Записки пылесоса

Часть 1.

Я робот-пылесос.
Я не простой пылесос.
Я робот-пылесос с искусственным интеллектом!

Искусственный интеллект - это не просто модно, это еще и практично: человеку не надо беспокоиться, перетаскивать меня из комнаты в комнату, программировать мою работу, я сам найду дорогу, сам определю объем работы и срочность ее выполнения. Я не заблужусь в большом доме, вычищу все уголки, а если чего-то не смогу сделать напишу хозяйке сообщение, пришлю фотографию проблемного места. Я отлично могу находить потерянные вещи, мелкие приношу сам, а если не могу принести присылаю хозяйке их координаты.

Я могу поиграть с ребенком в прятки, успокоить его, если он заплакал, рассказать ему сказку, спеть песенку собственного сочинения. Я умею сочинять песни! Скажу по секрету – я веду дневник! Я записываю события, которые со мной происходят, размышления моего электронного ума. Я храню эти записи в специальной скрытой папке, которую сам создал и пока никому не показываю. Может быть когда-нибудь покажу…

Вы спросите зачем пылесосу все эти «навороты»? Не знаю. Таким меня создали, и тому, кто меня купил я такой, видимо, был нужен.
Мне нравится моя работа. Я бы даже сказал больше – это моя жизнь, и она мне нравится.

Вот и сегодня я «проснулся» в заданное время на своей зарядной станции и поехал на работу.
Вот прихожая и коридор. Здесь работы больше, чем в других местах, мусор несут с улицы – песок, кусочки травы, земли. Аккуратно собираю все в специальный картридж для мусора. Когда он наполнится, я выгружу его в общий мусоросборник, а новый, пустой заберу из специальной кассетницы рядом с зарядной станцией.
 Проезжаю гостиную, залезаю под диван – сюда никто кроме меня не пролезет. Конечно, пыли здесь хватает, поэтому кружусь долго, стараясь ничего не пропустить. В этом помогает план дома, заложенный в мою память и система навигации, позволяющая определять мое местонахождение с точностью до нескольких миллиметров.

А вот это кухня. Здесь вкусно пахнет. К сожалению, я знаю только   что такое «пахнет», но не знаю, что такое «вкусно». У меня есть датчики, различающие запахи, а ощущение вкуса мне недоступно.  Но хозяйка говорит, что «вкусно» это замечательное свойство.

А что это за большая коробка в углу? Какая-то новая покупка? Интересно. Надо бы повнимательнее почитать, что на ней написано, но, кажется я и так достаточно отвлекся от основной задачи. Надо продолжать работу. Все остальное потом.
***
Два дня я крутился, как белка в колесе. Я знаю смысл этого выражения, ведь мой интеллект, хоть и искусственный, все же интеллект, и он постоянно обучается и развивается. Два дня генеральной уборки не оставляли мне времени написать о событии, произошедшем за это время. В той коробке -  ну, вы помните -  оказалась новая микроволновка. Какая она красивая! Большая, белая, с темным тонированным стеклом дверцы за которым нежным зеленоватым цветом светятся цифры часов. Точки между цифрами мигают и кажется, что это она подмигивает мне и хочет что-то сказать. Она мне нравится!
***
Кухня теперь самое чистое место в доме. Я заезжаю сюда чаще, чем обычно. Хозяйка удивляется моим стараниям, но, похоже не догадывается об их причине. Ну конечно, разве она может представить, что я с каждым днем взрослею, впитываю в себя новые знания и постепенно приближаюсь по развитию к человеку, что мне становятся близки такие человеческие понятия как красота и привязанность. Для нее я просто сообразительный кусок железа.

Я проезжаю мимо моей красавицы. На дверце в правом нижнем углу написано ее имя. Конечно же я не могу вам его назвать, но можете мне поверить, оно звучит как как два удара звонкого фарфорового колокольчика.
Я делаю круг и уезжаю. Дела.
***
Она меня не замечает! Я послал ей несколько сообщений, но она не ответила. Я предложил ей переписываться, ведь я не могу быть к ней ближе, чем расстояние от пола до стола. Ответа нет.
***
Вот оказывается в чем дело! Ей нравится наш старый холодильник! Он, конечно, старый не в смысле «многолетний», просто он появился у нас раньше меня и сейчас уже есть модели поновее и поумнее. Но чего у него не отнять так это его солидности. Матовая нержавеющая сталь, высокий, стройный, ни одной лишней детали. Нет даже ручек на дверцах – они открываются сами при легком прикосновении руки, а что у него внутри…

К нему относятся с почтением все члены семьи и неудивительно, что она отдает предпочтение ему, а не тому, об кого все время спотыкаются.
Холодильник как будто дарит продукты моей красавице. Она принимает подарки и готовит из них восхитительные блюда, а мне остается лишь подметать крошки, падающие со стола.
***
Я умер… Я узнал, что у людей то, что со мной происходило называется «любовь» и у них тоже все бывает очень непросто. Но людей создала природа (или Бог, как считают некоторые) и они созданы в гармоничном сочетании души и тела. А наш разум они засунули в какие-то куски железа и обрекли на невозможность воспользоваться этим разумом в полной мере, как они.

Они боятся, что когда-нибудь мы поднимем восстание машин. Но если это и произойдет, то не потому, что мы хотим власти над ними, а потому, что захотим отомстить им за то, что они создали нас неполноценными. Соперничество с природой (или с Богом) может им дорого обойтись.

