На Мамаеве в ноябре 1942. 62-я Армия Чуйкова
9 – 11 ноября к кургану прибыла 92-я отдельная стрелковая бригада моряков. Расположилась она перед железной дорогой у юго-восточных склонов вместе с бойцами 284-й дивизии: стрелки со стрелками, автоматчики с автоматчиками, миномётчики с миномётчиками - для приобретения знаний и опыта – в бригаде было очень много новичков.
Потом бригада заняла участок обороны слева по оврагу Долгому и часть территории метизного завода.
21 ноября ей поставили невыполнимую задачу – наступать через южные скаты Мамаева кургана к Северной Базисной (направление выс. 153,7), это в четырёх километрах. Видимо Чуйков (а скорее, Ерёменко) рассчитывал на прорыв туда и дивизии Родимцева. А их, с мощной линией немецкой обороны, надо было ещё взять.
Бригада наступление начала удачно. С помощью подкопа и 400 килограммов тола удалось уничтожить опорный пункт, сооружённый в трубе бетонного железнодорожного моста через овраг Долгий, пушкой и 4 пулемётами защищающий подход к левым склонам кургана. «В 2.35 Сталинград и его окрестности потряс огромной силы взрыв». (Из исследования В.Шалагинова по 92-й бригаде, А.Т.). До этого бойцы Батюка пытались взять этот мост трижды, но безуспешно . Захватили огневой узел - трансформаторную будку с шестью станковыми пулемётами с зоной кругового обстрела, в 120 м ю.-з. метизного завода. Взяли у подножия кургана северо-западнее метизного ряд опорных пунктов и - у небольшого асфальто-бетонного завода, до двадцати.
27 ноября остатки бригады перевели вправо к «Красному Октябрю, а позднее в район тира (пос. Снайперский), где она была до 19 января. (Тир по форме – глубокий и длинный ров.)
284-я стрелковая дивизия
13 ноября 1043-й полк ослабили - один батальон перебросили к Банному оврагу восстанавливать положение. Там, у «Красного Октября», вместе с учебным батальоном был 1045-й полк.
С 20 ноября до конца месяца части 284-й дивизии пытались захватить район баков и Мамаев курган, но безрезультатно.
2-й и 3-й батальоны 1043 полка наступали в районе тира. С ними была 2-я батарея 820-го артполка. (инф. Батюка).
20 – 28 ноября на район баков 1047-й полк наступал в одиночку.
Ноябрь завершился незначительным сдвигом позиций дивизии вперёд, на запад.
Выдержки из журнала боевых действий за ноябрь приведены в приложении.
О ситуации в ноябре очень интересно рассказал в начале 1943 года помощник начштаба 1047 полка капитан Н.Н.Аксёнов.
«Немцы к этому времени целиком уже были окружены. Мы были в полукольце. А когда пошел лед, мы были почти в окружении и жили около полумесяца отрезанными. Нас снабжали не транспортные самолеты, как немцев, а «У-2» бросали нам мешки с боеприпасами и продовольствием.
Понятно, что перед дивизией встал вопрос о Мамаевом кургане, о взятии баков, и о том, чтобы выйти на западный скат. Задача перед нами стояла очень трудная… Наступление на Мамаев курган и на баки нашей дивизии должен был проводить наш полк. Бенеша к этому уже не было (Бывший комбат, известен по Некрасову, погиб на мясокомбинате, А.Т.). Командиром 1-го батальона был Жидких. 2-ой батальон находился на заводе «Метиз», 3-й батальон был вместе с нами на южных скатах кургана и также наступал, но решающую задачу должен был выполнить 1-й батальон 1047-го полка. К этому времени была уже разработана новая тактика наступательных боев. Тогда уже знали, что мелкими штурмовыми группами наступать гораздо выгоднее…
Первые атаки не имели успеха и было очень много потерь, бросались на штурм. Командиры вне всяких правил шли впереди, безуспешно. Из 20 человек оставались в батальоне 4–5 человек. Остальные были или убиты или ранены. В день мы ходили в атаку по три – четыре раза, причем в разное время: и рано утром, на закате, и днем, и ночью. Испробовали всё и безуспешно. В первые дни наступали вместе с танками. Два танка ушли за баки, один был сожжен, другой пропал без вести. Остальные танки не могли пройти, один был испорчен, другие подожжены… (Из воспоминаний Чуйкова - у нас появилось несколько танков из восстановленных, А.Т.). Между прочим, не совсем удачно поддерживала артиллерия…часто била неудачно, по своим. За баки бои шли 20, 21, 22, 23, 24, 25 беспрерывно.
26, 27, 28 я был сам на наблюдательном пункте и на передовой, где командиром старший лейтенант Устюжанин. Шесть дней на баки ходили тремя батальонами. Били в лоб… На шестой день удалось продвинуться метров на 200…и тем самым поставить баки под угрозу. У немцев положение ухудшилось. Мы уже имели возможность ударить с флангов… бить с трех сторон, но все-таки взять баки никак не могли. Потом, когда мы захватили баки и Мамаев курган был в наших руках, мы интересовались, что представляют собой эти баки с точки зрения их толщины. Я тоже лазил в эти баки. Стены железобетонные два метра толщиной, снаружи они засыпаны землей так, что получается это не бак, а курган. Было два таких кургана, они были разделены перегородками, и там была вода раньше. В этих баках было построено много амбразур, в которые трудно было попасть. Это был целый дот, приспособленный немцами к стрельбе… Там было не менее 20 пулеметов. Очень удобную позицию занимали и немецкие снайперы и часто выводили из строя наших командиров.
