Поговорим о капитализме
Кстати, а что это за «сравнительное право» такое? А вот выясняется, что право, записанное в виде закона (имеешь право – не имеешь права), действительно, как дышло – куда повернёшь, туда и вышло. Вот это «дышло» всегда поворачивают в нужную им сторону власть и собственность имущие. Так что термин «правовое государство» нуждается в уточнении применительно к любому государству, таковым себя объявившим. Ну и как тут обойтись без профессоров, трактующих всякие мелкие разночтения? Да что там государства? Даже в обыденной жизни очень распространён такой, например, диалог: «Да что это ты вытворяешь? А в ответ – Отвали! Имею право». Но этот текст вообще-то не о правах, а о капитализме. Так что - вперёд и с песнями!
То, что называют капитализмом, это сложившаяся и доминирующая уже более двух сотен лет в большинстве стран мира экономическая система. И не более того. Не писали о нём только исключительно ленивые философы, экономисты и политики. Я, лично, ставлю под вопрос уместность общепринятой трактовки самого этого термина «капитализм» в качестве едва ли не очередной исторической «эпохи» развития человечества. А потому разговор о капитализме мне приходится начинать издалека. С того времени, когда ещё первобытные люди начали обзаводиться какой-никакой личной собственностью. Она же и частная. В России легко отличают по виду личную собственность любого человека от его, зачастую непомерной по величине, частной собственности. Например, на средства производства. Но это просто слова-синонимы в русском языке. В английском языке, например, это всегда два слова – «персональная собственность» (personal property).
Итак, личная собственность. Откуда у человека стремление к ней и для чего она ему? Я не товарищ Энгельс, чтобы писать целую книгу на эту тему. Хотя книгу и читал. По мне так всё просто. Мы наделены от рождения всеми зоологическими инстинктами, главный из которых – инстинкт самосохранения. Без него невозможно само выживание человека - ну хотя бы до возраста размножения. Это общий термин, но это как ствол дерева, на котором произрастает множество ветвей. Одна из них – инстинктивная забота о своём теле как субъекте выживания себя, дорогого. Человеку всегда была нужна еда, одежда и кров над головой. Да и оружие для защиты от хищников или других, агрессивных представителей рода человеческого. Вот я и перечислил базовые виды личной собственности, без которых выживание человека было под вопросом. Мы, люди, вдобавок наделены пусть и в разной степени мыслящим, а иногда и творческим разумом. И всегда в силу необходимости и по возможности направляли его на обретение личной собственности. Вот её обретя, приобретали и возможность её увеличить, увеличивая тем самым свою безопасность и гарантию пропитания. Стремление и необходимость владения личной собственностью, естественны, как просыпаться по утрам в удобном и безопасном жилище и наполнять призывно работающий желудок. То, что я написал просто, как угол дома. Но дальше имеет место развитие идеи. Творческий разум человека развивался именно с целью сначала решить проблему выживания, а потом и добиться более достойной жизни. И практически сразу, с пещерных времён, люди начали создавать технологии. Лук, стрелы, каменные топоры и ножи, сеяние полезных трав, использование огня и пошло - поехало. Для чего придумали колесо. Постепенно осознали, что жизнь в большом племени более надёжна для защиты и добычи пищи. Развитые к тому времени как основа выживания технологии сельского хозяйства позволяли в сообществе развить и специализацию. Включая принятие решений - наиболее к этому способных. Так сначала организовались поселения, а потом и первые крошечные города - государства. Дальнейшее развитие в них технологий (гончарных, строительных, производства металлов, оружия, одежды и сельскохозяйственных орудий) и было той материальной базой, на которой вырастали царства и древние империи. Соответственно, формировались и общественные отношения и появлялись пусть и не обязательно писаные законы. Но никогда, изучая историю, я не встречал законов, запрещающих владение личной собственностью, а до ХХ века и частной – на средства производства. Наоборот – она всегда была основой экономического процветания. А там, где принимались такие законы, приличная жизнь неуклонно заменялась обещаниями светлого коммунистического будущего. Естественно, что некто, обладающий властью и кучей стражи, мог отобрать у обычного человека не только козу, но и кузню. Завоеватели могли угнать в рабство, ограбить до нитки – но это как раз были крайние проявления попрания общепринятых прав владения собственностью. Тут самое время отметить, какие бы формы не принимали государственные устройства, в конечном счёте, даже в древности преимущества достигали те государства, в которых достигался более высокий уровень развития технологий и производств. Вот ассирийцы, дотоле ничем не примечательные, открыли технологию производства железа. Полный цикл. И со своим железным оружием против бронзового завоевали громадные территории Малой Азии и Ближнего Востока. Это они, негодники, увели в плен элиту 10-и колен Израилевых. Кирасиры Корсара в железных кирасах со товарищи просто уничтожили империи майа, ацтеков и инков. Грозная орда монголов завоевала едва ли не самые большие территории в истории. Вы будете смеяться, но в основе их военных успехов было лишь одно изобретение - седло со стременами. Каждый воин теперь мог стрелять из лука со скоростью пулемёта, не опасаясь упасть с лошади. Что они и делали в нападении. Дошли до средневековой Европы. Но тут их воинской технологии уже противостояла цепь городов с высокими каменными стенами, что сделало малоэффективным их оружие. Так, в частности, строительная технология защиты победила военную нападения того времени. Непревзойдённую технологически империю древнего Рима так никто и не победил, вопреки формулировкам историков. Она рухнула, утратив свою культуру - цивилизационную основу. Но это уже другая тема.
Подведу первые итоги сказанного. С моей точки зрения именно развитие наук, технологий и производств, перенимаемых со временем всеми народами, создавало всё более прочную экономическую, материальную базу образования всех государств и цивилизаций в истории. На этой основе они и формировались, развивались и стали прообразами современных. И это при владение людьми личной и частной собственностью любого рода, в чьих бы руках она не находилась, было естественной предпосылкой и базой создания экономики при любом государственном устройстве. Своего рода черту подвёл Гоббс в конце 17-го века. В своём труде «Левиафан» он дал потрясающее по простоте и неотразимости определение государства. Сколько бы раз эту книгу не приговаривали к сожжению, это определение верно описывает суть любого государства. Вот оно: «Люди … для сохранения своих жизней и общего мира отказываются от части своих естественных прав и по негласно заключаемому общественному договору наделяют ими того, кто обязуется сохранить свободное пользование оставшимися правами — государство. Государству, союзу людей, в котором воля одного (государства) является обязательной для всех, передаётся задача регулирования отношений между всеми людьми». В книге однозначно указывается, что «естественные права» есть суть природные, а точнее – зоологические инстинкты, проявления которых и ограничивает государство своими законами. А главная обязанность государства – гарантировать безопасность и неприкосновенность собственности граждан. Это и всё, и это главное. Вот по этим канонам и строились в дальнейшем все государства мира вплоть до современных.
Рушились империи, и цивилизации, сменялись, как их называют, «эпохи», а научные открытия и технологии никуда не девались и всё развивались и аккумулировались. Все новые возникали на базе уже существующих или существовавших. Так же упорно я повторяю мысль о неуклонно и всегда сохраняющихся правах личной и частной собственности. Это моё лишь затянувшееся предисловие очевидных утверждений перед тем, как нагло обрушиться на общепринятое представление об исторических эпохах, социальных формациях – рабовладение, феодализм и капитализм. Чем же мне так не нравятся эти определения и искусственные рубрикации этапов жизни человечества, данные официозной исторической и экономической науками непрерывному по своей природе процессу его развития? Да тем, что я не обнаружил между ними никакой разницы, кроме разницы в уровне развития наук и технологий и темпа их прогресса. А побудительной основой развития наук и технологий, потребностью в них, является естественное, то есть природное по своему происхождению стремление человека к владению любого вида собственностью в максимальном, индивидуально достижимом количестве. Так уж мы, люди, устроены. Здесь ещё обязательно надо отметить, что темп развития общечеловеческой технологической цивилизации в разные времена и в разных странах был разным, иногда замедлялся, был неравномерным при сравнении отдельных исторических периодов и цивилизаций, но само развитие по большому счёту никогда не прекращалось.
