Анархизм и Вольные Общества Дагъестана
Как российская, так и советская историография всегда цинично перевирали саму суть Вольных Обществ Дагъестана. Однако они являлись по сути идеальными социальными организациями по сравнению с которыми,например, советская власть выглядит не более чем рабовладельческой тиранией.
Советская власть изначально ненавидела не только "вольные общества", но и вообще Северный Кавказ целиком. Прежде всего потому, что в этом регионе жирным крестом перечёркаивалась вся коммунистическая демагогия. Советская власть на Сев. Кавказе никогда никакой популярностью не пользовалась и была привнесена на штыках извне. Большевизм даже трудно назвать левым политическим движением, потому что это оголтелая реакция и махровое мракобесие. На примере Сев. Кавказа это особенно очевидно.
Начнём с того, что востоковед и исламовел Михаэль Кемпэр подверг критике сам термин "вольные общества", обозначив их как "конфедерации швейцарского типа". Он дагъестанские "вольные общества" обозначил швейцарско-немецким словосочетанием EIDGENNOSSENSCHAFT, т.е. "товариществами клятвы" (основанными на клятве).
Что характеризуют представляют анархистские объединения? Это антиавторитаризм, примат добровольных соглашений, неприятие принуждения. Кавказско-горские сообщества доцаристской эпохи попадают под все признаки анархизма за исключением "безбожия".
В мусульманском мире кроме Северо-Восточного Кавказа аналогичное явление присутствовало только в пуштунских анклавах Афгъанистана. Называлось арабским словом JAMAHEER. Но мы предпологаем, что под ним скрыто собственно-пуштунское обозначение: ХПыЛ,ХПыЛВИ "близкий, свой", ХПыЛВАК "самостоятельный". Налицо сходство с халха-мнг. ХОЛБОО "смычка, союз, ассоциация, федерация, конфедерация" и ав. ГЬОБОЛ (hobol) "гость, кунак", гьболлъи "гостеприимство, куначество". При анализе выясняется, что оба слова восходят к одной и той же основе "ребро, бок", в халхаском - ХАВЫРГА, в ав. ХЬИБИЛ, ср. также афг. ХВА (ХwA) "бок, сторона, направление".
А теперь посмотрите как описывается идейный анархизм а центральноевропейских СМИ: Anarchisten seien nicht einfach nur gegen Machtausuebung, sondern auch „fuer eine moeglichst herrschaftsfreie Gesellschaft, fuer ein Leben in Assoziationen, Kooperationen, Genossenschaften, fuer ein selbstbestimmtes Leben in Freiheit.* “ Чёрным по белому значится, что они за "ассоциации, кооперации, товарищества, сознательный выбор жизни в свободе". Безбожие как необходимое условие не упомянуто.
"Революция" и "социальная справедливость" принесённые большевиками в горы не было никакой революцией, а являлось полнейшим произволом и махровым мракобесием.
Согласно своду законов и правил общества (джамаата) Акуша-Дарго ( то же самое практиковалось и в ав."вольных обществах") феодалы и их прихвостни лишались всех привилегий, за любые сведения данные им назначались штрафы, работа на них также каралась штрафом. Но при этом категорически запрещалось без причин изымать у них имущество. Таким образом, принадлежность к феодальному сословию не считалось преступлением. А большевики только тем и занимались, что отнимали имущество и расстреливали!
Известный советолог Абдурахман Авторханов, например, был арестован только за то, что в своей брошюре "Революция и контрреволюция в Чечне" написал, что "в Чечне не было классовой борьбы". Получалось, что он обязан был сочинять какие-то небылицы о чеченцах в угоду карлику-гомосексуалисту Ежову.
Интересно, что схожая ситуация имела место и в Монголии. Так, монгольское руководство никак не понимало, чего от них добиваются "советские товарищи, настаивавшие на наличии классовой борьбы, классовых врагах и эксплуататорах в Монголии. Весь отряд классовых "врагов" монгольского народа -это ламы и заскочивший в Ургу (Улан-Батор) барон Унгерн. Но он никого не эксплуатировал, а добивался независимости Монголии от Китая. Какой бы советский фильм о Монголии вы ни посмотрите- там всегда барон Унгерн. А больше никого ведь и нет. Трудно назвать "эксплуататором" полнейшего бессеребрянника, ходившего в засаленном халате и спавшего на полу! А что можно было забрать у лам? Молитвенные барабаны, цветной песок для мандал и чай.
Большевистская партия считала свои порядки, свой режим "научно-доказанно" идеальным. Они якобы "строили" невиданное сих пор "равноправие", но вся их затея являлась насквозь лживой демагогией.
Профессор Бохумского университета Михаэль Кемпэр пишет, например, что жизнестойкость т.н. "вольных обществ". Дагъестана строилась на том, что эти союзы, конфедерации и даже союзы конфедераций могли в краткие сроки мобилизовать достаточные силы для отпора врагам. При этом внешне. ситуация могла выглядеть спокойной. То же самое мир видел при советском вторжении в Афгъанистан.
1.Все ключевые вопросы решались на "джирге", где выстроенные в ряды (на ковриках) представители афганских племён и кланов простым голосованием подтверждали или отклоняли тот или иной вариант решения проблемы во имя решения которой они собрались. Всеаафганский "джиhад" против "шурави" был объявлен на одном из таких подлинно народных собраний представителей. Дали слово "улемам" - выяснить насколько действия СССР подпадают под определение, предусматривающее ведения против них "священной войны". И после этого проголосовали. Называлось это мероприятие "Лой джирга" ( большая или великая джирга).
2. Афгъанистану свойственна в высокой степени самоорганизация. Страна может лежать в руинах, но весь внутренний механизм продолжит существование. Никогда, никакой грызни за сбрасываюмую с вертолётов гуманитарную помощь в пуштунских анклавах не будет. Нет ни одного представителя власти, но все преступления будут быстро наказываться. Для этого им не нужны ни полиция, ни прокуроры, ни места содержания арестованных.
3. Для пуштунов власть в Кабуле всегда значила гораздо меньшее чем власть на местах. А власть на местах по-сути - анархистская, хоть анархистской они сами её и не называют.
Большое количество немецких диалектов порой сильно отличающихся друг от друга напрямую связано с многовековой политической раздробленностью Германии. Немцы были так устроены, что любой чужак, проживший года два-три среди них и общающийся на их диалекте куда как очевиднее "свой", чем любой чиновник из Берлина с его "высоким немецким" ( Hochdeutsch). Немецкие диалекты и говоры играли веками роль удостоверений личности, идентификаторами разделения на "своих" и "чужих". Ныне это явление почти полностью уже ушло в прошлое или уходит в прошлое.
То же самое, но только в ещё большей степени было характерно для Дагъестана. Множество языков и диалектов- показатель относительно комфортной жизни в рамках самоуправляющихся общин..
* www.deutchlandfunkkultur.de Deutschlandfunk Kultur. "Lange Nacht ueber Anarchismus". Архив.
Свидетельство о публикации №224111200238