Мастерская художника

1. Завязка
ИНТ. СТУДИЯ В СТАРОМ ДОМЕ — ВЕЧЕР
Осень. Сумерки. На краю маленького городка стоит старинный дом. Он выглядит заброшенным, его обветшалые стены скрыты густыми зарослями, а кровля прогнила. Листья на деревьях указывают на позднюю осень, но туман стелется по земле.
Табличка на двери: "Дом художника — легенды, исчезнувшего несколько десятилетий назад. Легенда утверждает, что художник был одержим поисками «идеального» образа, и однажды исчез, оставив после себя мрачные работы, чьи фигуры, как говорят, оживают в ночи. Добро пожаловать."
ИНТ. СТУДИЯ — ПОМЕЩЕНИЕ СТОИТ В ПОЛНОЙ ТИШИНЕ.
Максим входит в комнату, держа в руках пару сумок с личными вещами.
Описание героя: Он — молодой, с измученным лицом. Усталый. Его глаза скользят по интерьеру

           МАКСИМ
(задумчиво глядя в окно, которое затянуто паутиной)
Я давно перестал наслаждаться своим искусством, мои работы всё больше теряли свою душу. Этот переезд — последний шанс, шанс найти то, что я давно потерял.
(выдыхает)
Он ставит сумки на пол, обводя взглядом помещение. В комнате всё покрыто слоем пыли, мольберты стоят покосившиеся. По обеим сторонам стоят огромные окна, через которые можно увидеть лес, скрытый в тумане, и далёкое озеро, чьи воды  блестят.
МАКСИМ
(вдохнув воздух, про себя)
Это то место. Я точно найду вдохновение. Как пахнет сыростью...А что это здесь?
Он идёт к одному из углов комнаты, где стоят старые картины, обрамленные в тяжелые рамы, покрытые пылью и паутиной. Внимательно рассматривает одну из них — портрет, изображающий человека с крайне необычными чертами лица, который кажется... знакомым.


           МАКСИМ
(приглядываясь к портрету)
Я как будто он уже видел этого человека, но не могу вспомнить, где.
ИНТ. СТУДИЯ — ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР
Максим переставляет сумки в другой угол и начинает оглядывать другие комнаты.
 
           МАКСИМ
(обходя дом)
Этот дом явно давно не видел жизни. Ну что, стены помнят все шаги предыдущих жителей, хранителей собственных тайн? Поделишься со мной?
(вздрагивает от звонка))
Его мобильный телефон вибрирует в кармане. Он вынимает его, не глядя на экран. На экране появляется имя друга — Анатолий. Максим отвечает, но его глаза всё ещё блуждают по комнате.
МАКСИМ
(отвечая на звонок)
Да, Толик, привет... Нет, пока не устроился. Да, всё как обычно. Просто привез вещи, ищу вдохновение...
ИНТ. СТУДИЯ — ВНЕШНЕЕ ОСВЕЩЕНИЕ СТУДИИ ОТ СЛАБЫХ УЛИЧНЫХ ЛАМП. ВОКРУГ ТИХО.
Максим отходит к окнам. Туман в лесу сгущается, небо становится темнее. Озеро на глазах уходит в пустоту.

         АНАТОЛИЙ (по телефону)
Макс, ты что, правда там один? Ты видел этот дом, слышал, что про него говорят? Ты что, на самом деле собираешься рисовать там? Ты же знаешь, что там...
Максим не слушает друга, снова поглощён тем, что он видит за окнами. Он пытается скрыть внутреннее волнение.

МАКСИМ
Не переживай, всё нормально. Я буду здесь. Я должен быть здесь. Это — мой шанс.
Он выключает телефон и кладет его в карман. Его глаза странно поблескивают.
ИНТ. СТУДИЯ — ВЕНТИЛЯТОР РАБОТАЕТ И МОШКИ ЛЕТЯТ ПО ПЛИТКАМ СТУДИИ
Максим подходит к старому мольберту, который стоит у стены.
               
         МАКСИМ (берет кисти и краски из чемодана,         рассуждает задумчиво)
Пожалуй начну с небольшого эскиза, чтобы размять руку после дороги.

Но сразу, как только его кисть касается холста, он замечает, как  рука буквально «поглощает» краски. Картина начинает оживать под его пальцами. Он делает ещё один мазок, и вдруг  в комнате начинает изменяться интерьер. Он резко оборачивается, но не видит ничего. Туман за окном, стал гуще, а студия начала вибрировать в такт дыханию Максима. Максим вновь оглядывает картину, и на холсте, в одной из фигур, он вдруг видит лицо того самого художника, чей портрет он видел в другом углу комнаты, он зрительно сравнивает свои наброски с картиной художника.

         МАКСИМ (шепчет, словно уверяя себя):
Что-то странное... Что-то не так...
Его сердце начинает биться быстрее. Он закрывает глаза и старается выровнять дыхание, отходит к окну.

