Синявино. Кировск. район Ленобласти
Исторический обзор.
В 1931 г. было принято решение о строительстве на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки ГРЭС-8, а в 1933 г. она уже дала первый ток. Было принято решение, что тепловая электростанция будет работать на торфе, добываемом на предприятиях в Синявино и Назии мощностью 200 мвт. Ещё в ноябре 1917 г. В.И. Ленин призывал к строительству электро-станций, работающих на торфе. Был создан Инсторф, который возглавил И.И. Радченко. В 1935 г. в Ленинграде на базе филиала Инсторфа был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт механизации торфяной промышленности (ВИМТ), на который возлагалось решение задач комплексной механизации работ по производству торфа для промышленных нужд. История синявин¬ских торфоразработок была связана с австро-венгерскими военнопленными Первой мировой войны. В 1914 г. близ старинного села Синявино была создана артель из военнопленных, которая заготавливала резной торф. Готовую продукцию гужевым транспортом отправляли на ситценабивную фабрику акционерного общества в Шлиссельбург. В Ленобласти разработки торфа начались с 1920 г. Для добыче торфа в Ленинградской области в составе треста “Ленторф” с 1929 г. были созданы 16 торфопред-приятий: Синявинское, Ириновское, Назия, Тёсово и др. до 1934 г. В 1933 г. на базе ВИМТа в Синявино создана экспериментальная база по добыче торфа. С 1966 г. трест вошёл в ведение Минторфа, а с 1974 г. в трест кроме Ленобласти входили ещё Вологодская и Новгородская области, всего 20 торфопредприятий. “Синявинское” было одно из крупнейших предприятий. Для работы были созданы 9 рабочих посёлков. Для передвижения работников предприятия и грузов построили узкоколейную железную дорогу (УЖД). Использовали также уже существующую УЖД с 1910 г. для технологических грузовых перевозок Шлиссельбургского судостроительного завода, которая связывала цеха с шлюзами. Общая протяжённость Синявинской УЖД составляла 40 км., которая связывала между собой станцию Синявино, рабочие посёлки торфопредприятия, Невдубстрой и Шлиссельбург. (Л1) Торфоразработки располагались на труднопроходимых болотах от Синявинских высот на юге до песчаной дюны, идущей параллельно Староладожскому каналу, на севере и от реки Невы на западе до реки Назия на востоке. Этот «квадрат» начали интенсивно осваивать в 1928 г. как главную топливную базу для ленинградских электростанций и строящейся ГЭС-8. Предстоял огромный объем земляных работ по освоению торфяных залежей. С этой целью и были построены рабочие поселки. На северной стороне, и на песчаной дюне, были поселки № 1,2,3, и 4. Под Синявинскими высотами - № 6 и 7. (Л2) Центральный поселок № 5. В нем располагалась контора управления торфопредприятия, ремонтный завод, транспортное депо, школа, ФЗУ, дом культуры им. Артёма, больница, типография и редакция газеты “Торфяник”, магазин и ледник для хранения продуктов магазина, стадион, где в зимнее время заливался каток и давали коньки на прокат. Сам посёлок состоял из двухэтажных деревянных бараков, коридорная система, в конце общий туалет, несколько одноэтажных домов с отдельным входом для руководства посёлка, за ними начинались цеха ремзавода, далее начинались сами торфоразработки (карты). Карты заливались водой, тракторами нарезали торфяники, т.е. прорезали каналы вдоль и поперёк, для сушки периодически переворачивали торфяные слои. На лето принимали наёмных рабочих, “торфушек”, частенько с Украины. По УЖД подавали грузовые вагоны, “торфушки” ставили лестницы к вагонам и
- 2 -
собранный торф большими корзинами переваливали в вагоны. Далее за ремзаводом было озеро “Глухое”, а рядом с озером подходила труба большого сечения, из неё лилась вода под давлением с Ладоги, она заливала каналы и карты. Кроме того, в поселке располагался единственный в СССР опытный завод по изготовлению торфяных машин Всесоюзного института механизации торфа (ВИМТ). Его развалины сохранились до сих пор. (Л3) В 6 км. восточнее 5-го поселка на песчаном острове Медвежий в окружении болот построили поселок № 8. На окраине болота, в двух км. от речки Назия, построили 9–й поселок. Особое место на предприятии занимали рабочие посёлки 5 и 8. Пятый посёлок расположен на суходоле, где вековой лес от Невы на Восток. В настоящее время на этом месте находится Птицефабрика “Северная”. В 6 км. от пятого посёлка на песчаном острове Медвежий в окружении сплошных болот, в роще Круглой на территории в 2 кв.