Суицид

     Нет ничего легче, чем решиться на суицид - лично я решался раза три.
Правда, я так и не доводил ни разу дело до конца, потому что мешали разные  причины, не последней  из которых был монолог Гамлета  «Быть или не быть».
     Да, Гамлет многим самоубийцам попил крови.
     Годам к пятидесяти, поняв наконец, о чем  идёт речь в знаменитом монологе,  я очень обрадовался, что дорос до Шекспира.
     С другой стороны, радоваться было нечему, так как из-за этого я так ни разу и не совершил давно назревший  акт.
     Кстати, теперь, спустя еще десять лет после того, как я понял, о чём толковал Гамлет, я задним числом думаю, что Шекспир многое передёрнул.
     Если задуматься, датский принц тех времён, о которых идёт речь, вряд ли был бы полноватым, сильно рефлектирующим джентльменом в обтягивающих рейтузах и  жиденькой шпажонкой на боку. Наоборот,  это был бы звероподобный мужчина с боевым двуручным мечом, если не с топором  и одетый чуть ли не в звериные шкуры.
Вряд ли бы этот Конан-Варвар  вдавался в такие тонкости, как спасение души, тем более что совсем  недавно его дедушка покончил с собой, прыгнув со «скалы предков», чтобы не позориться немощной старостью.
     Такой у датчан и кельтов  был гордый обычай.
     А тут вдруг молодое, едва оперившееся,  неизвестно откуда взявшееся, христианство, взяло и нагнало  жути  на  такого  викинга. Да он бы, если  надо,  перерезал себе глотку как дважды два.
     Но, конечно, если бы Гамлет был таким, как он описан у Шекспира, хотя это и явный анахронизм, то он из-за своих расстроенных нервов действительно мог бы испугаться огней ада.
     Понятно, что христианство как религия молодая не могла здесь быть                оригинальной и позаимствовала идею у более старой, в частности, у иудаизма, незаконным ребёнком которого, строго говоря, оно и было.
     В иудаизме  самоубийство считалось  важным грехом, равным убийству другого человека. Естественно, речь шла об убийстве  еврея, прочих же филистимлян набожные иудаисты  крошили в капусту не задумываясь. /См. Ветхий Завет,  «Книга Иисуса Навина»,  о  захваченных  ими городах Ханаана, «заклятых Богом», где вырезались не только младенцы, старики, женщины и мужчины, но даже  овцы и ослы. А когда один сотник препутал Божью шерсть с личной,  Господь Саваоф  испепелил его на месте./
     Вера отцов жива и поныне,  и последние исследования показывают, что «религиозные еврейские подростки демонстрируют признаки суицидального поведения вдвое реже, чем их сверстники из светских семей.»
     Можно только надеяться, что в современном иудаизме  убийство нееврея уже  считается более-менее смертным грехом.
     Если же взять по-настоящему древние религии типа буддизма  и индуизма /возможно они и не старше иудаизма, но мне кажется что немного постарше/, то у них, конечно, отношение к суициду мягче и толерантнее. Так, буддизму, в котором отсутствует такая нужная вещь как ад, в-общем-то было всё равно, убьёте вы себя или нет, с небольшой тенденцией скорее  одобрять подобные настроения.
     Но это было раньше, до нашего двадцать первого века,  когда цена человеческой  жизни возросла неимоверно и  растёт всё дальше, совсем как цены на российский газ.
     Теперь буддизм всячески отпирается от поощрения суицида, приводя свежие доводы. Оказывается, «самоубийство в буддизме есть крайняя   форма  эгоизма. Если какой-то человек убил сто человек, он может раскаяться и начать исправляться. А если человек совершил тягчайший грех над собой, тогда он уже не сможет исправиться.»
     Меня терзают смутные подозрения, что все коменданты концлагерей и члены зондер-команд были стихийными буддистами.
     В Древнем Риме самоубийство не было чем-то  особенным, а наоборот очень почётным.  А для философов почти обязательным.
