Пале Рояль Одесса
Впервые, я попал туда в 50-х, случайно заинтересовавшись высокой аркой- входом с Екатерининской улицы.
Впоследствии сквер был восстановлен, там в тени домов и деревьев находится уютное заведение-арт-кафе.
Уже в 60-х появился ресторан "Сальери" с летним кафе в Пале Рояле. Вход в ресторан с Ланжероновской. Напротив расположился отель "Моцарт" с летним кафе, где мы с Аллой бывали часто.
Попасть в старинный одесский сквер Пале-Рояль можно из четырех входов. Два из них – со стороны Екатерининской улицы, сохранились со времен Торричелли, это две высоких и узких старинных арки. Еще два входа в сад можно найти
со стороны переулка Чайковского и Ланжероновской улицы – возле театра Оперы и Балета.
Любой из этих входов представляет картину удивительную и загадочную. Будто из шумного города, находящегося в вечном движении, человек, оказавшийся здесь, переносится совсем в другое место, даже в другой век – практически все в этом старинном саду осталось прежним. что дарит замечательную возможность - увидеть один из уголков Одессы таким, каким он был более ста лет назад.
*
Первоначально на месте, где сейчас Пале Рояль, находился военный плац.
После переноса места проведения парадов на Соборную площадь территория использовалась как торговая площадь.
В 1842 году по проекту одесского архитектора Г. Торичелли построены торговые ряды, напоминавшие парижский Пале-Рояль и названные в его честь. Пале;-Рояль, Пале-Руайаль (фр. Palais Royal — «королевский дворец») — площадь, дворец и парк, расположенные в Париже напротив северного крыла Лувра.
На территории перед торговыми рядами был устроен сквер с фонтаном . Аллеи в сквере были разбиты в символике андреевского креста -диагонально.
Помимо озеленения, сад было решено оформить и скульптурами. Одна из них была установлена в 1847 году вместе с украсившим центр сада фонтаном – это фигура сидящей под зонтом девушки на камне, выполненная из бронзы скульптором Н. Степановым.
В 1900 году в сквере установили статую Амур и Психеи (скульптор Борис Эдуардс). (Копия- Амур и Психеи Римская копия II в. н. э. по греческому образцу II в. до н. э.Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал галла. Италия).
Эдуардс Борис Васильевич родился 27 мая (15 по ст. ст.) 1860 года в Одессе в семье коммерсанта, британского подданного Бэзила Эдуардса, внука военного секретаря при первом английском губернаторе Мальты. В 1919 году Борис Васильевич Эдуардс эмигрировал на Мальту, родину отца.
Скульптура, поражающая своей красотой и чувственностью, устаБорис Васильевич новлена не далеко от фонтана на газоне –это застывшие в нежных объятиях Амур и Психея. Эта великолепная скульптура – копия одной из самых знаменитых в мире, созданной во II веке до н.э. в Древней Греции. Эрос - греческий бог любви, которому в римской мифологии соответствуют Амур . Душа (Психея) и Любовь (Эрос) бессмертны и неразлучны. Им.енно поэтому влюблённые соединяются навеки. У Психеи и Эроса родилась дочь, которую назвали Наслаждением (Идони).
Неизвестным автором этому сокровищу Одессы были посвящены строки:
«Сырая тишина Пале-Рояля. Из театральных классов - плеск рояля. Стоит Психея с влюбчивым Амуром, И небо сквозь деревья смотрит хмуро...».
Скульптура не один раз страдала от вандалов. Была отбита рука Амура, нанесены другие повреждения. В 2015 году скульптурная группа была отреставрирована художником-скульптором А. А. Мирзоевым
История из публикаций СМИ Одессы
1842 г. — на месте плаца для городских парадов возведены торговые ряды (архитектор Торичелли), обустроен сквер. Место носит название "Гостиный ряд" или "Гостиный двор".
1843 г. — торговые ряды называют "Пале-Рояль".
1889 г. Справочна книга В.В. Скидана «Путеводитель по Одессе и ее окрестностям»:
«Из театра мы прямо выходим в Палерояль. Вы не подумайте, пожалуйста, что это громкое название обязывает вас встретить здесь величественный дворец. Никакого дворца здесь нет.
Это небольшой садик, весьма благоустроенный, с фонтаном и двумя-тремя цветочными грядами. Вместо стены или решетки, он с трех сторон огорожен магазинами, кафе и пивными, с четвертой стороны — театром».
1892 г., иллюстрированный путеводитель В. Коханского «Одесса и ее окрестности»: «Пале-Рояль — квадратная площадь, окруженная с трех сторон зданиями, а с четвертой городским театром; посредине площади находится фонтан, вокруг
которого расположены скамейки для отдыха.
От этого круга идут четыре дороги к выходам по четырем углам площади. В зданиях, выходящих другим фасадом на Ланжероновскую и Екатерининскую улицы и в Театральный переулок, помещаются исключительно магазины, кофейни и рестораны второго разряда».
1894 г., путеводитель В. Коханского «Одесса за 100 лет»: «"Пале-Рояль", устроенный в 1842 г. на части Театральной площади и состоявший из целого ряда лавочных галерей, был назван кем-то этим громким названием в шутку и
сохранил его за собой.
До устройства же лавок площадь эта служила для народных гуляний в праздники Пасхи и др. и на ней устраивались качели; здесь же производились учения войск»
. «Пале-Рояль — квадратная площадь, окруженная с трех сторон зданиями, а с четвертой городским театром; посредине площади находится фонтан, вокруг которого расположены скамейки для отдыха. От этого круга идут четыре аллеи к
выходам по четырем углам площади. В зданиях, окружающих этот хорошенький скверик и выходящих другим фасадом на прилегающие улицы, помещаются исключительно магазины, кофейни, конторы и пр.
