Как отмечают Новый год и Рождество народы Севера

Опубликовано на сайте "День литературы" 23.12. 2024 г.

Как отмечают Новый год и Рождество народы Севера

Близятся зимние праздники – Новый год и Рождество. Земля в очередной раз обошла круг вокруг солнца. В эти дни мы привыкли наряжать елки, дарить подарки, готовить оливье, ходить в гости.  Как отмечают эти праздники на европейском Севере России?
 
На европейском севере Российской Федерации проживают коренные малочисленные народы финской группы: вепсы, ижора, карелы, коми, ненцы, саамы.  У каждого из этих народов сохранились свои традиции и обычаи при встрече Нового года и Рождества, но много и общих традиций. За национальные традиции малые народы держатся крепко: из поколения в поколение передают они ремесла, гадания, рецепты блюд, обычаи, которые бытовали на этой земле испокон веков. И даже если молодое поколение воспринимает их, как развлечение, это все равно помогает не оборвать нить традиций. Однако традиции и обычаи этих праздников сохраняются  при деревенском укладе жизни, в городе они теряются.

До 1918 года  все православные народы России  отмечали зимние праздники две недели подряд, с Рождества  25 декабря  до Крещенья  6 января, Новый год   отмечали  между этими праздниками, 1 января, как и теперь.  С введением нового календаря, Рождество перешло на 7 января уже после Нового года, но у  одних финских народов Севера, как и тверских карел, порядок празднования нарушен не был, другие  народы  перешли на новый календарь.
 
Рождество всегда считалось настолько важным праздником, что даже декабрь получил название joulukuu — «рождественский месяц», так он называется по-фински до сих пор. Рождество – это праздник света посреди самых темных дней в году.  Традиция велит начинать рождественские приготовления за четыре недели до праздника, с подготовкой к празднику сверяют все домашние работы.

Многие заботы были связаны с запасом продуктов на праздник: ловили свежую рыбу, вывозили из лесных тайников заготовленные осенью клюкву и бруснику, резали теленка или барана, а также с выращиванием солода и изготовление домашнего рождественского пива. Этот процесс длительный, варили его  к 21 декабря, когда  следовало обязательно попробовать joulunolut — домашнее рождественское пиво. Северные финские народы, как и  тверские карелы, до сих пор не утратили традиции приготовления домашнего пива из ячменя, ржи и даже овса, оно  было хорошо известно и героям карело-финского эпоса «Калевала»:

Пиво есть у нас и дома,
Пиво есть в еловых бочках,
За дубовой втулкой бродит.

Елка,  которую  по традиции устанавливали в доме накануне Рождества, 24 декабря, и без которой уже трудно представить Рождество и Новый год, стала полноценным символом праздников финских народов России только в ХХ веке.   Ель не случайно стала рождественским деревом. Никакое другое дерево не внушает большей уверенности и спокойствия, чем могучая разлапистая ель. Для финских народов ель является одним из воплощений мужественности. Она успокаивает душу после утомительных рождественских приготовлений. Рождественское настроение достигает своего счастья к тому времени, когда вся семья начинает украшать елку.
 
Накануне Рождества, 24 декабря, в домах обычно была суматоха: топили баню, украшали  елку, готовили рождественские подарки, варили, жарили и парили яства, пекли пироги и калитки, после обеда многие шли в баню  с вениками, связанными летом на Троицу.  Вечером садились за стол, который по рождественской традиции ломился от всевозможных блюд. Обязательным условием празднования был и остается обильный рождественский стол: если еды не хватит на две недели  праздников, в новом году в дом может прийти бедность.

Вепсы к Рождеству  обязательно готовили ячменную кашу — suurin kas. Хозяева разбрасывали ее с крыльца ложками как жертву Морозу, чтобы он не трогал посевы весной и летом. Наличие в первый день большого количества еды означало сытый год для обитателей дома. В первый день Рождества относили горшок загусты (каша из ржаной муки с молоком и маслом) на гумно и просили там одновременно Иисуса Христа, святителя  Михаила, «хозяев риги» и «духа зерна» принять участие в семейной трапезе. Вепсы верили, что такие действия помогут получить хороший урожай в начинающемся году.

Вепсы, как и другие северные народы, празднуют зимние праздники две недели, от Рождества Христова до Крещения. Рождество праздновалось более торжественно, чем Новый год, благодаря его церковным элементам: праздничному богослужению, звону колоколов, христославлению с участием духовенства, взрослых и детей. Это время называлось Syndyma. Представители этого народа верят в магию первого дня: все, что произойдет в первый день, распространится на весь наступающий год. Поэтому, если не хочется убытков, в первый день нельзя ничего отдавать из дома. Если в первый день дом посетит мужчина, это положительный знак, если женщина – отрицательный. Также в вепсских деревнях женщины ранним утром старались успеть первыми к колодцу — считалось, что первая зачерпнувшая воду с льдинками женщина будет потом весь год собирать больше всех сметаны и сливок.
 
