Когда Небеса предупреждают 4

Хронологически этот эпизод должен быть поставлен на второе место после истории с обвалившейся скалой в Коктебеле. Однако, как уже говорилось, задуматься о грозных символах получилось гораздо позже. Поэтому истории, которые, всплывая в памяти, приобретают вдруг символическое значение, не буду выстраивать в строгий временной ряд. Парадокс заключается в том, что впервые сформулировать мысль о предупреждении Небес довелось в связи со случаем достаточно анекдотическим. А вот прочие могли иметь последствия трагические. Но, предупреждение – на то и предупреждение, чтобы эти последствия остались лишь в воображении, побуждая в дальнейшем жить, о них не забывая.
Был 1977 год, знаменательный тем, что мы с тестем умудрились приобрести «Жигули 2011». Не буду останавливаться на том, что значило для советской семьи купить автомобиль. На это трудились поколения, да ещё продирались через кошмарную систему распределения вожделенных транспортных средств.
Наконец, проглотив все издевательства системы, связанные с постановкой на учёт, получением номеров и т.д., семья наша стала осваивать новую философию существования. Поездки на дачу, возможности выбраться на многочисленные озёра, комфортные закупки продуктов – всё это стало входить в привычку.
Лето 1977 г. было поразительно дождливым. Из города выезжать не было никакой охоты. Поля, залитые водой, речки, вышедшие из берегов, свинцовое небо и дождь, дождь, дождь…
Но были мы очень молоды, желание прокатиться от души было неуёмное. Кроме того, был многолетний опыт путешествий на мотоциклах. Поэтому спланировали двухнедельную поездку по Прибалтике и Белоруссии. Татьяна, моя жена, незадолго до покупки автомобиля получила права. Я имел уже семилетний стаж, всячески способствовал закреплению её навыков вождения. Такая поездка, помимо прочего, должна была сделать из неё вполне приличного водителя.
Как ни странно, дожди закончились уже в Эстонии. Затем Латвия, Литва, въезд в Белоруссию. Последняя остановка – у моих родственников в деревне Лосвидо на высоком берегу огромного озера с одноименным названием. Здесь, под Витебском, я несколько лет проводил летние каникулы, сюда заезжал на мотоцикле. Семёна Демьяновича – дядю Сеню и тётю Женю я очень любил.
О них многое написано в рассказах «Орден» http://proza.ru/2021/12/16/1536 и «Жаркое лето 1972 года» http://proza.ru/2022/05/03/1104 , поэтому здесь повторяться не буду. В последний раз я сюда заезжал 5 лет назад, тем самым злополучным «жарким летом». Явились мы без предупреждения, однако встречены были очень тепло. Семён Демьянович начал прихварывать. Внешне это выражалось в том, что он больше ни капли спиртного не употреблял, хотя вид имел атлетический, был очень бодрым. Дети разъехались. Старший сын женился, жил в Минске, дочка вышла замуж, жила в нескольких десятках километров, младший сын доучивался. Так что наше появление было приятной неожиданностью, вносившей изрядное разнообразие в деревенскую жизнь.
В Лосвидо мы провели два дня, на третий планировали отъезд с утра пораньше – дорога неблизкая, около 700 км. Погода установилась окончательно. Июльское солнце начало жарить вовсю, поэтому купание, поход на вёслах, рыбалка с Семёном – всё слилось в сплошное отпускное удовольствие. Вечером второго дня – сюрприз. Семён натопил знакомую с детства баньку. Стояла она в низине, на берегу садка с ледяной водой. По берегу кусты красной и чёрной смородины. Сам хозяин париться по-настоящему уже не мог по здоровью, но меня отхлестал от души. Кроме того, был у него изрядный запас самогона, настоянного на чёрной смородине. Вкуснейшая вещь. Так что технология выстроилась сама собой. С полкА в ледяную воду, затем, сидя на крылечке предбанника, ледяные 50 граммов, а закусь прямо с кустов смородины. Заходов таких было никак не меньше шести – семи.
Затем разморенные поднялись по тропинке в дом. Стол накрыт со всем деревенским богатством. Картошечка, овощи, зелень – всё со своего огорода. Озёрная рыба, какие-то пироги, варенье, чай с самоваром. Женя расстаралась на славу. Ну и самогончик, само собой.
Долго мы сидели, разговаривали, теперь уже как взрослые люди. Под конец, уже за полночь подымили на крыльце, угомонились. Утро вспоминаю с содроганием. Татьяна меня полчаса расталкивала, вытащила на улицу, окатила холодной водой. Сознание возвращалось с трудом. Голова налита свинцом, в затылке будто гвоздь забит. Только после завтрака дошло до меня, что прошлым вечером осилил я чуть ли не литр самогона. За руль садиться, ну никак не хотелось.
Однако делать нечего. Дорога от Лосвидо до Городка (это имя собственное, название районного центра) – просёлок, залитый непролазной грязью после обильных дождей. Тане с такой дорогой на справиться. Часов в десять утра, с опозданием на два часа против плана, выехали. Эта отвратительная дороженька расслабиться не давала, до асфальта добрались благополучно.
