Синьяк Поль Виктор Жюль пуантилист и
Поль Синьяк родился в Париже.
Поль Синьяк родился в самой обыкновенной буржуазной семье.
Его отец владел лавкой, где продавались седла, сбруя, шорные изделия. «Бизнес»
процветал, и семейство жило в достатке (как при жизни отца, так и после его смерти).
В положенное время мальчика отдали в парижский коллеж Роллен, что на бульваре
Клиши.
Учился он успешно, проявляя заинтересованность в гуманитарных науках.
Особенно был доволен им учитель литературы.
Однако по окончании коллежа Синьяк решительно заявил матери, что поступать в университет,
а также каким-либо иным образом продолжать гуманитарное образование, не намерен.
К этому времени он был уже отравлен любовью к искусству, причем к искусству самому что
ни на есть прогрессивному.
В 1879 году он побывал на четвертой выставке импрессионистов, где пытался делать наброски
с работ Дега.
Этот опыт кончился для него печально: Гоген выставил шестнадцатилетнего юнца за дверь со
словами: «Здесь не копируют!»
Подобная нелюбезность не отвратила Синьяка от живописи.
После лицея насущным сделался вопрос — где научиться писать.
В 1883 году он в течение нескольких месяцев посещал мастерскую некоего Бина, «лауреата»
Римской премии, но и здешний метод обучения Синьяк находил скучным, годным лишь на то,
чтобы «изготавливать ремесленников».
Главные уроки он получал, ходя по выставкам импрессионистов, а также по лавкам маршанов,
где продавались их произведения.
В 1884 году произошло событие, предрешившее всю дальнейшую творческую судьбу Синьяка
и, в сущности, всей французской живописи вообще.
В бараке, построенном на месте дворца Тюильри, открылся вернисаж художников, чьи полотна не
были приняты жюри официального Салона.
В 1884 участвует в создании «Общества независимых художников», где он и познакомился с
Жоржем Сёра, с которым в 1889 разработал живописную технику пуантилизма, хотя уже на
последней выставке импрессионистов его картины отражали эстетику дивизионизма.
В 1899 опубликовал работу «От Эжена Делакруа до неоимпрессионизма», она стала сводом
правил художников нового направления.
Легкий характер — большое подспорье в жизни.
Казалось бы, после того как Гоген выставил Синьяка с выставки импрессионистов, а
Моне чрезвычайно холодно встретил его после восторженного письма, Поль Синьяк
(Paul Signac) имел все шансы отвратиться от живописи навеки, и уж от импрессионистов —
точно.
Также можно было стать пациентом психотерапевта, дабы остаток жизни разбираться с
травмами и лечить тонкую душевную организацию, а если и подходить к холсту, то с целью
выразить протест против всех сразу.
Но Поль Синьяк этого избежал, кушетку психотерапевта можно убирать,
не понадобится.
Он очень любил море, живопись, путешествия и даже, не поверите, людей.
Крепкая любящая семья (Поль — единственный ребенок), отсутствие финансовых проблем и
поддержка родных создали достаточно крепкую внутреннюю опору, которая позволяла такие
моменты воспринимать именно как неприятные моменты (с кем не бывает), а не ключевые
события.
Отец Поля был владельцем лавки и сумел обеспечить семью так, что нуждаться им не
пришлось и после его смерти — он умер, когда сыну исполнилось 17 лет.
Мать поначалу не пришла в восторг от избранного сыном пути, тем более, что учился
тот хорошо, в гуманитарных науках вообще обращал на себя внимание преподавателей
особым талантом и мог бы получить более «толковую» профессию.
Но окончив коллеж Роллен, Поль заявил, что единственный его интерес — живопись.
О Школе изящных искусств он даже слышать не желал, академизм ему был не мил.
На нет и суда нет, решила мать Поля Синьяка и вскоре стала самой рьяной поклонницей
его искусства.
Познакомились они в 1884 году, и Сёра сразу же увлек друга своей техникой пуантилизма —
это метод написания картины посредством расположенных рядом точек чистых контрастных
цветов.
Также это направление называли дивизионизмом и неоимпрессионизмом — последний
вариант Сёра и Синьяку нравился больше прочих (Синьяк даже написал портрет критика Феликса
Фенеона, автора термина «неоимпрессионизм»).
В отличие от общительного последователя, Жорж Сёра был человеком замкнутым и отнюдь не
дружелюбным, так что заслуга популяризации пуантилизма принадлежит Полю Синьяку.
Вскоре к неоимпрессионизму ненадолго примкнул даже Камиль Писсаро, который, в отличие от
увлеченного собственной работой Моне, старался еще и поддерживать молодых художников.