км. расположен рабочий посёлок 8. Это место работы людей. Это был спецпосёлок ОГПУ НКВД. С 1931 г. НКВД прочно вошло в быт торфопредприятий. В этом посёлке содержались “раскулаченный контингент”. В этом рабочем посёлке было 50 – 60 домов и бараков, филиал швейной фабрики, сапожные артели, магазины, две школы, детский сад, пожарное депо, столовая, дом культуры, больница и поликлиника, а также комендатура. На этой территории леса не было, здесь содержались осуждённые кулаки с разных территорий страны. По территории предприятия они перемещались свободно, но для выезда на время требовалось разрешение и выдавалась увольнительная. Ударникам производства за перевыполнения рабочих норм разрешалось на день выехать в Ленинград. (Л4) Все они были под постоянном надзором, замеченные в критике политики государства подвергались суду, как правило, по статье 58-10-11 УК РСФСР как “враги народа” и приговаривались к расстрелу. Суд и расстрел проводился в Ленинграде. Добыча торфа на этой территории велась гидроразрывом грунта на всю глубину до 7 м. у станции Подгорная. Воду брали из озера “Глухое”, но её не хватало, тогда из Ладоги. Это так называемый гидроторф. Струёй высокого давления, порядка 12 атм., размывается территория, а затем высасывается торфонасосом. Через 30 – 40 м. рыли картавые каналы шириной 1 м. и глубиной 0,75 м. Через 200 м. рыли валовые каналы шириной 2 м. и глубиной 1,5 м. Сами каналы выводили в реки и ручьи. Все каналы рыли вручную лопатами. Размер торфоразработок предприятия простирался от рабочего посёлка 9 на востоке до рабочего посёлка 5 на западе – это 7 км. От рабочего посёлка 7 на юге до рабочего посёлка 4 на севере – это 5 км. В этом квадрате места равнинные без растительности и всё живое здесь уничтожалось. Рабочий посёлок 7 был режимным лагерем ОГПУ НКВД. Там содержались осуждённые на 10 лет лагерей. Он располагался в 2 км. от станции “Подгорная” и в 2 км. от Синявинских высот. О работе этого рабочего посёлка информации нет, архивы закрыты. В настоящее время его место можно определить на 54 км. автотрассы СПб – Мурманск, в 2007 г. на этом месте поставлен памятный крест. Рабочие посёлки 1, 2, 3, 4, 6, 9 предназначались для работы и размещении наёмных сезонных рабочих (летом) до 6 - 7 тыс. человек. Мужчины из Мордовии, женщины из Рязанской и Воронежской областей. Рабочие посёлки 1, 2, 3 и 4 располагались недалеко от песчаной дюны, первый – в 7 км. на юго-восток от Шлиссельбурга, второй – в 5 км., третий – в 1 км. от посёлка 2., четвёртый в 3 км. от рабочего посёлка 1. В период ВОВ практически все строения этих городков были полностью разрушены, местность изрыта траншеями, воронками от снарядов. После войны эти городки не восстанавливались, на всей этой территории был образован новый посёлок “Синявино” и состоит из двух частей. “Синявино 1”. Это 43 км. автотрассы СПб – Мурманск. главное предприятие посёлка – птицефабрика
- 3 -
“Северная”. “Синявино 2” расположено на 54 км. этого шоссе, на территории рабочего посёлка 8, главное предприятие – птицефабрика “Синявинская” (владелец Никита Мельников) , которая производит 1,2 млрд. яиц в год, 600 т. птичьего помёта ежедневно генерируется в удобрения. Предприятие находится в посёлке “Приладожский”. В нынешнем ПГТ Синявино в 2016 г. проживает 3991 человек. (Л2) Рабочий посёлок 6 находился в 3 км. к юго-западу от станции “Подгорная”, в роще “Мак” на уровне посёлка “Московская Дубровка”, где в 1932 г. была построена Дубровинская ГРЭС-8. На правой стороне Невы напротив “Московской Дубровки” находится “Невская Дубровка”. В 50-е годы прошлого столетия два посёлка Городок 1 и 2 на левом берегу Невы, рабочий посёлок 6, село “Марьино”, где в настоящее время находится 10-ый Невский мост, в 3 км. от ГРЭС-8, сёла Анненское и Арбузово образовали в 1931 г. посёлок “Невдубстрой ”, с 1953 г. ему присвоен статус - город Кировск. В настоящее время в нём проживает 26 тыс. человек. (Л5,8)
Деревня “Синявино” находилась на Синявинских высотах с XVIII века. Сами высоты находятся на высоте 30 – 50 м. над уровнем моря. Эта местность была подарена Петром I Алексею Сенявину и лейтенанту Сергею Сенявину. Село Вагриселка (Синявино) упоминается на картах СПб губернии Я.Ф. Шмита 1770 г. и в 1792 г. на картах А.М. Вильбрехта. В деревне в 1770 г. числилось 51 двор. В 1838 г. проживает уже 444 человека. В 1926 г. в селе 105 хозяйств, 263 души. Вблизи этого села находился Апраксин Городок. Там в 1702 г. стояла русская армия 35 тыс. солдат для завоевания ингерманландии и Шлиссельбурга. Недалеко от этого места находится село Анненское, от него в те далёкие года начинался Архангельский тракт. Как ранее писали, деревня находилась в 27 верстах от Шлиссельбурга между реками Невой, Назией и Ладожским озером или в 9 км. от железнодорожной станции “Петрокрепость”. С 20.04.1930 в посёлок Синявино входило 4 населённых пункта и к 1936 г. в нём было 108 хозяйств и один колхоз. Во время войны посёлок был полностью разрушен, после войны не восстанавливался. В настоящее время это поле возле ПГТ “Молодцово”. В этом посёлке есть краеведческий музей, где существует выставка “Тайны Синявинских высот”. Ранее на этой территории располагался совхоз “Торфяник”.
