Заброшенные посёлки Севрного Урала!

Друзья!
Из Сети.
"Посёлок Боровой расположен в 48 километрах (по автотрассе в 86 километрах) к
востоку от города Серов, на правом берегу реки Гусевка (правый приток реки
Сотрина, бассейн реки Сосьва). К посёлку подходит (много лет назад!-В.Н.) железнодорожная ветка,
которая связана со станцией Сотрино Богословско-Сосьвинской железной
дороги (см. файл ниже). Имеет второе название — 220-й Квартал.
В 1966 г. Указом Президиума ВС РСФСР поселок "Квартал № 220" переименован в
Боровой.
Численность населения 2002 год – 120 человек; 2010 год – 44 человека.
Посёлок входит в состав Первомайского сельсовета".https://vk.com/vkserov96
...Други!
Википедия явно врёт! Ширококолейную "железку" давным-давно разобрали,когда кончился лес и здешние леспромхозы опустели.Я жил до 1961 года  на станции Сотрино и ездил с отцом в Первомайский на паровозе.Раньше ходил в Еловскую  начальную школу  по этой  лесовозной линии. Про 220-й квартал уже давал материал на Прозе- ру и на Избе-читальне.Сегодня там доживают только немногие пенсионеры.
Печальная судьба этих исчезающих лесных посёлков в Серовском районе весьма схожа с алапаевскими!
В.Н.
*****************
Отшельники в заброшенной
деревне Урала.
 Жизнь без дорог,
связи и электричества

Таинственный и пугающий край умирающих деревень Урала. Добраться сюда
можно только по старой узкоколейке, которая соединяет отдаленные лесные
поселки с цивилизацией. Местные её еще называют дорогой жизни. При
Советской власти узкоколейку проложили в труднодоступном районе среди
непроходимых болот и глухой тайги. А все для того, чтобы вывозить лес на
благо страны Советов. В этой статье мы продолжим свое путешествие на
самодельной дрезине по самой большой в России сети узкоколейных железных
дорог и расскажем о нелегкой жизни отшельников, которые уже десятки лет
живут без электричества. Приятного чтения!
В прошлой статье я рассказывал про вымирающие лесные поселки Алапаевской
узкоколейки, также про то, как устроена самодельная дрезина. Мы побывали на
местном празднике, также на нашу попутчицу напала дикая собака,
А пока к нам подъезжает наша дрезина, я расскажу о следующем маршруте.

Маршрут
В этот раз у нас в планах доехать до деревни Березовка. Там живут 3 брата
Шалаевы (Николай, Владимир и Андрей) без света и связи уже с 2000-х годов.
Раньше по узкоколейке перевозили древесный уголь и лес. Протяженность
дороги достигала 600 км. Она связывала поселки с районным центром. Сейчас
железной дороги около 177 км и она является дорогой жизни у местного
населения.

Наконец мы отправились в путь. А вокруг были удивительной красоты
уральские пейзажи.
Вскоре наш экскурсовод Павел остановил дрезину, чтобы перевести рельсы на
боковой путь. И мы направились к станции Березовка.
Через некоторое время нам пришлось пропустить встречную дрезину, потому
что путь один и разъехаться со встречным движением невозможно.
Деревня-призрак Березовка
Мы садимся и едем дальше. Спустя непродолжительное время Павел
останавливает дрезину и говорит:
- Мы приехали. Мы на станции Березовка. Основание поселка 1954 год,
население 3 человека - 3 брата сейчас тут живут.
- А сколько раньше жило? - спросил я.
- Раньше до 3 000 население доходило. Это, кстати, сзади меня бывшее здание
пекарни. Раньше поселки сами себя обеспечивали всем необходимым.
- С октября прошлого года сюда пустили поезд наконец-то, - продолжает Павел,
- с 2015 года поселок был полностью отрезан от транспорта. То есть линия была,
но ездили только на дрезинах местное население. То есть зимой линия не
чистилась и сюда было не добраться, поэтому была полная изоляция.
- А электричество тут есть? - спрашиваю я.
