Чкондидский монастырь

Снится мне Мегрелия в вершинах и холмах.
В цветущих и ухоженных строениях.
В лежащих на предгорьях облаках
В златых ручьях и птичьих песнопениях.
С источниками, рвущими из недр,
Дающими и силу, и усладу.
Где каждый житель мудр, приветлив, шедр.
И ничего не требует в награду.
Таинственно волшебная страна,
Где тосты годы жизни продлевают.
И в поисках злаченого руна,
К Колхиде аргонавты приплывают.
И грезятся мне княжие пиры,
Правителя мегрелов Дадиани.
Орехи, винограды и сыры,
Мощи Георгия и Иоанна.
Поющие как Боги, за столом,
Друзья мои, столицы Цаленджихи.
Кура с Арагви под Джварским крестом.
И плач чонгури под поэтов стИхи.
И мысль чиста как горная вода,
И нет вражды, святы душа и тело.
О дай же не проснуться никогда,
Моя любовь и притяжение Сакартвело!
Александр Журавский

Монастырь

Грузия крайне богата наследием исторических артефактов, причем, благодаря традиции каменного строительства возраст некоторых объектов архитектуры исчисляется веками и тысячелетиями. Интересный парадокс — вековые здания (в основном, речь идет о сохранившихся христианских храмах) с одной стороны воспринимаются как хорошо укрепленные массивные крепости, а с другой — благодаря тонкой, зачастую кружевной отделке они как будто бы парят в воздухе, создавая ощущение легкости и света. Изящная простота, гармония, красота и хорошо улавливаемое чувство жизнерадостности — это типичные характеристики такой архитектуры.

Чкондиди — уникальный храмовый комплекс, находящийся в западной части страны, в 44 километрах от Кутаиси. Иногда его еще называют по имени расположенного рядом города Мартвили — Мартвильским монастырем. Это, без преувеличения, центр духовной жизни Самегрело.

Построенный на горе в конце седьмого века монастырь вначале был уединенной обителью для православных монахов. Но, как это зачастую бывало в истории, святое место стало притягивать посетителей и паломников, и скоро вокруг храма возникло поселение. Расположение монастыря дало ему и имя: «чкон» на мегрельском переводится как «дуб», а «диди» означает «большой».

Чкондиди — это целый комплекс зданий, главным из которых является кафедральный собор Успения Богородицы, или Мартвильский собор. В середине 10-го века храм был перестроен абхазским царем Георгием II, который постарался сохранить фундамент первоначального строения (архитектурную конструкцию тетраконх), и здание стало первым в ряду будущих монументальных грузинских храмов. Примечательно, что на сегодняшний день подобных строений в Грузии нет. Его уникальной особенностью является купол в персидском стиле и расположение стен по сторонам света в виде креста.

Георгий II поместил в храме мощи святых и, самое главное, дал начало существованию абхазской церкви (независимой от Константинополя).

Собор имеет огромное культурное значение для Грузии: здесь находятся усыпальницы абхазских царей, князей Самегрело, князей Дадиани-Чиковани, на протяжении столетий он выполнял культурно-образовательную функцию. В скриптерии, расположенном на территории монастыря, монахи не только занимались обширной переводческой работой, но и сами создавали литературные труды. Влияние монастыря на общественную и даже политическую жизнь страны было велико — настоятель монастыря был наделен полномочиями назначать главного советника для выполнения поручений царя. В свое время Гиорги Чкондидели был одним из главных советников  Давида Строителя, а Антоний Чкондидели — министром царицы Тамары. С X по XIX век вели свою деятельность видные грузинские священнослужители, богословы и учёные – Стефан Саноисдзе, Георгий Чкондидели, Иоанн Архиепископ, Иоанн Столпник, Романоз Столпник и другие. К лику святых был причислен Антоний Цагарел-Чкондидский, один из епископов Чкондиди,  живший в конце 18-го века.
 