С началом войны жизнь на этой территории резко изменилась. С 8 сентября 1941 г. вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось. В связи с поражением наших войск на Мгинском и Тихвинском направлениях немцы вплотную подошли к Неве и заняли Шлиссельбург. В Ленинграде началась блокада. В 1941 г. было две попытки прорыва блокады на Шлиссельбургско-Синявинском направлении с 10 по 26 сентября и с 20 по 28 октября. В 1942 г. ещё две попытки с 7 января по 30 апреля и 19 августа по 10 октября, но из-за недостатка сил наши войска не сумели прорвать блокаду. Наступления наших войск шло в районе “Невского пятачка” на левом берегу Невы, но к концу 1942 г. удалось сохранить небольшой плацдарм в районе Московской Дубровки. Плацдарм “Невский пятачок” - одна из самых героических и трагических страниц отечественной военной истории. Это место одной из самых кровопролитных битв в новейшей истории. На этом участке в 1941-1943 г. войска Ленинградского фронта около 400 дней пытались прорвать блокаду Ленинграда. Официальные данные о наших потерях среди солдат и офицеров на этом участке фронта впервые опубликовала газета «Правда» в 60-е годы прошлого столетия, назвав цифру в 200 тыс. (на самом деле, наверное, на много больше, порядка 400 тыс.), немецкие потери составили 40 тыс. Ставка ВГК определила дату пятого прорыва блокады Ленинграда с 1 по 12 января 1943 г. Операцию назвали “Искра”. В 11-15 12.01.43 128 стрелковая дивизия генерала Пархоменко Ф.Н. получив задание освободить территорию от посёлка Липка до посёлка Гонтовая Липка в районе рабочего
- 4 -
посёлка 2 от немецких захватчиков. Центральный удар по посёлку 8 нанесла 372 стрелковая дивизия полковника Радыгина П.И. Кроме этого ещё 4 крупных воинских соединений Ленинградского фронта под командованием генерал-полковника Говорова Л.А. форсируя Неву на всём протяжении от 2 городка до Шлиссельбурга в 5 км. шириной и 3 км. вглубь. Вместе с наступающими шли танки по временно наведенному ледовому мосту. Нева в этом месте имеет ширину 600 м., солдаты преодолевали её за 7 минут. Со стороны Назии-Жихарево наступал Волховский фронт под командованием генерала армии Мерецкова К.А. С немецкой стороны удерживала плацдарм 18 армия Линдемана под общим командованием группой армий Кюхлера, который приказал удерживать посёлок 5 до последнего солдата. За два года позиционной войны немцы обжили эти высоты и плато между ними, превратив их в крепостной форт. С Синявинских высот на 15 км. просматривалась и простреливалась вся торфяная низина в секторе 180 градусов до Ладожского озера. Около двух пехотных дивизий, усиленных мощной артиллерийской группировкой, составляли постоянный гарнизон всей Синявинской гряды. А к югу, до Мги включительно, были размещены резервы Линдемана. В результате тяжёлых семидневных боёв произошло соединение войск Ленинградского и Волховского фронтов 18.01.43 в района рабочих посёлков 1 в 9-30 и 5 в 11-45, а к 18-00 фронты полностью соединились. Таким образом, блокада Ленинграда была прорвана, в результате образовался коридор шириной 8 – 12 км. и было сорвано очередное наступление немцев на Ленинград. За 13 суток вместо 20 была построена новая железная дорога в 33 км. от Жихарево до Невы и низководный мост через Неву (“мост Победы” или как в шутку его называли “мост смерти”). А железнодорожная станция “Жихарево” была перевалочным пунктом ледовой дороги жизни (ЛДЖ) с декабря 1941 г. к “Кабоне” и “Осиновецу”, по которой перевозили в блокадный Ленинград продукты питания, а из города – тысячи эвакуированных жителей. 7 февраля 1943 г. на Финляндский вокзал прибыл первый состав с продуктами, в том числе и 800 т. сливочного масла, для блокадников Ленинграда. После освобождения территории всех жителей рабочего посёлка 5 (30 человек), по воспоминаниям местного жителя К.