     В Индии ещё до середины 19 века ожидать своей смерти считалось позором. Мудрецами называли тех, кто сжигал себя заживо, когда наступала старость.
     В средневековом Китае  признаком высшей добродетели считалось самоубийство благочестивых вдов. И так длилось  вплоть до 20 века.
     В японской религии хотя и есть ад под названием «дзигоку», населённый демонами, но он как-то не распространяется на делающих харакири, которое всегда считалось  хорошим делом, как и самосожжение у китайских вдов.
     Кстати, японцы не употребляют этого слова - «харакири», а говорят: «сэппуку», что означает то же самое и пишется теми же иероглифами, но наоборот.
     Ну,  японцам, безусловно,  виднее.
     Странно, что и на Руси, расположенной от Индии и Китая далеко во всех смыслах, древние славянки тоже добровольно сжигались на костре с трупами мужей - живая вдова бесчестила семейство. /Мне так и видятся укоризненные лица  соседей: «Что ж это, дорогая Любава? Мужа медведь задрал, а ты всё живая и живая? Нехорошо это, не по-перуновски.»/
     При Петре вышел указ, где он боролся с суицидальными настроениями подданных одному ему присущими средствами: «Ежели кто сдуру  убьёт себя, того привязать к лошади и таскать по улицам, дабы иным неповадно было. Опосля  повесить. А уж потом…» и так далее.
     Да даже и в христианстве чёткое отношение к суициду оформилось не сразу.
     Впервые самоубийство было робко осуждено в 4 веке. Что говорит о том, что Гамлеты того времени чувствовали себя свободными как рыба в воде и не тратили время на самоанализ.
     Ислам,  возникший всего лишь в 7 веке, как религия света и добра категорически отвергает суицид, заходя ещё дальше иудеев и считая его  более тяжким злодеянием, чем убийство другого человека. И это очень приятно, и рисует мусульман с самой лучшей стороны. /Все исторические экскурсы, цитаты, даты и вообще всё более-менее умное, взято автором из ютуба и пересказано почти дословно. Но автор не считает это чистым плагиатом, так как всё же кое-где вставил и своих пару копеек. Подлый режиссёришка, оскверняющий своей экранизацией великий литературный шедевр /российский фильм  «Замок» по Кафке; немецкий  «Признания авантюриста Феликса Круля» по Томасу Манну; итальянское  «Собачье сердце»/ , в таких случаях говорит, совсем как Ляпис-Трубецкой: «Это мое видение!»
     Возможно, кто-то скажет, что незачем  всуе касаться  таких мрачных предметов как суицид /кстати, «суицидом» самоубийство названо для пущей важности, естественно, на латыни,  от sui caedere - «убиваю себя»/, но я думаю, что в наши прекрасные времена, когда мир и мы вместе с ним катимся не просто к чертям, а куда-то ещё глыбше, почему бы и не поговорить на эту интересную для многих тему?
     Да, странная вещь суицид. То есть, ничего странного в нём нет, скорее наоборот, но странна география этого явления. Но об этом  позже.
     Психиатры говорят, что:
     1. Число суицидов среди мужчин превышает число среди женщин.
     Что  по-человечески понятно.
     2. Нет никакой зависимости между количеством самоубийств и уровнем жизни, состоянием экономики или системой здравоохранения  в той или иной стране.
     Это уже не так понятно, как то что женщины умнее  мужчин  и я вынужден с этим не согласиться, так как убедился на своём опыте, что кое-какая зависимость есть.
     Вышло это так.
     Когда-то, лет двадцать назад, я взял с собой в «кабинет» /так интеллигентные мужчины называют сральник/ журнал «Автогол» своего сына Шурика. И там, между делом, проштудировал его от корки до корки /хорошее  выражение, первоначальный смысл которого от нас уже ускользнул/. Футбол меня интересовал постольку-поскольку/ещё одно очень хорошее  выражение/, но меня заинтересовала статья собственного корреспондента журнала о Швейцарии. Спецкор, по счастливой случайности оказавшийся главным редактором, по заданию редакции слетал в страну часов и шоколада посмотреть какой-то грандиозный матч, вроде  «Лозанна» - «Лугано» и, доложив  итоги, решил описать и саму Швейцарию в целом.
