Пирожковая эпопея

     Я не Макаренко, да не педагог вовсе, и слава богу.  Педагогом была моя мама. Это многое дало мне в жизни. Она, подобно ваятелю Родену, отсекла от меня всё лишнее, позволив сосредоточиться на главном, то есть на том, до чего педагогу со стажем, скульптору человеческих душ,  не удалось дотянуться суровым кайлом «правильного воспитания».  Зато теперь, я прекрасно знаю, чего делать нельзя или наоборот нужно.  Это зависит от того, что ты хочешь получить в итоге.
       К примеру, если хочешь внушить ребенку отвращение к чему-либо, то почаще заставляй его делать то, что нравится именно тебе, или слушать то, что тебе кажется интересным, или смотреть то, что представляется тебе чем-то исключительным или очень важным.  Результат гарантирован, подтверждаю лично.  Дорогая родительница сэкономила мне уйму времени, с детства отбив всякий интерес к опере, балету, фигурному катанию и крепкому чаю. Теперь, при всём уважении к Петру Ильичу,  фамилия Чайковский вызывает во мне содрогание по причине двойного, если не тройного одновременного попадания в десятку педагогической мозоли. Видимо, истошный вопль родительницы о том, что началось «Лебединое озеро» будет преследовать меня в страшных снах до конца моих дней.  Впрочем,  я немного отвлёкся.  Хотя, вынужден вам честно и сразу признаться, что я  и пишу всё это с единственной целью,  немного отвлечься.

       Однако не всё и не всегда было плохо. Так попросту не бывает. И я не всегда был только жертвой канала «Культура» или того, что было до него. В любой семье есть радостные и памятные моменты, свои истории, традиции. Мой отец был большим специалистом по метким и едким замечаниям. Выражение «Пирожковая эпопея» родилось с его лёгкой руки, вернее слетело с его острого языка. Как мне теперь представляется, оно определяло всю новогоднюю, а скорее предновогоднюю суету, кульминацией которой были, безусловно, мамины пирожки из духовки, это «чудо» кулинарии, которыми теперешнее избалованное всеразличными фудами поколение, наверняка пренебрегло бы. Мне их немного жаль. Не пирожки, конечно, а поколение. Они живут во времена, напрочь лишённые всяких чудес. Конечно, сытость и обеспеченность – это очень хорошо, но всё-таки, мне отчего-то кажется, что очень не хватает тех маленьких чудес. И нельзя сказать, что я по ним скучаю, это будет неправдой, потому что я очень-очень скучаю, и чем дальше тем больше. Очень грустно, когда совсем не останется тех, кто помнил тебя ещё ребёнком.

      Всё начиналось с ёлки. В последних числах декабря отец с сотоварищами отправлялись в лес на пару дней. Отец навещал своих родителей. Все вместе они сидели там за столом, около русской печи, выпивали, пели песни, а перед тем как отправится в обратный путь,  рубили в лесу ёлочки, чтобы отвезти их в город, своим детям. Я и сейчас, как будто выглядываю в окно, с нетерпением ожидая возвращения промёрзшего газона с тентованым верхом. Это было чудо номер один. Вернее два в одном. Чудо-ёлка, моментально одаривавшая квартиру хвойным запахом и весьма поддатое чудо, доставившее оную, то бишь отец. Для каких-то целей ёлку ненадолго помещали в ванну. Я подозреваю, что это было в силу укоренившихся заблуждений, что с дороги надо обязательно помыться. Отец к подобным заблуждениям относился свысока, по причине крайней усталости от экспедиции.
         После банных процедур, елку ставили в ведро с водой, которое, в свою очередь, помещали в табуретку, перевёрнутую кверху ножками. Для пущей прочности конструкция тщательно обвязывалась верёвками, вероятно, во избежание побега дикого дерева. Далее следовало чудо номер два или три, я немного сбился со счета, неважно. Чудо под названием «декор».  Шучу конечно, и слова такого в обиходе тогда не было и мы просто все вместе наряжали ёлку. Папа, мама, старший брат и я. Отец, зачастую, пытался отлынить на этапе, следующем за обвязкой и развешиванием гирлянд, но мама говорила, что каждый должен повесить хотя бы одну игрушечку, так де мол положено и ещё должна быть хотя бы одна новая, на счастье.  В итоге, отец молча соглашался.