Ижоры вообще не отмечали Новый год. А украшения, которые предназначались для елки, они вешали на себя. Представители древнего малочисленного народа праздновали Рождество.  В этот день все непременно отправлялись в церковь на всенощную, утром от дома к дому ходили дети и пели рождественские песни. Все святки каждый вечер гадали. На четвертый день Рождества молодые начинали ходить из дома в дом и колядовать — пели восхваляющие песни в честь хозяев, которые в ответ угощали. Заранее делали из бересты маски, лица красили углем или мелом, надевали старые кафтаны, на спину приделывали «горб», в руки брали посох. Чтобы никто не узнал ряженых, они пели искаженными голосами.

В ижорских деревнях на западе Ленинградской области лица закрывали масками из бересты, красили углем или мелом, надевали старые кафтаны, на спину приделывали горб, в руки брали посох. Важно было, чтобы никто не узнал ряженых, для чего пели искаженными голосами. Мужчины могли одеться женщинами и наоборот. Надев наизнанку шубу, изображали волков и медведей. Из скамейки делали "лошадь" — накидывали поверх шубу, на ножки надевали валенки и скакали на ней по избе, били в барабаны, пели и танцевали. "Волков" в дом не пускали — им бросали заранее сшитых из льняного полотна маленьких зайчиков. К медведям у финно-угров было и остается особое отношение. Медведь без шкуры похож на человека, и финские народы считали медведя своим предком — медведь для них выше всего.

Карелы издавна от нечистой силы прятались  с помощью переодеваний.  С этой же целью ходили по улицам страшные ряженые, имевшие в лице и одежде знаки мира умерших и обычай колядования, в том или ином виде распространенный у многих народов.  Поздно вечером молодые наряжались в разные одежды, приходили в дома, где обычно проходили посиделки, пугали и детей, и взрослых дикими голосами, перепачканными сажей и мелом лицами и страшным видом — вывороченными наизнанку шубами, берестяными масками и козлиными рогами. Участники  переодеваний обязательно должны были, потом очиститься, искупавшись в Крещение, 6 января,  в проруби.
 
Две недели, с 25 декабря по 6 января, проходили святочные посиделки. Можно представить себе утопающую в снегах северную  деревню в 30 – 40 домов, на улице воет метель. Погас свет керосиновых ламп во всех окнах деревни, они светятся лишь в одной избе.  Беседа собиралась в доме крестьянина, имевшего дочь-невесту, или принимающего у себя гостей, а также в нанятой избе, которую по-карельски называли «кизяпертти». Гости  – это девушки, приехавшие из другой деревни, или даже из другого прихода.  Во время беседы лавки были заняты девушками, которые сидели  с прялками, хотя  пряли во время бесед они  очень мало, или и совсем ничего не пряли. На них надеты синие, красные, зеленые сарафаны, под ними холщевые белые рубашки, вышитые карельским орнаментом по вороту, плечам и рукавам. В косы заплетены ленты, у каждой девушки разного цвета – розовые, красные, желтые, зеленые.

Этими посиделками и беседами были очень обеспокоены местные священники. Они на своих проповедях внушали родителям, что на посиделках нет взрослых мужчин и женщин, молодые парни и девушки в возрасте  с 16 – 17 лет были предоставлены сами себе. Нередко они проводили время в полной темноте без огня, а парни иногда бывали пьяными. По мнению священников здесь терялась стыдливость души под нецеломудренными взглядами и движениями. На таких вечеринках, по их мнению, зарождалась нечистая похоть, которая покрывала целомудрие души позором.

Дома каждая мать  и каждый отец строго наказывали девушкам не переступать порог целомудрия, беречь свою невинность. Если случалось обратное, то позор на девушку и ее семью падал от всей деревни. Православная церковь и людское окружение всегда считали самым главным достоянием девушки ее невинность. Каждая заботливая мать всегда мечтала, чтобы ее дочь вышла замуж и рожала для нее внуков, чтобы она сохраняла свою невинность, как самую большую ценность, до брачной постели.

Если все эти рождественские и новогодние дни российский Дед Мороз путешествует на санях, запряжённых тройкой коней, то карельский Talvi Ukko (Зимной дед) ездит на оленьей упряжке. На территории его усадьбы в поселке Чална Пряжинского района недалеко от Петрозаводска, которая  была создана совсем недавно,  лишь в 2015 году,  имеется оленье хозяйство с хаски и маламутами – стойкими, красивыми и очень умными ездовыми  собаками.

