Бренд Америка

Бренд Америка, или Welcome to the Grand illusion!


Саймон Анхольт; Джереми Хильдрет. Бренд Америка. М., 2010.

Пока читал книгу, думал, она замироточит, от прикосновения к святому.
Книга интересна с позиций брендинга и брендинга целой страны. Книга в копилку моих размышлений, почему Россия проиграла в идеологическом плане в Холодной войне и постоянно проигрывает информационно. Спросите, почему? Потому что мы плохо осведомлены в механизмах саморекламы, рекламно-пропагандистских технологиях и брендинге. У нас не было потребности в рекламе товаров, у нас не было частной и фирменной коммерции как таковой, мы толком ничего о таком не знали. Если и знали, то лишь в теории. Так что, мы по-старинке используем дубину, в то время как у противника огромный арсенал вооружений для борьбы с нами.

Сама по себе книга - в пользу бренда Америка. Но авторы все сводят к маркетингу, смешивая здесь же и политику и экономику. В конце книги они предлагают рецепт по возрождению популярности бренда Америка, воспевая старые лозунги. К примеру: "Опора делается на конкуренцию, выбор и власть потребителя, а эти понятия самым тесным образом связаны со свободой и силой личности при демократии. По этой причине такой подход гораздо лучше подходит для тех, кто желает установления длительного мира на земном шаре, чем для тех, кто во главу угла ставит искусство управления государством, идеологии, политике или религии".

Лозунгами можно прикрыть любую американскую агрессию в области политики и экономики, но лозунги не двигают реальную политику и реальную экономику. Диктатор не может быть всеми любим. Диктатура Америки у все большего количества людей вызывает непонимание и раздражение. Всевластие Америки играет злую шутку с нею - у неё нет равных конкурентов (она осталась единственной сверхдержавой, даже специально было выдумано обозначение "супер сверхдержава"), поэтому в США считают, что можно решать все вопросы силовым путем. Они перестают вкладываться в продвижение себя, забывают об осторожности в принятии тех или иных решений, чтобы не было лишних кривотолков. К слову, примерно о том и пишут в одной из глав авторы книги. Международное право существует для слабых, оно подчиняется американцам. Америка силовым способом наводит порядки, не соблюдая международных правил и не дожидаясь решений ООН (впрочем, точно так же поступает и Франция, пишут авторы, но Франции за это предъявляют меньше претензий, потому что бренд Франция - не уровень бренда Америка). В конце книги говорится уже в противоположном ключе, что все действия Америки справедливы. Видимо, критику следует замазать сладкой патокой, что должно работать на недалекого читателя, но для вдумчивого несет соответствующую информацию, причем, важную информацию. Данная авторская позиция еще раз говорит о том, что Америка сама себе рисует иллюзии, даже через эту книгу, убеждая всех в том, какая она правильная и великая страна, не осознавая своего места в мире, не в силах соотнести реальное с выдуманным (впрочем, это тоже политика воспевать то, чего нет, обманывать глупых и доверчивых). При этом авторы намеренно не хотят или попросту не могут (в силу своей компетенции) раскрыть реальные экономические и политические механизмы, которые движут Америку; забывают рассказать о всевозможных мерах давления на разные страны, об интервенции в их структуры, в политику, бизнес, кинематограф, образование и пр. И авторы не задаются вопросом, какие начнутся пертрубации в Америке, если она перестанет исповедовать империалистическую политику неоколониализма. Империализм авторы сразу переводят в сферу честной торговой конкуренции, что Америка стала торговой империей, потому что она круче сама по себе и вся из себя такая правильная, а вы лузеры. Пускай все остальные лузеры, доля истины в том есть. Но взгляд авторов и стоящая за ними идеология в макромасштабе, которую они даже на подсознательном уровне исповедуют, не объясняет реалий. Авторы не проникают в глубинные структуры истории, общества, экономики, психологии. Они не раскрывают причинно-следственные связи (возможно, об этом надо говорить в кулуарах тайно, а на витрину для всеобщего обозрения выставлять глянцевую обложку). Книга, как отображение американской мифопоэтической идеологии, является некой пеной, закрывающей реалии окружающего мира, соответственно не может служить руководством к самоизлечению. И хочется заметить авторам следующее, если они реально хотят смотреть на вещи, а не издавать очередную глянцевую агитку. Вы не можете возродить бренд (в данном случае бренд Америка), если реалии работают на противоположное, вы его не сможете возродить, потому что пытаетесь выстраивать очередную иллюзию, используя ветхие лозунги, не пытаясь проникнуть в суть вещей, вместо того, чтобы реально смотреть на происходящее, отделять маркетинг от дипломатии, политики, профессиональных знаний и навыков в области управления страной. Сказки о демократии всем уже надоедают, все начинают прозревать, что и со свободой в Америке далеко не все в порядке (совсем не в порядке). Книга как очередной глянец приукрашенной и отшлифованной Америки (мифопоэтика про Америку) - работает, но она становится бессмысленной для тех, кто критически смотрит на вещи и вдумчиво читает. Хотя некоторые мысли из сферы брендинга вполне могут быть полезны.

В завершение следует сказать такое. Врага нужно знать в лицо, врага нужно изучать, врага следует оценивать как можно более реалистично, знать его слабые и сильные стороны, даже необходимо учиться у него полезным вещам. Только тогда его можно победить в новой Холодной войне.


Рецензии