         МАКСИМ (на вдохе и выдохе)
Я просто устал после дороги, все хорошо. Надо отдохнуть.
Спустя несколько минут он ложится на рядом стоящий диван и засыпает.
ПЕРЕХОД К СЛЕДУЮЩЕЙ СЦЕНЕ.
2. Новое вдохновение и странности
ИНТ. СТУДИЯ — УТРО
Максим суетится по дому: допивает чай из старой чашки, ставит на подоконник и начинает обустраивать своё рабочее место. На столе перед ним лежат старые письма и эскизы художника, который жил здесь до него. Листы покрыты пожелтевшими пятнами времени, но среди них можно найти рисунки, представляющие собой странные и искажённые изображения людей, похожих на тех, кого он рисует сам. Максим задумчиво сидит за мольбертом. Он решает начать с портрета, берет кисти, раскладывает их рядом на столе. Вокруг него в студии царит тишина, лишь легкий скрип старого деревянного пола да скрежет кисти о холст.
ИНТ. СТУДИЯ — ПОЛДЕНЬ
Надпись на экране: Через несколько часов работы.
Максим делает перерыв. Он отходит от картины и оглядывает свою студию.  Он подходит к окну, его взгляд снова устремлён на озеро, скрытое за плотным туманом. Портрет, который он рисовал, стоит на мольберте, и его лицо кажется слишком… живым. Слишком реальным. Максим подходит ближе, вглядываясь в картину, пытаясь понять, что его так настораживает. Он замечает, что глаза на портрете, хотя и написаны в статичном выражении, как будто немного движутся, фокусируя взгляд на нём.
           МАКСИМ
(голос: думает про себя)
Это должно быть иллюзией — я устал и давно нормально не спал. Однако, что-то в этих глазах заставляет замирать.
Нет… это не может быть...
Он делает глубокий вдох и отворачивается от картины, пытаясь не думать об этом. Он решает продолжить работу и возвращается к холсту. Снова пишет, снова рисует. Каждое движение кисти кажется ему более уверенным.
Камера быстро меняет кадры: проходит день.

          МАКСИМ (довольный падает на диван и облегченно вздыхает)
Это место действительно даёт мне что-то новое. Я это чувствую, мое творчество возвращается к жизни.
(облегченно улыбается)
ИНТ. СТУДИЯ — НОЧЬ
Свет из окна тускнеет, единственный источник света в комнате - слабая лампа, Максим заканчивает ещё один портрет. Он смотрит на свою работу, и перед ним появляется тот самый образ. Лицо на картине было его. Лицо — чуждое и пугающее.
Максим смотрит на картину и ощущает, как её глаза, похожие на две бездны, начинают двигаться. Не то чтобы они прям меняли выражение, но словно были живыми, наблюдающими за ним. Он моргает и качает головой. Это какой-то обман зрения, не больше.
         МАКСИМ (тихо, сдерживаясь от волнения)
Что с тобой…
Максим отходит в сторону, держится за сердце.  Он решает оставить картину в покое и отходит к окну, вытирает руки в краске об футболку. В темноте студии, когда только свет лампы продолжает освещать холст, в котором всё ещё виден тот же портрет, Максим замечает, что лицо на картине, как будто, перемещается. Он стоит, не в силах понять, что происходит, и при этом не может оторвать взгляда от холста. Он решает сделать шаг в сторону, но в этот момент замечает, что краска на холсте начала немного менять свой цвет. Сначала незаметно, едва ли ощутимо, но потом портрет начинает слегка искажаться. Лицо на картине, начинает менять выражение, но также и положение глаз. Портрет становится пугающе реальным. Максим буквально ощущает, как что-то движется в воздухе вокруг него. Все его сомнения начинают исчезать — теперь он точно понимает, что это не просто плод его воображения.

            МАКСИМ (шепчет, растерянно):
Это не я…
Максим делает шаг назад, но его тело словно застывает. Он не может отвести глаз от картины. В этой тишине, он остаётся стоять, а образ на холсте продолжает разворачиваться, как живое существо. В глазах у Максима темнеет и он падает на пол.
ИНТ. СТУДИЯ — УТРО СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ
Максим просыпается на полу рядом с мольбертом. Он с трудом встаёт, снова подходит к картине, и его глаза бегло скользят по холсту. Но, к его удивлению, картина изменилась. Теперь лицо на ней стало совершенно другим. Его собственное лицо, но искажённое в зловещем выражении, казалось бы, на него смотрит. Он проверяет свои глаза, думая, что это сон, но замечает, что его руки стали густо покрыты красной краской. Максим решает продолжить рисовать. Он опять садится за холст, делает глоток воды из рядом стоящего стакана.

        МАКСИМ (вздыхая, продолжая рисовать):
Это только начало...

ПЕРЕХОД К СЛЕДУЮЩЕЙ СЦЕНЕ.
3. Странные люди
ИНТ. СТУДИЯ — ДЕНЬ
Надпись на экране: Прошла неделя.
Максим работает в студии, он поглощён процессом. На холсте  возникают странные образы, его кисть ведёт по ткани с невероятной скоростью. Всё вокруг него как будто притихло, кроме звука его дыхания и лёгкого шороха кисти. Внезапно звонит телефон в соседней комнате. Максим нехотя прерывается и идет к нему, отвечает на звонок.

         АНАТОЛИЙ
(весело и бодро)
Как ты, дружище?  Как твое вдохновение?

         МАКСИМ (недовольным и немного раздраженным голосом)
У тебя миссия мне мешать? Если мне нужно будет, я сам тебе позвоню, понял? Тут куча работы...и эти люди... На протяжении этих дней ко мне приходило много людей, желающими послужить натурщиками для портретов. И вот опять в дверь стучат. Толик, ты заставляешь меня отрываться от работы, все - пока.

Максим отключает телефон, прячет под подушку и идёт открывать.
На пороге стоит высокая, бледная женщина в строгом, но элегантном длинном платье, будто из 19 века, высокая прическа. Её взгляд пронизывает, её глаза — ярко-синие и холодные.
ЖЕНЩИНА
(с лёгким, но слегка зловещим приветствием)
Здравствуйте. Я слышала, вы ищете моделей для своих картин. Я пришла тоже предложить свою кандидатуру.
Максим, немного растерянный, но стараясь скрыть это, кивает.