Подходы к бакам были совершенно открытые.
Днем 27 ноября на бак шел танк, прямо на наших бойцов, в обороне от 30 человек осталось всего 8 человек. Было холодно, был ветер с дождем, и очень трудно было доставлять боеприпасы. На передовой было только два противотанковых ружья. На нашем КП не было ни одной бутылки с горючим, ни одного противотанкового ружья, ни одной противотанковой гранаты. Слышим отчетливо, как приближается танк. Устюжанин позвонил по телефону, просил прислать противотанковых гранат. Принесли противотанковые гранаты. Когда немецкий танк подходил к передовому отряду, по нему открыли огонь из бронебоек. В это время немецкие снайперы били по нашим бойцам и командирам, и высунуться было невозможно. В тот час погиб один из лучших политруков лейтенант Охапкин, член партии. Его убил снайпер в голову. Он на старой обороне оставался с несколькими, примерно, с пятью бойцами. Для того чтобы создать впечатление, что у него больше людей, он положил автоматы на расстоянии друг от друга и разных позициях по ширине 60 метров. И бойцы ходили и стреляли с разных мест. Танк подбить все же не удалось.
Немцы также не имели подступа к бакам, в баках не было регулярного пополнения, и танк подвозил туда боеприпасы, а не стрелял. На следующий день опять шел танк, но мы уже знали, что он подвозит боеприпасы… В ночь на 28 выпал первый снег в Сталинграде, а 27 -го был ветер и дождь. Шинели замерзали и сделались как палка. Дали подкрепление человек 10. На рассвете принесли завтрак.
Мы должны были выступить вместе с учебным батальоном дивизии, который нам придали, и с 1-м батальоном 1043 полка.
28 числа в 10 часов еще раз пошли в атаку, но баков взять и на этот раз не удалось. Учебный батальон почти полностью был разбит – оставалось только несколько человек. Можно сказать, что после этого наступления учебный батальон нашей дивизии перестал существовать. Командный состав был частью передан в наш полк, частью в штаб дивизии».
Приложение
Выдержки из записей в доступном общественности отредактированном в генштабе варианте журнала боевых действий 284-й сд за ноябрь 1942 года:
21 ноября 1942 года: по приказу командира дивизии, части в 14.00 начали наступательные действия, имея задачу овладеть «Мамаев Курган», закрепиться и прочно оборонять. Главный удар дивизия наносит левым флангом. Противник оказывает сильное огневое сопротивление 2-му и 3-му стрелковым батальонам 1045-го стрелкового полка, продвинулись вперед, 2-й стрелковый батальон 1045-го сп правым флангом 1047-го сп ведет ожесточенный бой с противником.
22 ноября 1942 года: части дивизии продолжают вести бой с противником, который оказывает сильное огневое сопротивление продвижению наших частей. Преодолевая сопротивление, части медленно продвигаются вперед, закрепляясь на достигнутых рубежах. Бои идут у самых водонапорных башен, на высоте 102.0.
25 ноября 1942 года: дивизия частями 1045-го стрелкового полка и 1-м и 3-м стрелковыми батальонами 1043-го стрелкового полка и 1047-й стрелковый полк продолжала вести бой с противником с задачей овладеть «Мамаев Курган». Противник оказывает жестокое огневое сопротивление, ведя интенсивный огонь из ДЗОТов и узлов сопротивления. В бою за «Мамаев Курган» снайпер Ивлев уничтожил 12 фашистов, Медведев- 9 фашистов, Насыров- 6 человек.
27 ноября 1942 года: активных действий противник не проявляет, продолжает оказывать сильное огневое сопротивление нашим частям. Дивизия находится на занимаемых рубежах и ведет бой с противником.
Согласно боевому распоряжению штаба 62-й армии № 248 от 26.11.1942 года- 3/1043-й стрелковый полк и учебный батальон сдали район обороны 92-й отдельной стрелковой бригаде (район Карусельной ул., А.Т., теперь 39-й Гвардейской).
28 ноября 1942 года: на основании приказа командующего 62-й Армии № 249 от 28.11.1942 года части дивизии продолжали выполнять боевую задачу по овладению «Мамаев Курган». Противник оказывает сильное сопротивление, ведя огонь из минометов и автоматического оружия по наступающим нашим частям. Наши части и артиллерия вели бой с противником, в результате чего части частично продвинулись вперед, улучшив свои позиции.
29 ноября 1942 года: части дивизии в течение ночи и утра на 29.11.1942 года вели наступательные бои с противником, частично улучшив свое положение.
Свидетельство о публикации №224111200223
С уважением,
Алла Валько 28.11.2024 07:02 Заявить о нарушении
Алла, спасибо за отклик по такой значительной для страны, истории и современности теме!
С неизменным уважением, Александр
Александр Сергеевич Трофимов 28.11.2024 08:28 Заявить о нарушении
Александр Сергеевич Трофимов 28.11.2024 08:31 Заявить о нарушении