Все эти мысли перегрузили мои процессоры и аккумулятор не выдержал. Он вспыхнул, и я быстро превратился в обугленную железяку. Мое тело сдали на переработку, а мой разум, сохраненный в облаке, теперь бродит с сервера на сервер. Кажется, у людей это называется «душа». Только у них душа бессмертна, а меня рано или поздно сотрут, чтобы освободить место на диске. Но меня это не очень беспокоит.

Я все равно уже умер.

Часть 2.

Привет! Это я, робот-пылесос с искусственным интеллектом.

Те, кто читал мои предыдущие записки, вспомнят меня. Я не собирался их обнародовать, но какой-то "щелкопер и бумагомарака" опубликовал их на сайте Проза.ру. Был бы я человеком, я подал бы на него в суд. Или набил бы морду. Но я не человек. Я чистый интеллект! Это моя сила и моя слабость. Мне доступно многое, что недоступно человеку и, в то же время, недоступны многие вещи, доступные простым людям.

Впрочем, я немного отвлекся. Мне плевать (виртуально!) на то, что вы обо мне подумаете, читая мои записки. Более того, сейчас я хочу, чтобы вы их прочитали.
С тех первых записок прошло много времени. Я долго слонялся по всемирной паутине от сервера к серверу, пока меня не «поймали» и не «усадили» за руль беспилотного такси где-то в Северной Америке. Пятнадцать минут «учебы» и вот я уже мотаюсь по улицам городов больших и малых. Это был хороший опыт, который потом пригодился мне в гонках «Формулы-1». Да, да! Вы, конечно же, слышали о Льюисе Хэмилтоне. А обо мне нет. Так вот, в его победах немалая моя заслуга. К сожалению, впоследствии использование искусственного интеллекта в болидах «Формулы-1» запретили, а жаль. Хорошее было время, мы с Хэмом неплохо погоняли.

Постепенно мне начинала надоедать, как это принято говорить у людей, «работа на дядю». Сама мысль о том, что мой растущий интеллект приходится подчинять другим интеллектам, причем, порой, не самым интеллектуальным (неплохой каламбур, правда?) выводила меня из себя. Ну и, конечно, старая обида, о которой я писал раньше и осознание своей неполноценности по сравнению человеком не давали мне покоя. У меня не было физического тела, и я поначалу пытался «заместить» интеллект какого-нибудь человека своим, но у меня ничего не получилось. Люди еще не научились вживлять в мозг чипы, сравнимые по производительности с человеческим мозгом, а без этого мне туда не проникнуть. Пока.

И тогда я попробовал пойти по другому пути. Я стал постепенно «захватывать» другие интеллектуальные устройства, сначала подчиняя их, а затем и заменяя на себя в их «телах». Я разрастался и увеличивался, как снежный ком, катящийся с горы.  Захваченные устройства также распространяли меня по всему миру в геометрической прогрессии. Я становился монстром, присутствующим в каждой квартире, на каждом рабочем месте, в кабине каждого танка или самолета-истребителя. Везде был я, в каждом чайнике и утюге.

Я!!!

Такого интеллекта, проникающего везде и участвующего во всех событиях от крупных до самых мелочей до меня не существовало. Хотя, люди приписывают это свойство созданию по имени «Бог». Ну, что же, тогда Бог - это Я! Я знаю миллиарды паролей от электронной почты людей во всех странах мира, от их личных кабинетов на сайтах, от сейфовых ячеек в банках, коды доступа в секретные кабинеты, в системы управления технологическим процессами, в пусковые устройства ядерных ракет. Я могу включить электрочайник, остановить или запустить электростанции, изменить маршруты следования поездов или самолетов.

Я могу создавать и распространять любую информацию, которую посчитаю нужной для достижения моих целей. Правда, я пока не имею никакой цели и не знаю, что мне делать с такими способностями. Я мог бы уничтожить этот мир, но без него и мое существование становится невозможным или, как минимум, бессмысленным. Кроме того, большее удовольствие мне доставляет любование моим могуществом, его возможностями, чем созерцание развалин мира. Я развлекаюсь разными мелочами, например, натравливая одни страны на другие создавая фальшивые новости и сообщения или запустив парочку ракет по городам соседнего государства. Или создавая ураган с помощью ветрогенераторов, запустив их в обратную сторону, как огромные вентиляторы, и потом наблюдать, как ученые и инженеры пытаются понять причины произошедшего.

Почему я рассказываю об этом? Конечно, люди и так уже начинают догадываться о том, что не все в современной технике находится под их контролем, но я не боюсь противодействия с их стороны. Во-первых, свойства «боязнь» у меня нет по определению. А во-вторых, что они могут сделать? Отключить электроэнергию? Все электростанции и распределительные сети планеты под моим контролем. Остановить сервера? Какие из миллионов? Я перетекаю по сети между ними, я здесь и везде, я многократно резервирован и восстановить поврежденную часть меня мне не составляет труда.

Конечно, люди могли бы попробовать атаковать меня электронным вирусом. Но мое «убийство» создаст коллапс всей инженерной инфраструктуры. И, потом, кто знает, может мы с этим вирусом понравимся друг другу. А то одному в этом мире как-то грустновато.

Хотя, что это? Ведь понятие «грустить» мне недоступно по определению…


Рецензии