Псалом 14. Кто преселится в скинию Твою?
«Господи, кто преселился в скинию Твою? Кто будет обитать на горе святости Твоей?» Скиния это шатёр, переносное святилище. «Преселится», в смысле - войдёт как гость и пришелец. «Гора святости» - гора постоянного обитания. Смысл стиха – вопрос: кто будет достойно предстоять во храме и кто будет обитать с Тобой в иной жизни? Такой должен обладать тремя качествами:
«Кто ходит непорочно, делает правду, и глаголит истину в сердце своём». Непорочность это совершенство, целостность, простота как отсутствие злобы и порока. Ходит непорочно тот, кто делает шаг за шагом непорочно. Тогда он – блажен (слова «шаг» и «блаженство» в евр. яз. одного корня). А как ходить непорочно?.. Надо делать правду последовательно в противоположность беззаконникам. Это один смысл. Есть другой – церковное делание в конкретном историческом времени. Пример: перед Потопом Сын Божий Ламех дал сыну имя – Ной и сказал: «Сей упокоит нас от делания нашего». В чём состояло делание?.. Потомки Сифа, Сыны Божии, носили каинские имена, ибо эти имена учили их покаянию, молитве за весь мир и напоминали о духовной каинской опасности. Это была 1000-летняя традиция и опят духовной жизни отцов: покаяние, сострадание, молитвенный труд – всё это Ной сделает основанием вступления на новое поприще, ибо его имя было пророческое о новом состоянии человечества. Хронология человечества считается по родословию Сынов Божьих, ибо в Церкви течёт время мировой истории и проходит через нас современных, если мы храним своё сыновство от отцов. Но одно время отличается от другого. При Ное впервые в церковной жизни произошло важное событие – перемена основного служения как стержня жизни Сынов Божьих. В первые века христианства это было мученичество. После – аскеза и догматические споры, требующие особой святости и пребывания в Духе от одного Вселенского собора к другому. Потом, как бы параллельно шло созидание идеологии и созидание христианской империи. Отцам Ноя досталось покаяние и молитва. Ною досталась стройка. А в последние времена главным станет терпение скорбей. А сейчас что делать?.. Ныне наблюдается некоторая растерянность среди верных. Каждая историческая эпоха требует от членов церкви Божьей определиться в историческом времени. И вот, пришёл Христос, ожидаемый в Израиле Мессия, и объединил тех, кто крепится вместе с Богом, а не против Него. Христос ответил на вопрос – что главного в Его время нужно делать? «Сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божьи? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божье, чтобы вы веровали в Того, кого Он послал» (Ин.6:28). Для этого, Давид говорит, что нужно ходить в совершенстве. А для достижения совершенства нужно делать правду. А чтобы делать правду надо говорить истину в сердце своём. Это и значит – верить, истинствовать. И это трудно. Однако надо что-то и НЕ делать:
«Кто не клевещет языком своим, не делает ближнему зла и поношения не принимает на ближнего своего» (Пс.14:3). Глагол - «клеветать» в данном контексте имеет тот же корень, что и слово - «нога», в смысле - выхаживать, чтобы высмотреть, шпионить, а потом пройтись языком по человеку. И если поношение клеветническое, его не нужно принимать. А если поношение справедливое, то его не нужно в себе долго нести. Это и есть дух Христов. Имеющий таковой сильнее иных, чтобы не делать ближнему зла, ибо для этого нужны большие духовные усилия.
«Презираем в глазах его негодный, и боящихся Господа он славит, клянётся к вреду и не изменяет». Выражение точное – негодяй в глазах его презираем и, главное – видим, ибо главное качество духовной жизни есть – разборчивость. Святых же он славит языком. «Клянётся к вреду себе»… В Торе есть положение – кто клянётся опрометчиво устами к вреду или к добру, он всё равно должен исполнять свою клятву, потому, что клянутся именем Господа, а в Его присутствии нельзя лгать. Праведник держит слово, как бы не повернулись обстоятельства.
«Серебра своего не даёт в рост и дар на неповинного не принимает. Делающий такое не колеблется во век». Слово «рост» это прибыль, приплод, это процентный интерес кредитора. В еврейском языке обратная перспектива. Кредитор как бы кусает и откусывает, терзает. Это есть процент за ссуду. По-еврейски – не давай в рост – звучит естественно и человечно – не кусай! В Торе запрещается налагать на брата из народа процентный рост и сказано о ростовщичестве: «не ростовщичествуй ростом денег на брате твоём, ростом пищи, ростом всякой вещи, которой можно ростовщичествовать». Когда ростовщичество станет одним из главных занятий в народе Израиля, это будет явным знаком, что эта часть Израиля захотела навечно отгородиться от остальных народов, что мы и имеем в иудаизме. Внутри самого Израиля ростовщичество должно ощущаться как действие агрессивное, ибо в должниках не хотят видеть тех, кто может быть когда-нибудь братом. Чем активнее и массово ростовщичество, тем глубже граница различия между Израилем и другими народами в глазах самого Израиля. А Давид говорит о праведниках прямо - он не даёт своих денег в рост. Далее: «дар не неповинного не принимает. «Дар» - это традиционный и мягкий перевод сути проблемы. Этот термин обозначает любую оплату или подкуп, взятку. Давид говорит о том, чем кончается коррупционная цепочка – невинной кровью. Как сказано в Торе: «Проклят тот, кто берёт дар, чтобы сразить душу, кровь неповинную». Это должен быть лозунг каждого судьи и суда. Итак, тема псалма – как предстать Богу в святилище, чтобы войти в святость. Самое трудное это ходить непорочно, быть совершенным, а самое лёгкое – взяток не брать! А если не делают самого простого, то вред наносят страшный и людям и государству, льётся невинная кровь.
Свидетельство о публикации №224111301197