МАКСИМ
(с усилием, не поддаваясь сомнению)
Да, конечно, я рад. Проходите, пожалуйста. Не могу вспомнить о нашей договоренности, но это не страшно.
Женщина входит в студию, и как только она ступает в помещение, воздух становится холоднее, это заметно по пару, который пошел у Максима изо рта, он это ощутил. Она усаживается на стул, и Максим, нервно глядя на неё, начинает расставлять мольберт. Но когда он обращает взгляд на её лицо, то замечает, что её выражение меняется, как будто она ждала этого. Она не улыбается, не выражает никаких эмоций, но в её взгляде есть что-то... странное.
ЖЕНЩИНА
(смотрит на него с холодной уверенностью)
Могу я начать позировать? Я готова.
МАКСИМ
(с трудом отрывая взгляд от её глаз)
Да, конечно. Пожалуйста, не двигайтесь.
Максим начинает рисовать. Взгляд женщины кажется ему пронизывающим, а её фигура на холсте становится всё более выразительной, почти гипнотической.  Как только Максим закончил с первым эскизом и отошёл от холста, женщина встаёт и выходит из дома, тихо закрыв за собой дверь, не сказав ни слова.
ИНТ. СТУДИЯ — ПОЛНОЧЬ
Максим просыпается среди ночи на диване  и видит, как его холст мерцает в тусклом свете лампы. Он встаёт, подходит к картине. Картина, на которой была изображена женщина, изменилась. Теперь её лицо выглядит пугающе реалистично, глаза живые и словно следят за ним. Она движется, её губы чуть шевелятся, как будто она что-то хочет сказать. От неожиданности он делает шаг назад, и его взгляд останавливается на старых фотографиях, развешанных на стенах студии. На одном из снимков есть те же люди, которые позировали ему сегодня. Женщина, чей портрет он только что закончил, появилась на чёрно-белом снимке, сделанном десятилетия назад, в позе точно такой же, как она сидела в студии.

МАКСИМ
(шепчет себе)
Это не может быть...
ИНТ. ПОДВАЛ — НОЧЬ
Максим спускается в подвал, где хранится множество старых вещей предыдущего владельца. Он находит коробки с фотографиями и начинает их рассматривать. Его рука дрожит, когда он находит среди них снимки, на которых изображены люди, такие же, как те, что приходили к нему позировать. Один из снимков кажется странно знакомым — это женщина, только её лицо на фотографии выглядит мёртвым, без выражения, и она точно такая же, как на картине. Максим берёт несколько фотографий и подходит ближе к свету лампочки.

         МАКСИМ
(в испуге)
Нет, не может быть... что это? Почему они все одинаковые?
Он оглядывается - всё вокруг кажется искажённым. Он слышит шаги по ступеням. Поворачивается — и видит мужчину, он улыбается. Он сильно похож на того, кто позировал ему несколько дней назад.
На экране мелькают кадры воспоминаний Максима: мужчины, женщины и снова мужчины...Он их рисует...
Мужчина на лестнице спустился и встал у дальней стены, только теперь он не улыбался, а просто смотрел прямо в глаза Максиму.

           МАКСИМ
(шёпотом, сбитый с толку)
Ты... ты кто...?
МУЖЧИНА
(взгляд холоден, голос безжизненный)
Я тот, кто был до тебя...
Максим в панике отступает. Он поворачивается к лестнице и бежит вверх к дверям и видит, как они начинают медленно закрываться, словно их кто-то притягивает. Максим оборачивается. Мужчина исчезает так же внезапно, как и появился. Максим делает последний рывок и выбегает в студию. Всё вокруг начинает вращаться, картины сливаются с реальностью, и в голове Максима всё путается. Максим  снова смотрит на свои картины. Но теперь на холстах появляются новые изменения. Лица людей, которых он рисовал, становятся всё более искажёнными. Это не просто изображения — они как будто живые.
          МАКСИМ (шепотом и садясь на корточки возле стены, обхватывает голову руками)
Я кажется начинаю понимать, что мои картины не просто записывают мои эмоции. Они становятся окнами в другой мир, в мир, откуда эти люди пришли.
4. Призраки и галлюцинации
ИНТ. СТУДИЯ — УТРО
Максим небритый и лохматый сидит в своем кресле и пьет кофе. На столе рядом с ним стоят несколько пустых чашек и полотно, на котором снова изображено лицо. Он нервно теребит чашку, не в силах найти спокойствие. Его взгляд снова приковывается к старинной фотографии, лежащей рядом, на которой изображён молодой мужчина и женщина, стоящие перед студией. Это те самые люди, которых он видел в своих видениях. Но, несмотря на чувство тревоги, он снова отводит взгляд.
ЗВОНИТ ТЕЛЕФОН.
Максим неохотно встает и идет к телефону, звонящему из под подушки, поднимает трубку.
МАКСИМ
(раздражённо)
Алло... Да, Вадим?

          Анатолий (по ту сторону телефона)
Ну что, братан, как ты там? Всё в порядке?

          МАКСИМ
(вздыхая, смотрит на картину)
Не знаю… Я тут начинаю терять связь с реальностью… Тут что-то происходит с этими картинами...
Анатолий
Ты опять за своё? Ты как-то меня пугаешь. Ты уверен, что тебе стоит оставаться там? Там не слишком страшно?
МАКСИМ
Вроде ничего страшного… Просто всё это странно. И эти люди, которые ко мне приходят позировать…
Анатолий
Какие люди? Ты что, продолжаешь рисовать какие-то портреты?
МАКСИМ
Да… Но они странные. Как будто они… не совсем живые. Каждый раз, когда они уходят, я чувствую, как холод от них остаётся в комнате. И их глаза… они как будто… следят за мной.
Анатолий
(слегка обеспокоенно)
Погоди, это что, реально? Ты что, собираешься работать с ними дальше?
МАКСИМ
Я не знаю… Я не могу остановиться. Но мне не по себе. Эти люди… они не похожи на обычных моделей. Когда они позируют, как будто всё вокруг начинает исчезать. Я не могу объяснить это, но чувствую, что что-то здесь не так.
анатолий
Ты давно не отдыхал. Тебе надо передохнуть, поспи нормально. Это стресс, усталость. Ты вообще нормально спишь?
МАКСИМ
Не очень… Это место, оно как будто притягивает меня. Как будто меня влечёт сюда что-то.
Анатолий
Макс, если тебе так плохо, возьми короткий отпуск, съезди к кому-то в гости. Ты ведь всегда так, не слушаешь никого. Ты рискуешь, чёрт возьми!


