1. За что сожгли Святую Жанну
1. ЗА ЧТО СОЖГЛИ СВЯТУЮ ЖАННУ. Мудрые учат: «Никогда не живи вчерашним днем». Вчера уже прошло, и его больше не будет. О нем можно помнить, за его счет можно обогатиться бесценным опытом, сделать необходимые выводы, но не более того. А вот о дне сегодняшнем задуматься стоит. От того, как ты проживешь сегодня, зависит твое завтра – каким оно будет, и будет ли оно вообще.
В начале 15 века французы старались как можно реже вспоминать о своем катастрофическом вчера. В их вчера не было ничего, кроме боли и унижения. Гораздо больше их теперь заботило то, как им прожить сегодняшний день, и что бы такое сделать, чтобы все исправить,чтобы выкарабкаться из той выгребной ямы, в которой некогда очутились их незадачливые деды и отцы. От ответов на эти вопросы зависело все. Фактически французам предстояло сейчас решить, будет ли у их родины завтра.
А завтра для Франции по-прежнему вырисовывалось лишь в мрачных, почти черных тонах.
Династический конфликт английских Плантагенетов с французскими Валуа, продолжавшийся без малого сто лет, высосал из разоренной страны уже почитай все ресурсы: материальные, духовные, человеческие. Франция стояла на пороге смерти. Она всё ещё могла дышать, могла озираться по сторонам, растерянно хлопая глазами, но она давно уже не могла ни двигаться, ни говорить. И хоть этап клинической смерти был ею уже почти совсем пройден, Францию еще можно было попытаться реанимировать. Вот только зачем, скажите на милость? Не легче ли добить несчастную коматозницу, дабы она и сама не мучилась и у других драгоценного времени не отнимала?
В 1428 году непобедимые англичане решили, наконец, дожать полуживую страдалицу и осадили хорошо укрепленный Орлеан – последний рубеж на их пути в южную, неподконтрольную им часть Франции. Захватив этот рубеж, Англия могла, наконец, продиктовать наглой семейке Валуа свою волю. Для Карла IV Валуа настали страшные времена. За воротами королевского замка уже слышна была тяжёлая поступь, гулким эхом отдававшаяся в пустых коридорах и залах. Выглянув в бойницу, можно было даже различить в густом утреннем не то дыму, не то тумане одинокую фигуру в драном саване, пытавшуюся высмотреть дофина пустыми глазницами и подававшую ему дружелюбные знаки, дескать: «Давай сюда! Здесь тебе будет покойно. Забей ты на все!». Идти в туман было страшно, но и не идти туда Карл уже не мог. В спину несчастного дофина бесцеремонно и нетерпеливо пихами ногами и кулаками Ланкастеры, аж попискивавшие от радости в предчувствии своей скорой победы в этой затяжной изнурительной войне, доставшейся им в наследство от Плантагенетов. Карл довольно уныло и неубедительно пытался упираться, но ни сил, ни воли к сопротивлению у него уже не было.
И вот тут-то на окровавленных подмостках Западной Европы, где продолжала разыгрываться масштабная трагедия в багровых тонах под названием «Гибель Франции», появился новый, на первый взгляд незначительный персонаж, очень ловко вписанный в сюжет пьесы гениальной рукой самого Провидения. Персонаж этот был, мягко говоря, неожиданным, причем, для обеих сторон конфликта, - этакая маленькая пешка, способная в критический момент объявить шах королю. Маленькой могучей пешкой стала никому не известная французская девушка семнадцати лет отроду по имени Жанна д`Арк.
Первым с юной Жанной, имел честь познакомиться комендант Вокулера, господин Робёр де Бодрикур. Правда, разговор у них получился короткий. Наглую чумазую девчонку, заявившую ему - опытному военачальнику, что она одна только и знает, как спасти Францию от гибели, комендант поначалу поднял на смех и велел гнать взашей. Однако по прошествии некоторого времени, от верных людей Бодрикуру стало известно, что эта сумасшедшая крестьянка дворянских кровей, как-то уж очень быстро сумела обрести известность и даже некую популярность в окрестных деревнях, где её почему-то воспринимают крайне серьезно. Немного поразмыслив, Бодрикур пришел к выводу, что лично от него не убудет, если он спровадит странную девицу к своему сюзерену Карлу Валуа – пусть там, в столице, и разбираются, что да как, и можно ли это как-то использовать. Так он и сделал. Жанну снабдили необходимыми сопроводительными документами и даже выделили ей в провожатые целый отряд стражников.