Начнём с «эпохи» рабовладения. Сведения о возникновении рабства появляются со времён развития ещё примитивного сельского хозяйства, где труд рабов был дешёвым и стал массовым. И так со времён шумеров, то есть около 4000 лет до нашей эры. И пока сельское хозяйство оставалось примитивным, существовало и рабство. Практически везде на Земле и не только в сельском хозяйстве. Но это и была главная сфера использования рабов. А когда рабство исчезло? Ой, да оно совсем не исчезло и до сих пор! Только теперь за обращение людей в рабов виновных сажают в тюрьму. Массовое и благословляемое законом рабство было отменено в России в 1861 году, а на юге США – в 1865-м. В Европе, России и США массовая или частичная отмена рабства происходила с конца 16-го века и вплоть до средины 19-го века. Рабовладение было тогда естественной формой использования трудовых человеческих ресурсов в производстве. Способом эффективного обогащения в те времена, когда основой богатства было владение землёй. И не более того. Тем более люди того времени ничего ужасного или даже аморального в рабовладении не видели. Как, например, ещё отцы-основатели США, которые и сами имели рабов. Не будем их судить.
Ну а что тогда феодализм? Приведу цитату: «Феодализм — сословно-классовая структура общества (аграрного, доиндустриального типа), когда основным экономическим ресурсом являлась земля, и находилась она в собственности феодалов. Он сформировался в V веке нашей эры в поздней Римской империи, прекратившей своё существование в 476 году, и продолжал господствовать в более позднее время». Массово - вплоть до конца 15-го века. Заметьте - не эра, не эпоха, а просто такая себе сословно-классовая структура! Феодалами назывались представители господствующих светских элит, крупные землевладельцы, а господствующей политической системой была монархия. Кстати, таковой она во всём мире оставалась с древнейших времён до начала 20-го века. Какая разница как назывались лица, владеющие землёй и рабами или крепостными? Ну, назвали их в Европе феодалами от латинского «феод» - земельное владение. В России это были дворяне – от слова двор. Я в этой схеме не вижу никаких существенных отличий феодализма, при котором ещё в полной мере существовало рабовладение, от той «эпохи», которую относят к рабовладению. Прежде всего - рабовладение по шкале времени полностью перекрывает время «феодализма». Тоже была похожая со времён Афин сословно-классовая структура. Ещё законодатель Солон 593 года до н.э. разделил всех граждан демократических Афин на 4 имущественных класса. Как и всегда до этого при феодализме основным ресурсом собственности являлась земля. Точно также всё это время в истории человечества экономика была «доиндустриального типа», а рабы были удачным, дешёвым и массовым дополнением ко всем местным трудовым ресурсам. Даже если их не называли рабами, барщина на полях феодала – то же рабство. Рабы же тоже не работали 24 часа в сутки и каждый день. Влияние католической религии, что есть не прогресс, а его подавление, достигло такого уровня, что препятствовало даже прогрессу тех наук и технологий, которые неукоснительно развивались в древности. Ничего себе – 10 веков застоя! Понятно, что мысль убить нельзя. И даже в это время появлялись люди, имена которых и сегодня выглядят как звёзды разума - Галилей, Декарт, например, и ряд других. Были даже научные открытия, шло медленное создание разнообразных технологий, и даже возникла специализация в виде цехов разных ремёсел. Отметим великие географические открытия, ставшие возможными на основе создания технологии морского судостроения – производства больших, прочных кораблей с парусным оснащением. Навигацию судов, однако, обеспечивали компас и астролябия, созданные ещё в древности. Интересно, что по ходу этих открытий выяснялось, что вся Земля уже заселена, но по мнению пришельцев, людьми «второго сорта». Что несомненно вдохновляло «открывателей».