В Пале-Рояле хорошая растительность и он представляет собою уютный уголок, где можно отдохнуть и где с особым удовольствием собираются дети».
1895 г., изданная к столетию города книга «Одесса. 1794–1894»: «Значительно позже обоих бульваров и проспекта возник сад Пале-Рояля. Под названием Пале-Рояль известен гостиный двор, оконченный постройкой, в составе 44 лавок, по плану архитектора Торичелли, в 1842 году.
Он имеет два выхода на Екатерининскую улицу, один на Театральную площадь и один — в Театральный переулок.
Внутренность двора представляет сад; его цветники, газоны и деревья содержатся прекрасно; между деревьями преобладают разновидности клены; платаны оживляют сад своею свежею, ярко зеленою листвою.
В центре сада помещается небольшой фонтан. Уступая по размерам городскому саду и Александровскому проспекту, сад пале-Рояль (занимающий пространство всего в 785,82 кв. саж.) близко подходит к ним по своему значению.
Когда-то это было излюбленное место гуляния одесситов».
1900 г., иллюстрированный путеводитель Д.И. Вайнера «Одесса»: «Пале-Рояль — ряд частных зданий, выходящих своими фасадами на Ланжероновскую ул., Екатерининскую и Театральный пер. (четвертая сторона занята Город. театром)и составляющи х 4-х угольник, внутренняя сторона которого превращена в садик». «Пале-Рояль. Некогда любимое место гуляний».
1900 г., справочник «Одессит»: «"Пале-Рояль" — квадратная площ. с садом, окруженная с трех сторон зданиями, а с четвертой городским театром. На ней богатая растительность и фонтан».
1900 г. — в сквере установлена копия скульптуры «Амур и Психея».
1901 г., путеводитель Г. Карантэ «Одесса, ее окрестности и курорты»:
«Пале-Рояль — это небольшой сквер, окруженный с трех сторон зданиями, а с четвертой — городским театром (боковой стороной). А между тем этот сквер производит очень благоприятное впечатление — в нем много свежей зелени,
среди которой бьет красивый фонтан. Вообще, Пале-Рояль представляет собою уютный уголок, где хорошо отдохнуть. Здесь собирается обыкновенно много деток».
1914 г., «Путеводитель по Одессе» Г. Москвича: «В 1841 году начат постройкой "Пале-Рояль", заключавший в себе 44 лавки, из которых многие еще и теперь сохранились».
1927 р., «Збірник матеріялів Одеської краівої комісії для охорони пам,яток матеріяльної культури та природи»: «Список памятників матеріяльної культури по Одеській Окрузі, поданий Одеською Краєвою Комісією на затвердження Укрнауки.
№ 38. Будинки т. зв. "Пале-Рояль". Початок 19 сторіччя».
1927 р., Одеський державний художній музей, «Стара Одеса. Архітектура Причорномор,я» «Список експонатів музею. Заля сьома. 721. Пале-рояль. Катеринівська та Ланжеронівська. Проект архіт. Торічелі
1941–43 р. Фотогр.». 1930-е гг. — сквер официально называется сквером Чарльза Дарвина. 1947 г., «Одесса», очерк истории города-героя к 150-летию со дня основания: «Глава "Одесса в период зарождения капитализма". В 1841 г. по плану архитектора Торичелли начал была постройка на Театральной площади 44 лавок, составивших нечто вроде гостиного двора ("Пале-Рояль)». 1988 г. — возвращено имя Пале-Рояль. 2009 р., перелік пам,яток та об,єктів культурної спадщини м. Одеси (станом на вересень 2009 р.): Сквер Пале-Рояль — місцева пам’ятка садово-паркового мистецтва, рішення Одеського облвиконкому від 1991 р. Скульптурна група "Ерот і Психея" — місцева пам’ятка монументального мистецтва, рішення Одеського облвиконкому від 1971 та 1991 рр. Фонтан — місцева пам’ятка архітектури, рішення Одеського облвиконкому від 1991 р. Больше парков и скверов смотрите здесь. Стара Одеса у фотографіяхРыжак Михаил Ильич
1930-е гг. — сквер официально называется сквером Чарльза Дарвина.
1947 г., «Одесса», очерк истории города-героя к 150-летию со дня основания: «Глава "Одесса в период зарождения капитализма". В 1841 г. по плану архитектора Торичелли начал была постройка на Театральной площади 44 лавок,составивших
нечто вроде гостиного двора ("Пале-Рояль)».
1988 г. — возвращено имя Пале-Рояль.
2009 р., перелік памяток та обєктів культурної спадщини м. Одеси (станом на вересень 2009 р.):
Сквер Пале-Рояль — місцева пам’ятка садово-паркового мистецтва, рішення Одеського облвиконкому від 1991 р.
Скульптурна група "Ерот і Психея" — місцева пам’ятка монументального мистецтва, рішення Одеського облвиконкому від 1971 та 1991 рр.
Фонтан — місцева пам’ятка архітектури, рішення Одеського облвиконкому від 1991 р.
Сад Пале-Рояль и стоящие в нем скульптуры –достопримечательность Одессы, которую стоит увидеть.
Тем не менее, из-за того, что это место скрыто от глаз, далеко не все, кто приезжает на отдых в Одессе его посещают.
Свидетельство о публикации №224111301880
Здоровья Вам, удачи и добра!
С теплом души, Рита
Рита Аксельруд 14.11.2024 07:53 Заявить о нарушении
Леонард Позолотин 14.11.2024 12:22 Заявить о нарушении