Ещё об Огюсте Родене...

"СКУЛЬПТОР  В  СВОИХ  ТВОРЕНИЯХ   ДОЛЖЕН  ОТРАЖАТЬ  СОСТОЯНИЕ  ДУШИ" /СОКРАТ/
========================
Я  уже  писал  о  нём  на  сайте  ВЖ , но  недавно  встретил  80  человек, которых  так  волнует  его  творчество , его  жизнь , что просто  невозможно  не  написать ещё "пару  слов"  об  этом Гении  Всемирной  культуры. Кстати, есть одна  весьма  печальная  дата  ( 17  ноября ) в  текущем  (песочными  часами)  году , а  именно  - 100-летие со  дня  его  смерти...Среди прочих печальных  дат , которыми так  насыщены  и "нулевые" и  нынешние  годы , начавшейся , как  предсказывали, "Эры Благоденствия ".

     Впрочем,  не  об  этом  сегодня  речь.  А  о   том, что  Огюст  Роден   оставил  молодым   художникам  в  виде  завещания, которое полезно почитать  и  нашим зрелым  мастерам  художникам  и  скульпторам , служителям  красоты, вдохновения  и  радости  жизни. Он  хотел  дать  этакое  краткое  изложение  своего , как  он  отмечал, долгого  опыта...

   Прежде  всего, он  отмечал, что надо  благоговейно  любить  мастеров , которые  предшествуют  нам. В  частности , отмечал Фидия  и  Микеланджело - с  "божественной  лёгкостью  одного  и суровым  страданиеи другого".  Восхищение , писал  он, - это  "крепкое  вино  для  благородных  умов". Предупреждал, однако, что  надо  остерегаться  подражать  старшим. Надо уметь , уважая  традицию, различать  в  ней вечно  плодотворное , а  именно - любовь  к  Природе  и  Искренность. Именно это  является двумя сильными  страстями гениальных  мастеров , обожавших  Природу и  никогда не  знавших  лжи. Именно  этим можно  навсегда спастись  от рутины.  Нельзя  слепо  подчиняться  какому-либо  мастеру , а  надо  " беспрестанно  вопрошать  действительность". Природа -  единственная  богиня ! Надо  доверять  ей, она никогда не   бывает  безобразной...

     Художникам  необходимо  в  каждом существе, в  каждой  вещи  открывать  характер , "внутреннюю  правду  и красоту  , которая  просвечивает под внешней  формой". И  именно  так, замечал  Роден, можно  встретить  Истину. Да-а... как  же просто  и  талантливо  это  замечено ! Тем  более, если  быть  уверенным , что  смысл  нашей  жизни - в поиске  Истины  во  всех  её  проявлениях...

     А  скульпторам  он  советовал  особо -  развивать в  себе понимание  глубины, поскольку наш  разум  явственно представляет  себе лишь  поверхности, а   выражать  объёмные  формы  ему  затруднительно.  Он  учил, чтобы  рассудок скульптора  воспринимал каждую  поверхность, "  как  грань  объёма, выталкивающего  её  сзади". И  отмечал, в  частности, что  секрет прекрасных  скульптур  античного  искусства - во  внутреннем импульсе, в  возникновении  жизни  из  центра  и раскрытии её  изнутри  вовне...

  Да  и живописцам, кстати, необходимо   следовать этому  правилу -  измерять  пространство, создавать  " иллюзию  третьего  измерения". Примером  тому - портреты, написанные  Рафаэлем... Сила  великих  мастеров  - в знании объёма. И , когда  мы  рисуем, надо заботиться  не о контурах, а о рельефе, поскольку  именно  он "правит  контуром".

  Огюст  Роден  призывал  работать без  передышки, не  теряя  терпения, набивать руку  в  ремесле, не  рассчитывать  на  вдохновение, которого, он  считал,  просто не  существует ;  трудиться , как  честные  рабочие...Он  полагал, что   главные  достоинства художника - мудрость, внимательность , искренность  и  воля.  Он  советовал  художникам  быть правдивыми , что  не  означает  быть  точными, поскольку  неизменная  точность - в  фотографии, муляже . И  писал - "искусство  начинается  там , где есть  ВНУТРЕННЯЯ  ПРАВДА ", и желал , чтобы краски  и  формы  творцов  выражали собой  ЧУВСТВО.

 Так  завещал  Огюст  Роден  тем , кто  придёт после  него.... Я  написал и  представляю здесь  его  портрет (картон, акрил, 35х55 см). Старался  следовать заветам Великого  Мастера.
==========================

г.Монреаль, Квебек, Канада. 14  июня 2017 г.


Рецензии