Всё это, увы, не идёт в сравнение с древними по числу и учёных, и создателей технологий – Демокрит, Евклид, Пифагор, Архимед, Аристотель. Десятки великих имён. Древние сохранившиеся пирамиды и храмы до сих пор вызывают восторг и удивление. Ну а какие города времён средневековья имели бани, акведуки, театры, Колизей, дороги класса Аппиевой? Для экономической жизни Римской Империи уже характерно зарождение ремесленной деятельности в латифундиях. Их владельцы заводили ремесленные мастерские - керамические, ткацкие, деревообделочные, стеклодувные. В некоторых галльских латифундиях разрабатывали рудники, выплавляли металл и создавали современную металлообработку. А Гиппократ, отец медицины? Я уже не говорю о философии. Поэтому период жизни человечества, именуемый феодализм, я полагаю просто застойным периодом рабовладения в старых и новых его формах. Но в древности жрецы, по крайней мере, не препятствовали развитию научных представлений о мире, а в астрономии даже участвовали. Однако и само слово рабовладение не описывает адекватно главного, что изменяло жизнь человеческих сообществ и их прогресс. Чтобы покончить с определением первобытного строя, рабовладения и заодно феодализма, скажу, наконец, как я для себя рассматриваю этот самый длительный период жизни человеческой цивилизации. Это, как я его определяю - доиндустриальный период - развития наук и технологий при сохранении права личной собственности и на этой базе происходили и все остальные медленные изменения сознания людей, уровня их жизни, приоритетов и видов их общественных объединений и отношений. И притом, почти всегда – при авторитарном и попросту монархическом способе правления.
Но что же вызвало радикальное изменение темпа течения событий после долгих лет застоя в период средневековья? А вот что – три последовательных периода в Истории, которые в силу их специфики и значимости я и считаю эпохами, несмотря на их скромную продолжительность. Со второй половины 14 века до первой четверти 16 века происходит Возрождение. Время, предшествующее эпохе Возрождения гуманисты справедливо называли «темными веками». И Возрождение стало началом возвращения человека к своему естественному гармоничному состоянию в отношениях с природой. Поэтому «природа — это образец, а разум древних — школа». Вот эта школа и возродилась, а отсюда и название – Возрождение. «Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм, возросший интерес к античности». Тут как раз случился захват Османами и падение Византии, Восточного Рима. Все образцы римской и греческой культуры, завезённые туда ещё при императоре Константине (эх, Константинополь - Царьград) их владельцы стали вывозить на Запад, преимущественно в итальянские княжества. Интеллектуальным и творческим людям стали доступны не только скульптура и живопись, но и книги философов, историков и учёных, канувших в Лету Греции и Рима. Достаточно упомянуть Флоренцию времён Лоренцо Великолепного во второй половине XV века. Читаю далее: «Тезису о решающем значении экономических факторов (Возрождения): расширения торговли и товарно-денежных отношений, развития мануфактурного производства, в настоящее время придаётся всё меньшее значение». И напрасно! Они стали материальной базой Возрождения. Вот как раз в 1445 году Гуттенберг создал книгопечатание. А бумагу для книг стали прессовать, используя энергию воды и ветра. Добавим сюда изобретение очков, башенных мельниц и механических часов. Всё было одно к одному. Сознание и самосознание людей по сумме всех названых причин стало меняться. И не в пользу обскурантизма и католического господства. Стоит ли удивляться последовавшей за тем эпохе Реформации?
Процитирую: «Реформация (от лат. reform;tio — «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на начальном этапе на реформирование Католической церкви, а на заключительном — на отделение от неё и образование новой христианской конфессии — протестантизма».«Её началом принято считать 31 октября 1517 года, в этот день Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых он выступал против существующих злоупотреблений Католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого провозглашался принцип веротерпимости, вследствие чего религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. Реформация, подорвала единство и могущество католической церкви и укрепила в Европе абсолютистскую власть монархии». Но не только это. Все участники конгресса подтвердили право князей менять по желанию и свою веру, и веру своих подданных. Гарантии равенства были даны католикам и протестантам. Христиане, исповедующие религию, отличную от официальной религии княжества, в котором они живут, получили гарантию свободного вероисповедания. Все страны-участники конгресса признали ответственность за любые военные действия как часть своего суверенитета. Согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам. Мало того, по общему решению были обозначены и признаны территориальные владения государств – участников. Европа на время «устаканилась». Стала бурно развиваться торговля и расти уровень жизни.
