бушуевых.
Вот потому героизация безумства может и выглядит помпезно, эмоционально притягательно (в отмеченной сцене эмоционально-возвышенное восприятие усугубляется песней - https://www.youtube.com/watch?v=ghbGWTlbBz0) и даже подражательно-заразительно всё же остаётся безумством с самыми тяжёлыми последствиями. «Сон золотой» одно из них.
Свидетельство о публикации №224111000906