Кинотеатр Россия - позор Ростова

На фото: Отец автора на фоне недостроенного Театра эстрады в парке им. Горького (1956 год); Автор с младшим братом у кинотеатра "Россия" (1961 год); Праздничный фейерверк в парке им. Горького перед кинотеатром "Россия" (1962 год).
Фото автора

Панорамный кинотеатр «Россия» был торжественно открыт в Ростове-на-Дону  5 ноября 1959 года. Ростов-на-Дону стал первым на юге страны, и всего лишь четвёртым городом СССР, где ввели в строй  такое чудо кинотехники. До этого панорамные кинотеатры работали только в Москве, Ленинграде и Киеве. Кинотеатр был построен у северного входа с улицы Пушкинской (ул. Пушкинская, 52) в центральный в Ростове-на-Дону Парк культуры и отдыха имени Максима Горького по эксклюзивному проекту самого известного ростовского архитектора Льва Леонидовича Эберга на фундаменте недостроенного в 1941 году Театра государственного объединения музыки, эстрады и цирка (ГОМЭЦ). Начавшаяся ВОВ не позволила завершить строительство театра. Стены недостроенного Театра эстрады в послевоенное время использовались в качестве летнего (под открытым небом) кинотеатра "Эпоха". Мы жили почти рядом, и я с родителями часто смотрел фильмы в этом кинотеатре. Перед глазами до сих пор кадры из просмотренных в нём популярных фильмов тех лет: «Мост Ватерлоо», «Ханка», «Анна на шее», «Две жизни» и др.

В конце 1950-х на месте «Эпохи» был построен крупнейший на юге страны панорамный кинотеатр «Россия». С балкона нашей квартиры открывался великолепный вид на парк им. Горького, так что вся история знакового для Ростова кинотеатра прошла перед моими глазами. Сразу же после постройки кинотеатр стал настолько популярен, что на просмотр панорамных кинофильмов целыми автобусами приезжали жители других городов юга России и  республик Северного Кавказа. Зрительный зал вмещал почти тысячу человек и был отделан специальным звукоизоляционным материалом. Угол охвата большого изогнутого киноэкрана длиной 32 и высотой 10 м по горизонтали составлял 146°, а по вертикали до 50°, что создавало у зрителей иллюзию полного «присутствия». Для уменьшения самозасветки боковые части экрана имели узкие вертикальные гофрированные полосы. «Россия» была оснащена новейшей по тем временам кинопроекционной и звуковоспроизводящей  аппаратурой.

Кинопоказ осуществлялся тремя одновременно работающими засинхронизированными проекторами с трёх разных цветных 35-мм плёнок. Каждый проектор проецировал свою часть панорамного изображения на свою часть экрана. Объёмность звука была выше, чем в современных кинотеатральных Dolby 5.1, или DTS 5.1 системах, т.к. в советской системе звука панорамного кино использовалась 9-ти канальная запись и воспроизведение звука с отдельной, движущейся синхронно с изображением перфорированной 35-мм магнитной ленты. Пять каналов звуковоспроизведения обслуживали пять групп громкоговорителей, расположенных за сверхшироким изогнутым экраном на равных расстояниях друг от друга, три звуковоспроизводящих канала питали три группы громкоговорителей соответственно на левой, правой и задней стенах. Был даже отдельный канал для идущих сверху звуковых сигналов. Эффект был потрясающий! Когда на экране поезд проезжал под мостом, то все зрители непроизвольно вскрикивали и пытались втянуть голову в плечи!
Такая сложная система показа панорамных фильмов имела и свои недостатки. Так, например, обрыв одной из плёнок приводил к прекращению показа всего фильма. Возобновление показа было возможно только после синхронного запуска всех трёх проекторов и многодорожечного магнитофона, для чего иногда требовалась остановка показа панорамного фильма до 10...20 минут.