Всего примерно одно столетие, с 1680-х по 1790-е годы, но по своей важности правильно именуемое эпохой Просвещения, стало резким переходом к периоду истории человечества, в котором мы сейчас и живём. Цитирую: «В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму, как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития». Что происходило во времена Просвещения конец 17 до начала 19 века? Развитие науки и образования: «В это время акцент переместился с догматического вероучения на исследование и эксперименты. Благодаря этому были сделаны значительные открытия в различных областях науки, таких как физика, химия, биология и астрономия. Образование стало доступнее для широких слоев населения, что способствовало распространению знаний и развитию общества». Зачем выдумывать то, что уже написано, хорошо и правильно? Не стоит перечислять все достижения науки и технологий уже в эпоху Просвещения. В уже многочисленных университетах Европы прекратилось давление на студентов церковных догматов (хотя отнюдь не их изучение и толкование). Помимо медицины стали появляться учёные, чьим интересом стали тайны окружающего материального мира. Достаточно назвать Исаака Ньютона и поразиться – открытия в областях от классической механики и до астрономии, от оптики до дифференциального и интегрального исчисления. Отец классической физики, которая до сих пор, если разобраться, доминирует и в индустрии, и даже в ракетостроении - несмотря на появление и не классической, релятивистской и даже ядерной и квантовой физик.
Вот эти три, кратко описанные эпохи и вызвали появление и становление второго и современного индустриального периода - научно-технологического и, опять же при сохранении права собственности, основы непрерывного развития человеческой цивилизации. Развитие человеческой цивилизации, таким образом, вполне достаточно разделить всего на два периода – доиндустриальный и индустриальный. Последний почему-то дружно называют «эпохой капитализма», а носителей этого самого капитала обозвали сначала буржуазией, а потом капиталистами. Пустые словеса…
Давайте разберёмся, кто такие эти «презренные буржуа и ненавистные капиталисты». Буржуазия по существу означает жители городов. По-французски bourgeois — «горожанин», а по-немецки – бюргер. Но это не так просто. Это были жители городов, владевшие заметной по величине собственностью разного рода. Исторически она складывалась благодаря торговле, которая концентрировалась в городах, но постепенно распространилась и на владение ремесленными предприятиями и разными мелкими бизнесами. Тогда же возникли и банки, которые создавались отнюдь не аристократией. Когда же научные открытия и изобретения стали воплощаться в технологиях самых разных производств, появились источники больших денег, которые и стали называть капиталами, а успешных буржуа – капиталистами. Слово «капитал» происходит от латинского «capitalis» - главный, основной, от корня «caput» — голова, единица, штука. Использовалась римлянами для счета скота по головам. И всего–то. Ныне этот термин включает в себя физический капитал - здания, оборудование, программное обеспечение, запасы чего угодно, финансовый капитал (деньги), человеческий капитал (образование, обучение, интеллект, навыки, здоровье). Так что по нынешним временам мы все слегка капиталисты. Ну, раз появились капиталы и его владельцы капиталисты, то созданная ими экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства стали называть капитализмом. Как-то же надо её называть учёным от политики и экономики, которые пишут разные толстые книжки? Но уж эпохой называть, я думаю, не стоит. Я уже описал три периода истории, заслуживающих такого громкого названия. Остальные не дотягивают до такой чести.
Итак, «Главным критерием для принятия экономических решений при капитализме является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли». Ой, а что было всю предыдущую историю человечества при принятии отдельными лицами и государствами не только экономических, но и военных решений? Тут не должны смущать слова о «юридическом равенстве и свободе предпринимательства». Буржуазии пришлось за них изрядно побороться путём проведения успешных буржуазных революций. За свои, естественно, в своих интересах, юридические права и свободы от властной аристократии. Им ещё категорически нужны были именно свободные рабочие ресурсы. И своё полное право устанавливать оплату их труда. Но дело уж не так обстоит, что они овладели властью и теперь могли разгуляться по полной. И до сих пор действуют сословные и властные привилегии, налоговое и антимонопольное законодательства - в пользу государства. Да и их прежде почти полностью бесправная «рабочая сила», пресловутый «пролетариат», хоть благоразумно и не последовал призыву бесноватого Маркса и никакие такие цепи нигде за редким исключением не порвал, но ослабил прилично. Живёт, в целом, куда даже лучше даже первых буржуев.