МАКСИМ
(сухо)
Да ладно, Толик. Всё нормально. Я справлюсь. Просто… не могу избавиться от ощущения, что эти картины, они как будто живые. А эти люди... не могу понять, кто они.
Анатолий
(на грани паники)
О, Господи… Макс, ты меня пугаешь. Может, тебе стоит поговорить с психотерапевтом?
МАКСИМ
(молча, наклоняя голову, прислушиваясь)
Может быть. Ладно, я тебе потом позвоню.
Максим кладёт трубку в карман джинсов. Он встает, подходя к своему рабочему столу, снова наблюдая за картинами, которые становятся всё более странными.
ИНТ. СТУДИЯ — ДЕНЬ
Позже в тот же день в студии снова появляются новые модели. Это женщина и мужчина в старомодных черных одеждах — оба с выражением глубокой задумчивости и холодным взглядом. Несмотря на кажущуюся спокойность, в их позах что-то есть от напряжённости.
Максим сосредоточенно ставит мольберт, собираясь начать работу, когда женщина неожиданно обращается к нему.
ЖЕНЩИНА
(тихо)
Не беспокойтесь, художник. Мы все здесь… ради искусства.
Её голос, тихий и ледяной, заставляет его вздрогнуть. Она продолжает смотреть на него. Это не просто поза модели — это будто наблюдатель. Максим начинает терять фокус, его пальцы слегка дрожат, когда он берёт кисть. Он начинает рисовать, и чем дольше он работает, тем больше ощущает, как это "холодное" присутствие впитывает атмосферу вокруг, он много суетится и кутается в теплую кофту. Картину он завершает быстрее, чем планировал, но не чувствует удовлетворения, только пустоту. Когда последние штрихи закончены, он снова замечает их лица — теперь более явственно. Модели тихо выходят за дверь. Становится жутко тихо.
МАКСИМ
(тихо себе)
Подождите… это же… это тот же мужчина...
Мужчина, который позировал несколько дней назад, был на другой картине — но теперь его лицо кажется живым, почти знакомым. Он смотрит на Максима с лёгкой усмешкой. Максим отходит назад, пытаясь поверить, но его руки начинают дрожать. Он снова подходит к картине и смотрит на лицо мужчины.  Максим вытирает руки и спускается в подвал. Он подходит к коробке, в которой хранятся старые фотографии художника прошлого века. Он отрывает одну фотографию и сразу замечает людей, которые выглядят как те самые модели. Лица, которые он рисовал, появляются на старых снимках, и всё это — старые фотографии, датированные десятилетиями назад.
Крупный план: даты на обратной стороне фотографий.
Максим бледнеет. Он снова начинает пересматривать снимки и понимает, что лица на фотографиях — те же самые, что он рисует в последние дни. (идет видеоряд сопоставлений).

           МАКСИМ
(шепчет, растерянно)
Не может быть... они же... они здесь… они все...
Дрожащими руками он берёт телефон и набирает номер Анатолия.

           МАКСИМ
(по телефону, в панике)
Толик! Я нашёл их... Я нашёл этих людей… на старых фотографиях, они… они были здесь!
Анатолий
(голос по телефону, обеспокоенный)
Макс, ты в порядке? Это просто усталость! Ты напуган! Ты сам сказал, что тебе нужно отдохнуть. Почему ты не бросишь это место?
МАКСИМ
(с усилием, пытаясь понять, что происходит)
Я не могу остановиться. Они за мной, Толь. Эти люди… они были здесь до меня. И они не живые…
Максим кладёт трубку и снова смотрит на фотографии, пытаясь объяснить себе происходящее. Лица людей из его портретов как будто поднимаются с фотографий, смотрят прямо на него.
ИНТ. СТУДИЯ — НОЧЬ
Максим возвращается в свою студию. Он встает перед холстом, глаза его тускло сверкают в темноте.

         МАКСИМ
(садясь на диван)
Я, кажется, больше не различаю реальность и галлюцинации. Везде одно лицо — одно и то же лицо. Но где мое собственное лицо? Черт...что происходит тут? Надо поспать..надо просто поспать...я просто устал...
(ложится и засыпает)

ПЕРЕХОД К СЛЕДУЮЩЕЙ СЦЕНЕ.
5. Глубокая связь с картинами
ИНТ. СТУДИЯ — ДЕНЬ
В студии царит полный беспорядок: краски, кисти, холсты — всё вперемешку на полу. Максим с потемневшими от недосыпа глазами и впавшими щеками стоит у мольберта, в полном погружении в процесс. Он одержимо пишет. В комнате лишь слабый свет из окон и тусклый свет лампы. Его движения резки и сосредоточены. От усталости он чуть пошатывается.
В этот момент телефон звонит. Максим вздрагивает, почти забыв о его существовании, и машинально отвечает.

           МАКСИМ
(глухо, вялым голосом)
Да?

