часть 3 глава 2
- Ты хочешь забрать кубок Геракла? - спросил Медий. - Он стоит на прежнем месте, где ты его оставил. Я не могу найти ему применение.
Жрец отказался, он сказал, что хочет просто поговорить со своим другом Медием. Статира спросила его про мистерии.
- Я больше не состою на службе в храме - ответил Койс. -Им нужны более молодые мужчины, которые способны вынести грубую силу подземных властелинов. Ты хочешь быть посвященной в их тайны? Я пришлю к тебе опытного жреца.
Статире это было не нужно; она была знакома с учениями многих религий, и считала, что они немногим отличались друг от друга.
- Ты сам веришь в таинства, которым обучаешь верующих? -осведомилась она.
- Конечно, иначе как бы я смог об этом говорить - ответил он с улыбкой.
-Ты сам стал через это лучше?
- Я через это стал мудрее.
-Но я спросила, стал ли ты лучше! - воскликнула она.
- Назови мне хоть одного человека, которого создали боги и который стал лучше? - спросил он. - Я нет. Но более опытные мужи, которых мне довелось знать, уверяли, что мудрость делает людей лучше.
- А что значит мудрость? - насмешливо спросил Медий, поддерживая Статиру.
- Ты должен это знать, господин.
- Почему именно я?
Койс присел на стул, который для него заранее принес раб, и скрестил на груди руки.
- У тебя в доме много статуй. Зачем ты их выставил?
- Ты хочешь сказать, что ты чувствуешь себя лучше, когда разглядываешь их?
- Конечно.
- А как это происходит, что, глядя на них, ты чувствуешь себя лучше?
Игра в вопросы-ответы забавляла Медия. До этой встречи он не знал, что Койс любил такие философские разговоры.
- Я чувствую себя при этом хорошо, потому что они красивы - ответил он, - и, чтобы предупредить твой следующий вопрос отвечаю: они прекрасны, потому что каждая часть тела по отношению в другим будь она длиннее или короче находится в равновесии и гармонии и любое резкое движение нарушит эту гармонию. Некоторые философы утверждают, что красота всего лишь отсутствие безобразности. Но это определение мне кажется недостаточным. Есть много людей, которые не безобразны, но страсти искажают черты их лиц так, что мы отворачиваемся от них, чтобы не заразиться от них смятением или тревогой. Поэтому я думаю, что красота - это не только отсутствие безобразия, но также отсутствие страстей и, прежде всего того, что мешает спокойствию души.
Койс с этим согласился.
- Но красота статуй, это не красота людей - добавил он. -Мрамор, золото и слоновая кость не испытывают страстей. Скульптор, воображение которого представило некий образ, может воплотить эту фантазию в мертвом материале. Возможно есть боги, которые соответствуют твоему понятию о красоте. Я не способен судить об этом, так как боги не посещают больше землю.
- Ты считаешь, что для нас, людей, должно быть изобретено другое определение понятия красоты?
-Ты сам сказал, что страсти делают человека некрасивым, даже если он не безобразен. Мы в его присутствии чувствуем себя не хорошо, значит ли это, что он некрасив? Как может быть красивым то, в присутствии чего мы чувствуем себя нехорошо? Но, может быть тебе уже встречался человек, который не имеет страстей.
- Есть люди, которые умеют скрывать свои страсти.
- Усилие скрывать страсти делает лицо холодным и безжизненным, и делает лица похожими на лица статуй. Есть много лиц с выражением лиц скульптур.
Тебе они кажутся красивыми?
-Они близки тому, что я называю красивым.
-Они близки к этому, или они вправду красивы. Они только приближаются к этому, поэтому не являются по-настоящему красивыми. А как насчет человека, который пытается контролировать жизнь и мир, как всадник на строптивой лошади? Разве у него нет желаний, не жаждет ли он богатства, вина, редкой пищи, имущества других людей, будоражащих его чувства, или даже имущества всего мира?
- Ты говоришь об Александре, насколько я понимаю.
Говорят, он был красивым мальчиком. Он до сих пор также красив?
Статира, со скептической улыбкой, слушая беседу, расхохоталась.
-Его лицо всегда искажено, сколько я его знаю - сказала она. -Я не верю в то, что он когда-то был красивым.
- Он был красивым» - возразил Медий. - Я знал его еще с юности.
- Поистине красивый человек по твоему определению означает, что он поистине добродетелен - пояснил Койс, - так как у него пропорциональное
строение тела? То есть ни одна из его конечностей не является слишком длинной или слишком короткой по отношению к другим, так и его желания, его мечты и его действия никогда не выходят за рамки, установленные богами для людей, и мы называем это добром. Но такой истинно красивый и истинно хороший человек не потерпит ничего безобразного или дурного в других людях, он будет стремиться смыть это с них, как смывает грязь с тела своего друга.
-Могу ли я смыть с Александра смерть моего брата?
-Ты скрыл от меня, что Александр убил твоего брата - упрекнула Медия Статира.
-От меня это тоже долго, очень долго скрывали - ответил Медий.
-Я знал, что ты меня тогда понял, - защищался Койс. -Но понимал ли ты также, почему твой брат Клеомен должен был умереть? Он хотел очистить образ царя от искаженной грязи жажды власти, с которой Александр стремился расширить свою империю до самого края света. И разве не является долгом каждого человека, стремиться быть истинно добрым, продолжая дело твоего брата?
Медий отвернулся от жреца и невозмутимо прогуливался между статуй.
-Ты опасный искуситель, Койс - сказал он. - Как ловко ты мое же собственное оружие развернул против меня! Но тебе не повезло. Жажду власти может победить только властолюбивый и мощный дух. Я даже думаю, что Клеомен не был так красив, как ты думаешь.
Койс поднялся.
- Возможно, что я в Клеомене ошибся –признался он. - Но в тебе я не ошибся точно. Будь здоров, и ты будь здорова, сокровище моего ученика, который стал моим повелителем.
Свидетельство о публикации №224111401200