Вращается земля вокруг солнца или нет?
Первые предположения о том, что земля вращается вокруг солнца, относятся к IV-III вв. до н.э., и принадлежат греческому ученому Аристарху Самосскому, с которым согласились Архимед, Плутарх, Секст Эмпирик и другие. Но эти идеи были на уровне предположений и догадок, о которых в Иудеи и Палестине I в. могли и не знать. Свое научное обоснование гелиоцентрическая теория получила лишь в XVI в., благодаря трудам Николая Коперника. Естественно, что современники Христа верили тому, что видели своими глазами, а именно: солнце восходит и заходит, а земля стоит на месте. Если бы Христос сказал, что Отец повелевает земле вращаться вокруг солнца и, при этом, еще вокруг собственной оси, Его бы подняли на смех и дальше слушать не стали, как не стали слушать Его после слов о вкушении плоти и крови Христовых. Если бы Он употребил глагол «светить» вместо «восходить», то этим бы устранялся динамизм и наглядность обучения, прерывалась бы связь Божественного учения с живой природой, а значит и с человеком. Кроме того, ночью солнце не светит, а значит выходило, что Бог велит солнцу ночью не светить, то есть, образно говоря, Господь включает/выключает солнце, как лампочку? Это выглядело бы абсурдом и лишало бы всякого смысла речь Христа, а образ солнца утратил бы свое значение. Когда Иисус говорит, что Отец велит солнцу восходить, Он показывает, что Домостроительство Божие не прекращается, как не прекращается восход и заход солнца, что жизнь и учение находятся в постоянном движении, а значит – в развитии. Просто «свечение» солнца превращало бы динамику в статику и лишало слово Божие жизни. Изучая Евангелие можно убедиться, что в Своем учении Христос использует те приемы речи и наглядные образы, которые позволяют людям своего времени наилучшим образом усвоить истины Божественного откровения. Для нас это имеет то значение, что любящий истину, сможет в каждом слове Христа открывать что-то новое для себя, адаптируя слово Божие к явлениям и научным открытиям современности, а это делает Евангелие вечным, неизменяемым, истинным и до конца не познаваемым. Именно поэтому череда научных открытий не прекращается, ибо каждое новое открытие порождает следующее, и так будет до скончания века. И кто знает, может лет через 500 или 1000, люди будут также смеяться над нашими представлениями о Вселенной и человеке, как мы над взглядами современников Христа, а Его ученики будут открывать в Евангелие что-то новое и актуальное для своего времени.
Есть и другой богословское толкование на это место из Матфея. Выражение «Солнцу Своему» указывает на Сына Божьего Иисуса Христа, Который в Священном Предании именуется «Солнцем правды». Если рассматривать слова Иисуса с этой точки зрения, то выводы будут уже совершенно иные, а толкование следующим. Отец велит Сыну заботиться о каждой твари на земле, а на всех разумных изливать благодать Духа как на образ и подобие Божие. Помимо благодати, как жизненной силы, восхождение Сына означает свет евангельской истины для ищущих Бога и побуждение к покаянию для Его оставивших. Бог восходит над каждым, а значит каждого видит и знает. Свет Солнца правды освещает все потаенные уголки сердца и праведника и грешника, и каждому являются в истинном виде его дела. Его свет – это свечение Преображенного Христа и сияние белых риз Спасителя на Фаворе. Поскольку Солнце восходит над каждым, то любой может с его помощью увидеть Христа, а может остаться во тьме плотской жизни, не разглядев свечения Истины. Эта аллегория указывает на потенциальную возможность всякой разумной твари к богопознанию, ибо она заложена в человеке от зачатия. Однако не всякий этим даром пользуется и принимает его. На одном поле растут пшеница, и тернии. Над обоими восходит солнце и дает жизненную силу. Но пшеница, согретая солнечным теплом, приносит плод стократный, а тернии, получив возможность жить и крепнуть, обращают свою силу на уничтожение пшеницы, то есть плода доброго. То же самое происходит в мире людей. Одни, просвещенные истиной, идут к Богу, а другие, напитанные злобой диавола, но существующие за счет благодати Солнца, стремятся помешать идущим. Заглушить, убить их стремление принести стократный плод добродетелей. На нашем поле земной жизни, к сожалению, пшеницы намного меньше, чем терний и пробиться колосу сквозь удушение терний соблазнов страстей и похотей к Солнцу правды, ради доброго плода спасения крайне тяжело. Однако каждый должен знать, что Солнце восходит и над ним, а значит и Христос рядом.
Свидетельство о публикации №224111200723