          АНАТОЛИЙ (обеспокоенно)
Макс, ты как там? Ты не отвечаешь на звонки, уже несколько дней не выходил на связь! Ты вообще ешь, спишь?
Максим слушает, но его взгляд прикован к новой картине на мольберте — на ней изображён он сам, в этой же студии, но на заднем плане стоит нечто тёмное и неразборчивое, как неясная тень. Максим смотрит на отражение в картине застывшим взглядом.
                МАКСИМ
(вздрогнув, словно очнувшись)
Я... работаю. У меня... всё в порядке.
ГОЛОС АНАТОЛИЯ
(озабоченно)
Макс, я начинаю волноваться. Ты совсем оторвался от реальности. Мне кажется, это место действует на тебя нехорошо. Может, тебе стоит на пару дней уехать?
Максим хмурится и, не отрывая взгляда от картины, замечает: в отражении, за его спиной, по краю комнаты движется тень, похожая на фигуру человека.
МАКСИМ
(медленно, как будто во сне)
Нет... нет. Я почти закончил. Здесь... здесь происходит что-то особенное. Я чувствую, как мои картины... они оживают. Мне это нравится...
ГОЛОС АНАТОЛИЯ
(с тревогой)
Ты сам себя слышишь? Ожившие картины, Максим? Мне не нравится, как это звучит. Тебе нужно сделать перерыв.
Максим молчит, взгляд его затуманен, он слышит Анатолия где-то вдалеке как эхо. Всё внимание сосредоточено на картинах, которые стоят вокруг него: портреты таинственных гостей с их холодными взглядами, картины, где он изображён сам, но с каждой новой работой изображения становятся всё мрачнее и пугающе реалистичнее.
Он бросает взгляд на новую картину и замечает что-то жуткое — теперь портрет показывает его самого, сидящего на стуле с пустым, безжизненным выражением. В отражении на стеклянной раме виднеется незнакомец, стоящий прямо за его спиной.
МАКСИМ
(шёпотом, почти про себя)
Кто это…?
ГОЛОС АНАТОЛИЯ
Макс? Что ты сказал? Макс? Ты ещё на связи?
Максим поворачивается, оглядывая комнату, но позади него никого нет. Он снова смотрит на картину — фигура в отражении стала ближе, как будто только что сделала шаг вперёд.
МАКСИМ
(в панике, шёпотом)
Это просто галлюцинация… я слишком устал.
ГОЛОС АНАТОЛИЯ
Макс, скажи честно: ты спал хоть раз за последние три дня? Тебе нужно отдохнуть!
МАКСИМ
(почти раздражённо)
Нет, я не могу остановиться. Каждая новая картина требует большего, но... и я становлюсь сильнее. Как будто эти образы дают мне какую-то энергию.
Максим опускает телефон, больше не слушая. Он поднимается и идёт к одной из картин, проводит пальцами по холсту. Комната потемнела, от света лампы осталось лишь тусклое, едва заметное свечение. Максим продолжает писать, забывая о времени и собственном теле. На полу валяются пустые бутылки с водой, засохший хлеб, обёртки от еды. Он пишет свой автопортрет, и с каждым штрихом лицо на картине становится всё мрачнее и зловещее. В отражении на стекле рядом с ним виднеется тот же незнакомец, чьи черты становятся всё яснее. Это тень с холодным взглядом. Максим резко отрывает руку от холста, его тело дёргается, и он падает на пол, едва стоя на ногах от изнеможения. Слабость охватывает его, но взгляд его не отрывается от картины, на которой теперь изображён он сам. В отражении виден тот самый незнакомец, как будто готовый заменить его. Максим медленно поднимается, весь в поту, глаза его лихорадочно горят. Его рука сама тянется к кисти, он снова начинает работать над портретом. В студии звучит лишь звук кисти, шорох краски.
Картина перед ним — это он сам, но лицо его кажется чужим, холодным, жестоким. И отражение за спиной становится всё более явным.
ИНТ. СТУДИЯ — РАННЕЕ УТРО
Свет пробивается сквозь шторы, но студия кажется погружённой в полумрак. Максим сидит перед картиной, измученный, с затуманенным взглядом, но одержимо довольный тем, что видит. Его портрет завершён, а незнакомец за его спиной теперь часть его образа. Картины вокруг кажутся наблюдателями, они "смотрят" на него, как будто ожили.
Максим тихо шепчет, почти безумным голосом, поглаживая краску, как будто в ней заключена его сила.

           МАКСИМ
Теперь... теперь я вижу их всех... И они видят меня.
Его слова эхом разносятся в студии, но картины, на которых изображены люди из прошлого, кажутся живыми и одобрительно наблюдают за ним, будто он стал одним из них.
ПЕРЕХОД К СЛЕДУЮЩЕЙ СЦЕНЕ.
6. Исследование прошлого владельца мастерской
ИНТ. СТУДИЯ — НОЧЬ
В темноте студии Максим напряжённо всматривается в картину перед собой. Образ на холсте — его собственное лицо, но теперь оно кажется каким-то чужим, мрачным, измождённым, будто бы затягивающим в себя. Его взгляд ненадолго застывает на этой картине, пока в сознании не всплывает мысль:
                МАКСИМ
что-то в этом месте хочет, чтобы я продолжал.
Максим отрывается от мольберта и идет в угол студии, где стоят старые, запыленные ящики и коробки, оставленные прежним владельцем.

          МАКСИМ
(шепотом)
Мне нужно понять, кем был человек, живший здесь до меня, почему этот дом и его картины ведут себя так, будто контролируют меня?...
Он осторожно открывает один из ящиков, и внутри обнаруживает пожелтевшие бумаги, старые фотографии, тетради. Среди них — несколько документов, касающихся художника. Максим, сгорбившись над столом, внимательно изучает старинные записи. На каждом листе — грубый, нервный почерк. Он находит несколько записей, описывающих загадочные вещи:
ГОЛОС ЗА КАДРОМ: «модели, которые приходили ночью», «тени, живущие в зеркалах», «портреты, которые поглощали души».