Наконец, встали на трассу Ленинград – Киев – Одесса. Впереди около 650 км пути. Дорога с однорядным двусторонним движением, траффик довольно плотный. Километров 50 я кое-как проплёлся в колонне, не рискуя выходить на обгон. Потом понял, что остановиться надо немедленно. Голова трещит, глаза слипаются. Увидел справа в низине ручей, съехал с дороги, отправился к бережочку. Минут десять полоскал свою бедовую голову в прохладной воде. Вроде бы полегчало.
Вернулся к машине, сообразил, что в таком режиме езды Таня вполне справится. Усадил её за руль. Едем не спеша, без обгонов. Я время от времени проваливаюсь в чёрную яму, потом прихожу в сознание. В какой-то момент оказалось, что легковые машины, которые во множестве шли перед нами, куда-то исчезли, а мы плетёмся за лесовозом с прицепом роспуском, доверху загруженным брёвнами. Очевидно, что легковушки, одна за другой, умудрились уйти на обгон.
Некоторое время ехали со скоростью 40 – 50 км/час. Так и до следующего утра не доберёмся. Стал руководить Татьяной – как, выглянув из-за лесовоза оценить встречный транспорт, как не забывать контролировать зеркало заднего вида, как держать дистанцию и заранее набирать скорость, начиная обгон, и т.п.
Танечка все указания старательно выполняла, но на обгон никак не удавалось выйти, встречный поток был практически сплошным. Продолжались наши старания довольно долго, и я начал опять проваливаться в привычную уже темень.
Из этого сумеречного состояния вывел меня мощный выброс адреналина. Ещё ничего не произошло, но неведомая сила меня прямо-таки подбросила на сидении. Дальнейшее врезалось в память на всю оставшуюся жизнь. Справа от меня в каких-то сантиметрах вращается огромное колесо, через секунды оно уходит в кювет, превращаясь в кабину КрАЗа 255. Огромная машина летит вдоль кювета, тащит за собой пустой прицеп роспуск.
По тормозам Таня ударила, не дожидаясь моего вопля. Поэтому, когда КрАЗ опять вылетел на асфальт и врезался мордой в брёвна лесовоза, мы оказались на безопасном расстоянии, нас не зацепило. Кразовский прицеп при этом перевернулся остался лежать на боку в кювете.
Наконец, все участники ДТП остановились, за нами стал нарастать длиннющий автомобильный хвост. Водитель лесовоза осмотрел поврежденное бревно, пожал плечами. Шофер из КрАЗа вылез, печально стал изучать изуродованное крыло, разбитую фару, часть радиатора. Я подошёл, поинтересовался, всё ли с ним в порядке. Тот неожиданно засуетился, стал убеждать всех разъезжаться, оставить его в покое. Из этого я сделал вывод, что парень, скорее всего выпил, ГАИ ему была абсолютно ни к чему.
Тут мне в голову пришла мысль, что Таня могла начать обгон, в последний момент не посмотрев в зеркало заднего вида. В этом случае она могла не видеть, что по встречной полосе мчится КрАЗ, идущий на обгон и нас, и лесовоза. Водитель КрАЗа вполне мог принять решение уйти вправо, чтобы избежать столкновения. Однако стояли мы в своей полосе, когда я такое предположение высказал, Таня заявила, что ничего подобного не было. КрАЗ пёр на обгон по встречке и, то ли поняв, что «Жигули» пойдут на обгон, то ли увидев встречную машину, не сумел затормозить, ушёл вправо, съехал в кювет, затем выскочил из него и врезался в брёвна лесовоза.
Настаивать на своём присутствии я не стал, сел за руль, объехал лесовоз, усадил Татьяну в пассажирское кресло и дал газу, благо перед лесовозом машин уже не было. Дурь из головы мгновенно вылетела.
Едем проигрываем ситуацию. Колесо у КрАЗа имеет диаметр 130 см, поэтому крутилось оно справа заметно выше моей головы. Картинка эта прямо-таки дрожь вызывала. Если бы КрАЗ врезал нам в багажник, влетели бы мы под брёвна, и я, спросонья, остался бы без головы. Надеюсь, Таня сумела бы пригнуться. Допытывался я о всех деталях её действий, но она на своём стояла твёрдо – оставалась в своём ряду, на обгон не выходила.
Пронесло, и слава Богу. Происшествие это надолго забылось. Однако с тех пор накануне поездок ни капли спиртного я не употреблял. Подействовало предупреждение. В силу обстоятельств, со временем пришлось открыть все категории от А до Е, водительский стаж измеряется уже пятью десятками лет. За это время ни одной аварии не было. Помятое крыло, оборванный бампер и всё. Мелочи жизни. Правда, не устаю себе повторять, что меня все эти десятки лет Небеса миловали. Колесо КрАЗа могло бы двигаться и по иной траектории.


Рецензии