- Электричества тут нет. Последнее электричество было в поселке Строкинка.
- Как же здесь люди живут?
- Здесь у них стоят солнечные панели на лето и генератор.
- Народ живет абсолютно автономно?
- Да, полностью автономно. Дрова, сено заготавливают на зиму. Чтобы
пережить зиму, им надо все лето работать, по-другому здесь никак.
Затем я увидел машину "Ниву"!. И спросил у Павла:
- Я так понимаю, он только по зимнику сюда доезжает?
- Да нет, на пионерках довезли, если прицеп большой найти.
- Ого, и тяги хватит?
- У моей точно хватит.
- Целую "Ниву" перевезти?
- Да, там задача только в том, чтобы с места ее сдвинуть, а дальше колеса сами
катятся. Там остановиться большая проблема, чем тронуться. - смеется он.
Вскоре мы пошли к дому, где живут единственные 3 брата во всей деревне.
Вокруг было сплошное поле, хотя когда-то здесь были сплошные дома, а сейчас
даже и следа от них нет. Похоже, их вывозили целиком для растопки на зиму,
потому что остался только в некоторых местах фундамент.
Затем я увидел целое кладбище разобранной техники.
В том числе здесь была интересная переделанная машина.
И разобранные поезда, которые превратились просто в гаражи.
Это место довольно быстро опустело после того, как пути перестали
ремонтировать, и поезда, соответственно, перестали сюда ходить. Поэтому люди
были предоставлены сами себе. Вскоре старики умерли, а дети уехали в город, а
деревня осталось пустой.
Встреча с отшельником
За целый час к нам никто не вышел. Мне очень было интересно спросить, как
последние жители этой деревни выживают без света, связи и дорог уже многие
десятки лет. Наконец нам повезло, и мы встретили одного из братьев Шалаевых
- Владимира.
- Здравствуйте, как вы тут живете? Вы тут родились и выросли? - спрашиваю я.
- Здравствуйте, да. - отвечает Владимир.
- А сколько вам лет, если не секрет?
- А сколько дашь?
- 55 наверное.
- 64 года.
- Ого, хорошо выглядите.
Про жизнь в деревне при СССР
- Тут 2 школы было, 500 человек учеников было. - рассказывает Владимир.
- Ничего себе! Сколько же тут людей было тогда? - спрашиваю я.
- Изначально до 10 тысяч доходило, вот там стадион большой был, в футбол
играли. Раньше ОБХСС был (отдел по борьбе с хищениями социалистической
собственности), сейчас бы если эта организация была бы, то половина в тюрьме
сидело. Раньше приходили, например, в магазин и проверяли его, если видели
недостачу в 5 копеек, то отвозили в Сибирь. Жестко с одной стороны, но
хорошо. Просто сейчас столько ворья развелось...
- А сейчас сколько тут людей осталось?
- Вот только мы и остались. А так все в Ельничную уехали жить, потому что там
легче и электричество есть хотя бы. А толку-то? Все равно света нет, потому что
пенсия маленькая, и заплатить просто нечем. Больше всего денег на покупку
дров уходит. В общем, был коммунизм и проср*ли его.
- А почему все пустеть стало? - спросил я.
- Лес вырубили и все остановилось. Проходите ко мне домой, я вас чаем напою
и все расскажу.
Про то, как украли 21 км электричества
- Спасибо! Как вообще электричество здесь отключили? - спрашиваю я.
- Диверсанты это все наделали. Они воровали провода и дальше понеслось. В
общем, кто это все делал, уже давно все на кладбище. - говорит он.
- В каком примерно году воровали?
- Где-то в 2001 году диверсанты оборвали от подстанции, и пошла мазута.
- А почему же не восстанавливали?
- 21 километр сеть, которая, в основном, шла по болоту.
- А заново прокладывать слишком дорого?
- Да, они же когда провода обрывали столбы валили.
- Как же никто не заметил, что столбы валят?
- Ночами они это делали.
