Вращается земля вокруг солнца или нет?

                В Евангелие от Матфея мы читаем странные слова Христа: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф.5:45). Неужели Бог, Создатель Вселенной не знает, что земля вращается вокруг солнца, и солнце никак восходить не может? Много раз в Церкви звучали эти слова, смысл которых сводится к тому, что Бог любит всех людей и на все Свое творение посылает благодать, но вряд кто-то задумывался над ними в ином смысле. Существует несколько толкований на эти строки у святых отцов и современных богословов. Общий их смысл сводится к следующему. Примером солнца и дождя, которые Бог дарует всем людям, Христос раскрывает промышление Божие над всякой тварью и над человеком каким-бы он не был. Этим Господь научает любить всех людей, также как Он любит их. Под солнцем и дождем следует понимать не буквально солнечный свет и воду с небес, а те благодеяния, которые Бог посылает на землю, ту благодать, которая поддерживает все живое. Солнечный свет и обилие дождя означают учение Христа, которое изливается на весь мир, просвещая его светом истины и напаивая влагой благодати. Даже наш современник митрополит Иларион (Алфеев) полагает, что восхождение солнца и дождь означают, что: «Бог любит и того, кто Ему верен, и того, кто от Него отходит». Можно было бы безусловно согласиться со всеми этими мнениями, если бы речь шла о солнечном свете и изобилии дождя, как питающей все живое влаги. Но Христос употребляет глагол «восходить» применительно к солнцу. Если бы Он сказал: «Повелевает солнцу Своему светить…» тогда бы все соответствовало выше названным мнениям. Но восходить и светить – совершенно разные понятия: восходить – это движение того, что будет светить, а светить – это непосредственное излучение света. И, если бы вместо "восходить" было слово "светить",  тогда справедливо можно полагать, что Бог излучает свет учения и влагу благодати на все живое в этом мире. Так в чем же здесь суть вопроса? Для того, чтобы разобраться, почему Христос говорит вещи для нас заведомо странные и необъяснимые, нужно понять, ради чего Он воплотился. Изучение Боговоплощения, как неотъемлемой части Христологии, занимает много времени и труда. Мы не будем останавливаться на всех его аспектах, а уделим вниманию главному. Христос пришел спасти всех людей от Адама и Евы и до конца мира. Его целью было дать совершеннейшее учение о мире, Боге и человеке в форме доступной всякому слушающему слово Божие. Именно поэтому Иисус избирает для объяснения сложнейших богословских истин форму притч, в которых понятным языком и на примерах явлений из повседневной жизни, раскрывает смысл того, что людям надлежит принять. Говорить по-другому Он не мог, иначе Его учение осталось бы непонятым, а значит и не востребованным. В Евангелие Спаситель дал только самое малое и самое необходимое, что должны знать люди ради своего спасения, и только то, что они могут понять в силу ограниченности человеческого разума. Это подтверждается словами Христа ученикам: «Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» (Ин.16:12). Поэтому для того, чтобы простые люди могли принять слово Божие, Христос говорил с ними притчами.
                Первые предположения о том, что земля вращается вокруг солнца, относятся к IV-III  вв. до н.э., и принадлежат греческому ученому Аристарху Самосскому, с которым согласились Архимед, Плутарх, Секст Эмпирик и другие. Но эти идеи были на уровне предположений и догадок, о которых в Иудеи и Палестине I в. могли и не знать.  Свое научное обоснование гелиоцентрическая теория получила лишь в XVI в., благодаря трудам Николая Коперника. Естественно, что современники Христа верили тому, что видели своими глазами, а именно: солнце восходит и заходит, а земля стоит на месте. Если бы Христос сказал, что Отец повелевает земле вращаться вокруг солнца и, при этом, еще вокруг собственной оси,  Его бы подняли на смех и дальше слушать не стали, как не стали слушать Его после слов о вкушении плоти и крови Христовых. Если бы Он употребил глагол «светить» вместо «восходить», то этим бы устранялся динамизм и наглядность обучения, прерывалась бы связь Божественного учения с живой природой, а значит и с человеком. Кроме того, ночью солнце не светит, а значит выходило, что Бог велит солнцу ночью не светить, то есть, образно говоря, Господь включает/выключает солнце, как лампочку? Это выглядело бы абсурдом и лишало бы всякого смысла речь Христа, а образ солнца утратил бы свое значение. Когда Иисус говорит, что Отец велит солнцу восходить, Он показывает, что Домостроительство Божие не прекращается, как не прекращается восход и заход солнца, что жизнь и учение находятся в постоянном движении, а значит – в развитии. Просто «свечение» солнца превращало бы динамику в статику и лишало слово Божие жизни. Изучая Евангелие можно убедиться, что в Своем учении Христос использует те приемы речи и наглядные образы, которые позволяют людям своего времени наилучшим образом усвоить истины Божественного откровения. Для нас это имеет то значение, что любящий истину, сможет в каждом слове Христа открывать что-то новое для себя, адаптируя слово Божие к явлениям и научным открытиям современности, а это делает Евангелие вечным, неизменяемым, истинным и до конца не познаваемым. Именно поэтому череда научных открытий не прекращается, ибо каждое новое открытие порождает следующее, и так будет  до скончания века. И кто знает, может лет через 500 или 1000,  люди будут также смеяться над нашими представлениями о Вселенной и человеке, как мы над взглядами современников Христа, а Его ученики будут открывать в Евангелие что-то новое и актуальное для своего времени.
                Есть и другой богословское толкование на это место из Матфея. Выражение «Солнцу Своему» указывает на Сына Божьего Иисуса Христа, Который в Священном Предании именуется «Солнцем правды». Если рассматривать слова Иисуса с этой точки зрения, то выводы будут уже совершенно иные, а толкование следующим. Отец велит Сыну заботиться о каждой твари на земле, а на всех разумных изливать благодать Духа как на образ и подобие Божие. Помимо благодати, как жизненной силы, восхождение Сына означает свет евангельской истины для ищущих Бога и побуждение к покаянию для Его оставивших.  Бог восходит над каждым, а значит каждого видит и знает. Свет Солнца правды освещает все потаенные уголки сердца и праведника и грешника, и каждому являются в истинном виде его дела. Его свет – это свечение Преображенного Христа и сияние белых риз Спасителя на Фаворе. Поскольку Солнце восходит над каждым, то любой может с его помощью увидеть Христа, а может остаться во тьме плотской жизни, не разглядев свечения Истины. Эта аллегория указывает на потенциальную возможность всякой разумной твари к богопознанию, ибо она заложена в человеке от зачатия. Однако не всякий этим даром пользуется и принимает его. На одном поле растут пшеница, и тернии. Над обоими восходит солнце и дает жизненную силу. Но пшеница, согретая солнечным теплом,  приносит плод стократный, а тернии, получив возможность жить и крепнуть, обращают свою силу на уничтожение пшеницы, то есть плода доброго. То же самое происходит в мире людей. Одни, просвещенные истиной, идут к Богу, а другие, напитанные злобой диавола, но существующие за счет благодати Солнца, стремятся помешать идущим. Заглушить, убить их стремление принести стократный плод добродетелей. На нашем поле земной жизни, к сожалению, пшеницы намного меньше, чем терний и пробиться колосу сквозь удушение терний соблазнов страстей и похотей к Солнцу правды, ради доброго плода спасения крайне тяжело. Однако каждый должен знать, что Солнце восходит и над ним, а значит и Христос рядом.


Рецензии