          Про то, как ёлочка весело сверкала огоньками, писать не буду. Про это можно почитать у Агнии Барто или у Самуил Яковлевича или у них обоих сразу. Вряд ли можно сказать лучше. Однако, должен признаться Вам, что достаточно отчётливо помню радостное замирание сердца у меня, когда я смотрел на ёлочку,  и что почти совершенно не помню, другое замирание, случившееся у мамы, когда она увидела как её двухлетний я, с аппетитом грызёт ёлочную клубничку или  ещё какой-то фрукт с нехарактерным для этой поры временем вызревания. По словам мамы, это радостное обстоятельство приключилось за несколько часов до контрольного боя курантов. Благо, что больница была прямо напротив дома и мать, обернув меня одеялом, устремилась туда чуть ли не в тапках по сугробам. Врачи, которые уже успели отнестись со всей ответственностью к году уходящему, помогли, утешили и объяснили перепуганной маме, где и кАк лучше всего поискать недостающие части игрушечки. С тем и расстались. Ничего плохого со мной потом не было. При дотошном досмотре по остывшим следам, выяснилось, что я даже не порезался. А были ли найдены осколки, мне и вовсе не ведомо. А спросить...
Эх, возможно так начинают карьеру всевозможные глотатели шпаг, огня и прочих малосъедобных предметов.

           И всё-таки, одним из самых значимых чуд, как я теперь понимаю,  был новогодний стол в стране тотального дефицита.  Грибы и соления не счёт, с вездесущей картошкой тоже всё понятно, но колбаска, икра, конфеты, да тот же оливье, о котором нигде кроме России, слыхом не слыхивали, а..? Вы представьте себе только, как надо было исхитриться, чтобы достать докторской колбасы, да ещё горошек, естественно, «GLOBUS»,  какой же ещё.  Теперь то я понимаю, что домохозяек тех лет можно было, вполне заслуженно, прировнять к сказочным феям.  Суп из топора и консервов был для них совершенно плёвым заданием. Ладно, закончу на этом, не хлебом единым, как говорится, вон ведь сколько всего на столе. Шампанское, молдавское, местное, яблоки, мандарины, селёдка под шубой...уже запарилась, наверное?
 
 - Всё-всё-всё, все за стол, живо! Три минуты до Нового года! Костик, глянь,  у всех ли фужеры есть? Открывай шампанское! Жорик, прибавь громкость на телевизоре! Компотик вишнёвый для Гришеньки в графинчик перелили? Ну, не банку же на стол ставить?!
 - Ирин, горелым вроде пахнет? Не чувствуешь?
 -  Мааам! Ты что, опять пирожки в духовке забыла?


Рецензии
У нас мама была домохозяйка (вырастила нас восьмерых) и потому такие же пирожки, шанежки и хрустящие калачики с тех пор я нигде больше не встречал. И ели мы их не только по праздникам. К тому же она была была простой крестьянкой и от балета и оперы был избавлен, но пела она хорошо, правда не оперы, и мы тоже часто пели, пока в школе нас не разучили петь на хоровом кружке. Но в любом воспитании всегда найдётся какой-нибудь огрех. Нас мать приучила, что еда всегда на столе, что позже мне сильно мешало в жизни. считаю, что сценическое искусство Сов.С. было привнесено искусственно, и для русских культурой не являлось, а элита только играла в культурных людей.

Михаил Быстров -Павлов   05.09.2025 10:53     Заявить о нарушении
Доброго дня. Благодарю Вас за отзыв. По части культуры ничего не могу сказать, поскольку полный дилетант в этом вопросе. Люблю театр, живопись, иногда бываю на концертах, люблю путешествия (в Луврах разных бывал)). С элитами знаком весьма ограниченно, а хотелось бы и того меньше, так что без комментариев.
Лучшую фразу на тему искусства я услышал от своего одного знакомого художника-татуировщика,искусствоведа с 8-летним спецобразованием в местах не столь отдалённых. "На самом деле в исскустве понимают все. Оно либо нравится, либо нет".
Прошло более тридцати лет, но более точного определения (для себя) я так и не нашёл.
Ещё раз, спасибо. Желаю творческих успехов.
С уважением, Григорий.


Григорий Муравьёв   05.09.2025 19:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.