Первым демонстрировавшимся в «России» панорамным фильмом стал первый советский цветной полнометражный панорамный документальный фильм «Широка страна моя». Фильм был поставлен и снят в 1958 году легендарным кинодокументалистом Романом Карменом по только что разработанной в то время в СССР системе панорамного кино «Кинопанорама». К сожалению, демонстрация панорамных фильмов оказалась слишком сложным процессом, вследствие чего через несколько лет оборудование для показа панорамного кино было демонтировано, кривизна экрана уменьшена, и кинотеатр "Россия" перешёл на показ широкоформатного кино с одной широкой 70 мм киноплёнки. В 1990-х годах прибыль от кинопоказов стала падать. В нулевые годы здание было передано джазовому центру имени Кима Назаретова.

В 2005 году городские власти объявили конкурс на реконструкцию здания кинотеатра «Россия». Победителем стало ООО «Ростдонавтовокзал», которое и взяло на себя обязанности инвестора капитального ремонта и реконструкции здания кинотеатра. С 2007 года был запланирован капитальный ремонт, который по плану должен был завершиться через год. Однако в процессе подготовки капитального ремонта якобы было установлено аварийное состояние здания, и было принято решение по его сносу. В СМИ была «вброшена» информация что, поскольку, в послевоенный период в стране был острый дефицит стройматериалов, здание якобы было построено практически без фундамента, использовался некачественный цемент, битый кирпич и т.д.

Однако такое обоснование причины сноса здания кинотеатра «Россия» вызывает большие вопросы. На самом деле здание кинотеатра было построено архитектором Львом Эбергом на капитальном фундаменте недостроенного в предвоенные годы Театра эстрады, и не сразу в послевоенное время, а с 1958 по 1959 год, когда дефицита стройматериалов в стране давно уже не было. Кроме того, перед постройкой любого здания обязательно проводится исследование состояния и параметров грунтов под ним. Моя мама по окончании геолого-почвенного факультета Ростовского госуниверситета была направлена на работу в городскую проектную контору ГОРПРОЕКТ (в то время ещё «Ростовская Архитектурно-проектная мастерская при Главном Архитекторе города») которой в то время руководил Лев Эберг. Мама с конца 1940-х и по начало 1950-х годов проводила обследования и давала заключения об инженерно-геологических условиях постройки новых или восстановления и реконструкции многих разрушенных во время ВОВ ростовских зданий.

В то время я был совсем маленьким, но мама часто брала меня с собой на работу. Для взятия образцов грунта под фундаментом бурились глубокие шурфы. Автомобильных бурильных установок практически не было, и коловорот бура вручную крутили пленные немцы. Из доставаемых образцов глины рабочие лепили мне различных зверушек, и подшучивали над немцами, что, если они будут слишком медленно крутить бур, то их засунут в шурф. И немцы действительно работали быстрее, хотя диаметр шурфов был значительно меньше ширины человеческого тела, и кого-нибудь засунуть в шурф было невозможно физически!

Так что ни одно здание в то время не могло быть восстановлено или перестроено без обязательного  исследования состояния фундамента и грунтов под ним! Такой выдающийся архитектор, как Лев Леонидович  Эберг, по определению, не мог строить здание кинотеатра «Россия» без фундамента и на битом кирпиче!

Согласования с различными ведомствами относительно ремонта или демонтажа объекта культурного наследия, поиск нового инвестора заняли 8 лет, и только летом 2016 года здание кинотеатра было сначала частично, а затем к грядущему в 1918 году чемпионату мира по футболу полностью демонтировано. Это вызывает большое сожаление, хотя, формально, памятник культурного наследия кинотеатр «Россия» не снесён, а демонтирован, с сохранением некоторых элементов его конструкции. Таким образом, он может быть восстановлен, например, в виде того же кинотеатра «Россия», но по самым современным стандартам кинотеатров IMAX с гигантским экраном и объёмным звуком Dolby Atmos. Возможны и другие варианты его восстановления и дальнейшего использования.

Практика такого восстановления в стране известна. Например, гостиница «Москва» на Манежной площади в самом центре Москвы в нулевые годы была полностью демонтирована вместе с частью фундамента, а затем восстановлена с точным воспроизведением внешнего вида, но с совершенно новой внутренней планировкой. Официальной причиной сноса было старение и сильный износ конструкции, хотя, существенным фактором, повлиявшем на принятие решения о сносе, скорее всего, был факт её минирования нашими спецслужбами осенью 1941 года перед возможным оставлением Москвы. В силу разных причин, документация по минированию гостиницы «Москва» во время ВОВ была утеряна, и гостиница для депутатов Верховного Совета более 60 лет простояла с десятками ящиков взрывчатки (в общей сложности 1160 кг тротила!) под её фундаментом.