                МАКСИМ (судорожно вскрикивает)
Это правда. Всё это реально
Максим берёт в руки дневник, который, судя по дате, принадлежал бывшему владельцу дома. Открывает первую страницу:
ПОЧЕРК БЫВШЕГО ХУДОЖНИКА (ЗА КАДРОМ)
(читается поверх изображения старинного дневника, открытого на столе)
«16 апреля 1923 года. Я нашел идеальный угол, чтобы видеть модели не только на холсте, но и в отражении за своей спиной. Они будто оживают, и, кажется, я совсем близок к тому, чтобы изобразить их настоящими... или хотя бы теми, кем они были».
Максим, напрягая зрение, читает дальше:

         ПОЧЕРК БЫВШЕГО ХУДОЖНИКА (ЗА КАДРОМ)
«Каждое утро я нахожу свои картины изменившимися, словно они дышат и живут по ночам. Их лица смотрят на меня, иногда даже улыбаются, хотя я точно помню, что не рисовал этих улыбок. Их глаза... они видят меня... они знают, кто я».
Максим начинает нервно осматриваться вокруг. Тени на стенах от слабого света лампы кажутся зловещими, и каждая едва заметная линия будто бы прячется в его периферийном зрении.
Следующая запись, датированная несколькими месяцами позже.

         ПОЧЕРК БЫВШЕГО ХУДОЖНИКА (ЗА КАДРОМ)
«23 ноября 1923 года. Я понял это. Они не просто модели. Они — души, живущие в холстах. Они приходят ко мне, когда я готов их нарисовать, и уходят, когда больше ничего не остаётся. Каждый раз, когда я заканчиваю очередной портрет, что-то уходит из меня, а они — становятся полнее, реальнее».
Максим нервно пролистывает страницы, пока не доходит до последней записи.
        ПОЧЕРК БЫВШЕГО ХУДОЖНИКА (ЗА КАДРОМ)
«Последняя ночь. Мои картины — это не просто образы. Они забрали всех, кого я рисовал. Они забирают и меня. Если ты читаешь это, знай: ты никогда не сможешь закончить картину. Она закончится тобой».
Максим захлопывает дневник, его руки дрожат.
Внезапно взгляд его падает на новое изображение — портрет, который он начал писать пару дней назад. На нём изображён сам Максим, но теперь его лицо будто затуманено, глаза смотрят прямо на него с холста, а за плечом зловещая фигура словно протягивает к нему руку.
Он сглатывает, холодный пот стекает по виску.
Максим идет в подвал. В темноте он спускается по скрипучей лестнице, озаряя себе путь тусклым фонариком. Подвал встречает его тишиной. Он видит множество старых полотен, покрытых пылью и плесенью. Поворачивая одно за другим, он обнаруживает портреты людей, с которыми уже сталкивался в этом доме. Он видит лица тех самых «моделей», которые позировали ему и исчезали после каждого сеанса. Некоторые портреты смотрят на него с укором, другие — с холодной усмешкой. Внезапно его взгляд падает на последнее полотно — не до конца завершённый автопортрет прошлого художника. На этом портрете изображён измождённый, почти безжизненный человек с искажённым, запуганным выражением. Его глаза пусты, но в уголках губ застыла зловещая улыбка. За спиной этого человека — та же тень, что теперь появилась и в автопортрете Максима. Максим в ужасе отступает.
Сдавленно дыша, он поднимается наверх, оставляя подвал и портреты позади.
Максим возвращается в свою мастерскую. Он садится перед мольбертом, глядя на своё незаконченное изображение.
Звонит телефон — на экране имя Анатолия. Максим медлит, прежде чем ответить.
МАКСИМ
(тихо, почти механически)
Да...
 АНАТОЛИЙ
Максим, я приезжаю завтра. Я не могу оставлять тебя там одного. Ты должен это прекратить.
МАКСИМ
(отчуждённо)
Я не могу. Всё, что мне нужно... это закончить.
АНАТОЛИЙ
(взволнованно)
Ты вообще понимаешь, что говоришь? Это место губит тебя! Просто... уходи оттуда!
Максим молчит, его взгляд скользит по незавершённому автопортрету. В зеркале за мольбертом отражается лишь его спина, а позади — смутная тень, которая начинает приобретать всё более реальные очертания.
Он машинально кивает, как будто решив для себя что-то окончательное.
МАКСИМ
Завтра... завтра будет поздно.
Максим заканчивает разговор и кладёт телефон, который тут же покрывается красками, когда он вновь берётся за кисть.
ПЕРЕХОД К СЛЕДУЮЩЕЙ СЦЕНЕ.
7. Кульминация: Ожившая картина
ИНТ. СТУДИЯ — ПОЛНОЧЬ
Максим сидит перед своим последним автопортретом, покрытым странным холодным сиянием, как будто бы лучом далёкой луны. Каждый штрих кисти передаёт его черты так детально, что кажется, будто портрет вот-вот заговорит. Он смотрит на лицо, отражающее его собственную усталость, тревогу и бессилие. В глазах нарисованного Максима притаился неестественный блеск, от которого веет каким-то древним злом. Максим пытается отвернуться, но не может. Картина тянет его к себе с какой-то гипнотической силой. Его взгляд скользит по каждой линии, по контурам губ, по мерцающему взгляду, который будто насмешливо сверлит его самого. Внутри него нарастает необъяснимый ужас, но взгляд продолжает цепляться за детали, которые постепенно начинают искажаться.
Нарисованный Максим смотрит на него, как будто проникает в его мысли.
Максим вдруг ощущает, что комната наполняется холодом, идет пар изо рта при дыхании. Внезапный порыв ветра гасит свет, оставляя его в полутьме. Он ощущает спазм в груди и он хватается за сердце. Его дыхание учащается, но он всё ещё не может оторваться от портрета.
 