У Синьяка с Писсаро сложились особенно теплые отношения, впоследствии Поль даже
женился на его дальней родственнице Берте Робле.
Верный друг и почитатель Жоржа Сёра, Поль Синьяк был обезоружен внезапной,
преждевременной смертью предводителя неоимпрессионизма.
Он сделал очень много для того, чтобы Сёра не забыли — разобрал его работы, устроил
несколько ретроспективных выставок, а вскоре написал исследование «От Делакруа к
неоимпрессионизму».
Впрочем, отдавая дань своему наставнику, сам художник вскоре после смерти Сёра простился
с неоимпрессионизмом.
Пройдя через технику пуантилизма и отказавшись от нее, Синьяк обретет свой стиль.
Он чаще всего продолжает следовать теории сочетаний контрастных цветов как способу создания
света, но точки ему заменяют мазки.
Впрочем, отличие не только в замене точки на мазок.
Эмоциональному, чувствительному, легкому Синьяку был чужд научный, рассудочный подход
Сёра.
Он говорил, что подчиняет краски и линии тому душевному движению, которое хочет передать,
а не воплощает научную теорию сочетания контрастных цветов.
Первую яхту Поль Синьяк купил в 1883 году и назвал ее отнюдь не какой-нибудь «Чайкой» или
«Победой».
На борту было начертано «Мане — Золя — Вагнер».
Поль Синьяк не только в живописи был силен, но также понимал и любил литературу, все же не
зря его гуманитарные способности хвалили в юности.
Синьяк был дружен со многими писателями, а в его мастерской, куда более комфортной,
чем у большинства коллег по кисти — ведь финансовые проблемы ему были неведомы, —
собирались поэты, писатели, художники и нередко засиживались до утра.
За свою жизнь Поль Синьяк сменил 32 яхты.
Он любил путешествовать, яхты без дела не стояли.
Хорошо известны марины Синьяка, написанные не с берега, а с моря.
Даже смерть его застала почти в путешествии — на 72-м году жизни практически сразу по
возвращении с Корсики.
Постоянный его дом с 1882 года был в райском уголке Сен-Тропе — море Синьяк очень любил
и не мог жить вдали от него, в Париже быстро начинал тосковать.
Традиционный образ отделенного от толпы гения Поль Синьяк нарушал и в том, что активно
интересовался общественной жизнью.
Он симпатизировал советской власти, считал картины, написанные в духе соцреализма,
яркими, радостными и красочными.
В 1933 году даже написал предисловие к каталогу выставки советских художников в Париже.
Впрочем, увлечение соцреализмом и благосклонность к социализму не отразились на его
живописи — картины его оставались всё такими же светлыми, легкими и сияющими,
«аполитичными».
Хорошие отношения сложились у Синьяка и с фовистами, особенно с Матиссом и Марке, и
с художниками группы Наби.
Удивительная особенность — легкий характер художника делала открытым даже его творческий
процесс.
К нему в мастерскую легко могли в любой момент входить домашние и друзья.
Процесс написания картин был для него не мучительным надрывом, как для многих соратников,
а радостью и приятным вдохновенным состоянием, которые оказывалось вполне возможно
разделить с окружающими.
Не то чтобы склочный характер являлся непременным атрибутом уважающего себя художника,
но такая легкость все же явление уникальное.
Писатель Вайян-Кутюрье сказал о нем: «Синьяк любил искусство, человечество и море».
Пожалуй, это достаточно ёмкая характеристика.
Поль Синьяк – художник и автор книг об искусстве, яхтсмен и сноб-интеллектуал, – был одним
из интереснейших людей своего времени.
Художник много путешествовал на своих яхтах по Сене и вдоль побережья Франции, набирался
впечатлений.
Молодость его пришлась на последнюю четверть 19-го века – во Франции художественная жизнь
тогда была ознаменована успехами импрессионизма, зарождением символизма и признаками
складывающегося декоративного стиля “модерн”.
Он был вторым после Жоржа Сёра крупнейшим представителем неоимпрессионизма.
Уже в ранних работах Синьяка раскрывается его склонность к декоративным эффектам цветового
пятна и контура.
В отличие от безлюдных пейзажей Сёра, у Синьяка часто изображаются фигурки людей.
По-настоящему талант Синьяка раскрылся на морскои побережье, средиземноморской Ривьере.
Постепенно красочная точка вырастает в его картинах до размеров крупного пятна.
Синьяк увлекается византийскими мозаиками, и сами его картины становятся мозаиками из
интенсивных пятен разного цвета.
Рисунки Синьяка – быстрые зарисовки увиденного пейзажа.