Про убийство за узкоколейку
Владимиру дали 17 лет строгого режима за то, что не дал разграблять
узкоколейку. Когда-то два местных жителя решили своровать рельсы и навсегда
поплатились своей жизнью и здоровьем. Из охотничьего ружья одного из них
он убил, второго ранил, сделав его инвалидом на всю жизнь. Из-за куска железа
не стало человека.
- А так зимой как часто надо топить? - спросил я у Владимира.
- Раз в день, два раза в день.
- Кем работали в Советское время?
- Да я везде работал, и на тракторе, и лесником, штатным охотником, на
железной дороге, раньше нельзя было не работать.
- Книжки читаете?
- Я не люблю с детства книги читать, единственную книгу про Чапаева прочитал.
Затем Владимир показал свой дом. Какого было мое удивление, когда я увидел
через окно, что у него в сарае стоит целый настоящий вагон от поезда.
Как живут в деревне без электричества.
Вскоре Владимир показал, как он подвел самодельное электричество к своему
дому, включив свет:
- Вот, это вот свет, - говорит он, - и свет целый день может гореть. Раньше от
батареи заряжался аккумулятор, сейчас от генератора. Администрация
пообещала генератор привезти. Они мне дали солнечные батареи, пойдем
покажу вам. И мы вышли на улицу.
- Вот они. - показывает — они уже сейчас работают, и не нужен никакой
генератор.
- А как же зимой? Зимой света мало же. - спрашиваю я.
- Ей просто достаточно любого света. Надо такие по всей стране понаставить, и
не надо электричество вырабатывать искусственно.
Как жители сделали собственную
гидроэлектростанцию
Издалека я увидел огромную турбину, похожую на мини-гидроэлектростанцию.
- А почему это турбину не подключите? - спросил я Владимира.
- Она недоделана просто. Первая когда работала, все было и свет был, потом
плотину снесло и ее вместе с ней.
- А сколько вообще такая турбина может киловатт выдавать?
- Дома 2 или 3 она может нормально обеспечивать.
- Наверное, сложно такую турбину ставить и подключать?
- Нет, было бы желание.
- Так недалеко и деревню возродить?
- Электричество было бы, сюда дофига людей вернулось бы.
Хотя когда-то один из братьев Шалаевых - Андрей смог ее подключить. Про
него даже сняли целый репортаж.
Звонок на Большую землю
Затем я увидел телефонный аппарат и решил проверить его. И там был гудок.
Хотя оператор связи тут абсолютно ничего не ловит. Потом я поднял голову и
увидел самодельную антенну, от которой работает телефон. В итоге, у меня
получилось успешно дозвониться до дедушки.
Я пошел искать Владимира и нашел огромное количество старой техники. Здесь
был необычный грузовик с мордой от трактора и основой от "ЗИЛа". Далее мы
нашли трактор без кузова, и тем самым получился квадроцикл. И из
интересного, там стояла знаменитая "пионерка", но уже с крышей, видимо, чтобы
дождем не заливало.
Про то, есть ли желание переехать в город
Вскоре к нам подошел Владимир.
- А так я смотрю, у вас так техники много. - говорю я ему.
- Да, все старое.
- А вездеходов у вас не осталось?
- Нет, раньше были. А так тут все уехали и разбежались. Школу закрыли,
больницу закрыли, конечно, все это специально разваливали. А так тут числится
человек 30 жителей.
- Деревня мертвых душ получается?
- Да.
- А при коммунистах тут лучше было?
- Да, только все за границу раньше рвались. Пойдемте, дома еще посидим. -
предложил он. - Люди одно зверье какое-то стало, раньше жили, и даже замков
никаких не было. А в городе вообще все за железными дверями сидят,
сигнализации везде, на окнах решетки, в тюрьме как будто сидят.
- Сильного желания переехать в город у вас нет? - спрашиваю я.
- Конечно нет, все свое, картошка своя, творог, сметана своя.
- А что покупаете?
- Хлеб.
- Представляете, покусала собака на станции нашу знакомую. - решил
рассказать я.
- Что за собака? - спрашивает Владимир.
- Она из-за забора выскочила.
- Надо всегда с палкой ходить.
- Так она даже не гавкала.
