Децентрализация и агрессивность. Взаимосвязь

Bild: Вольный город Данциг. На обоих сторонах монеты - надписи по немецки. То же самое на банкнотах и почтовых марках.Поляков в Данциге проживало мало и то в качестве сезонных рабочих.Однако это государственное образование не имело право менять свой статус без утверждение на то Польшей. Гитлер настивал на отказе Польши от права решать судьбу Данцига и предоставлении Германии экстерриториального т.н. "польского корридора', т.е. права проезда без досмотра из Германии в Данциг и Вост. Пруссию. Данциг имел собственное правительство и собственную монету. 

 

Децентрализация и агрессивность во внешней политике. Взаимосвязь


Историк Гумилёв Л.Н. объяснял невиданные по масштабам грандиозные победы монголов под властью чингизидов теорией некой пассионарности, которую он почерпнул у Вернадского. Но она недоказуема. Кто в состоянии разглядеть космические лучи якобы влияющие на плод в утробе матери? ))

Вместе с тем можно заметить другое. Монголы длительно время находились в состоянии децентрализации. Их объединяли разные союзы, кланы и централизованной власти не было. Когда же подобное появилось, монгольское общество начало проводить крайне агрессивную внешнюю политику, сравнимой как с Александром Македонским, так и нацистской Германией.

Можно легко заметить те же самые тенденции в Риме и у арабов эпохи отказа от язычества и призывов обращения в ислам. Ещё одна тенденция - востребованность сверхценных идей, пророков и вождей.

В реальности децентрализация понятнее и ближе. В замкнутых на себе коллективах куда как легче навести порядок и обеспечить справедливые решения, касающиеся всех. Но лица из прежних децентрализованных окраин готовы поменять собственную самостоятельность на некие сверхценные идеи, которые так или иначе вращаются вокруг темы  войны и побед.

"Пассионарист" Гумилёв Л.Н., будучи участников Второй Мировой войны, тщательно обходит тему нацистской Германии. А напрасно, потому что каждый дурак поймёт, что очень многое из того, что он приписывал средневековым монголам имело место и в Германии в период прихода к власти национал-социалистов. И немецкое общество под их влиянием начало чуть-ли ни задыхаться от неумолимого желания погрузиться в мир жертвенности и высоких идеалов.

Но что хорошего в реальности "светило" Вольному городу Данцигу?* Мэр Данцига - Г. Раушнинг- вовсе не случайно порвал с нацизмом сразу после ряда откровенных бесед с Гитлером, где последний раскрыл ему все карты и обнажил суть нацизма. Мэр Freie Stadt Danzig не принял те риски, которым подвергался милый его сердцу город. Он трезво взвесил, что терял Данциг и что он приобретал взамен? Не трудно догадаться, что он пришёл к выводу, что всё это сумасбродство выходца из австрийского захолустья в корне противоречит интересам граждан Данцига.  Ведь Данциг имел практически очень высокий статус и всё необходимое для дальнейшего развития и процветания.

Мы толком не поняли, что это за такая "пассионарная теория" у Гумилёва, мы лишь можем констатировать, что "сверхценные идеи" ( термин из клинической психиатрии) и "вожди" напрямую связаны с плодами децентрализации той или иной страны. Монголы эпохи Чингизидов как и первые "джиhадисты" Аравии считали, что их миссия исправить мир и пошатнувшийся порядок. Но если "нырнуть" поглубже, то можно заметить с чего они начинали - с разобщённости. Так как эта разобщённость качественно оттачивала оттачивала профессиональные военные навыки, то дело оставалось за малым - свести эти группы воединно, спаять их. На этой волне одни получали весомые дивиденды, другие ничего или почти ничего. В результате чингизидских походов, например, четыре поколения монгольских юношей не вернулись домой.

Мы также не знаем какую выгоду получили отдельные регионы России в период царистской экспансии. Где и в чём они выиграли?

Достаточно сравнить судьбу нацистской Германии с долгосрочным политическим курсом Швейцарии, где более 70% те же немцы. В чём швейцарцы, переполненные конфедератскими инстинктами оказались менее удачливыми и счастливыми чем немцы Германии?

В реальности в наши дни чуть ли ни каждый немецкий город мечтал бы стать прежним Данцигом.







* Парламентская республика под эгидой Лиги Наций. Freie Stadt Danzig Был создан 10 янв.1920 в соответствии с Версальским договором. В российской Википедии неверно указано, что польский якобы являлся одним из двух государственных языков. Такого статуса он не имел. На почтовых марках, монетах и банкнотах только немецкий. А следовательно "два языка Данцига" - фейк русской Википедии.


Рецензии