     Пробираясь сквозь дебри остроумия автора  и переползая  пустыни его начитанности, я наконец напоролся на что-то интересное: «Да-а, - сказал главный редактор журнала «Автогол», сидя в ресторане на берегу озера Комо. - Да-а,  - повторил он, - хорошая страна Швейцария! Но плохо, что в ней очень скучно. Жизнь здесь так легка и удобна, что швейцарцы совершенно утратили к ней вкус, не имея ни  куда  стремиться, ни чего  желать. Так что, - с сочувствием сказал  корреспондент-редактор - хорошо здесь, да не очень! Например, уровень самоубийств зашкаливает, намного превышая наш, украинский!»
     И я как дурак двадцать лет рассказывал знакомым, впавшим в суицидальные настроения, что всё не так плохо, то есть плохо, но не настолько, если даже в сытой Швейцарии… зашкаливает… и т.д.
     И вот, не прошло и четверти  века, как я, лёжа на своем верном диване и от нечего делать шарясь по ютубу, вдруг вспомнил и решил проверить тот давний факт, чтобы приподнять своё упавшее в 13-м году настроение.
     Каково же было мое разочарование, когда я узнал, что это проклятый брехун, этот шакал пера, шарфюрер коричневого журнальчика «Дас Автогол беобахтер» - ввёл всех в заблуждение и в Швейцарии не только ничего не зашкаливает, но наоборот, намного меньше суицида чем у нас!
     В частности, если Украина находится на 15-м месте в мире со своими восемьнадцатью с половиною самоубийцами  на сто тысяч населения, то лощёная, потерявшая  вкус к жизни, Швейцария - на шестьдесят третьем, со своими лишь одиннадцатью и тремя десятыми!
     Какой удар от статистиков!
     Но, поскольку время возмущаться было упущено, я вскоре остыл. Тем более, как ни крути, редакторишка всё же посеял если и не разумное, то доброе / «Да что там! - думалось временами. - У нас еще ягодки-цветочки! А вон в Швейцарии - зашкаливает! Ехали бы к нам, бедолаги, в Украину! Тут бы некогда было не то что вешаться, а вспомнить как его зовут, суицид этот! Выживали бы каждый день, а не х… страдали!»/.
     Ладно, Бог с ним, с редактором - такая у него профессия - репортёр.
     Тем более, что он уже  постарел,  обрюзг  и косит глазами как учёный с летающего острова Лапута.
     Я пошёл закурил и пока курил, думал, что автор фразы: «Всё тайное с течением времени  станет  явным», -  имел в виду не Страшный Суд, а ютуб.
     Вообще, интернеты-шмоньтернеты - забавная штучка, намного интереснее классической литературы.
     Так, я бы никогда не узнал, а теперь знаю, что: больше всего самоубийств происходит в … Гренландии  - 82,3 самоуб./100 000 чел.  Меньше же всего на острове Барбадос - всего 0,4/100 000, то есть в двести раз меньше по сравнению с гренландцами. Почти одинаково количество решивших уйти из жизни в: России и Литве; Чехии и Северной Корее; Бельгии - Республике Чад; Эстонии - Шри Ланке;  Исландии - Монголии; Франции - Гаити; Швейцарии - Замбии; Кубе - Норвегии; Германии - Киргизии; Сейшельских островах - Сомали; Китае - Румынии; Армении - Италии; Таджикистане - Сауд.Аравии. Почти не убивают себя на Багамских островах, что понятно, но и в Сирии - что понять сложнее.  Нищая же  Венесуэла почему-то идёт рука об руку с расслабленной, кейфующей в кофейнях, Грецией.
     Это и вправду тяжело объяснить, но всё же меня не оставляет смутная догадка, что курение плана на райских  островах меньше располагает к желанию «прекратить собственную жизнь самостоятельно и добровольно», чем прозябание  в обледенелой Гренландии. Я бы тоже, если бы платил за тепло по одиннадцати месяцев в году, долго бы не колебался.