- Правильно, бойся той собаки, которая не лает.
- Не грустите тут один?
- Некогда грустить.
Дорога домой
Тем временем на улице стало стремительно темнеть.
Поблагодарив Владимира за такой теплый прием, мы собрались в обратный
путь на нашей дрезине. Пейзажи на дрезине как всегда захватывали.
Приехав на нашу станцию, мы встретили знакомую, которую покусала собака в
первой поездке. Ей зашили рану, и все закончилось хорошо. Издалека я увидел
приближающийся поезд. Я подошел к нему, и проводница разрешила зайти в
него.
Внутри оказалось очень уютно, особенно, после многочасовой поездке на
дрезине.
Я поинтересовался у проводницы:
- Вам тут нравится работать?
- Да, нормально, можно работать.
- А когда вагон-храм прицепляют?
- Раз в 2 месяца где-то.
- А как понять, когда его прицепляют?
- Это к начальству. Через сайт или звонить им надо. - отвечает она.
Вот и подошла к концу  моя поездка по целой сети деревень узкоколейной дороги. Что я
понял из поездки, это то, что Алапаевская узкоколейка — это настоящий мир,
где люди постоянно совершают чудеса на бытовом уровне: мастерят из подручных
вещей дрезину, создают вездеходы, пытаются построить  собственную
гидроэлектростанцию! А по-другому здесь просто не выжить. Мы обязательно
еще вернемся сюда, чтобы добраться до остальных станций самой большой
узкоколейки России.
https://dzen.ru/russecret
***********
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
13 ноября 2024 года.
***********
ПРИЛОЖЕНИЕ
Первая стальная магистраль на Северном Урале.
Становление БСЖД
Богословско-Сосьвинскяа железная дорога (БСЖД) стала одной из первых узкоколейных
линий в России. До её постройки существовала только Уральская Горнозаводская ж/д,
открытая в 1878 – 1879 гг. (линии Пермь – Тагил – Екатеринбург и Чусовская – Березники).
Постройка ж/д в Богословском горном округе была осуществлена в 1884 году. В это время
округом владела Надежда Михайловна Половцова, а управляющим был Александр
Андреевич Ауэрбах. Предназначение узкоколейной железной дороги, соединившей
Богословский Медеплавильный завод с Филькинской пристанью на реке Сосьве,
заключалось в улучшении условий для вывоза заводской продукции.
Помимо этого, дорога проходила мимо Турьинских рудников, с которых на Богословский
завод доставлялась медная руда.
В Богословском заводе ж/д путь подходил прямо к дому главноуправляющего
А.А.Ауэрбаха. Здесь постоянно стоял наготове роскошно отделанный служебный вагон №1.
Изначально протяжённость БСЖД составляла около пятидесяти вёрст. А первым
управляющим ж/д дорогой был Фёдор Андреевич Ауэрбах (брат А.А.Ауэрбаха).
В 1884 году был основан Надеждинский металлургический завод, чтобы изготавливать
рельсы для строительства Транссибирской магистрали.
А в октябре 1983 года, ещё до его официальной закладки, было открыто движение по ж/д
ветке, соединившей строительную площадку с линией Богословско-Сосьвинской ж/д.
Развитие производства на новом заводе, являвшемся крупнейшим металлургическим
предприятием Урала до 1930-х гг., привело к тому, что центр Богословско-Сосьвинской ж/д
был перенесён из Богословска в Надеждинск. А управление дороги разместилось на
втором этаже здания вокзала.
В конце XIX – начале XX вв. происходило дальнейшее развитие сети Богословско-
Сосьвинской ж/д. К 1896 г. уже существовала ветка на Фроловский рудник (в границах
нынешнего г. Краснотурьинска). Около 1905 г. была построена линия от ст. Шахта к
Васильевскому Медному руднику и Волчанской буроугольной копи, длиной в тридцать
одну версту.