К сожалению, в советское время монастырь был закрыт, но жизнь снова закипела в нем с 1998 года. С 2007 г. по благословению архиепископа Чкондидского Петра (Цаава) в Мартвили возродилась монастырская жизнь. Сегодня монастырский комплекс входит в число памятников международного культурного значения.

Храм выполнен в характерном для Грузии стиле: искусная резьба стен, вязь из каменных кружев, оформляющая окна, чистые и прямые линии архитектуры. Во время последних реставрационных работ под вековыми наслоениями специалистами были обнаружены уникальные фрески, изучение которых только начинается.    
Второе крупное строение комплекса — это также постройка десятого века, церковь Мцире Чиквана, или храм Рождества, состоящий из двух ярусов.

На территории также расположена высокая башня, которая использовалась монахами как «столп», рядом возведена более поздняя колокольня.
Сам Мартвили раскинулся таким образом, что монастырь виден из любого уголка города.

Природа и люди

Всё пространство Грузии имеет какую-то особую связь с геометрией: здесь великолепно и пропорционально все — от природных линий и больших архитектурных форм до малых хозяйств и виноградников. Возможно, причиной тому высокая концентрация культурной жизни на относительно небольшой территории государства, а может, это какое-то особое излучение планеты, позволяющее местным жителям слышать самую суть и отсекать все лишнее, подобно резцу требовательного архитектора.

Когда Вы находитесь в Чкондидском монастыре, Вы не можете не отметить вид, который открывался монахам на протяжении долгих столетий: селение внизу, зеленые холмы и расположенные вдали прекрасные горные вершины, покрытые снежными шапками.
 Весь регион Имерети-Самегрело здесь лежит как на ладони. Сама храмовая территория очень ухожена: многочисленные газоны ухожены, клумбы пестрят яркими цветами.
Окрестности Чкондидского комплекса также поражают воображение — в нескольких километрах от Мартвили находится река Абаши, которая за много тысяч лет образовала красивейший каньон. Длина каньона составляет 2400 метров, глубина колеблется от 20 до 40 метров. В середине каньона с уступа высотой 12 метров падает каскадом вода, образуя потрясающий водопад, брызги которого играют на солнце тысячами искр. Множество более мелких водопадов и ручьев образуют прозрачные озера и запруды. Небольшие рощи самшитовых деревьев имеют возраст в 700-800 лет.

Это место всегда было обитаемо, ученые находят здесь отпечатки лап динозавров и следы присутствия древнего пещерного человека. Очень холодная, кристально чистая вода озер была в свое время царской купелью представителей великого рода Дадиани. Возможно, именно здесь омывала свое тело великая Екатерина Дадиани (1816-1882), родная сестра Нины Чавчавадзе-Грибоедовой. Некоторое время она лично правила Мегрелией и даже командовала народным ополчением во время вторжения турецкой армии в 1855 году.

Последний факт много говорит об этих местах и его жителях. Считается, что мегрелы имеют особенный характер и уклад жизни. Они легко адаптируются под изменение внешних условий, подстраиваются и корректируют манеру общения. Мегрелы не любят прямолинейного выражения эмоций, избегают грубых определений, стараются не ругаться и не сквернословить. Они очень хорошие дипломаты, но при этом всегда незаметно «прощупают» собеседника в процессе неспешного и дружелюбного разговора. Мегрелы очень ценят родовые и родственные связи, и у них довольно велика роль женщины в семье. При том, что мегрельская женщина любезна и покладиста, часто именно она «выводит» мужа в делах и карьере, поддерживает его и налаживает нужные связи. Хотя внешне, безусловно, мегрельская семья по-грузински традиционна и патриархальна.

При всеобщей музыкальности грузин, считается, что мегрелы особенно выделяются в этом плане. Одна из многочисленных мегрельских песен — «Мегрельская нана», по мнению ученых, относится к дохристианской эпохе и является обращением к языческой богине. Когда в Мартвили заканчивается ртвели (сбор урожая винограда) — важный и торжественный период для жителей, огромное счастье попасть на пир в эту честь.