Но это всё лирика. А вот что по существу? А по существу бурное развитие наук, изобретательства и технологий породили одну за другой энергетические революции использования горючих ископаемых, пара, и электричества. Были созданы индустриальные по составу и масштабу предприятия в металлургии и по обработке металлов, изобретены двигатели внутреннего сгорания, средства освещения, средства коммуникации – телефон, телеграф и радио. В ХХ веке сюда по-крупному добавились овладение ядерной энергией, бурное развитие генетики, ракетные технологии, создание компьютеров и Интернета. Я ничего не забыл? А кто же финансировал науку, инженерное образование, создание индустриальных предприятий и даже исследования в области медицины? Да в основном те же проклятые «капиталисты» - налогами и наличными из своих карманов. Зачем же они так ужасно тратились? Да прибыль – что же ещё! Самой явной иллюстрацией единства буржуазии и наук и технологий был плакат у входа на американскую выставку «Науки и технологии США» в Сокольниках в 70-х. На нём было начертано: «Американский бизнес знает - каждый доллар, вложенный в науку и технологию, возвращается через год в два доллара» Я уже писал, что человеческий инстинкт владения личной собственностью неодолим, а к тому же никаких разумных ограничений на размер этой собственности эволюция не сформировала. Но сегодня уже никто не оскорбляет, например, Маска, называя его «капиталистом». Он теперь «его величество Антрепренёр и Инвестор». Новый аристократ. «Люди всякие нужны, люди всякие важны».
Итак, по моим скромным понятиям всего двух описанных природных качеств человека вполне достаточно чтобы установить главную движущую силу развития человеческой цивилизации. Это стремление человека к максимально возможной по размерам собственности и постоянно развивающийся его творческий разум при сохранении, накоплении и распространении его достижений. Вот так они в паре и работают до сих пор. На «горбу» этих природных качеств человека произросли все остальные движущие силы, меняющие народы и цивилизации на Земле и устройство их сообществ. И все они вторичны по определению.
В этом тексте я не ставил себе задачу убедить читателей отказаться от столь привычных всем названий и разделения истории человеческой цивилизации на «эпохи». Пользуйтесь ими на здоровье! Просто я был движим стремлением понять, что действительно лежит в основе развития человеческих сообществ – от древних и исчезнувших цивилизаций до современных и весьма ещё живых. Принцип так называемой «Бритвы Оккамы» гласит – «Не следует множить сущее сверх необходимости» либо «Не следует привлекать новые сущности без крайней на то необходимости». Сама Бритва Оккамы исходит из принципа достаточного основания, введённом ещё Аристотелем. Сущности в данном случае – это те аксиомы и положения, принятые для начала, которые необходимы для построения и обоснования любой теории. Чем их меньше, тем больше шансов на правильность любой теории. Этот принцип, стал базовым во всей современной науке. Он удалил из научных представлений много чего – от эфира и флогистона до неизбежной и полной победы пролетариата, равно как и всесилия свободного глобального рынка и неизбежности победы новой либеральной демократии. В данном случае в поисках базы существования человеческих цивилизаций мне удалось свести исходные положения всего к двум, но совершенно природным и неоспоримым – стремление человека к владению личной собственностью и наличием у человека творческого разума. Не удивительно, что при этом вся история человеческой цивилизации свелась тоже всего к двум периодам – доиндустриальный и индустриальный. При этом всё многообразие общественной жизни цивилизаций оказывается вторичным и не могло бы реализовываться от слова совсем, если бы отсутствовали описанные мною эти всего два природных свойства любого человека. Я прекрасно понимаю, что в реальной жизни мало кто задумывается об этом. Разве нам не достаточно проблем текущего бытия? Однако все попытки людей как-то изменить условия этого самого бытия, к которым нас призывают многочисленные глашатаи разных обезьяньих (политических и экономических) прыжков и ужимок, оказываются безуспешными. Двинувшись в любом направлении, народы упираются в каменную стену достигнутого на данный момент уровня материального развития. При этом им явно не способствует и другой, пока не упомянутый человеческий инстинкт – безудержного размножения. А уж он-то просто множит число нуждающихся в личной собственности, деля этот самый достигнутый уровень на число его потребителей.