Несмотря на то, что в июле 1906 года началось движение поездов по Богословской
железной дороге широкой колеи (в отличие от БСЖД являлась дорогой общего
пользования), которая дала надёжную связь с предприятиями всего округа, значение
узкоколейной БСЖД ничуть не снизилось. К 1910 г. протяжение линий БСЖД составило
уже сто сорок один км., а чистый доход дороги – 363 тысячи рублей. По сравнению с
гужевым транспортом, железная дорога давала ежегодную экономию предприятиям
Богословского горного округа в 400-700 тыс. рублей. Следовательно, не будь этой дороги,
предприятия в то время вообще не имели бы прибыли.С 1913 г. на Богословско-
Сосьвинской железной дороге было организовано регулярное пассажирское движение по
графику: Богословск – Надеждинск (46 км., время в пути – 2 ч. 50 мин.), Богословск –
Надеждинск – Пристань (63 км., 4 ч. 15 мин.), Богословск – Вагран (66 км., 5 ч. 20 мин.).
В этом же году начата постройка новой узкоколейной линии – до Сосьвинского завода. По
ней предполагалось возить лес, хлебные грузы, сено, чугун и железо с Сосьвинского
завода. Однако, события Первой мировой войны внесли корректировку в эти планы, в
результате участок от ст. Филькино до Сотрино был открыт в 1918 году, а от Сотрино до
Сосьвы – в 1920 году.
Немного технических данных
Ширина колеи БСЖД при постройке была принята равной 875 мм, что подтверждается
всеми документами до 1920-х годов. Однако в более поздних документах указывается
другая цифра – 883 мм. К сожалению, до настоящего времени причины этого остаются
неизвестны.
Локомотивный парк БСЖД к 1925 году составлял уже 50 узкоколейных паровозов
различных типов. Узкоколейный вагонный парк БСЖД к 1931 году насчитывал более
тысячи вагонов. Из них большая часть предназначалась специально для перевозки
лесных грузов, руды, бурого и древесного угля. Также имелось 15 пассажирских вагонов.
По состоянию на 1925 год, на дороге имелось 32 моста и 45 труб для пропуска воды через
насыпь. Все мосты были деревянными, на сваях. Самыми большими из них были мосты
через реки Сосьву (109 км) и Вагран (85 км).
В 1920-х годах значение БСЖД в осуществлении транспортного процесса продолжало
возрастать. После значительного сокращения перевозок в годы Гражданской войны и
революции, они стали вновь увеличиваться, и уже в 1925 году грузооборот дороги
превысил 32 миллиона тоннокилометров. Справиться с постоянно растущими объёмами
грузоперевозок узкоколейная дорога уже была не в состоянии. Кроме того, ввиду её
нестандартной колеи, обновление технических средств, приобретение новых локомотивов
и вагонов становилось затруднительным. В результате, руководство Надеждинского
металлургического комбината и треста “Востоксталь” развернуло большую работу по
переводу линий БСЖД с узкой колеи (883 мм) на широкую (1524 мм). В результате
проведённой реконструкции, к 1933 году дорога была переведена на широкую колею,
узкая колея осталась только на Сосьвинской и Северо-Восточной линиях.
БСЖД в 1930-1950 годах
В 1935 году Совнарком СССР принял постановление о передаче дороги треста
“Востоксталь” в ведение Народного комиссариата путей сообщения. А в составе
Пермской ж/д было организовано Надеждинское отделение службы эксплуатации,
включившее в свой состав, помимо линий БСЖД, участок от Надеждинска до станции
Верхотурье. Так было положено начало Серовскому отделению Свердловской ж/д.
Проведённые преобразования дали импульс техническому развитию железнодорожного
транспорта в регионе. Но такого значения, как в прошлом, БСЖД уже не имела. На
отдельных промышленных предприятиях севера области (трест “Богословскуголь”,
Белкинское рудоуправление и др.) железнодорожные пути колеи 883 мм использовались и
в более поздний период – приблизительно до начала 1950-х годов. А самый последний
участок узкоколейки на Серовском металлургическом заводе был ликвидирован в 1961
году. Так закончилась история старейшей и некогда самой крупной узкоколейной
железной дороги Урала".
https://karpinskmuseum.ru/


Рецензии