А вести о юной деве, что обещает освободить Францию от англичан, тем временем начали стремительно распространяться по разоренной стране, вызывая неподдельный интерес французских обывателей, которые уже давно не знали, за какую еще соломинку им ухватиться, дабы окончательно не потерять надежду. Дошли те слухи и до давно потерявшего всякую надежду дофина. Пообщавшись пару часов с Жанной и наслушавшись наставлений своих советников, Карл долго не мог решить, как ему поступить со своей нежданной «спасительницей», но, в конце концов, как и Бодрикур, он махнул на все рукой и решил особо не дергаться, а продолжать плыть по течению: «Вдруг вывезет?! Хуже уже все равно не будет!». Жанну представили двору, облачили в новенькие латы, окружили опытными командирами и отправили к войскам.
Дальше произошло немыслимое и на первый взгляд необъяснимое! В конце апреля 1428 года Жанна прибыла с войсками к Орлеану и в четыре дня отбросила англичан от города. За последние без малого сто лет это была первая победа французов в уже казалось бы окончательно проигранной ими войне. Под давлением все той же Жанны Карл срочно отправился походом на Реймс, где издревле венчались на трон все короли Франции, и там возложил на себя французскую корону. Одним этим движением он и для простых французов и для крупных землевладельцев тут же превратился в единственного законного короля Франции. А если у страны появляется государь, поддержанный большей частью общества, значит, эта страна еще может на что-то рассчитывать. К тому же за спиной нового правителя стоял не кто-нибудь, а сам ангел - девочка, еще почти ребенок, в мужских доспехах, живое олицетворение союза французского народа с самим Творцом.
Теперь уже трудно сказать, была ли «Орлеанская Девственница» посланницей Небес, как хотят верить французы, или она всего лишь не побоялась громко сообщить верховникам волю сотен тысяч их поданных, в чьих сердцах бесчисленные беспощадные минусы Столетней Войны - минусы разрухи, разорения, национального унижения и всеобщего уныния, вдруг преобразовались в один громадный Плюс - в непреодолимое желание взяться за оружие и сражаться за свою землю, в суровую решимость победить, чтобы жить, вместе с отчаянной готовностью умереть, чтобы победить. В начале 15 века в разграбленной и разрушенной Франции таких «на все готовых» было уже предостаточно. Жанна первой отважилась подать голос и сказать людям то, о чем они и без неё знали и к чему давно уже были готовы.
Говорят, что на небывалый по своему безрассудству поступок Жанну подтолкнули некие «красивые, добрые, почтительные, говорящие по-французски голоса», повелевшие ей помочь Валуа, - голоса, которым Жанна поверила! Девушка поняла, что сами Небеса избрали её для высокой мисси, а значит, ей обязательно помогут, и на лишние раздумья у неё нет ни времени, ни права. Вот так, без сомнений и раздумий, она и отправилась к Карлу Валуа исполнять волю Небес, ибо уже знала, что верховники не посмеют её прогнать и обязательно выслушают. А как же иначе? Ведь говорить она будет не от своего имени, а от имени тех, кто её прислал. И тогда, совсем не вдруг, произошло истинно Божественное Чудо! Огромная толпа сильных, умных, отважных, видавших виды мужчин, привыкших жить своей головой и давно уже не веривших ни королям, ни баронам, ни собственным командирам, с какой-то по-детски наивной и беззащитной готовностью поверила хрупкой, не очень образованной и совсем не отважной девчонке, отправившись вслед за ней в огонь. Французская девушка по имени Жанна не была ни великим полководцем, ни расчетливым стратегом, ни даже велеречивым оратором, но у неё было нечто большее, чем опыт и знания, у неё была её Вера! И вслед за её Верой французские солдаты многотысячными толпами пошли на смерть. Они нуждались в «знамени», и Жанна добровольно взяла на себя непосильное бремя – её Вера стала тем самым знаменем, в котором так нуждалась умирающая Франция.