Было бы моей большой ошибкой не упомянуть, что всё созданное великолепие человеческой культуры и литературы является не чем иным, как также продуктом деятельности творческого разума человека во всех областях культуры. И он был, пожалуй, единственным видом продукта, который явно и грубо не служил до поры до времени наживе и потребностям чисто животных инстинктов человека. Более того, индивидуальный характер и единство народа любой цивилизации, её сохранность во времени, определяются именно особенностями её культурного развития и её состоянием. Как я сказал – разновидности продуктов того же творческого разума человека. Так, ещё в 1918 году Освальд Шпенглер предсказал «Падение Запада» (дословно) именно в силу разрушения культурной основы этой цивилизации. Нашумел. Но так оно и идёт с тех пор. Зря Геббельс, услышав слово «культура» хватался за пистолет. Уже столетие культуру успешно разводят пожиже, чтобы она стала пригодна для массового потребления под той же вывеской. Зачем? Да ничего личного – просто так становится больше денег у антрепренёров. Массовый потребитель появился. А потому всякая туфта сегодня выдаётся за шедевр и продаётся как шедевр и притом не дёшево.
На этом наглом оскорблении массовой культуры можно было бы и закончить текст, но я просто обязан сказать и о перспективах индустриального периода в истории человечества. Как долго ещё продлится это «благорастворение воздухов»? Я написал два текста в Прозе - «Поговорим о будущем» в 2017 году и «Куда движется человечество» в 2022 году. Там есть и лучшая ссылка на эту тему: http://flibusta.is/b/265937/read . Можно также просто набрать в Википедии «Пределы роста». Для тех, кому не захочется разбираться в прогнозе будущего не только индустриального периода, но и всего научно-технологического характера истории человечества, предлагаю просто подумать самому. Все ресурсы, биологические и минеральные, нашей планеты Земля ограничены размером её поверхности и вплоть до глубины в пару километров. А значит они конечны по определению. Они расходуются так интенсивно, что по данным мирового геологического обзора уж минеральным ресурсам Земли точно скоро придёт конец. Как скоро? Ну, может ещё лет через 50 - 100, но при быстром падении индустриального производства и растущем недостатке продуктов питания - со всеми вытекающими последствиями для расплодившегося населения. Это уже происходит. Прогноз этот не лично мой, а многих учёных и он таков – следующая война будет вестись палками и камнями. Надеюсь я ясно выразился? И то если до этого не случится ядерная война. Кстати, войн во время этого падения будет всё больше и больше. И все они без исключения и уже сегодня – ведутся за обладание остатками этих самых ресурсов. Думаю, вы понимаете, что речь идёт не о «нетленных ценностях»? А нет – сочувствую.
Для тех же, кому неохота ни читать, ни думать на эту тему, скажу коротко и ясно – во всём мире уже началось падение славного периода индустриального производства и сопутствующей ему мировой экономической системы, условно именуемой капитализмом. Она, эта система, экстенсивна по своей природе в силу неограниченного стремления человека к увеличению частной собственности. Падение будет со всеми вытекающими для всех нас последствиями. И именно по причине исчерпания всех конечных природных ресурсов Земли. Так что и стремлению к увеличению частной собственности, увы, придётся сократиться.
Но не надо унывать. Будет хуже, но ведь пока не станет совсем плохо, лучше не становится. Те, кто умеет своими руками и своей головой делать что-то реально полезное для себя и других – имеют наибольшие шансы на выживание. А вот число, например, портфельных инвесторов точно сократится. Им и им подобным самое время подумать о приобретении профессий типа плотника или водопроводчика. Такие дела.
Свидетельство о публикации №224111200490