Карельские хозяйки искусны в хлебопечении. Кроме хлеба они пекли  разные пироги, блины, сочни и другие изделия, среди них: колобы - небольшие круглые лепешки из кислого теста со слоем картофельного пюре, толокна или пшенной каши сверху. Ели их обычно с ухой, супом, с чаем.

Мучники - пироги из хлебного  теста, на которое клали другое более жидкое тесто. Защипывали края и пекли в печи. Такие мягкие булки, мучники, тверские карелы сейчас пекут из пшеничной муки с добавлением сметаны и топленого масла.

Калитки - круглые, четырехугольные или удлиненные пироги из ржаной муки, начиненные картофельным пюре, пшенной или ячневой кашей, защипанные с краев.

Рыбники - рыбные пироги из окуня, щуки или другой крупной рыбы. В праздники  карелы, в том числе и тверские, пекут сочни и блины. Из жидких  блюд карелы ели супы и похлебки с одинаковым названием  rokka. Перед этим словом карелы прибавляют название продукта, из чего сварен суп. Kalarokka -  рыбный суп или liharokka -  мясной суп.

 Среди праздничных блюд также мясной или грибной суп, студень, соленая селедка и другая рыба, сыр и колбаса, соленые грибы, напитки из фруктов и ягод и, конечно, пироги с кашей, капустой, творогом, грибами или рыбой.

С вечера 24 декабря и до Крещенья, 6 января,  проходили гадания. Чтобы узнать свою судьбу на следующий год, парни и девушки иногда подслушивали под окнами. Они договаривались, кто кого из жителей дома будет слушать разговоры. Потом каждый из них говорил о словах, которые он услышал, а другие предугадывали его судьбу.

Вторым способом гадания было гадание на перекрестках. Молодежь выходила на окраину деревни, где дороги расходились в разные стороны. Они вставали спиной друг к другу, сковородником очерчивали вокруг них черту от нечистой силы. Все замолкали на некоторое время и прислушивались, потом начинали обсуждать, кто что слышал и пытались предугадать каждого на следующий год. Кто-то слышал выстрел, значит, ему идти в рекруты. Кто-то слышал песню, значит, ему жениться или ей выходить замуж. Кто-то слышал скрип саней, значит, ему отправляться в дальнюю дорогу на заработки или повинности.

Народ коми Рождество Христово встречал радостно и весело. К Рождеству возвращались из дальних угодий после двух месяцев отсутствия охотники с добычей. Женщины наводили порядок в доме, варили пиво, готовили угощенье. Две недели длились святки – дни, когда можно было отдыхать, есть, пить, веселиться от души. Каждый из святочных вечеров отводился под определенные игры, развлечения, гадания. Многие из них проводились только раз в год на святки. Парни и девушки «рядились» – переодевались в цыган, разбойников, коней, медведей, журавлей и ходили по домам односельчан.
 
Во время святочных посиделок много пели, плясали, молодежь разыгрывала сцены и игры, которые давали возможность найти свою пару, кому на год, а кому на всю жизнь. Святки завершались 6 января праздником Крещения Господня. Во время святочных гаданий дозволялось соприкоснуться с загадками потустороннего бытия. Гадали на святки в основном девушки и парни – о суженом, о судьбе, о своем предназначении. Люди постарше желали узнать, каков будет урожай в новом году, удачна ли будет охота, не ожидает ли семью пожар, чья-то смерть. Гадать полагалось на перекрестках дорог, в банях, овинах, нежилых домах, строящихся домах, у колодцев, в местах, где граница между мирами была слабее. Гладь зеркала также отворяла дверь в невидимый мир.
 
Ненцы тоже не отмечали Новый год, но в течение многих веков в Рождество ездили к священным местам, где совершались ритуалы. Они просили своих богов о снисходительности к оленям и людям в предстоящем году. Также они разводили костры и водили вокруг них хороводы. Кроме того, ненцы загадывают желания и завязывают ленточки на священном для них дереве – березе, а также обмениваются подарками. Большое внимание в праздники они уделяют детям. Считается, что, если обидеть ребенка, добрые духи рассердятся и покинут вас. Накрывают праздничный стол, на котором присутствуют  оленина, строганина и свежая рыба.

У саамов более значимым, чем Новый год, который они не отмечали, считается Праздник чистого снега, который раньше отмечали 25 декабря, но позднее стали отмечать  7 января. В этот день саамы разводят костёр на берёзе, срубленной ещё летом для этого ритуала. На огне они варят чаи из трав и уху из сёмги. Праздничный обед они едят прямо у костра, на снегу. Также они водят хороводы вокруг этого костра, загадывая желания.

Но в каком бы регионе России люди  не встречали Рождество и Новый год, какие бы традиции и обряды не соблюдали, везде они  желают друг другу счастья, добра и радости!
 


Рецензии