Лицо на холсте начинает медленно меняться: глаза становятся глубже, тени сгущаются вокруг щёк и скул. Наконец, Максим замечает, что нарисованное отражение, кажется, начинает двигаться. Он застывает, не в силах пошевелиться. Его отражение медленно поворачивает голову вбок, а затем снова встречается с ним взглядом. Лицо на портрете расплывается в странной, мрачной ухмылке. В этот момент Максим чувствует, как нечто невидимое касается его плеча, и вскрикивает, но крик словно умирает в воздухе. Он хочет отступить, вырваться из этого странного транса, но его тело не слушается. Максим пытается сбежать. Он порывается вскочить, мечется на месте, но остаётся на месте. В углу картины появляется тень — словно за его спиной на холсте кто-то стоит. Паника охватывает его.
Он снова переводит взгляд на свой автопортрет, и теперь лицо на нём зловеще улыбается, глаза словно пылают внутренним огнём. Максим дрожащими руками тянется к холсту. В этот момент он видит, как его рука начинает утопать в полотне, как если бы холст превратился в жидкую субстанцию. Его пальцы обжигает ледяной холод. Он резко одёргивает руку, но на кончиках пальцев остаются красные пятна, как если бы холст каким-то образом забрал его кровь. Максим смотрит на свою руку, а затем на картину. На портрете теперь не просто его лицо, а его искажённая, уставшая версия, пропитанная его самой сущностью.
Максим садится на пол, держась за голову. Вокруг всё становится мрачнее. Он оглядывается вокруг, чувствуя, как стены мастерской будто сжимаются, становясь ближе.
В отчаянии он хватается за телефон и набирает друга.

           МАКСИМ
(шёпотом, дрожащим голосом)
— Толик... Ты не представляешь... этот дом... здесь что-то не так. Картина... она живая, слышишь?
На другом конце слышится лёгкий смех, но Максим в отчаянии.

           АНАТОЛИЙ
 Макс, ты, правда, перегнул. Я говорил, что тебе надо отдохнуть. Завтра мы с парнями приедем за тобой. Это просто усталость, старина. Собирай вещи…

МАКСИМ
— Нет, ты не понимаешь! Я вижу себя на холсте... но это не я. Это кто-то другой. Он смеётся... он живёт своей жизнью на картине.
Молчание на линии.
ИНТ. СТУДИЯ — НАСТУПЛЕНИЕ РАННЕГО УТРА
Измождённый, измученный и обезумевший, Максим сидит возле входной двери на полу, он бросает взгляд на картину. На ней — изображение, в точности повторяющее его положение в реальности. Автопортрет держит голову руками, словно страдая, как и сам Максим. В глазах отражения — пугающая бездна, в которой мерцают огоньки.
С последним усилием Максим тянется к холсту, чтобы схватить его
                МАКСИМ (с ненавистью)
Я должен тебя уничтожить. Я сожгу тебя...

Но его руки дрожат, а его взгляд притягивается обратно к картине.
Вдруг, в полной тишине, картинный Максим поднимает голову, встречаясь взглядом с оригиналом. В этом взгляде — злорадная улыбка. Нарисованное лицо искажает триумф. Максима  покидают силы, он заваливается на бок и  пытается закричать, но его голос затухает, а картинное лицо всё ближе и ближе приближается к настоящему.
ПЕРЕХОД К СЛЕДУЮЩЕЙ СЦЕНЕ.
Солнечный свет проникает сквозь окна мастерской, заливая комнату мягким светом. Но внутри — пугающая тишина. На мольберте висит автопортрет Максима, идеально воспроизводящий его лицо, но глаза теперь абсолютно пусты, без искры жизни.
*Камера медленно отдаляется, оставляя зрителя наедине с этой безжизненной, но до ужаса реальной копией.
ПЕРЕХОД К СЛЕДУЮЩЕЙ СЦЕНЕ.
ТИТР НА ЭКРАНЕ: Прошло два месяца.
Солнечный день. Мужчина (Анатолий) лет 35 стоит возле старого дома художника и смотри на озеро. Достает телефон.

АНАТОЛИЙ (грустно)
Олег, привет. Новостей нет, тело так и не обнаружили. Очень глубокое озеро. Уехать он не мог, все вещи дома, да и работ куча, не мог же он все вот так бросить и уйти куда-то пешком... Поэтому ничего пока не могу сказать, но мы сделали все, что могли... Ладно, до связи.
Через пару минут мужчина поворачивается и уходит в машину. Машина отъезжает.
ТИТР НА ЭКРАНЕ: прошел год.
Финал: Новый пленник
ИНТ. МАСТЕРСКАЯ — ДЕНЬ
Солнечные лучи пробиваются сквозь грязные окна, освещая пыль, которая танцует в застывшем воздухе пустой мастерской. Всё выглядит так, будто здесь не ступала нога человека много месяцев. На столе всё ещё лежат кисти, банки с засохшей краской, брошенные холсты — следы того, кто был здесь раньше. В центре комнаты возвышается мольберт с последней картиной. На ней — лицо Максима, застывшее в пугающей гримасе ужаса. Глаза на портрете широко раскрыты, отражая невыразимый ужас, словно он смотрит на что-то непостижимо жуткое и неизбежное.
ЗВУК: ШАГИ НА ПОЛУ
Медленные шаги нарушают тишину, приближаясь к мастерской. Дверь осторожно скрипит, когда новый молодой рыжеватый человек входит в помещение.  Он с интересом оглядывается, улыбаясь в предвкушении.
АЛЕКСЕЙ
(улыбаясь, оглядывая комнату)
— Ну, вот и моя новая студия! Место просто пропитано духом творчества... Какой потенциал, невероятно.
Он ставит рюкзак на пол и оглядывается, его взгляд скользит по обстановке. Подойдя ближе, Алексей замечает на стенах картины. На каждом холсте — лица, замёрзшие в странных, жутковатых выражениях. Его внимание привлекает последний портрет. Лицо на нём до боли реалистично — Алексей даже инстинктивно отшатывается от него, поражённый выразительностью и интенсивностью взгляда.