И. Шевелёва, посадили в машины и привезли в посёлок “Новый быт” на допросы “связь с врагом”. Все трофейные и ценные вещи отобрали, акты об изъятии не выписывали. Кто помогал немцам – под арест и в ГУЛАГ, остальных направили на лесоповал. Установили дневную норму 5 куб. м. Выдали рабочие карточки, работала солдатская кухня: суп и 500 гр. хлеба. За выполнение нормы 7,5 куб. м. добавляли 200 гр. хлеба. Фронт и немцы были рядом, вся земля стояла “дыбом”, взорванные блиндажи, траншеи, все заминировано, трупы солдат. Война продолжалась. Бои в этой местности продолжались до 15.09.43. Солдаты говорили, смотря на эти земли: «Разве можно здесь возродить жизнь?!» (Л6,7,9) Полное снятие блокады Ленинграда началось14.01.44, когда соединились 2 Ударная и 42 армии в районе Ропши и освободили Гатчину, Тосно и Красное село, а Волховский фронт разгромил немецкую группировку под Новгородом 20.01.44. Немцы были отброшены на 65 – 100 км. от Ленинграда. Существенную роль сыграли победы в Сталинграде, Курске, на Украине и в Донбассе. 27.01.44 считается дата полного освобождения от немецкой блокады. В послевоенные годы восстанавливать торфопредприятие Синявинское не стали, не восстанавливали и большую сеть УЖД и к 1987 г. её полностью разобрали, хотя частично до 1960 г. она работала для подвоза местного населения. На всей этой территории оставалось большое количество мин, люди подрывались на них. От села Синявино в военное время ничего не осталось, его не стали восстанавливать. На территории рабочих городков 1. 2, 3, 4, 8 построили новый поселок
- 5 -
“Синявино”, который находится рядом с Мурманской автотрассой с 43 по 54 км. Торфопредприятие Назия – Жихарево после войны восстановили с восьмью рабочими посёлками. Там же расположили и ВИМТ с опытным участком, который во время войны был эвакуирован на Урал. Восстановили и УЖД. Однако, в начале 80-х годов прошлого столетия после полного восстановления ГЭС-8 вообще отказались от торфа и перешли на газ или на мазут в резерве. Частично территории бывших торфопредприятий стали благоустраивать: очищали от мин, захоранивали останки погибших в войну воинов в братские могилы с установкой памятников. Установили памятные мемориалы встречи двух фронтов на месте бывших рабочих посёлков 1 и 5 на 66 км. Мурминского шоссе. На месте бывшего села Марьино в створе нового моста через Неву построили диораму “Прорыв блокады Ленинграда”. На Синявинских высотах установили памятный мемориал. С1990 г. значительную часть бывших Синявинских торфораработок отдали жителям под садовые участки. Садоводство “Маяк” в 3 очереди начал функционировать с 1988 г. Мы купили участок 6 соток в 1991 г. “Маяк-3” “Беляевский мох” на бывшей территории Беляевских болот. На современной карте это “Сад. уч.” в районе Синявино (уч. 18). Рабочих участков по добыче торфа на территории садоводства до войны не было. На одной основной дороги садоводства в 1990 г. ещё сохранился светофор УЖД и в канаве на этой же дороги стоял полуразрушенный пассажирский вагон, который, видимо, в процессе ликвидации УЖД раздавали или продавали садоводам. К 2000 г. все эти раритеты были убраны садоводами.
Карта 1943 г. рабочих посёлков торфопредприятия “Синявинское”.
- 6 –
Современная карта окрестностей Кировского района.
Литература:
1. Синявино.https://ruwikipedia.org/wiki/Синявино.(Ленинградская область).
2. Газета “Ладога для всей семьи”. Посёлку Синявино 82 года. 2 сентября 2016 г. (http://www.ladoga-news.ru/news?id=2976).
3. Рабочий посёлок 5. Интернет-материал. (http://рабочий-поселок-5.рф/poselok/)
4. А.И. Шевелёв “Люди на болотах”. Вестник “Мемориал” 1995 г. № 4/5 (10/11), стр.37 – 44.
5. В. Аркадьев Кировск. Серия “Города Ленобласти”. 1974 г.
6. Б.В. Бычковский “Город-фронт.” Лениздат 1967 г.
7. А. Исаев “Перелом 1942 г. Когда внезапности уже не было”. Московская обл. 2015 г.
8. 9. Д.К. Жеребов, И.И. Соломахин Семь январских дней. Лениздат 1987 г.
Материал подготовил Львов Ю.М. 06.09.16
Свидетельство о публикации №224111401057