А сама Жанна меж тем очень боялась! Она боялась смерти, боялась боли, боялась, что не справится с возложенной на неё миссией, боялась так, как боятся все нормальные люди. Боялась, ибо отныне, кроме ее собственной судьбы, на неё была возложена ответственность за судьбы тысяч её соотечественников, и это притом, что она могла указать им лишь единственно возможный путь – туда, где вот уже сто лет льется французская кровь. Да, Жанна д`Арк с 13 лет слышала некие голоса, которые говорили ей, что и как надо делать. Да, она искренне верила в то, что с ней беседуют святая Маргарита и архангел Михаил. Она их даже несколько раз видела, когда они являлись ей воочию. Жанна знала, что её путь уже предопределен, и что ей не надо ничего бояться. Однако в душе она по-прежнему оставалась простым земным человеком, обычной девушкой, мечтавшей любить, быть любимой и рожать детей. Никто не внушал ей с детства идеи особой жертвенной избранности, не взращивал в душе маленькой девочки готовность умереть за некие идеалы, не выковывал в её сердце решимость, едва переступив порог совершеннолетия, принести себя в жертву своей стране. Но был в её душе властный зов - зов, следовать которому обязаны все, ибо это не что иное, как голос той самой Веры, что ведет человека по жизни к конечной цели, к предназначению, которое есть у каждого из нас. Вот только не всем дано его слышать.
«Орлеанскую Девственницу» голос Веры звал в легенду, звал туда, где все погибают во цвете лет, ибо легенда – это высший предел, до которого способен дотянуться земной человек. В награду за высокий полет герои легенд после смерти обретают вечную жизнь в народной памяти. Богатство, могущество, безграничная власть, прижизненное поклонение и почтение, всенародная любовь и слава, несколько скупых строк в исторической энциклопедии или целые тома исследований, посвященные деяниям политика, государя, полководца, – все это лишь зыбкий песок, на котором строятся монументы и памятники. Песок рассыпается, памятники рушатся, имена героев прошлых веков стираются из народной памяти, исчезают из более поздних летописей, а легенды живут вечно, и вместе с ними вечно живут их герои, которые платят за право бессмертия тем, что, исполнив свое предназначение, умирают молодыми. Чтобы стать легендой, Жанна просто обязана была умереть молодой.
В боях у стен Парижа Жанна д`Арк попала в плен к англичанам и 30 мая 1431 года в возрасте 19 лет была сожжена на костре, как еретичка. При этом нам вряд ли стоит судить англичан за их какое-то особое, предвзятое, отношение к национальной героине Франции, ведь сожгли её по приговору французской же Католической Церкви. Причем, новый король Франции Карл IV, в буквальном смысле слова обязанный Жанне своей короной, и пальцем не пошевелил, чтоб хоть попытаться вырвать свою спасительницу из липких от человеческой крови лап католических святош. Церковь же с Жанной д`Арк церемониться не стала. Странные контакты «Орлеанской Девственницы» со святыми были объявлены ересью. Ну, вы сами-то посудите, стал бы архангел Михаил общаться с какой-то там деревенской дурехой, когда рядом с ней толпами бродят заслуженные и уже при жизни почти святые кардиналы да епископы? Нет, конечно же. В костер еретичку! В ту пору с еретиками не церемонились по всей Европе. Попасть же в число отверженных можно было и за куда менее вопиющую непохожесть на среднестатистического католика. «Святые отцы» не смогли найти объяснения странным способностям французской девчонки, принесшей столько неприятностей английской короне, и потому сочли, что здесь не могло обойтись без помощи потусторонних сил. Ну а поскольку Жанна была еретичкой, то значит, и помощь этой заблудшей овце оказывал сам Сатана и никто иной.
Для простых же французов «Орлеанская Девственница» изначально была посланницей Небес, ибо она принесла победу их Богом хранимой Франции. После успеха под Орлеаном инициатива прочно перешла к французской стороне. К 1435 году Англии удалось удержать за собой на континенте лишь порт Кале. Все остальное было потеряно ею безвозвратно.
Столетняя война закончилась сокрушительным поражением коварного Альбиона.
Спустя 20 лет, в 1455 году под давлением общественности католическая Церковь была вынуждена пересмотреть свой приговор по делу Жанны д`Арк. А уже в наши дни, римский папа объявил её святой. Уж лучше поздно, чем никогда.
Свидетельство о публикации №224111401286