Многие участники говорят о том, что это воплощение рая на Земле: мегрелы артистичны и при этом хорошо эрудированны, они обходительны, но ярко представляют свою личность, они сентиментальны, любят играть, петь и радоваться жизни… Но важно помнить, что мегрелы — это не легкомысленный этнос, они очень внимательно следят за своими словами и обещаниями, никогда не говорят ничего сгоряча или в опьянении, всегда наблюдают и оценивают своих гостей.
 
Личность

Вот в таком удивительном природном и человеческом пространстве живет и несет послушание с 2006 года уникальный человек — митрополит Петр Цаава (1970). За его плечами учеба на экономическом факультете Тбилисского университета, обучение в Тбилисской духовной семинарии. В 2000-м году он был пострижен в монашество с именем Петр. С 2002-го года Петр имеет опыт управления Стефанцминдской и Хевской епархией в сане епископа, а в 2010 году он был возведен в сан митрополита. 
С 2006-го года Владыка Петр активно занимается восстановлением Чкондидского комплекса во всех его ипостасях — и как историко-архитектурного комплекса, и как центра церковной деятельности, и как средоточия ценнейшего культурного наследия Грузии.

Именно благодаря ему в 2007 году в Чкондиди возродилась монашеская жизнь: были основаны мужской монастырь Андрея первозванного и женский монастырь Святой Нино. 
В 2008-ом году в селении Салхино Мартвильского района Владыка Петр открыл школу-пансион Святого Амбросия Хелая на 80 мест и стал ее ректором. Примечательно, что в качестве учебных предметов в школе изучаются рыболовство, пчеловодство и виноделие. Девочки дополнительно изучают искусство рукоделия и кулинарии.
В Чкондидском комплексе, по инициативе митрополита Петра, в Царской комнате эпохи позднего средневековья был обустроен молитвенный музей-хранилище, где находятся монастырские святыни.
Митрополит Петр Цаава известен как человек с активной, четко выраженной гражданской позицией. С 2008 года он занимал пост генерального директора телевидения патриархии «Эртсуловнеба» («Единодушие»), оказывая таким образом значительное воздействие на мнение людей о церкви и влияя на отношения общества и церкви.

Монастырское виноделие

Одно из начинаний Владыки Петра сегодня — это восстановление традиций местного виноградарства и виноделия, сохранение генофонда автохтонной виноградной лозы, возрождение монастырского виноделия. «Оджалеши» — уникальное вино, которое делается в монастыре из одноименного винограда, произрастающего только в Мегрельском регионе. Это природное полусладкое вино темно-рубинового цвета отличается от других своим чудесным ягодно-плодовым ароматом.
«Оджалеши» на мегрельском означает «лазающий по дереву». Это само по себе говорит о технологии выращивания винограда: лозу пускали на дерево и собирали урожай поздней осенью, когда листья уже опадали, а ягода становилась максимально сладкой.

В 19-ом веке этот сорт винограда оказался практически на грани вымирания, и спас его племянник Наполеона III, принц Ашиль Мюрат, женившийся на дочери Екатерины Чавчавадзе —  Саломее Дадиани. Он занялся селекцией, привил лозу, чтобы сделать ее устойчивой к виноградной болезни, разбил виноградники по европейской схеме.
Сегодня подобным развитием Оджалеши занимается Владыка Петр. Это, можно сказать, также своего рода миссия, так как в последнее время можно наблюдать тенденцию замены посадок Оджалеши на менее прихотливые и более урожайные Изабеллу и Цоликаури.
Все вино монахи делают сами, хранится оно в марани (винном погребе) 19-го века. Данное вино специалисты называют эталонным «Оджалеши», но, к сожалению, оно не поступает в продажу.

Следует иметь в виду, что «Оджалеши» телавского или тбилисского, а также недавно появившегося мартвильского производства пока, увы, сильно отстает по качеству от монастырского.

2017, для журнала Код де Вино


Рецензии