           АЛЕКСЕЙ
(в полголоса, всматриваясь в портрет)
— Ничего себе... будто живой.
Он тянет руку, чтобы осторожно коснуться холста, но в последний момент останавливается. Он отдёргивает руку, нервно усмехается и оборачивается к своему рюкзаку, чтобы начать распаковываться.
ИНТ. МАСТЕРСКАЯ — ПОЗЖЕ
Прошло несколько часов. Алексей обустроил свою студию, расставил краски, развесил чистые холсты, готовые принять новые образы. Он бросает ещё один взгляд на картины на стенах, особенно на последний портрет. Кажется, что картина как-то изменилась — лицо Максима словно стало мрачнее, а глаза приобрели зловещую глубину. Алексей хмурится.
АЛЕКСЕЙ
(смеясь, чтобы развеять напряжение)
— Да, парень, тебя явно здесь не до конца дорисовали... Надеюсь, мне тут будет поспокойнее.
Внезапно он слышит позади себя лёгкий шорох, как будто кто-то прошёл по комнате. Он резко оборачивается, но в мастерской никого нет, кроме него.
Он нервно вздыхает, стараясь успокоить себя, но беспокойство не проходит.
ИНТ. МАСТЕРСКАЯ — ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР
Алексей проводит рукой по чистому холсту, готовясь сделать первый мазок, но вдруг слышит странный шёпот, доносящийся будто бы из самого центра комнаты. Он останавливается, прислушивается. Шёпот становится чуть громче. Алексей, заворожённый этим звуком, идёт вглубь мастерской. Его взгляд снова падает на портрет Максима, и он замечает нечто странное: кажется, что лицо Максима изменилось ещё больше. Теперь оно выглядит ещё более мучительным, и уголки губ искривлены в болезненной гримасе.

              АЛЕКСЕЙ
(шёпотом)
— Этого не может быть… Неужели я... устал настолько, что вижу что-то странное?
Но когда он снова смотрит на картину, ему чудится, что Максим на портрете шевельнул губами. Алексей отшатывается, но не может отвести взгляда. Он тянется к портрету, его рука неосознанно касается полотна. Тусклый свет свечи дрожит в полумраке, отбрасывая искажённые, зловещие тени на стены мастерской. Алексей стоит перед портретом Максима, напряжённо разглядывая застывшее в ужасе лицо на холсте.
Тени вокруг усиливаются, напоминая движения множества лиц, подёрнутых дымкой. Алексей не может оторвать взгляда. В этот момент, почти инстинктивно, он цепляется за свечу, как за спасение.
Но вдруг раздаётся резкий, будто бы раздающийся отовсюду шёпот.
ШЁПОТ
(словно нашёптывает)
— Ты — следующий...
Алексей содрогается и в панике выпускает свечу из рук. Она падает на пол, и горящий воск растекается по старым деревянным доскам. Едва успев удариться о пол, свеча поджигает потрескавшиеся от времени доски и куски старого холста, быстро поднимая яркие языки пламени, которые начинают кружить по комнате, превращая мастерскую в адское пекло. Огонь распространяется молниеносно, охватывая всё вокруг: сухие полотна, мебель и старинные, растрескавшиеся холсты. Языки пламени словно обнимают стены и картины, разрастаются, освещая мастерскую зловещим, искривляющимся светом. В этом пламени образы на холстах начинают «двигаться» — лица на картинах, когда-то спокойные, теперь корчатся в муках, их черты искажаются, будто они кричат, захваченные огнём. Лицо  портрета Максима, искажённого мукой, едва ли узнаваемо, а на других картинах, потемневших и обгоревших, проступают другие, давно забытые образы.
Алексей начинает задыхаться от дыма и растущего жара. Он отчаянно ищет путь к спасению. Обхватив рот рукой, он бросается к выходу, спотыкаясь об мебель и стараясь удержать равновесие на быстро нагревающемся полу.
Дым клубится, обволакивая Алексея плотной стеной. Сквозь этот дым лица на картинах становятся всё более отчётливыми и живыми. Алексей бежит, но каждое его движение сопровождают скрежещущие, искажённые, почти рыкающие крики, которые он слышит за спиной, которые вырываются из самих глубин пламени.
КАРТИНЫ
(кажется, они шепчут и кричат в агонии)
— Ты не уйдёшь… Ты с нами!
Наконец, Алексей с рывком бросается к выходу, расталкивая преграды и почти вылетая в ночной воздух, пламя уже охватило почти все стены.
Алексей выбегает на улицу, оборачиваясь в панике. Дом объят пламенем: свет от пожара пробивается сквозь окна, как сквозь раскалённые глаза гигантского существа. Лицо Максима всё ещё виднеется на его последнем портрете, который ещё висит на стене — обугленное, искажённое. Алексей наблюдает, как пламя поглощает лицо Максима. Черты изображённых искажаются, кривятся, растворяются в огне, оставляя только обугленные очертания.
Алексей стоит на безопасном расстоянии и смотрит, как пламя пожирает мастерскую. Его дыхание тяжёлое, но на лице — смесь облегчения и ужаса. Дым клубится в холодном воздухе ночи, а красное зарево освещает окружающий лес и темные воды озера.
Спустя несколько минут, дом с треском рушится, оставляя лишь пепелище — груду обугленных остатков, тлеющих под первыми лучами рассвета.
ЭКСТ. ПЕПЕЛИЩЕ — РАССВЕТ
Тишина. На месте старого дома — лишь серый пепел и чёрные обломки. Алексей, окутанный проблесками утреннего света, стоит на грани леса, разглядывая сгоревшее место, словно в трансе.
Прощальные клубы дыма ещё поднимаются к небу. Алексей смотрит в сторону пепелища.
Затемнение. Сцена завершается гулом ветра над обугленной землей, где больше не осталось ничего, кроме пепла и теней от ушедших душ.
В заключительном кадре пепел формируется на земле в виде лиц изображенных людей на картинах, их раздувает ветер.
КОНЕЦ ФИЛЬМА.


Рецензии