С 2021 года общественность города тревожат слухи о строительстве гостиницы вместо реконструкции легендарного кинотеатра «Россия». 20 лет судебных тяжб и скандалов практически полностью уничтожили веру ростовчан в возвращение легендарного здания в его историческом облике. Лакомый кусок земли в самом центре города не мог столь долго оставаться без внимания. Недавно в СМИ озвучена информация, что владелец СК «Зенит девелопмент» Евгений Дегтярев (он же владелец компании «Ростдонавтовокзал» - бывшего инвестора капитального ремонта и реконструкции кинотеатра) в начале 2025 года приступает к возведению в парке Горького четырехэтажного торгово-развлекательного центра (ТРЦ) на месте демонтированного кинотеатра «Россия». Объект планируется ввести в эксплуатацию в 2027 году. Название ТРЦ пока не определено, но сохранить название «Россия» скорее всего не удастся из-за законодательных ограничений на использование государственных символов в коммерческих целях.

Снос объекта культурного наследия - самого известного на юге России панорамного кинотеатра «Россия», и намерение построить на её месте ТРЦ - это позор для чиновников города Ростова-на-Дону и всей Ростовской области!

PS. В конце декабря 2024 года Федеральная служба судебных приставов направила иск в Арбитражный суд Ростовской области об обращении взыскания на земельный участок, находящийся под бывшим кинотеатром «Россия». Ранее в этом же году Арбитражный суд Ростовской области удовлетворил требование Комитета по охране объектов культурного наследия к фирме, обязанной заниматься реконструкцией кинотеатра «Россия», и обязал её завершить работы по сохранению здания в течение 48 месяцев. Так что битва за «Россию» всё-таки ещё продолжается.


Рецензии
Спасибо. Как был Ростов -на Дону -босяцким городом, так он и опять к тому возвращается. А жаль.
Хотя у настоящих босяков был свой кодекс чести.
По этому поводу мне вспоминается рассказ моей мамы ( в девичестве Лидии Дмитриевны Тарасевич), (кстати, на фото, что на страничке ты совершенно похож на бабушку Надежду Дмитриевну Тарасевич, старшую родную сестру моей мамы. А в тексте, где ты описываешь взятие грунтов, имя мамы надо упомянуть, не обезличивать).
Так вот. Моя будущая мамочка, в одном из кинотеатров города подрабатывала игрой на пианино при прокрутке немых фильмов и возвращалась позно. Бабушка Варя, её мама очень беспокоилась и пыталась эти подработки пресечь. Но мама отговаривалась тем, что её провожают от кинотеатра до дама совершенно приличные ребята. бабуля, котрая была совершенно мудра, возражала, что эти приличные ребята не способны защитить от известных всему городу босяков. На что один из провожатых ответил, вы мамочка не беспокойтесь. Этот, как вы сказали известный босяк я.
Тогда бабушка Варя успокоительно вздохнула и стала ложиться спать, не дожидаясь возвращения дочери.
Много лет спустя, когда мы приехали в Ростов, а тётя Надя жила ещё на 6-й линии, то ли случайно, то ли по договоренности предварительной, вечерком пришли трое мужчин. Один военный в полковничьих погонах. Двое гражданских. Это те, кто тогда маму провожал. И один из них, тот знаменитый "босяк".
Время изменило понятия. добро пересилило. И победило.
Что касается сути статьи, то там должно быть то, что наиболее городу полезно. А прохиндеев, по возможности, примерно наказать.
Материал подан удобным для чтения и понимания.
Спасибо.
И.Б.
Совершенно рад встрече.
Такую фотографию, где вы с Борисом на видел раньше. Я поначалу подумал, что старший это Саша Могилин. Но присмотрелся с очками, да и по тексту понял, что ошибся.
А где сейчас Борис? В Москве?

Протоиерей Игорь Бобриков   26.02.2025 12:01     Заявить о нарушении