         2019 г.            


Рецензии
Здравствуйте, дорогой Сергей и живите до 120!
Меня тоже теребила эта тема, в силу профессии и жизненной цели Освобождения. Однако рецензия была бы слишком длинна... Приведу из неё здесь лишь "короткий отрывок" ( http://proza.ru/2022/09/21/359 )

"...Однако вернёмся к общемировому буддизму и суицидам.

Известны случаи самоуморения голодом монахов, страдавших тяжёлыми болезнями, понимающих их неизлечимость и не желавшими быть обузой для общины. Чаще всего это происходило в Японии, где существует культ понятия "мэйваку": это недопустимость неудобства, беспокойства для окружающих. Поэтому один из главных принципов сосуществования и общежития в японском обществе - это "не доставляйте никому неудобств и беспокойства. Не давайте повода для раздражения", то есть не создавайте мэйваку.

Замысел таких монахов-самоубийц часто даже встречал одобрение как выражающий неколебимую решимость отбросить эгоизм (привязанность к жизни) ради рождения в Чистой земле - даже если адепт ещё не достиг осознания недвойственности.

В тибетском же буддизме "самоубийством" - с точки зрения европейца - является особая ритуальная практика подготовки себя и тела к состоянию перехода в "радужное тело".

В частности, в Японии это называется "Сокусимбуцу" — практика добровольной самомумификации. Наибольшее распространение получила в японской провинции Ямагата между XI и XIX веками. Там последний зарегистрированный случай относится к 1903 году. Всего в Японии известно 24 хорошо сохранившихся мумии японских монахов, прошедших данную процедуру. Предполагается, что за всё время число погибших достигало нескольких сотен человек, но большинство тел не было достаточно надёжно мумифицировано - потому не сохранилось. Зато в Тайланде и Вьетнаме в некоторых храмах до сих пор существуют самозамумифицировавшие себя архаты. Их посетителям не показывают (они надёжно скрыты), выставлены их восковые копии.
В России так закончил земной путь Лама Итигелов (Иволгинский дацан), до сих пор тело которого являет феномены чудесных исцелений - по многочисленным утверждениям пациентов.

Процедура выполняется монахом добровольно, и состоит из трёх этапов по 1000 дней каждый, то есть общая продолжительность достигает до 10 лет (физически человек остаётся в живых в течение примерно 6 лет).

А) Похудение, с целью максимального уменьшения количества жировой ткани.
Б) Диета на основе коры и корней сосны. К концу этапа в такой рацион добавляется ядовитый сок лакового дерева (Рус верницифера). Токсин урушиол накапливается в тканях ещё живого человека.
В) Замуровывание живьём. Монаха опускают в специально вырытую могилу и запечатывают, оставляя трубку для доступа воздуха, и снабжая колокольчиком для подачи сигналов о том, что монах ещё жив. По истечении трёх лет после того, как сигналы колокольчика перестают поступать, могилу вскрывают и проверяют сохранность мумии.
Далеко не каждое тело достигало состояния мумии, так как для этого необходимо достижение монахом особого, буквально просветлённого слоя сознания. Однако даже неудачная попытка ведёт к благому перерождению уже с соответствующими вводными: не в этой, так в следующей жизни он уже со старта готов завершить Путь. Его находят по особым признакам чаще всего в раннем детстве и воспитывают сразу в монастыре для скорейшего завершения круга перерождений.

--------------------------------------
Историческое отступление.

Автор родился в стране, находящейся в положении богатого старого атеиста, который, понимая неизбежность своей смерти, всеми силами пытается её минимум оттянуть - а максимум купить бессмертие..."
и т.д.

С уважением и теплом из жаркого Вьетнама

Ал Ор   26.11.2024 15:30     Заявить о нарушении