Они точны в деталях и в то же время свободны, обобщенны.
Линия в них то напряженная и гибкая, то легкая и кудрявая. Что бы ни было изображено –
великолепный берег или рыбацкие лодки, гавань с маяком или склон холма, – каждый набросок
и прост, и изыскан, в каждом чувствуется рука мастера.
В своих акварелях Синьяк изображал море с кораблями, в чем ему помогал опыт морехода.
В этих акварелях художник отражал впечатления от путешествий.
По сравнению с праздничной нарядностью акварельной живописи, масляная живопись
Синьяка кажется порой чересчур перегруженной наслоениями цветовых пятен.
В ней подчеркнуты линии, контуры, часто декоративно стилизованные.
Своеобразные полукруглые кроны средиземноморских пиний превращаются у Синьяка в
упругие зонтики насыщенных зелено-изумрудных оттенков, их стволы изгибаются и переплетаются,
как деревья на японских эстампах.
В позднем творчестве Синьяк пишет в реалистическом ключе виды многих городов – Венеции,
Генуи, Константинополя, виды портов Франции.
Друг Синьяка Жорж Сёра умер рано, 32 лет и его искусство еще не было признано.
Сохранить память о друге, указать место, которое неоимпрессионизм занимает в истории искусства
19 века, раскрыть значение главных произведений Сёра стало задачей Поля Синьяка.
Ему суждено было прожить долгую жизнь.
В молодости он увлекался идеями анархизма.
Впоследствии обретает твердые демократические и пацифистские убеждения, характерные для
передовой интеллигенции Франции.
В последние годы своей жизни Синьяк – антифашист, он с интересом следит за художественной
жизнью в СССР, переписывается с советскими художниками.
Кавалер ордена Почётного Легиона."
(с)
Поль Синьяк состоит в номинации: "Величайшие художники мира XVIII–XXI вв.
НОМИНИРОВАННЫЕ ХУДОЖНИКИ."
Занимает достойное место в лонг -листе этой номинации.
И удостоен почётного места в шорт - листе этой номинации.
Он популярен и в интернете, и в мировой паутине.
Картины Синьяка украшают многие музеи и частные коллекции.
Мне они понравились.
И я решил представить творчество Поля Синьяка любителям изобразительного
искусства.
Стиль: синтетический. Фигуративная станковая живопись: масло, холст.
Стиль: пуантилизм , неоимпрессионизм , современное искусство , постимпрессионизм,
дивизионизм; модерн (моё мнение).
Жанр: пейзаж всех времён года от приморского до ландшафтного. жанровые сцены и многое
другое.
Палитра: колоритная, привлекательная и позитивная.
Вернисаж прилагается:
https://www.liveinternet.ru/users/5591322/
465982812_1075872474549519_6106040421075554717_n (404x700, 547Kb)
466090829_1075869707883129_3063465580107798919_n (532x700, 557Kb)
(533x422, 136Kb)
466165232_1075869331216500_6178898502144482543_n (560x700, 724Kb)
(580x378, 205Kb)
e3ea7e98b628f6e2701753f3c4cd248e (640x481, 523Kb)
Без названия (700x591, 688Kb)
139655_fl_1 (700x474, 602Kb)
(700x571, 610Kb)
(700x536, 625Kb)
465854821_1075874134549353_6028693689267747198_n (700x557, 721Kb)
465984567_1075871274549639_4090870927531251532_n (700x565, 591Kb)
466348827_1075874074549359_8620776098453233054_n (700x457, 559Kb)
465739780_1075873941216039_2289535597093153547_n (700x536, 636Kb)
465974632_1075873871216046_1569011549985049299_n (700x532, 675Kb)
466417624_1075874251216008_8020585868829125923_n (700x555, 787Kb)
466514901_1075873811216052_6136880854269692342_n (700x563, 774Kb)
466089838_1075873551216078_6105381869963541780_n (700x549, 835Kb)
465956617_1075873621216071_4634732423486628644_n (700x562, 675Kb)
466090097_1075873711216062_6258134814298074251_n (700x493, 592Kb)
466146346_1075873827882717_4178193036465761500_n (700x563, 736Kb)
466038373_1075873281216105_442922290496339459_n (700x524, 603Kb)
465974188_1075872821216151_6518371269179481182_n (700x540, 493Kb)
466013272_1075873277882772_5799662192231706380_n (700x559, 825Kb)
466596698_1075871361216297_2166940162734310291_n (700x558, 723Kb)
466741479_1075870364549730_2621306045218656846_n (700x566, 709Kb)
160916344_156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
По материалам интернета.
Свидетельство о публикации №224111201725